Отрар или Утрар (Казах: Отырар; также называемый Фараб) - город-призрак Центральной Азии, который был городом, расположенным вдоль Великого шелкового пути в Казахстане. Отрар был важным городом в истории Центральной Азии, расположенным на границах оседлых и сельскохозяйственных цивилизаций. Это был центр великого оазиса и политического района, в котором располагался ключевой пункт, соединяющий Казахстан с Китаем, Европой, Ближним и Средним Востоком, Сибирью и Уралом.
Китайским ученым было известно первое государство в этом регионе под
названием Кангджу, центром которого была Сырдарья (также известная как
река Кан). Кангджу существовало с 1 века до нашей эры по 5 век нашей
эры. Сообщается, что его столица находилась в Битяне или недалеко от
него. После нескольких волн захватчиков Кангджу распался на несколько
независимых государств, расположенных в основном в долине Сырдарьи и ее
притоках Келес и Атыси. Его народ, по-видимому, отуречился и стал
известен как кангары.
Существуют записи, подтверждающие
происхождение более ранних названий Фараба. Считается, что группа монет,
собранных в Отраре и некоторых городах оазиса, датируется временем
появления этих записей. На аверсе таких монет изображен родовой символ
тюргешей в виде лука, а на оборотной стороне - изображение льва. На
монетах второго типа на оборотной стороне изображен знак "X"; они могут
быть изготовлены на монетном дворе местного правителя. Есть
предположение, что монеты второго типа чеканились правителями тюркского
государства Кангу Тарбан, населением которого были кангары. Согласно
монетам, в VI-VIII веках Кангу Тарбан находился под властью местной
династии кангаров, и их столицей стал тарбанский город Турарбанд,
который позже стал называться Отрар. Со времен золотой орды руины Отрара
были привлекательны слухами о сокровищах древних правителей и о
захороненных грудах золотых монет и драгоценностей. Источник таких
легенд, возможно, был подтвержден археологическими находками различных
монет и ювелирных украшений.
В 9-10 веках в различных источниках
Отрар упоминается как один из городов Испиджаба. Вероятно, это связано с
тем, что город сначала подчинился халифату, а затем Саманидам. Как и
прежде, Отрар оставался центром района, который занимал пространство
"примерно в один день пути во всех направлениях", о чем неоднократно
упоминают летописцы. Известно также, что город чеканил собственную
монету. Отрар был культурным центром, где родился Абу Наср аль-Фараби, и
здесь проповедовал Аристан-Баб, важный представитель исламской культуры.
Сырдарья играла уникальную роль в жизни Отрара и всего региона, и ее
воды использовались для орошения. Она также была известна тем, что
изобиловала рыбой, а ее берега были покрыты богатой растительностью и
служили домом для многих птиц и животных. Отрар упоминается в
многочисленных источниках, таких как средневековые арабские, персидские
и тюркские авторы. В этих источниках он упоминается как один из городов
Семиречья. Город был расположен на стыке различных географических
ландшафтов и находился на пересечении караванных путей Великого
Шелкового пути. Отрар, находясь на слиянии двух великих рек, был центром
крупного сельскохозяйственного региона и, находясь у подножия гор
Каратау, стал одной из опорных крепостей кочевников, кочевавших в
степях. От Отрара вдоль Арыса шли дороги в Тараз, Баласагун и далее в
Синьцзян; вдоль Сырдарьи старая дорога поднималась к Шашу, Согда, а
затем к Мерву и Нишапуру, и еще одна дорога спускалась к Аральскому морю
и Уралу. Другая хорошо известная дорога пролегала через пустыню
Кызылкум, направляясь на запад к Хорезму и далее к Поволжью, Черному
морю и Кавказу.
Отрарский оазис расположен в Кусулькумском районе
Южно-Казахстанской области. Он находится в 120 км к северо-западу от
Шымкента и в 50 км от Туркестана. На самом деле, бедствия и войны,
которые прошли над городом, сыграли свою роль. Сейчас на месте некогда
процветающего города остались лишь заросшие травой руины. Человек,
впервые попавший в Отрарский оазис, часто бывает удивлен видом
многочисленных застывших руин городов и поселений, замков и сторожевых
башен. Основные оросительные каналы теперь пересекают высохшие поля, а в
их растрескавшихся руслах вода не задерживалась веками.
