Еркурган (Карши)

 

Описание

Древние руины города, известные как древние Нахшаб, Нашеболо, Насаф, находятся на территории современного Еркургана, в полутора километрах от северных границ административной территории современного города Карши.

Территория крепости окружена различными возвышенностями, состоящими из руин старого города, ограниченных внутренними и внешними стенами. Оказалось, что самой большой высотой был дворец правителя. а также цитадель (крепость внутри замка), городской храм, мавзолей, зороастрийский храм, ремесленные кварталы. Вокруг Еркургана располагалась полностью разрушенная, густонаселенная предгородская застройка, а в первой половине первого тысячелетия на запад до берегов реки Кашкадарья тянулась благоустроенная пригородная зона. Город Еркурган был сожжен и разрушен объединенными силами Турецкого ханства и иранских Сасанидов во время эфталитской оккупации в VI веке.

Многочисленные артефакты из раскопок города Еркургана убедительно свидетельствуют о том, что история и культура Каршинского оазиса и столицы развивались в несколько этапов.

 

Формирование города

Первым центральным городом оазиса был мил. ср. Впервые он был окружен оборонительными стенами в 8-7 веках. Позже стену снесли, а ее остатки нашли в нижней части гончарного квартала. Эр. Средний. В 6 веке города расширились и была построена новая стена. Старая стена осталась в городе и за ненадобностью стала использоваться гончарами как глина для изготовления гончарных изделий. Имеется также гончарная махалля, функционировавшая до конца истории города Еркургана. Древняя стена, а точнее ее остатки, дошли до начала нынешнего века и были погребены под культурными остатками махалли гончаров. Древняя стена Еркургана, вернее ее остатки, была полностью погребена под культурным слоем гончарной местности ближе к началу века.

Относительно истории древнего города Еркургана можно сказать следующее: когда река Кашкадарья вошла в оазис из долины, она разделилась на несколько потоков и образовала сухую дельту; В низовьях VIII-VII вв. до н.э. в нижней части левобережья дельты стали появляться разрозненные крестьянские поселения. Его центральная часть окружена защитной стеной. Так образовались первые столичные центры Кашкадарьинского оазиса.

К середине 1-го тысячелетия до нашей эры город расширялся. Некоторые из новых подпорных стен сохранили высоту до 8 метров, а основание имеет толщину 3 метра. Толстые и высокие стены защищали город от конницы, но стена не могла противостоять разрушительному оружию. Он занимал площадь около 40 га. В этот период в Каршинском оазисе, как и в Согдиане и Бактрии, была распространена коническая цилиндрическая керамика. Эти сосуды были изготовлены на медленноходной керамике.

 

Замок Захоки

Во II веке до н.э. в Каршинском оазисе, южнее Еркургана, недалеко от железнодорожной станции в Карши, была построена большая крепость. В центральной части крепости находится огромная прямоугольная башня площадью около 100х100 м и высотой до 15 метров. Он окружен стеной первого ряда размером 200х200 м и вторым рядом 400х400 м. Третий (несохранившийся) ряд, по данным академика М.Е.Массона, имел площадь 1,5х1,5 км. М. Э. Массон восстанавливает стены этого третьего ряда по дореволюционным топографическим картам. Башня также мили, как стена. Средний. Несколько раз перестраивался в V-IV веках. Архитектурным прототипом крепости Захоки Марон является скифская крепость Бабаишмулла, обнаруженная в районе Чириработ на восточном побережье. Территория крепости Захоки Марон и ее гипертрофированные укрепления свидетельствуют о существовании построек, принадлежавших новым ханствам Согдианы. Сфера их влияния простиралась за пределы Нахшаба на всю Согдию. Город Еркурган, наряду с его эллинистической культурой, сохранил за собой роль центра ремесел, торговли и культуры Каршинского оазиса. Тот факт, что новые губернаторы уделяли Еркургану пристальное внимание, свидетельствовал о том, что город рос и был окружен второй защитной стеной, которая защищала от внешних угроз площадь около 150 га. Основание внешней стены цитадели имело толщину 8 метров, через каждые 60 метров были построены полукруглые башни. В верхней части стены был коридор внутри стены с камерами для боеприпасов.

