Альбертина (Вена)

  

 

Описание  Альбертины

Адрес: Albertinaplatz 1
Тел. 01- 534 830
Метро: Karlsplatz, Stephansplatz
Открыт: 10- 18 каждый день (до 21 по Средам)
www.albertina.at

 

Альбертина является великолепным дворцом и музеем в центре Вене недалеко от королевского комплекса Хофбург. Он получил свое название в честь герцога Альберта Саксен-Тешен, затя австрийской императрицы Марии Терезы. Сегодня в Альбертинском дворце находится коллекция художественных работ, которые включает в себя 65 000 акварелей и рисунков. Кроме того здесь находится коллекция из более чем 70000 фотографий. Помимо коллекции графики, музей недавно приобрел на постоянной основе две значимые коллекции импрессионистов и искусства начала 20-го века, некоторые из которых будут на постоянной экспозиции. В музее также размещаются временные выставки.

 

Музей

Музей Альбертина расположен во Дворце эрцгерцога Альбрехта, исторической резиденции Габсбургов. Имя Альбертина относится к Альберту Казимиру, герцогу Саксонии-Тешену, зятю императрицы Марии Терезии, основавшей коллекцию в Прессбурге в 1776 году, где он проживал как представитель Марии Терезии в Венгерском королевстве. В 1792 году ему удалось привезти большую часть коллекции из Австрийских Нидерландов, где он позже служил представителем австрийского монарха, в Вену. Энциклопедическая и универсальная коллекция насчитывает около миллиона рисунков и гравюр от эпохи Возрождения до наших дней.

Поскольку в 2007 году музей Альбертина получил в аренду частную коллекцию Батлинера, часть выставочного пространства больше не используется для представления коллекции графики, а для постоянной выставки классического модернизма: «Моне - Пикассо. Коллекция Батлинера». Коллекции Albertina хранятся на полностью автоматизированном многоярусном складе.

 

Коллекция

Коллекция Герцога Альберта - одна из самых важных коллекций произведений искусства в мире. Более 50 лет он использовал сеть дилеров по всей Европе, а также аукционы обширных частных коллекций, чтобы приобрести 14 000 рисунков и 200 000 гравюр. Многие из авторских рисунков - от обнаженных мужчин Микеланджело до «беляка-беляка» Дюрера и детских портретов Рубенса - теперь входят в число самых известных произведений в истории искусства.

Герцог Альберт получил самый важный импульс для создания коллекции от своей жены, эрцгерцогини Марии Кристины, которая интересовалась искусством и которая также смогла поддержать его финансово своим огромным состоянием. В герцогскую коллекцию входят работы художников начала 15 - начала 19 веков. С самого начала герцог Альберт систематически структурировал свою коллекцию в соответствии с критериями истории искусства, школами и художественными пейзажами. На первом месте немцы и австрийцы, за ними следуют работы голландских, итальянских и французских художников.

В последние два десятилетия жизни Альберт все чаще приобретал работы современных художников («Метры модерна»). Они составляют около трети его коллекции рисунков. На всех рисунках, принадлежащих Альберту, стоит штамп, созданный самим герцогом: его монограмма «AS» для Альберта фон Саксонии. Помимо исторических и жанровых изображений, герцог Альбер особенно любил пейзажи. Коллекционер предпочитал работы, которые были тщательно прорисованы и обработаны в цвете или смывками: его меньше интересовал рисунок как документ художественного творческого процесса, а как произведение, эквивалентное картине, с собственными эстетическими качествами, присущими только цвету. «светлый» рисунок.

В 1816 году герцог Альберт обозначил свою коллекцию графики как неделимую и неотъемлемую комиссию, в соответствии с которой в 1822 году она перешла к его универсальному наследнику и приемному сыну эрцгерцогу Карлу, а затем ею управляли эрцгерцоги Альбрехт (статуя перед дворцом) и Фридрих. оба генерала монархии любят Карла. Согласно Габсбургскому фидейкомиссу, здание и коллекция произведений искусства попали под действие закона Габсбургов после окончания монархии и, следовательно, стали австрийской государственной собственностью в апреле 1919 года. Вся коллекция сохранилась до наших дней.

