Петроглифы археологического ландшафта Тамбалы - каменный комплекс
петроглифов, один из древнейших памятников Жетысу. С 2004 года он
включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в Казахстане.
Галерея каменных росписей Тамбалынского ущелья была открыта 19
сентября 1957 года Жетысуским отрядом Южно-Казахстанской
археологической экспедиции Института истории и археологии АН КазССР
под руководством Анны Георгиевны Максимовой. , первый
профессиональный археолог Казахстана. Хотя петроглифы были найдены
случайно, смысл этой новости заключался в следующем: одно из этих
древних поселений людей на территории Казахстана было включено в
список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
За последние
полвека в этих местах проводились десятки научных экспедиций, и в
каждом полевом сезоне ученые находили новые свидетельства о жизни
людей в древности. Сегодняшний природный заповедник площадью 3800
гектаров содержит поселения, гробницы, резьбу по камню, галереи
петроглифов (в том числе более 5000 изображений) и культовые
постройки (середина XIV-XIII вв. до н.э. - XIX-XX вв.), жертвенные
места. уникальный археологический комплекс, состоящий из более сотни
памятников разных периодов. Все это время, на протяжении нескольких
тысяч лет, здесь жили люди, свидетельством тому являются каменные
дома и сараи для скота, разбитая посуда и изделия из камня, железа и
кости.
Петроглифы являются одними из важнейших и
разнообразных памятников Тамбалынского ущелья. Все изображения на
камне были вырезаны в технике пикетирования, иногда только с помощью
железных инструментов или камня, расписные не обнаружены. Галерея
каменных росписей была создана нашими предками в разные исторические
периоды, такие как средний бронзовый век, поздний бронзовый век,
переходный век (ранние саки), ранний железный век (саки и уйсин),
средневековье (ранний тюркский) и новое время. (джунгарский и
казахский). Петроглифы среднего бронзового века, составляющие
старейшую и наиболее впечатляющую серию каменных росписей, имеют
эстетическую и культурную ценность. Мастера каменного искусства того
времени были представлены могуществом соляриев («загорающих»),
«маскарадами», факелоносцами, лучником в волчьей маске, воинами с
оружием, сценами жертвоприношения животных и людей, эротическим
сценам. , рожающие девушки, колесницы, различные знаки, символы и т.
д. Он отличался широтой своих идей, так как неоднократно изображал
быков, ослов, лошадей, верблюдов, кабанов, волков и оленей.
Один из известных и изученных петроглифов считается Символическим.
Ущелье Тамбалы расположено в 170 км к северо-западу от города Алматы, в
юго-восточной части Шу-Илейских гор Алматинской области. Петроглифы
датируются XI веком до нашей эры, XI-XIII веками до нашей эры, то есть
от эпохи бронзы до завоевания Великой равнины тюркскими народами.
Петроглифы расположены на большой территории размером 3х10 км.
Самая важная часть из них имеет размеры 250 х 500 м, содержит 2000
петроглифов, всего в Тамбали около 5000 изображений.
Тамбалы —
один из 50 центров Семиречья в Прибалхашье, распространившийся не только
в пределах Средней Азии, но и в мировом масштабе. Символические
петроглифы своей красотой и пространственным обликом выражают знания о
мире древних людей.
В 2004 году символический археологический
петроглиф был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Памятник Тамгал, находящийся под охраной ЮНЕСКО, является сокровищем
мирового значения. С 2006 года ЮНЕСКО активно участвует в жизни
памятника и создает благоприятную среду для его сохранения. Ранние
кочевники (III-II вв. до н.э.) и их поселения располагались в могилах
эпохи бронзы вблизи ущелья (XI-X вв. до н.э.).
Древние люди,
жившие в ущелье Тамбалы, создали неповторимые и неповторимые пейзажи в
красивейших местах природы. Мультимедийная энциклопедия ТОО «РГБ-Студия»
посвящена знаковому всемирно известному музею-заповеднику. В современном
регионе Казахстана имеются древние памятники искусства Крыма. Петроглифы
(от греческих слов «камень» и «вырез») представляют собой резные
изображения. Петроглифы как вид изобразительного искусства появились в
регионе Казахстана еще в древности. Многие доисторические произведения
дошли до наших дней и дали нам возможность сформировать представление о
культуре, изображая древние племенные обряды и религиозные верования.
Об изображениях кырма в Казахстане упоминал Аль-Бируни, учёный XI
века, который говорил, что загадочным изображениям на земле кимаков
поклонялись местные жители. В XI веке Жетысу и Южный Казахстан считались
крупнейшими районами концентрации петроглифов. В 40-50-х годах прошлого
века на востоке республики в горах Тарбагатая, Нарына, Калбы, Монрака,
Сауыра открылась серия «выставок живописи». Восточный Казахстан был
полон красочных картин. Однако петроглифами в этом регионе никто не
занимался.
Местные жители называли ущелье Тамбалы.
Расположенное в полупустынных районах, ущелье в теплое время года
покрыто густым кустарником, а весной покрывается ковром из цветов.