Отрарский
оазис - это не какой-то отдельный участок, а скорее большой оазис,
включающий в себя несколько поселков. Каждый холм, образовавшийся на
месте древних поселений, в настоящее время имеет свое название:
Алтынтобе, Джалпак-тобе, Куюк-Мардан-тобе и Пчакчи-тобе. В прежние
времена у них были другие названия, которые сейчас забыты, и на нынешних
руинах можно опознать только названия трех городов, известных по
рукописным источникам.
История города уходит корнями во времена империи Ахеменидов, когда он
был известен как Параб. Древнеперсидский Параб (Индудуд аль-Халам) или
Фара (также Фариаб и Парияб) - распространенный персидский топоним,
означающий “земли, орошаемые за счет отвода речной воды”. Фариаб
(Fāryāb) - также название провинции на севере Афганистана. К XIII веку
Фара на Яксарте была известна как Отрар.
Монголы и Тимуридцы
Процветание Отрара было прервано монгольским вторжением в Центральную
Азию.
В 1218 году в Отрар прибыл монгольский торговый караван
численностью около 450 человек, включая посла Чингисхана. Правитель
Отрара Иналчук, который приходился дядей султану Хорезмийской империи
Мухаммеду II, обвинил их в том, что они монгольские шпионы, арестовал их
и с согласия султана Мухаммеда казнил весь караван.
В ответ
Чингисхан отправил делегацию из трех дипломатов к султану Мухаммеду с
требованием наказать Иналчука; но Мухаммед в ответ обезглавил
мусульманского посла и сбрил бороды двум своим монгольским спутникам,
спровоцировав Чингисхана на ответное вторжение. В 1219 году он осаждал
Отрар в течение пяти месяцев, в конце концов прорвал его стены и казнил
Иналчука, а также устроил резню жителей.
Многие города в оазисе
так и не были восстановлены и были заброшены. Однако город Отрар
возродился, и в смутные годы гражданских войн, последовавших за смертью
Чингисхана, город снова стал важным политическим и экономическим
центром. К середине XIII века он вновь стал крупным торговым центром на
пути с Запада на Восток. Во второй половине XIV века Южный Казахстан
оказался в сфере влияния Тимура. В феврале 1405 года, когда Тимур
приезжал в Отрар собирать свои войска, он простудился и умер в одном из
отрарских дворцов.
Узбеки, казахи и джунгары
Смерть Тимура
привела к новым столкновениям, в результате которых Абу-ль-Хайр-хан
покорил несколько племен и стал во главе нового Узбекского ханства.
Другие потомки Чингисхана также имели претензии на этот район, и поэтому
на протяжении большей части XVI и XVII веков между этими различными
партиями шла непрекращающаяся вражда за власть над Казахской степью и
долиной Сырдарьи, особенно между Казахским ханством и джунгарскими
феодалами. Несмотря на это, в Отраре сохранялась определенная
стабильность до тех пор, пока джунгары не предприняли неудачную попытку
завоевать Южный Казахстан.
Это произошло после продолжительного
периода восстаний, которые привели к экономическому упадку этого региона
и его городов. По мере того, как евразийское ответвление Великого
шелкового пути постепенно теряло свое значение, город тоже терял свое
значение. На протяжении 17-го и 18-го веков ирригационная система
постепенно выходила из употребления, и нижняя часть Темир-арыка высохла.
К концу XVIII века в Отраре оставалось всего 40 семей, по сравнению
с примерно 5000-7000 в XIV–XVII веках, а площадь орошаемых земель
сократилась примерно до 5 квадратных километров.
Площадь городища составляет около 2 квадратных километров. Самые нижние слои городища датируются 1 веком нашей эры, а самые ранние памятники - 12-15 веками. Отрар был типичной крепостью для Центральной Азии. Арк (центральная крепость) и Шахристан (укрепленный город) образовывали пятиугольный холм высотой около 18 метров. Площадь холма составляет 200 000 квадратных метров. Раскопки показали, что это был развитый город с монументальными зданиями. Город был густонаселенным: дома стояли вплотную друг к другу и образовывали группу кварталов. В Рабате (пригороде) за городской стеной были обнаружены две бани, датируемые IX-XII веками. В банях были центральные залы для купания и массажа, комнаты для раздевания, туалеты и молитвенная комната. В них были установлены системы горячего водоснабжения. Посуда, найденная при раскопках возле двух печей, доказывает, что Отрар был центром керамического производства в Центральной Азии. В керамике были элементы декора. Одним из величайших артефактов была фигура водоноса – верблюда с головой женщины и колыбелью на спине.