Однако библиотека с 25000 томами и мебель совсем недавно были частной собственностью эрцгерцога Фридриха, были вывезены им в 1919 году и с тех пор перешли к разным покупателям. Тем не менее, в последние годы Альбертина приобрела ряд предметов обстановки, которые были необходимы для создания подлинного оригинального убранства парадных залов Габсбургов во дворце.

 

История дворца

В 1744 году Мария Тереза ​​построила дворец для своего близкого друга и советника дона Эмануэля Телеса да Силвы Конде Тарука. Архитектором был Мауро Игнацио Валмаджини. В 1792 году Альберту и Мари Кристине пришлось бежать из замка Лакен в Австрийских Нидерландах, где они были губернаторами, из-за войны и революции. Вернувшись в Вену, пара нуждалась в соответствующем жилье, после чего император Франц II подарил им дворец на Августинском бастионе - сегодняшняя Альбертина.

Альберт сначала приспособил здание для своей графической коллекции и библиотеки, а затем расширил его представительным крылом (между 1802 и 1804 годами). Фасад длиной 150 метров впечатляюще продемонстрировал императору, который проживает по соседству в Хофбурге, финансовую мощь и самоуважение герцога. Элементы оборудования, вывезенные из замка Лакен, такие как мебель, ставни и стеновые панели, были интегрированы в новые парадные залы. Великолепный внешний вид дополняли шелковые покрытия из Лиона, декоративные мозаичные полы и позолоченные хрустальные люстры.

 

История коллекции

Вена и императорский двор около 1780 г.
Во время правления Марии Терезии императорский двор в Вене предстал в придворном великолепии и великолепии позднего барокко. Она правила странами монархии Габсбургов, а ее муж Франц Стефан фон Лотарингия правил как император Священной Римской империи германской нации с 1745 года. Мать-провинциалка обеспечила дальнейшее существование династии с 16 детьми, а Франц I Стефан в качестве делового магната заработал гигантское состояние, которое обеспечило бы его потомкам финансовое положение в качестве семейного фонда. Быт императорской семьи был строго регламентирован, поэтому и воспитание детей подчинялось строгим правилам. Языкам, истории, религии, музыке и танцам обучали с четырехлетнего возраста; научные и художественные интересы поощрялись с самого начала. Эрцгерцогиня Мария Кристина была талантливой рисовальщицей, которая на протяжении всей своей жизни копировала работы голландских и французских мастеров. К 1765 году она превратилась в гордую, самоуверенную и культурную «Великую Даму», которая благодаря своему образованию и представительству смогла отдать должное династическим притязаниям Дома Габсбургов-Лотарингии.

Альберт и Мария Кристина
Мария Терезия видела в своих детях династический капитал и не выбирала супругов своим детям без политических соображений. Принц Альбер познакомился с 17-летней Марией Кристин в 1760 году, когда навещал свою тетю Марию Терезию в Вене. Только весной 1764 года она ответила на его страстные чувства, и монарх даровал своей любимой дочери брак по любви с красавцем-саксонцем. Свадебное торжество состоялось 2 апреля 1766 года в венском Хофбурге, когда еще был жив траурный период по умершему императору Францу I Стефану. Подписание брачного контракта 5 апреля 1766 года дало принцу Альберту жену с состоянием в 4 миллиона гульденов (около 63 миллионов евро). В то время как Марии Кристине было позволено сохранить титул эрцгерцогини на всю жизнь, ее жених, который был ниже по рангу, получил герб и титул герцогства Тешен и отныне именовал себя герцогом Альбертом Саксен-Тешенским. Свадьбу отпраздновали 6 апреля 1766 года в небольшой семейной обстановке и «инкогнито» в замке Хоф. За браком по любви последовал счастливый брак. «Мими» и «Берти», как их часто называют прозвищами, на протяжении всей своей жизни разделяли интимную и страстную любовь. Мария Терезия назначила своего зятя рейхсфельдмаршалом и местоблюстителем (губернатором) Венгрии; с апреля 1766 года супруги проживали в королевском дворце в Прессбурге.