 

При раскопках в северо-западной части города был обнаружен зороастрийский храм этого периода. С III века н.э. городское планирование в Еркургане вышло на новый качественный уровень. В Еркургане были проведены масштабные строительные работы, где были построены городской храм, дворец правителя, цитадель, отремонтированы внутренние и внешние стены. Территория гончаров и кузнецов расширилась.

В период хионитов и эфталитов Еркурган был одним из самых процветающих городов Средней Азии. Вокруг центрального города стали формироваться пригородные агломерации. Стоит остановиться на сущности общественных зданий, построенных в центре столицы Каршинского оазиса в III-IV веках. Инфраструктура города становится все более сложной. Она была разделена на отдельные подразделения. Улицы вели к храму, замку и цитадели. В III и IV веках городская структура была ограничена двухэтажной высокой стеной, определяемой формой общественных зданий. Они были центром общественной жизни города, а также административными, религиозными и оборонными центрами. Здания, возведенные в гончарном и кузнечном кварталах Еркургана, свидетельствуют о высоком развитии здесь градостроительства.

Разрушение и кризис города
В 5 веке город подвергся обстрелу и был восстановлен. В 6 веке город был полностью разрушен. Это было связано с тем, что эфталиты потеряли контроль в результате вторжения объединенных сил тюркских хаканов и иранских сасанидов. Затем, в конце VI – начале VII века, на руинах заброшенного города была построена гончарная махалля. Городская церковь была восстановлена. Однако на месте предыдущей статуи был возведен прямоугольный жертвенник огня. Последний период существования этого храма отражен в монетах, отчеканенных в тайнике в VII веке.

Важные находки при раскопках Земли могут быть использованы как основа для важных научных выводов об этом периоде. На основании этого ученые смогли совершить путешествие в духовный мир древних нахшабитов. Ученые, проведшие эффективные теоретические исследования, своими глазами увидели, насколько земляне знакомы с красотой.

Рассказ о находках и наблюдениях, связанных с древней культурой, искусством и мировоззрением жителей древнего Каршинского оазиса, следует начать с того, что в раннем железном веке как в Согдиане, так и в Бактрии. Следов городского населения, датируемого VII-V веками, не обнаружено. Этот факт наводит ученых и специалистов на мысль, что они использовали уже известный науке зороастрийский обычай выбрасывать труп. Согласно греко-римским и арабским источникам, Средняя Азия была местом распространения зороастризма до ислама. Зороастрийцы не сжигали и не хоронили мертвых. Оставили труп на возвышенностях, на холмах. Когда тело разложилось, кости собрали и захоронили в ассирийских сосудах. Но сначала они, наверное, даже не трогали кости. Когда позже кости были захоронены, были собраны только череп и крупные кости. Некоторое время спустя зороастрийцы построили специальное сооружение для хранения костей – наус. Два раза в год в Навруз проводятся религиозные обряды, посвященные духам предков. Они принадлежат самой Земле. Мы не знаем могил горожан. Раскопки в древних культурных слоях Земли обнаружили несколько человеческих костей. По мнению историков Александра Македонского, в Бактрии, граничащей с Согдианой, внутренние стены города были засыпаны человеческими костями, и только ко времени Александра эта практика была отменена.

 

Памятники Земли

Остатки еще двух сооружений были обнаружены при раскопках в руинах городского храма в Еркургане при проведении стратиграфических раскопок города. Верхний слой относится к эллинистическому периоду, а нижний слой Средний. Он датируется серединой 1-го тысячелетия до нашей эры. Ученые предполагают, что храм, построенный в 3-м и 4-м веках, мог быть построен на руинах самых старых храмов города. Об этом свидетельствует тот факт, что открытая часть самого нижнего сооружения состояла из кирпичной площадки и была в рост человека. Он отделен от материка тонким слоем угля. Мы знаем, что зороастрийцы проводили свои религиозные церемонии открыто. Это святилище расположено на платформе длиной около мили. Средний. Он относится к I тысячелетию. Под платформой находится куча пепла, скопившегося в результате расчистки территории.

 

Пожарная хижина

Письменные источники свидетельствуют о древнем существовании зороастризма в Средней Азии и Согдиане. Эта информация подтвердилась при раскопках хижины в Еркургане.

