Сайрам, Казахстан

Сайрам

 

Описание Сайрам

Сайрам (казахский: Сайрам, Сайрам, سايرام; узбекский: Сайром, سەيرام; арабский: إسفیجاب) - сельская местность, расположенная в юго-восточной части Южно-Казахстанской области на реке Сайрам Су, которая поднимается на близлежащую 4000-метровую гору Сайрам Су. В средневековые времена город и деревня располагались на берегах реки Арысь, в которую впадает река Сайрам Су. Сейчас это пригород Шымкента. Население: 30 887 человек (результаты переписи 2009 года); 25 408 (результаты переписи 1999 года).

Сайрам отметил 3000-летие своего основания в 1999 году. Он является одним из старейших городов Казахстана, местом расположения первой мечети в Казахстане, а также одним из старейших городов Трансоксании. Сайрам сегодня важен для поддержания кирпичной архитектуры и отсутствия архитектуры в советском стиле. Есть много мавзолеев до 20-го века, и другие продолжают строиться.

Археология в Центральной Азии была активной после завоевания Российской империей, но остается относительно недостаточно изученной областью. В городе проводились полевые работы как до, так и во время расцвета Советского Союза, а также вновь возрос интерес к городу как одному из старейших городов независимой страны Казахстан. Среди археологических находок следует отметить свидетельство ранней водопроводной системы, подобной тем, которые встречались в Самарканде и других городах ранней персидской империи.

В Синьцзяне, Китай, между Кучей и Аксу, есть еще один город, называемый Сайрам, который, согласно местной традиции, был основан пленниками, захваченными калмаками.

 

Достопримечательности

Современный Сайрам по-прежнему является частью древней Центральной Азии. В отличие от большей части Казахстана, здесь почти нет следов советского планирования или модернизации. Улицы изгибаются во многих направлениях, а центр города занимает тот же перекресток, который использовался веками. В самом городе нет квартир и зданий высотой более двух этажей, что позволяет доминировать над горизонтом куполам местных минаретов, мечетей и мавзолеев, некоторым из которых более 1000 лет. Основными туристическими и паломническими достопримечательностями являются мавзолеи и минарет бывшей мечети Кыдыр, построенной в 10 веке.

Список самых популярных мавзолеев Сайрама
Мавзолей Карашаш Ана
Мавзолей Ибрагима Ата
Мавзолей Ботбай Ата
Мавзолей Мирали Баба
Мавзолей Абд аль-Азиз-баба

 

Ахмад Ясави и Сайрам
Человек, впоследствии ставший Ходжи Ахмадом Ясави, родился в Сайраме. Дату его рождения трудно установить по историческим документам, а в агиографических источниках более позднего 13 века есть свидетельства переноса даты его жизни на период до монгольского завоевания, т.е. ок. 1103–1166 гг. Эта хронология общепринята в современных центральноевразийских исследованиях. Его первым учителем был Хазрат Шейх Шахобиддин Исфиджаби. Сегодня он известен под прозвищем Окота Баба (Белый дедушка). Рядом с его мавзолеем протекает небольшой ручей, соединяющий главную дорогу с Сайрамом. Этот мост является центром местной легенды о встрече Ахмада в детстве и великого странника Арслана Баба, также известного как Арыстан Баб.

Ахмад в местных легендах
Согласно легенде, Арслан был одним из последователей исламского пророка Мухаммеда. Он уже жил за 300 лет до встречи с Мухаммедом и хорошо разбирался во всех религиях мира, хотя предпочел следовать только исламу. Когда смерть Мухаммеда приблизилась, он спросил своих последователей, кто возьмет камень его священной даты, носителя всех исламских знаний, и передаст его следующему поколению. Арслан ответил, что с радостью вынесет это бремя, и, взяв камень, продолжил свой путь. Сотни лет спустя, когда Арслан Баба проезжал через небольшой город Исфиджаб, его остановил на дороге мальчик. "Дедушка, дай мне мой финиковый камень!" — спросил молодой Ахмад. Арслан отказался от камня и после смерти отца Ахмада в 1113 году отправился с Ахмадом в Яси.