Герцог Альберт Саксен-Тешенский и эрцгерцогиня Мария Кристина не были правящими монархами, но по своему высокому происхождению принадлежали к европейской элите. Должности и достоинства пары - она ​​представляла династию в Венгрии и в Австрийских Нидерландах (там она была соправителем своего мужа), он занял пост рейхс(генерала) фельдмаршала, местоблюстителя, кавалера ордена Золотой Руна и австрийско-императорский орден Леопольда, в Нидерландах прежде всего в качестве генерал-губернатора, высокие военные, политические и социальные должности - выражались в расточительном образе жизни. Их феодальная потребность в представительстве отражалась в обширном дворе, знаменитых фестивалях и изысканных охотничьих вечеринках. В жилых дворцах в Прессбурге и Брюсселе, а также в венском дворце была уникальная обстановка; великолепные гобелены с королевских французских придворных мануфактур, ценнейшее столовое серебро, изысканная мебель и благородные бюсты Джозайи Веджвуда. Библиотека из 25 000 томов, которая была одной из самых важных на континенте, имела особое значение. Высокий уровень образования, прекрасное понимание искусства и изысканный вкус определили Альберта и Марию Кристин как «великих мужчин» и «гранд-дам».

Путешествие в италию
С января по июль 1776 года пара предприняла образовательную поездку в Италию. Маршрут включал посещение дворов братьев и сестер Мари Кристин в Парме, Флоренции, Неаполе и Модене, а также пребывание в Риме. Там, в дополнение к древним памятникам и барочным священным зданиям, они посетили музеи Ватикана с Пио Клементино и дворцы Nobilità с их важными частными коллекциями. Папа Пий VI предоставил знатной чете несколько аудиенций и вручил им ценные подарки. В Неаполе герцог Альберт заинтересовался природными явлениями и совершил восхождение на Везувий с британским послом сэром Уильямом Гамильтоном. Мария Кристин проводила много времени в придворном обществе и со своей любимой сестрой, королевой Марией Каролиной, которая подарила ей несколько картин Якоба Филиппа Хаккерта, когда уезжала. Дольше всего пара пробыла при флорентийском дворе великого герцога Леопольда. Отношения с его братом были сердечными, а культурная и общественная жизнь предлагала большое разнообразие. Альберт трижды посещал великолепные коллекции в Уффици.

В 1776 году был заложен краеугольный камень коллекции.
В конце Гранд-тура Альберт и Мария Кристин посетили Венецианскую республику. В соответствии с приказом от 1774 года о создании коллекции графики австрийский посол Джакомо Конте Дураццо 4 июля 1776 года подарил им более тысячи медных гравюр. Бывший директор Венского придворного театра был близким другом пары, а также написал для герцога Альберта Discorso Preliminare, учредительный документ Альбертины, в котором изложил принципы порядка и систематики коллекции. Сборник, основанный на предварительных обсуждениях Даламбера для Энциклопедии под редакцией Дени Дидро, был предназначен не только для королевского представления, но и для содействия образованию и благополучию человечества. В тот же день отцы-основатели США подписали Декларацию независимости в Филадельфии. Это был первый основной закон, основанный на принципах Просвещения. В том же году Мария Терезия отменила «постыдный допрос», Адам Вейсгаупт основал орден иллюминатов в Ингольштадте, Адам Смит опубликовал «Богатство народов», а Джеймс Кук отправился в свое третье и последнее кругосветное плавание.

Наследие
Эрцгерцогиня Мария Кристина умерла в Вене в 1798 году. Альберт поручил Антонио Канове, самому известному скульптору своего времени, разработать внушительный надгробный памятник. Канова спроектировал кенотаф в форме пирамиды, который был помещен рядом с дворцом герцога в церкви августинцев - первом публичном захоронении женщины в Вене.