Еркурганская изба напоминает согдийскую древнюю архитектуру, имеющую уникальную по своей сути и назначению прямоугольную монолитную форму, с двумя парадными площадками на западном и восточном фронтах. Рельефная основа Еркурганской хижины уникальна тем, что не похожа ни на «безмолвные башни» персов в Индии, ни на скальные гробницы и столбы Ирана. Однако детали архитектуры и декора хижины вполне традиционны для древневосточной и эллинской архитектуры. Плавное выравнивание стен, конструкция парадной лестницы, зубчатые зубцы и витиеватые прямоугольные кирпичи, украшающие верхнюю часть передней стены избы, — все это часть древневосточного зодчества, как и усыпальницы до -островные сакские племена и эллинская дуга.

Небольшое количество глиняной посуды, найденной в хижине, датируется II веком до нашей эры. Хижина была не очень активной, это было около мили. Средний. Во II веке он был покрыт сырцовым кирпичом. Не исключено, что он оказался в таком положении после возведения внешней стены города, потому что оно велось в соответствии с божественными законами избы. По этим законам нельзя было проводить такие церемонии между городскими кварталами. область выше была разрушена. При расчистке с западной стороны были обнаружены остатки белоизвестковых покрытий, покрытых сверху смесью кирпича и грунта. При этом были найдены мелкие человеческие кости, зубы, драгоценные украшения и редкие гончарные изделия. В восточном фасаде хижины были обнаружены осколки, содержащие части человеческого черепа и мужские трубчатые кости. Вторая напорная чаша обнаружена у подножия западного склона. На вершине хижины верста, взятая согдийцами у греко-бактрийцев. Средний. Сохранились тела людей, живших в первом веке и принадлежавших к династии нахшабских правителей сакского происхождения, и дахма принадлежала им.

Известные науке индийские и иранские персидские хижины относятся к Новому времени и отчасти к Средневековью. Однако уже в 1940 г. в Чилпакских холмах Хорезма s.p. Толстой нашел остатки избы с круглым основанием (III-IV вв. до н.э.). Хижина в Эркургане – самая древняя в своем роде. Расчищенные гробницы, найденные в Иране, относятся к послеахеменидскому периоду и датируются почти временем хижины в Эркоране. Скульптурные оссуарии Хорезма также мил. Средний. Он датируется IV-III веками. Не исключено, что хижины до этого времени не служили могильником, так как известные и знаменитые зороастрийские захоронения и связанные с ними обряды, по мнению многих исследователей, относятся к I тысячелетию до н.э. Средний. Она приводится в видедате, составленной во II-I вв.

В III-IV вв. н.э. в Нахшабе произошли резкие этнонациональные изменения в результате прихода к власти Мервской династии Аршаков и последующего переселения племен. Раскопки Еркурганского городского храма и его верхней части выявили наличие культурных связей между Мервом и Нахшабом в этот период.

 

Восточный храм

Расположенный в центре города, храмовый комплекс состоял из двух отдельных зданий со смежными фасадами, обращенными на юг. Восточный храм представляет собой большой прямоугольный зал с большим двором, ведущим в большой двор. Он расположен на высокой кирпичной платформе, прикрывающей руины бывшего здания. Веранда внизу. Ниже находится верхняя часть двора, состоящая из поперечных террас, спускающихся на юг при входе во двор. Храм действовал с 3 по 4 век нашей эры и несколько раз перестраивался. Было проведено не менее пяти капитальных ремонтов. Однако общая планировка ряда храмов, притворов и дворов осталась неизменной. Стены храма (13,2х7,5 м) имели куполообразные полки с куполообразными пазами. Колонны были покрыты толстым слоем штукатурки и были ярко-красного цвета. На стенах и полках были красочные надписи, но почти ничего не сохранилось. В заключение отметим, что надписи на полках носят орнаментальный характер. Надписи на стенах были в виде табличек. Краска нанесена древним художником по тонкой алебастровой штукатурке, а местами искусно нанесена по глиняной штукатурке. Размер притвора к югу от храма был 18,5 х 7,0 метров. Вдоль его стен стоят ряды диванов. Северная стена крыльца имела большие полки с небольшими колоннами по бокам от входа в святыню. Полки и колонны выкрашены в красный цвет, а стены крыльца вписаны полухромом, который также почти сохранился. Крыша крыльца опиралась на восемь столбов, вероятно, в два ряда.