Оттуда Ахмад стал призером и одной из восходящих звезд суфизма. Арслан-баба окончательно скончался от старости и был похоронен недалеко от Отрара. Позднее на его могиле был построен мавзолей Арыстан-баб. После смерти Арслана Ахмад переехал в Бухару и продолжил учебу Юсуфа Хамадани, прежде чем переехать в Яси.

Орден Ясави
Он провел большую часть своей жизни в Яси, взяв имя Ахмад Ясави. Его орден известен как Ясавия/Ясави и имеет особое значение в истории региона, а также Анатолии. Их орден был известен своим пренебрежением к лицемерию, а также включением некоторых исторических традиций Центральной Евразии, отождествляемых с зороастризмом и манихейством. Самая ранняя историческая запись Ордена Ясави исходит от Хакима Ата, а неопределенность, связанная с орденом Ахмада, проистекает из путаницы в отношении нескольких дат, данных для жизни Хакима, и возможного прямого происхождения от Ахмада как второго, третьего, четвертого или пятого поколения. заказ.

Мать и отец Ахмада похоронены в Сайраме. Их мавзолеи сегодня являются основными местами паломничества, привлекая паломников со всей Центральной Азии: Кыргызстана, Узбекистана и окрестностей. Тимур ибн Тарагай Барлас приказал воздвигнуть мавзолей на месте могилы суфия.

 

Транспорт

До Сайрама можно добраться за 10-15 минут на автобусе, такси или маршрутке из Шымкента, где находится аэропорт, который также принимает внутренние рейсы из международных аэропортов Казахстана Алматы и Нур-Султан.

 

Этимология

Древнейшее название города по историческим свидетельствам - Исфиджаб (Эспиджаб, Исфиджаб, Асфиджаб), сохранившееся до монгольского завоевания. Махмуд Кашгари упомянул его как «Белый город, который называется Исбиджаб», предполагая его связь с согдийско-персидским словом, обозначающим белый, сипид или испид. Кашгари также упомянул, что в то время город был известен как Сайрам, имя, которое город носит сегодня. Русский востоковед Н. С. Лыкошин предположил, что правильное имя Сайрама было Сар-и айям, или «Ветхий днями». Однако его редактор считал, что вместо айяма это было арабское ямм, «море, река», и относилось к истоку ручья. Если имя Сайрам на самом деле тюркское, оно, вероятно, относится к «месту мелководья». А именно, аль-Кашгари дает, наряду со своей записью о Сайраме как имени Исфиджаба, фразу сейрем сув, «мелкая вода», которая по совпадению является названием реки, протекающей к востоку от центра города. Касгари также позже отмечает глагол seyremlen-, «мелеть», с фразой sūw seyremlendi, «вода стала мелкой (или скудной)».

 

История

Современный город Сайрам в 1999 году отпраздновал свое 3000-летие постоянного проживания. Сайрам - город на границе между орошаемыми сельскохозяйственными угодьями и пастбищами Дешт-и Кыпчака. Он имеет долгую историю коммерческого и политического значения как приграничный город и был местом многочисленных завоеваний и отвоеваний.

Сайрам неуклонно терял свое значение как важный торговый узел после периода быстрого роста из-за внутренних воинов местных феодалов в начале 18 века, и сегодня на его месте находится только одно село с таким названием.

Древнейшая история
Некоторые краеведы пытались найти доказательства предыстории Сайрама в священной книге зороастрийской веры. Они заявляют, что первое письменное упоминание о Сайраме содержится в Авесте, священной книге зороастризма. Упоминается несколько имен, хотя, возможно, они относятся к людям, местам, городам или географическим объектам. Историк Ричард Фрай утверждает, что «даже догадки об их личности не помогают нам в восстановлении истории». В Авесте встречается слово Сайрима, которое некоторые историки отождествляют с именем Сайрам. Есть упоминание о реке и земле или людях, называемых Сайрима Элис, или людях или землях Сайрама/около него.