Герцог Альберт провел последние десятилетия своей жизни, в значительной степени скрытный от глаз общественности, в своем дворце и посвятил себя прежде всего расширению своей коллекции. В 1816 году герцог Альберт сделал коллекцию неделимой и неотъемлемой частью своего завещания. После смерти Альберта в 1822 году коллекция и дворец перешли к его наследнику, эрцгерцогу Карлу, а затем к эрцгерцогам Альбрехту и, наконец, Фридриху. За это время графическая коллекция была еще больше расширена. Однако в то время, как и дворец, он уже не находился в частной собственности эрцгерцога, а входил в состав семейного фонда Габсбургов, который безвозмездно перешел по Габсбургскому закону 1919 г. Австрия.

Альбертина в 1-й республике
С падением монархии в 1918 году для представительного здания Альбертины начался период упадка. Ничто не должно напоминать о габсбургских корнях коллекции, отныне история дворца, память о его обитателях и великолепная неоклассическая обстановка парадных залов систематически замалчивались. В апреле 1919 года здание и коллекция перешли в собственность республики. В 1920 г. коллекция была объединена с фондом гравюр из бывшей императорской придворной библиотеки. В том же году все парадные помещения были закрыты для посещения и использовались под кабинеты, библиотеку или для хранения коллекции. К ценным украшениям не относились бережно, а это означало, что великолепное культурное наследие постепенно разрушалось. Однако о реальной воле к разрушению можно говорить только после Второй мировой войны. С 1921 года здание и коллекция официально носят имя Альбертина. Несмотря на то, что здание пострадало, постоянное расширение коллекции, желаемое герцогом Альбертом, тем не менее, продолжалось в 1923–1934 годах тогдашним директором Альбертины Альфредом Стиксом. Ему удалось пополнить фонды, приобретя французские и немецкие рисунки XIX века, которые ранее почти не представлялись.

Альбертина во время Второй мировой войны и после
С 1934 года и до конца Второй мировой войны Альфред Стикс продолжал заниматься расширением австрийской и немецкой графики 19 и 20 веков. 12 марта 1945 года «Альбертина» сильно пострадала в результате американского бомбардировочного налета. Вместо восстановления дворца впоследствии было продолжено искоренение истории, начатое в 1919 году. В 1952 году, когда «Graphische Sammlung Albertina» был вновь открыт, бывший дворец Габсбургов представлял собой неукрашенное, архитектурно неинтересное здание, лишенное своей исторической идентичности. На протяжении десятилетий Альбертина была открыта для публики только несколько часов в день (примерно в 1936 году: 27 часов в неделю, 1959 год: 35 часов в неделю) и посещала мало посетителей. Его научные руководители придавали гораздо большее значение характеру исследования, чем влиянию коллекции на широкую публику. Тот факт, что многим графическим изображениям лишь изредка разрешалось выставляться на свет из соображений сохранения, в значительной степени способствовал такому отношению.

С 1962 по 1986 год директором был Вальтер Кощацкий. Он организовал более 200 выставок и опубликовал множество искусствоведческих работ по графике. В его эпоху Альбертина снова привлекла больше внимания общественности.

 

Подарки

Альбертина была вновь открыта для публики в 2003 году после более чем десятилетия закрытия, масштабного расширения, модернизации и кропотливой реставрации. Согласно плану, Альбертина должна была быть вновь открыта в 2002 году после ремонтных работ, начавшихся в начале 1990-х годов. Однако открытие римского могильника с более чем 130 могилами задержало преобразование. В ходе реставрации были реконструированы недостающие части снесенных в 1950-х годах фасадов и восстановлены парадные залы Габсбургов. Впервые за 80 лет классические парадные залы были отремонтированы, а большая часть оригинальной мебели была разбросана по всему миру после Первой мировой войны и была заказана Йозефу Данхаузеру герцогом Альбертом с 1780 по 1805 год и Эрцгерцогом Карлом в 1822 г. были выкуплены. После того, как парадные залы в течение 80 лет использовались как офисы и склады, они впервые в истории дворца стали доступны для публики. Вход в музей вернули на исторически первоначальный уровень бастиона. Для всестороннего представления коллекций были созданы четыре выставочных зала, а выставочная площадь была увеличена со 150 м² до 5000 м². В то же время было построено подземное хранилище объемом 5000 кубометров.