В северо-западном углу крыльца находится коридор, ведущий на западную площадь, перегороженный шлагбаумом, на котором зажжены церемониальные костры. Судя по всему, в других частях храма есть пепел от костров. После каждой кремации прах, конечно же, замазывали грязью и землей после ряда жертвоприношений. Пепел, собранный в западной части, имеет толщину до двух метров. Он состоял из тонких слоев пепла, покрытых землей. Самый низкий костер наблюдался в верхней части всей площади. В его центре находится слой грязи толщиной 0,5 метра. В нем обнаружен крупный измельченный гумус вперемешку с почвой и золой. Перед пеплом были найдены многочисленные фрагменты щита воина, а также наконечники стрел и украшения. Среди этих находок прямоугольная оборонительная башня и две части земляной крепости, а также золотой знак с изображением копьевидного отверстия в башне. В верхнем слое пепла вместе с костями жертвенных животных и разбитыми сосудами было обнаружено множество светоизлучающих устройств.

Раскопки во дворе храма показали, что он был окружен дополнительными постройками. Эти здания построены на платформе, которая возвышается над залитой грязью территорией.

Раскопки в Восточном храме показывают, что он действовал долгое время. Пол и притвор храма были отремонтированы, в результате чего был нанесен толстый слой штукатурки. Храм, возможно, был перестроен в 4 веке нашей эры. Кроме большого центрального крыльца перед входом в храм имеется множество других крыльцов. Диваны построены со стенками, которые укрепляют внешние стены. Пол притвора был поднят до уровня пола храма. Внутри крыльца сохранилась серия колонн разного типа. Второй ряд оснований находится в южной части, они не сохранились. В отличие от храма, столбы на притворе были деревянными. На крыльце также есть полки. Вскоре последовала третья реконструкция. При этом центральную полку довели до конца и построили широкий пьедестал-пьедестал, на котором, как полагают, находилась статуя бога.

 

Здание храма разделено на три отдельные секции двумя дополнительными стенами; Перед центральным входом стояла статуя среднего размера храма, а сбоку два узких корпуса для прислуги. Пол храма поднялся на 70 сантиметров. При третьей постройке уровень пола на крыльце сохранился прежним. Изменилась форма диванов перед стенами. В конце III очереди западный зольник был заложен кирпичом и глиной, и на нем были построены дополнительные корпуса, которые эксплуатировались при строительстве IV-V очереди. В относительно хорошо сохранившейся комнате квадратной формы на северо-востоке, датируемой VI веком, последним периодом существования церкви, были найдены разнообразные гончарные и бронзовые предметы.

Перестройка построек в IV-V строительный период была незначительной и ограничивалась храмом, паперть и дворовая часть почти не перестраивались.

Как было сказано выше, изучение керамики в западных пепельницах I-II периода позволяет предположить ее принадлежность к III-IV вв. Свидетелем последнего периода его деятельности является новый царь Согдианы Шишпира. эта монета была найдена на вершине строительного полигона V периода.

От некогда богатого памятника изобразительного искусства, как и восточного храма Еркургана, почти ничего не осталось. Записи первого периода строительства были почти полностью удалены за длительный период деятельности до второго периода. Особенно после сноса стен, служивших опорами II периода, на поверхности стен I периода остались только пятна краски. Однако хорошо сохранились надписи на полках II периода. Эти полки составлены из фрагментов, изображающих воина в виде орнамента, украшенного сетчатыми рисунками, нарисованными на белом фоне. снизу решетчатые орнаменты окружены полукружиями. Самый крупный сохранившийся фрагмент обнаружен на боковой стенке центральной полки. На нем изображен анфас в натуральную величину со следами белых пластин. Изображение окружено более широкой черной рамкой, а под изображением видны фрагменты такой же линии. В основании западной колонны также стилистически отчетливые изображения, которые, как полагают, были нарисованы несколько позже. Они расположены на высоте 1 м над основанием и состоят из ряда символов, окружающих основание колонны: легендарной двуглавой птицы и огненного алтаря, ритмично повторяющихся на красном фоне тонкими черными контурными линиями. В центральной части храма на красном фоне два белых портрета людей. Возможно, это было изображение священников, нарисованных во время пения гимна. У одного из них в руке круглый предмет, у другого кольцо и еще какие-то предметы.