До ислама
В VII веке Западно-тюркская конфедерация состояла из пяти племен Ту-лу и пяти племен Ну-ших-пи, известных под общим названием Он Ок (Десять стрел), а китайцами - Ши Син (Десять кланов). В 642 году хакан (хан) тюркского племени Ту-лу укрылся в Исфиджабе от Ну-ших-пи.

После изгнания еретических сект христианства в Среднюю Азию и на Восток пришло большое количество христиан. Крупнейшими среди них были несториане, осужденные на Первом Эфесском соборе в 431 году. Когда ислам впервые пришел в Сайрам в 766 году нашей эры, в Сайраме существовала община христиан-несториан, которые сопротивлялись обращению. В то время в Средней Азии также был распространен буддизм.

Исламское завоевание
Сайрам уже был важным торговым центром за столетия до арабского завоевания. Ислам был принесён в Сайрам и соседние с ним города отрядом арабских и арабоязычных воинов-миссионеров из уже обращенных земель на юг. Сайрам, или Исфиджаб, как его тогда называли, служил пограничным городом между исламскими землями и тюрками-язычниками.

Арабское завоевание возглавил Искак, ​​известный сегодня в Сайраме как Искак-баб. Знаменосцем этих воинов ислама был Абд аль-Азиз. В одной сохранившейся рукописи, озаглавленной Насабнаме, рассказывается, как воины-мусульмане под предводительством Искак-баба пришли в Сайрам и встретились с несторианским патриархом Сайрама Нахибаром.
Искак-баб призвал Нахибара к истинной вере. Но Нахибар ответил: «Я тарса (христианин) семидесятого поколения, и моя вера истинна! Вот почему я буду сражаться с тобой». Завязался рукопашный бой, который длился три дня и ночи. Десять тысяч несторианских тарсов и пятнадцать тысяч мусульманских миссионеров погибли за свою веру. Знаменосцем мусульманских сил был Абд аль-Азиз.

Далее в той же рукописи описывается строительство Искак-бабом первой мечети в Сайраме, что сделало бы ее также первой мечетью во всем современном Казахстане.
«После этого он устроил пятничную мечеть в Сайраме. Первый камень в фундамент был заложен его руками. Он освятил камень святой водой».

При Саманидах
В 840 г. н.э. саманидский вождь Самарканда Нух ибн Асад вырвал контроль над городом у турок. В том же году Нух построил вокруг него стену, чтобы защитить его от турок. К этому времени город был процветающим торговым центром на стыке кочевых и оседлых земель. Он также был стержнем в широкой полосе защитных фортов, построенных для защиты империи Саманидов от набегов кочевников. Мокаддаси насчитывал этих крепостей, или рибатов, 1700 человек. Они построили внешние стены, чтобы защитить урожай жителей от набегов, но город был не только военным форпостом. Купцы из Бухары и Самарканда построили для себя в Сайраме большие караван-сараи.

Сайрам также был основным контактным узлом между саманидским исламом и тюрками-каганами Турфана, Кашгара и Кучи. Альтернативные южные маршруты контролировались соперничающими группировками, оставив основной маршрут на восток через Фараб и Сайрам.

Сайрам важен тем, что сохранил определенную степень независимости от Саманидов, оставаясь владением местной тюркской династии. Правители были обязаны Саманидам тремя знаками лояльности: военной службой, вручением символических подарков и именем саманидского правителя на чеканной валюте. Сайрам в то время был в три раза меньше Банаката (ныне в руинах недалеко от современного Чиноза, Узбекистан), главного города соседнего района Шаш (современный Ташкент).