Гансу Холляйну было поручено изменить дизайн входа. В частности, так называемое «крыло Соравия», поразительная летающая крыша, было в центре неоднозначного и в основном довольно критического внимания средств массовой информации. С крылом модернизация инфраструктуры музея должна символически быть понятна снаружи, поэтому было выбрано крыло с консольной крышей. Крыло длиной более 60 метров, эскалатор, проходящий под углом к ​​бастиону, и панорамный лифт должны были оптически и технически сократить расстояние между уровнем улицы и входом на бастион.

С момента своего назначения директором Альбертины в 1999 году Клаус Альбрехт Шредер руководил реконструкцией и перепозиционированием здания, которое с 1 января 2000 года было определено как научное учреждение публичного права. При этом название музея было изменено на «Альбертина», чтобы выразить изначально задуманное единство основателя коллекции, дворца и музея. Кроме того, за исключением «Графической коллекции» в названии музея, был принят во внимание тот факт, что в Альбертине теперь размещались три большие коллекции: помимо Графической коллекции, Архитектурная коллекция и, в 2000 г., путем слияния важные исторические фонды Федерального учебного и научно-исследовательского института графики с коллекцией фотографий, основанной в фотоархиве Langewiescher Verlag (Синие книги). Однако в последующие годы Шредер все больше не довольствовался представлением собственных коллекций, а начал сотрудничество с частными партнерами и долгосрочными кредиторами. (К 2018 году были добавлены коллекции Batliner и Essl Collection.)

Что касается количества посетителей, то отказ от единственной выставки графической коллекции оказался удачным: их количество увеличилось в разы. В настоящее время музей является одной из самых посещаемых достопримечательностей Вены, и в 2018 году было зарегистрировано более миллиона посещений.

Клаус Альбрехт Шредер представил в Альбертине новую доктрину презентации, которая подчеркивает неделимость художественного. Расширение Альбертины до художественного музея с четырьмя различными коллекциями (коллекция графики, коллекция фотографий, коллекция живописи, коллекция архитектуры), а также историческими памятниками в парадных залах также отражается на количестве сотрудников в Альбертине: после 60 сотрудников. в 1999 году Альбертина насчитывает сегодня 300 сотрудников. Сумма закупок также была увеличена за этот период – до семи миллионов евро в год.

В 2008 году был открыт новый учебный зал. В составе подземного четырехэтажного исследовательского центра, в котором и.а. Библиотека, реставрация и мастерские Альбертины размещены, коллекция из более чем миллиона работ теперь доступна в зале площадью около 300 м².

Во время сильных дождей в июне 2009 года вода проникла в подземный резервуар-накопитель. Детекторы распознали попадание воды, но это парализовало роботов. Чтобы избежать серьезного ущерба, пришлось переместить 950 000 предметов коллекционирования.

 

Директора

рцгерцогская коллекция (с 1816 г. Фидейкомисс):
Франц Рехбергер : 1822–1827 гг., Глава коллекции и 1827–1841 гг., Директор коллекции.
Карл Сенгель : 1847–1863 гг., Директор коллекции.
Карл Мюллер : 1864–1868 гг., Директор коллекции.
Мориц Таузинг : 1868–1876 гг., Глава коллекции и 1876–1884 гг., Директор коллекции.
Йозеф Шенбруннер : инспектор коллекции 1884–1896 гг. И директор коллекции 1896–1905 гг.
Йозеф Медер : 1905–1909 гг. Инспектор коллекции, затем до 10 апреля 1919 г. директор связанной коллекции, а затем до 25 декабря 1920 г. директор графической коллекции, национализированной в соответствии с законом Габсбургов от 3 апреля 1919 г.