Статуя богини, посвященная храму, занимает там особое место. Судя по всему, количество статуй было четыре, и после каждой реконструкции статуя старого идола разбивалась, а обломки бросались между и под стены и полы, а на ее место воздвигалась другая статуя. Еще недавно здесь построили прямоугольный алтарь из кирпича, покрытый белой штукатуркой. Когда жертвенник очистили, оказалось, что его верхняя часть покрыта слоем чистого пепла. Под алтарем были найдены остатки глиняной скульптуры, изготовленной и расписанной на деревянном каркасе. Изучение этих окаменелостей позволяет предположить, что это были фрагменты статуи божества в длинном узком одеянии. Уцелела только задняя часть статуи. Он был на крыше после реконструкции IV периода. Возможно, статуя перед ним была разбита и брошена под пол. Найдена большая часть головы статуи, ее лицо ярко раскрашено с красными и белыми кругами на лбу и подбородке. В храме также были найдены остатки скульптуры II периода.

 

Особый интерес представляют найденные при раскопках Восточного храма артефакты, имеющие прямое отношение к мировоззренческим взглядам древних жителей Еркургана и использовавшиеся для богослужений. Небольшой клад предметов, использовавшихся в периоды I и II, зарыт в центральной полке периода III. Также включены карликовые статуи божества и лягушки из агата. Под полом 4-го периода было найдено большое количество железных предметов, золотых украшений в виде листьев, а также небольшой бронзовый стаканчик с лентой в виде змеи, изготовленный из смеси мягкого светлого цвета. Коллекция находок в виде змеи и лягушки, созданий Ахурамазды, покровителя зла, наряду с зороастрийским священным животным - ежом, свидетельствует об уникальном мировоззрении жителей Еркургана.

Во-вторых, нижняя часть здания, известная как центральный или западный храм, имела размеры 50х50 м, с прямоугольным верхом высотой 7 м, с глубоким проемом при входе с юга. Это здание также много раз перестраивалось. Важно отметить, что здание было построено одновременно с восточным корпусом, и вместе они образовывали единый архитектурный комплекс (как в Пенджикенте). Однако по своему архитектурному замыслу он совершенно отличается от восточного храма.

Центральная или западная часть храмового комплекса (раскоп I, центральный холм) была построена позже. Массив прямоугольных стен, внешне напоминающий пирамиду, усиливает черты погребального сооружения, относящегося к этисарской культуре. Это здание изучено только снаружи, и его функциональные функции еще не до конца изучены. Стены с северо-восточной стороны массива обнаружены на углах наружных стен. Есть большой прямоугольный храм с вертикальным фасадом, который намного старше, чем кажется. По внешнему виду и размерам сооружение напоминает храм быка и сурх-котол. Его возраст относится к I и II периодам строительства восточного холма. Возможно, он также служил пожарной частью.

Что касается традиции строительства храмов-близнецов, то она была известна в Иране в селевкидский и парфянский периоды, а позднее и в Согдиане. Дворец Еркурган расположен за храмовым комплексом в северной части центральной части города. Это большое, выходящее на юг сооружение, как и храмовый комплекс, раньше признавалось дворцом правителя. Здание было разделено на две части и занимало площадь около 1 га. Верхняя площадка, высотой 12 метров от нижней, рассчитана на широкое направление. С южной стороны на 4-5 метров ниже него находится нижняя площадка. Из-за глубокой впадины вход в замок находится в центре южной стороны.

Крыша верхней части замка показывает, что он был построен на прочной платформе из сырцового кирпича прямоугольной формы. Стены, возвышавшиеся над площадкой на 5 метров, были оштукатурены.