 

Сайрам, как и другие районы того времени, был разделен на три района: кохандез (цитадель), мадина (внутренний город) и рабаж (пригород), причем последние два были защищены стенами. Все дома были из сырцового кирпича. Правительственный центр (дар аль-имара), тюрьма и пятничная мечеть находились во внутренней части города. Во внутренний город было четверо главных ворот, каждый из которых охранял рибат, укомплектованный гази (добровольными борцами за веру), набранными из Бухары и Самарканда. Правитель Сайрама, по-видимому, также пользовался некоторой властью в степях, поскольку Мокаддаси упоминает, что «царь туркмен» в соседнем Рду обычно присылал подарки Асфиджабу.

При Караханидах
Караханиды захватили город в 980 году, во время правления Нуха II Саманидской империи. В это время, по словам ал-Истахри, город обозначал границу между карлуками и турками-огузами. Сайрам входил в состав восточного Караханидского ханства, основанного на трех городах: самом Сайраме, Таласе и Фергане. Монеты здесь чеканили караханидские правители. В первые годы VII/XIII веков этот район, по-видимому, был захвачен кыпчаками средней Сырдарьи, поскольку хорезмшах Алах ад-дин Мухаммад опустошил территорию за Сырдарьей, чтобы предотвратить ее попадание в реку. руки монгольского предводителя Кюхлюга.

Сайрам под монголами
Город Сайрам был захвачен монголами с помощью катапульт под командованием Сиета Алахая.

В 1220 году даосский монах Цю Чуцзи покинул свой родной город Шаньдун на севере Китая и отправился в Персию, чтобы предстать перед Чингисханом. Его слава благочестивого образца даосской веры предшествовала ему, и его путешествия несли его по дорогам, недавно восстановленным монголами, дорогам, которые тогда были в лучшем состоянии, чем когда русский имперский востоковед В. В. Бартольд описал их в начале 20 века. Куи Чужи (Чан-Чунь, или Чан-чунь в произведении Бартольда) путешествовал по земле уйгуров, через Кульджу, через Жетысу, пересекая сначала реку Чу по деревянному мосту, затем реку Талас по каменному мосту, прежде достигнув Сайрама в ноябре 1221 года. Город Сайрам довольно подробно упоминается в книге Ки Чуджи « Путешествие в западные регионы» , записанной его учениками после того, как Чуджи вернулся домой.

Чингисхан расположился лагерем в Сайраме и ждал прибытия своих сыновей в 1223 году. Соседу Сайрама на западе не так повезло, обреченный город Отрар, также называемый Утрар или Фараб, и место рождения Аль-Фараби, которое было полностью разрушено. монгольским вождем.

Известный историк Рашид-ад-Дин (1247–1318) писал, что Сайрам был также известен как Кары Сайлам (Старый Сайрам). В то время это был большой город с сорока воротами, и чтобы пересечь город, требовался целый день.

Сайрам при Тимуре
Неясно, когда город попал под власть Тимура. При Тимуридах Сайрам был важным пограничным городом, центром торговли, и Тимур передал управление городом своему внуку Улугбеку. В 1404 году правое крыло направлявшихся в Китай сил вторжения Тимура зимовало в Сайраме, Ташкенте и Банакате. Абд ар-Раззак писал, что в 1410 году крепость Сайрам была осаждена могольскими войсками и к концу XV века была отдана Юнус-хану из Могулистана, где в 1496 году правил его сын.

Во времена династии Мин посланник Чэнь Чэн был отправлен императором Юнлэ в ханство Тимуридов и впоследствии посвятил Сайраму одну главу своей книги «История варварских стран в западном регионе».

Ближе к концу власти Тимуридов, в середине 15 века, Сайрам регулярно подвергался набегам (вместе с Туркестаном) могульского эмира Мир Хакк-Берди Бекичек.