(Государственная) Графическая коллекция Альбертина
Йозеф Медер : 25 декабря 1920–1922 гг., Директор Альбертины.
Альфред Стикс : временный директор Альбертины в 1923 г. и директор Альбертины в 1923–1934 гг.
Йозеф Бик: 1934-1938 директор Альбертины и 1945-1946 директор Альбертины.
Антон Райхель : 1938–1942 временный директор Альбертины и 1942–февраль 1945 директор Альбертины.
Генрих Лепорини : с февраля по май 1945 г. временный директор Альбертины.
Джордж Сайко : с мая по июль 1945 г. временный директор Альбертины.
Йозеф Бик : 1945–1946 (снова) директор Альбертины.
Карл Гарцаролли-Турнлак: глава Альбертины с марта по август 1946 г. и директор Альбертины с августа 1946 г. по апрель 1947 г.
Отто Бенеш: глава Альбертины с мая 1947 г. до конца 1947 г. и директор Альбертины с конца 1947 г. по 1961 г.
Вальтер Кощацкий : 1962–1986 директор Альбертины.
Эрвин Митч : 1986–1987 исполняющий обязанности директора Альбертины.
Конрад Оберхубер : 1987–1999 директор Альбертины.
Клаус Альбрехт Шредер: директор Альбертины с 1999 года.

 

Коллекции

В Альбертине пять коллекций (по состоянию на 2020 год):
Коллекция графики: около 950 000 рисунков и гравюр, скульптур и керамики.
Архитектурная коллекция: 50 000 планов, эскизов и моделей.
Коллекция фотографий: 101 000 отдельных объектов
Коллекция Batliner, классический модерн, с 2007 г.
Коллекция Essl, с 2017/2018 гг.

Фокусами графической коллекции являются:
Альбрехт Дюрер и его время
Итальянские мастера эпохи Возрождения.
Голландское искусство 16-17 веков
Итальянское барокко и позднее барокко
Французские рисунки XVIII века
Австрийская акварель 19 века.
Вена около 1900 г.
Классическое современное и современное искусство

Весной 2007 года Альбертина получила в качестве постоянного кредита коллекцию Batliner, ранее находившуюся в Зальцбурге. Коллекция Риты и Герберта Батлинеров — одна из самых значительных европейских частных коллекций. Он включает в себя важные произведения классического модернизма, от французского импрессионизма до немецкого экспрессионизма «Blauer Reiter» и «Brücke» до произведений фовизма или русского авангарда от Шагала до Малевича. С этим дополнением к коллекции Альбертина впервые представляет постоянную выставку из собственных фондов.

16 февраля 2017 года министр культуры Томас Дрозда, Карлхайнц Эссль и директор Альбертины Клаус Альбрехт Шредер объявили, что коллекция Эссля будет передана Альбертине на постоянной основе до 2044 года. Альбертина также приняла бывший музей коллекции в Клостернойбурге в качестве склада на десять лет. В 2018 году кредит Essl был преобразован в подарок Альбертине.

Разнообразный
Альбертина была изображена на оборотной стороне банкноты в 20 шиллингов с 19 октября 1988 г. по 28 февраля 2002 г., когда шиллинг был изъят из обращения в качестве наличных после введения евро. (На аверсе был изображен Мориц Даффингер, портретные миниатюры которого есть в Альбертине.)

Кино
Проверка музея с Маркусом Броком: Альбертина Вена. 30 мин., автор сценария и режиссер: Мартина Клуг, производство: SWR, 3сб. Первый эфир: 27 июня 2010 г.

Ближайшие структуры
Памятник эрцгерцогу Альбрехту Австрийско-Тешенскому работы Каспара фон Цумбуша (перед главным входом в Альбертину)
Альбрехтсбруннен под Альбертиной
Хофбург с крылом Альбертина; Альбертина была пристроена непосредственно к существующей августинской церкви.
Пальмовый домик в Бурггартене, со стороны парка рядом с Альбертиной.
Филиппхоф, бывший визави Альбертины на другой стороне Августинерштрассе (сегодня Гельмут-Цилк-Платц)
Мемориал против войны и фашизма на Helmut-Zilk-Platz напротив Альбертины
Венская государственная опера (боковой фасад по диагонали)
Дворец Лобковиц на Августинерштрассе, сегодня Музей австрийского театра.