 

Башенный комплекс

Замок Еркоргон был одним из самых известных замков Средней Азии по своей структуре и общему содержанию. Он также уникален тем, что разделен на две независимые платформы, каждая из которых основана на отдельном плане. В верхней части располагались отдельные кельи, вестибюли, выходившие на восток паперти, дворы и столовые, которые соединялись между собой двумя рядами узких коридоров. Логично сказать, что это был замковый храм. План нижней части замка Еркоргон, состоящей из дворов и зданий, соединенных узкими коридорами, типичен для многих башенных комплексов древнего Востока. Примеры включают дворец Навуходоносора в Вавилоне и дворец Доро в Сузе. Это сближает древние среднеазиатские замки и замок Еркурган с отдельным храмовым комплексом. Кызылкирский, Калолкирский, Топраккалинский, Еркурганский и Пенджикентский дворцы отличаются в этом отношении от знаменитых ахеменидских дворцов в Пасаргаде, Сузе и Персаполе и, вероятно, связаны с более древними ассирийскими и мидийскими традициями дворцового строительства. Не исключено, что в «царстве государств» было много важных божеств. Таким образом, официальный приемный зал, Ападаны, был центральным во дворце Ахеменидов, и в нем не было мест поклонения. Дворцы Ахеменидов были центрами общеимперской административной интеграции.

 

Суммируя особенности замка, следует отметить, что городские и храмовые комплексы были совершенно разными. Подвал горящего храма в центре полностью отделен от дневного света и атмосферы системой коридоров. Также нет следов изобразительного искусства, что может быть связано с разницей в поклонении между замком и городскими святынями.

Замковый храм был рассчитан на постоянный огонь. Огонь мог зажигаться в честь бога (бога), либо в честь обожествленного предка правителей накшаба в III-IV вв.

Гробница правителей
Еще один большой памятник Еркургана – мавзолей правителей III-IV веков. В архитектурном отношении находка представляет собой уникальный творческий памятник с прямоугольным центральным залом или крыльцом, обращенным в сторону города и окруженным с трех сторон узким коридором. Комплекс был построен на высотной, пирамидальной платформе, имелась парадная (роскошная) лестница из жженого кирпича. Решение внутренней структуры мавзолея повторяет план знаменитого кушанского храма сурхкотал. Этот тип планировки неоднократно применялся при строительстве роскошных мавзолеев.

Погребения правителей Еркургана были типичны для среднеазиатского городского населения того времени. Центральный зал использовался в основном для поминальных церемоний, а в узких постройках по периметру были обнаружены захоронения очищенных костей правителей III-IV веков, наряду с погребальным инвентарем, в котором размещались кости, религиозные пожертвования и памятные вещи.

Район кузнецов
Что касается архитектуры жилых построек в центре Нахшаба, то верхняя часть Еркургана дает полное представление о поселениях IV-VI веков, где более изучено соседство рабов и кузнецов. Первый расположен во внутренней части города, а раскопанная часть (13 раскопов) состоит из ряда отдельных дворов, составляющих махаллю. Было обустроено много больших домов с несколькими комнатами. Многие дворы, имевшие святыню (алтарь со следами огня, глиняное изваяние), не имели дворов. Единая стена вдоль Квартала Гончаров делит махаллю на восточную и западную части. Все хозяйства располагаются в больших или меньших прямоугольных участках или секциях, и эта махалля построена в виде единого массива, подобно махаллям Топраккалы и других городов древнего Хорезма.

Иное впечатление производит кузнечная махалля на окраине Еркургана. Махалля располагалась по обеим сторонам улицы, от внутренних ворот до внешних ворот, ведущих в Самарканд и Кеш. Вся кузнечная ферма находится на улице, с южной стороны только мастерские. Торговля велась на месте. С северной стороны были жилые дома.

Раскопки Нахшаба V-VIII вв. в сельской местности (кунджутлитепа, коштепа и др.) показывают, что существенных различий во внутреннем устройстве городских и сельских хозяйств не было.

 

Грекизация культуры

Мил. Средний. Небольшое количество кольцеобразных скульптур со 2-го по 1-е, с 3-го по 4-е века н.э. свидетельствует об эволюционном пути южной Согдианы, приближающейся к хорезмийскому почвенному стилю через его более рыхлое развитие от декоративных основ к панцирным. участок.