Сайрам при Мухаммаде Шайбани
Шайбани-хан взял Сайрам в 1503 году. С приходом узбекской власти в регионе Сайрам перешел к Мухаммеду Шайбани-хану вместе с остальной частью региона. Однако мир в регионе был недостижим. Вскоре власть казахов возросла, и Сайрам стал обычным трофеем во время набегов и войн между казахами, узбеками и калмаками.

Сайрам под казахами и джунгарами
В 1512 году ключи от города были переданы Касым-хану, хану казахов, когда он пришел в город. По словам Бабура, ни один хан не был таким уважаемым и авторитетным, как Касим, который мог командовать более чем 300 000 человек.

Мансур-хан возглавил узбекские войска против казахов в 1522 году в ответ на их набеги из района Сайрама в Фергану. Неспособность этой экспедиции контролировать казахские набеги фактически положила конец попыткам узбеков контролировать Сайрам и его регион.

 

Возвышение группы ойратских кланов в то, что стало известно как Зунгарское ханство в 1600-х годах, привело к тому, что большая часть того, что сейчас является южным Казахстаном, вышла из-под контроля казахских ханов. Историк Бартольд утверждал, что только после того, как Галдан Бошугту-хан, Хонг Тайджи зунгар, успешно завоевал и уничтожил мощь Сайрама, он переместил свой лагерь на запад, в долину Или, обеспечив себе контроль над Жетысу к востоку от Сайрама. Галдан послал войска против Сайрама в 1681 году, что должно было быть безуспешно, потому что они вернулись в 1683 году, когда Бартольд говорит нам, что его полководец Рабтан (вероятно, Цеванг Рабтан взял город и разрушил его.

Сайрам медленно восстанавливался, вероятно, при поддержке купцов Средней Азии и руководства казахов. Это знание исходит из того факта, что город снова появляется как объект джунгарской агрессии сорок лет спустя.

В 1723 году, в год босоногого бегства казахов, Сайрам, Туркестан и Ташкент перешли под контроль калмаков и оставались под их контролем до их разрушения китайцами в 1758 году.

Сайрам под Кокандским ханством
Город Сайрам был взят мином Кокандского ханства в 1810 году. Местное казахское население и, возможно, местное оседлое население восстали против контроля над Кокандом в 1820-1821 годах. Сайрам мало упоминается в региональной истории до его захвата русскими в 1864 году, когда близлежащий город Чимкент уже начал затмевать Сайрам по местному значению.

Сайрам под русскими
После русского завоевания в 1864 году вокруг Сайрама было основано несколько новых деревень. И. И. Гейер, местный российский журналист и историк, писавший в первом десятилетии 20-го века, обнаружил, что они процветают, хотя Сайрам по-прежнему был известен своей превосходной пшеницей, конным рынком, историческим прошлым и множеством гробниц.

Сайрам при Советском Союзе
Во время национального размежевания территория Сайрама в какой-то момент входила в состав Туркестанской АССР. В то время большая часть современного Казахстана, включая степные районы, входила в состав отдельной Киргизской АССР. После этого периода рисования и перекройки границ Сайрам в конечном итоге стал частью Казахской Советской Социалистической Республики. Он остается в независимой стране-правопреемнице Казахской ССР, Казахстане.

 

Демография

Население более 40 000 человек составляет примерно 95% узбеков, 3% казахов и 1% русских, а остальные составляют узбекоязычные азербайджанцы, чеченцы и таджики. Сайрам – город соблюдающих мусульман, и призыв к молитве слышен из городских мечетей.

Поскольку экономика Казахстана намного сильнее экономики Узбекистана, в Сайраме увеличилось количество рабочих-мигрантов из Узбекистана, а также тех, кто приезжает на постоянное жительство.

 

Этнические группы

Жители современного Сайрама - этнические узбеки. Есть небольшое меньшинство других национальностей, в основном казахи.

 

Религия

Религия жителей Сайрама – ислам. Как и большинство мусульман Средней Азии, жители Сайрама следуют ханафитской школе исламской юриспруденции.