Тамбалы интересен не только своей природой, здесь можно встретить редкие
растения и диких волков, лисиц, зайцев, черепах, змей и птиц, соколов,
орлов. Самым интересным из всех является петроглиф Тамбали, созданный
руками человека. Тамбалы – выставка древнего искусства, на его картинах
изображены люди и животные, быт древних людей.
10 мультимедийных
энциклопедий, посвященных государственному историко-культурному и
природному заповеднику «Тамбалы», вошли в «Коллекцию мультимедийных
энциклопедий», созданную ТОО «РГБ-Студия» в рамках Государственной
программы «Культурное наследие».
Первые петроглифы в ущелье
Тамбалы были сфотографированы 19 сентября 1957 года А.А. Поповым, членом
группы научных исследователей под руководством Анны Георгиевны
Максимовой, профессионального археолога Казахстана.
Научная
экспедиция изучала раскопки могил в Каракудыкском ущелье эпохи бронзы.
Недавно А. Г. Максимов и А.А. Попов внимательно изучил местонахождение
петроглифа Тамбалы и сфотографировал его как ценную композицию. А.Г. Как
учёный, внесший вклад в открытие, Максимов от радости вел записи в
дневнике. В 1958 году А.Г. Выходит в свет первая книга Максимова «Узоры
в отмеченном ущелье», в которой представлена полувековая история
памяти.
В 1977-78 годах исследования памятника Тамбалы
продолжались под руководством А.Г.Максимова. Сначала полностью изучается
местность Тамбалы и создается таблица основных мест сбора петроглифов.
В конце 1980-х годов благодаря научным статьям и картинам Тамбалы
приобрел большую популярность и привлек внимание зарубежных и
отечественных специалистов.
В 1990-1994 годах у ученых, изучавших
памятник Тамбалы, были свои отчеты о сохранности петроглифов. Принят
Государственный проект «Сохранение петроглифов ущелья Танбалы»,
проведена обработка базы данных и предоставлено 3000 снимков полевых
изображений с изображением петроглифов.
Здесь находились
уникальные композиции и изображения, относящиеся к периоду середины
второго тысячелетия до нашей эры. Один из них – Бог Солнца. А. Г.
Максимов, А.С. Ермолаев, Н. Марьяшев в книге «Хрустальные картины ущелья
Тамбали» писал, что великаны Танбали, вероятно, были образом древнего
антропоморфного бога.
Среди петроглифов были колеса с
изображением древних богов, письма, молитвенные надписи, сцены
ритуальных танцев, изображения великолепных верблюдов и лошадей. Для
многих народов, оставивших след в истории Казахстана, ущелье Тамбалы
считалось святым местом, проводились ритуальные церемонии, совершалось
поклонение Богу, поклонения духу предков. Под небом был единый дворец.
Сюжеты картин различны: люди, животные, всадники, моменты охоты,
жертвоприношения в человеческой жизни, ритуальные танцы. Древние мастера
использовали каменные предметы в зависимости от их гладкости и всегда
учитывали их устойчивость к Солнцу. Солнечные лучи двигались в течение
дня, и картинки выглядели красочно. Удобство мест с петроглифами было
таково, что можно было увидеть несколько ручьев. Вдоль долины можно
увидеть несколько фотографий ущелья в группе и понять, что они
объединены в сложные композиции.
Выполненные работы, вероятно,
углубили культурно-историческое значение комплекса символических
петроглифов.
В 1994 году изучение петроглифов было остановлено
из-за отсутствия средств. Однако из-за популярности петроглифов Тамбалы
в 1995-2001 годах стало сложно отслеживать памятник от потока туристов.
Наконец-то на карту поставлены его воспоминания.
Лишь в 1998 году
в комплексе Тамбалы возобновилась научно-исследовательская работа и
началась с Министерством культуры Казахстана разработка комплексной
программы по сохранению комплекса Тамбалы. В этом же году будет
подготовлено основание для включения Тамбалы от имени Казахстана в
Первый список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 1999 году
Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО определил, что Тамбалы должен быть
включен в номинацию 2001-2002 годов как престижный памятник. В августе
2001 года Премьер-министр Казахстана И. Тасмагамбетов и генеральный
директор ЮНЕСКО К. Мацуура посетил ущелье Тамбалы, оценил значение
памятника и был впечатлен созданием специалистами Казахстана
благоприятных условий для памятника. 5 октября 2001 года постановлением
Правительства Республики Казахстан Тамбалинский археологический комплекс
получил статус памятника республиканского значения, установлены охранные
зоны, а 14 октября 2003 года при поддержке Министерством культуры по
специальному постановлению Правительства №1052 в ущелье Тамбалы
Алматинской области создан «Тамбалы» общей площадью 3,8
га.Государственный историко-культурный, природный заповедник-музей
открылся. В комплексе памятников расположены гробницы, петроглифы и
религиозные места, использовавшиеся людьми во II тысячелетии.
Общая площадь заповедника-музея Тамбали составляет 3800 га.
Материалы представлены Институтом культурной политики и искусствоведения
Республики Казахстан.