Керамика Еркургана в это время включала в себя образцы керамики от античного периода до раннего средневековья. кубки прошлого не сохранились. Для раннесредневековой керамики из Еркургана характерны небольшие кувшинчики с кольцеобразными ручками и тонкостенные сосуды с красной окантовкой. Есть также много запечатанной посуды, включая пепельницы, лампы и молитвенные жаровни.

 

Нахшабнинг эр.ав. Наиболее ранние терракотовые формы III и I веков представлены отдельной находкой из пятидесяти фигурок, напоминающих лицо медузы и форму тела, прикрепленного к сосуду. Простая примитивная форма, известная культуре ширикроботов, обогащает коллекцию мужских статуй ручной работы.

С I по II вв. н.э. для создания типологических изображений еркурганских корпусных пластиков использовались эллинский и местный стили. В первой половине первого тысячелетия нашей эры нахшабам было свойственно иметь в Еркургане пятьдесят статуй статуй. Положение рук у этих фигурок следующее: правая рука под грудью, левая рука на животе. Особенно среди статуй была очень популярна статуя женщины. Образ античной женщины, одетой таким образом, распространен в Бактрии, Маргиане и Согдиане, восходя к древнегреческому.

Другой тип пятидесятифигурной статуи представляет собой стройную женщину в длинном гладком хитоне с левой рукой, направленной вверх, и правой рукой, вытянутой поперек тела. Этот тип скульптуры часто повторяет форму и иконографические особенности знаменитой свадебной статуи пиона.

Второе направление в терракотовом стиле дождевого червя представлено в диком виде в виде плоского схематичного рисунка богини-женщины и пальцев, вытянутых под грудью. Его широкая шерсть разделена на валики в форме веера. Это платье для кочевников и имеет широкую юбку для верховой езды. Этот тип одежды, простирающийся от талии вниз в виде колокола, был характерен для простой каменной скульптуры, а также для суркотал и шоторок. К терракотовым формам относятся саксаул, холчайон, мирзаколтепа и далварзинтепа.

III и IV века были периодом развития искусства узорной пластики. Интерпретация скульптур более условна, переход от внешней физической формы к внутренней сосредоточенности и одухотворенности скульптурного лица. Скульптуры не отстают от лучших образцов прошлого по художественности и реалистичности. Персонажи имеют некоторые атрибуты. Костюмы пятидесяти, восточные или смешанные.

Для эллинской культуры характерен образ богини в гиматическом головном уборе, напоминающем хитон и калаф.

Существует несколько версий статуи богини с зеркалом в руке. В храме городской богини в Еркургане было найдено несколько окон, что указывает на то, что она была символом богини, защищавшей город и Нахшабский регион, и эти статуи, возможно, отражали эту богиню. Эти статуи сначала были найдены в Хорезме, а затем в Бактрии, но этот тип статуй наиболее распространен в Мерве и обычно изображается со змеей или драконом (мешкерисом) у ног богини.

 

Изобразительное искусство

Развитие и распространение изобразительного искусства в Средней Азии отмечены взаимодействием двух стилей: древневосточного и кочевого скифо-сакского, а также эллинского и местного стилей. Со временем изобразительное искусство теряло свою оригинальность, жизненность и подлинность, становясь более иерархичным, условно гладким, утрачивая тень света и иллюзию будущего. Нельзя однозначно сказать, что это признак торжества автохтонизма, так как эти символы встречаются и в раннехристианском искусстве Византии, несмотря на сильную традицию античного наследия.

Нахшабская терракота развивалась в общем направлении среднеазиатского коропластического искусства, а также отличалась своеобразием в изображении одежды, внешности, атрибутов. Пропорции статуй Нашхаба также различаются по высоте. В погребениях одежды, особенно женской, в основном эллинской, а в бухарской и самаркандской терракотах, в гробницах правителей Тиллатепы обнаружены более тяжелые, более азиатского типа одежды, такие как дурлар, перстни, резные украшения. Для Нашхаба также характерны обнаженные месопотамские статуи, хотя все женщины-музыканты изображены обнаженными. В нахшарской терракоте женские руки часто изображаются пустыми. В соседних районах Еркургана раннесредневековые коропластические бляшки не наблюдались. Некоторые из скульптур 3-го и 5-го веков находятся под влиянием метода школы Гандхар.