Бельведер (Вена)

 

Бельведер — исторический комплекс зданий в Вене, Австрия, состоящий из двух дворцов в стиле барокко (Верхний и Нижний Бельведер), Оранжереи и Дворцовых конюшен. Здания расположены в барочном парковом ландшафте в третьем районе города, на юго-восточной окраине его центра. В нем находится музей Бельведер. Территория расположена на плавном уклоне и включает в себя декоративные многоуровневые фонтаны и каскады, скульптуры в стиле барокко и величественные кованые ворота. Дворцовый комплекс в стиле барокко был построен как летняя резиденция принца Евгения Савойского.

Бельведер был построен в период масштабного строительства в Вене, которая в то время была и имперской столицей, и домом для правящей династии Габсбургов. Этот период процветания последовал после успешного завершения главнокомандующим принцем Евгением Савойским серии войн против Османской империи.

 

Нижний Бельведер

30 ноября 1697 года, через год после начала строительства Stadtpalais, принц Евгений купил значительный участок земли к югу от Реннвег, главной дороги в Венгрию. Сразу же были составлены планы садового комплекса Бельведер. Принц выбрал в качестве главного архитектора этого проекта Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта, а не Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха, создателя своего Stadtpalais. Хильдебрандт (1668–1745), с которым генерал познакомился во время военной кампании в Пьемонте, уже построил для него Ракевский дворец в 1702 году на Чепеле, острове на Дунае к югу от Будапешта. Позже он построил множество других зданий на своей службе. Архитектор изучал гражданское строительство в Риме у Карло Фонтана и поступил на императорскую службу в 1695–1696 годах, чтобы научиться строить укрепления. Записи показывают, что с 1696 года он работал придворным архитектором в Вене. Помимо Бельведера, наиболее выдающиеся достижения Хильдебрандта включают дворец Шлосс Хоф, который также был построен по заказу принца Евгения, дворец Шварценберг (ранее известный как дворец Мансфельда-Фонди), дворец Кински, а также все поместье монастыря Гёттвейг. в долине Вахау.

В то время, когда князь планировал купить землю на окраине Вены для своего проекта Бельведера, этот район был совершенно не застроен — идеальное место для постройки ландшафтного сада и летнего дворца. Однако за месяц до того, как принц сделал свое приобретение, имперский великий маршал граф Генрих Франц фон Мансфельд, принц Фонди, купил соседний участок и поручил Хильдебрандту построить садовый дворец на этой земле. Чтобы купить участок, принц Евгений был вынужден взять крупный кредит под залог своего Stadtpalais, который все еще находился в процессе строительства. Он купил дополнительные соседние участки земли в 1708, 1716 и снова в 1717–1718 годах, чтобы позволить ему поэтапно расширять сад.

Записи показывают, что строительство Нижнего Бельведера началось в 1712 году, так как 5 июля 1713 года принц Евгений подал заявку на строительную инспекцию. Работы шли быстро, и Маркантонио Кьярини из Болоньи приступил к росписи квадратуры в центральном зале в 1715 году. посол из испанской Фландрии посетил Нижний Бельведер, а также Stadtpalais в апреле 1716 года. Обширные работы проводились на территории одновременно со строительством Lustschloss, как Нижний Бельведер был описан на раннем городском пейзаже. . Доминик Жирар значительно изменил планы сада в период с января по май 1717 года, чтобы его можно было завершить к следующему лету. Жирар, который работал в Версале с 1707 по 1715 год в качестве fontainier du roi, или королевского гидротехника, с 1715 года начал работать садовым инспектором у баварского курфюрста Максимилиана Эмануэля. Именно по рекомендации последнего он поступил на службу к принцу Евгению. Скульптура для балюстрады — самая известная работа Джованни Станетти.

 

Сады

В саду был пейзаж, окруженный подстриженной живой изгородью, даже когда строился Бельведер, в официальной французской манере с посыпанными гравием дорожками и играми Доминика Жирара, который обучался в садах Версаля в качестве ученика Андре Ленотра. Его большой водоем в верхнем партере, а также лестницы и каскады, населенные нимфами и богинями, которые соединяют верхний и нижний партеры, сохранились, но узорчатое ложе давно заросло травой; в настоящее время он восстанавливается.

 

Верхний Бельведер

Строительство Верхнего Бельведера началось еще в 1717 году, о чем свидетельствуют два письма, которые принц Евгений отправил из Белграда своему слуге Бенедетти летом 1718 года, в которых описывался ход работ над дворцом. Ко 2 октября 1719 года строительство зашло так далеко, что князь смог принять там турецкого посла Ибрагима-пашу. Украшение интерьера началось еще в 1718 году. В 1719 году он поручил итальянскому живописцу Франческо Солимене выполнить и запрестольный образ Дворцовой капеллы, и потолочную фреску Золотой комнаты. В том же году Гаэтано Фанти получил заказ на выполнение иллюзионистской квадратуры в Мраморном зале. В 1720 году Карло Карлоне было поручено написать фреску на потолке Мраморного зала, которую он выполнял с 1721 по 1723 год.

Строительство здания было завершено в 1723 году. Однако Залу Террена грозило обрушение из-за структурных проблем, и зимой 1732–1733 годов Хильдебрандт был вынужден установить сводчатый потолок, поддерживаемый четырьмя колоннами Атласа, что придало комнате ее нынешний вид. внешность. Соломон Кляйнер, инженер курфюрстского двора Майнца, в период с 1731 по 1740 год выпустил издание из десяти частей, содержащее в общей сложности девяносто листов, под названием Wunder würdiges Kriegs- und Siegs-Lager deß Unvergleichlichen Heldens Unserer Zeiten Eugenii Francisci Hertzogen zu Savoyen und Piemont ( «Чудесная война и победный лагерь главного героя нашего века Евгения Франциска, герцога Савойского и Пьемонтского»), в котором подробно задокументировано состояние комплекса Бельведер.

Верхний Бельведер изображен на 20-центовой австрийской монете евро.

 

После смерти принца Евгения

Когда принц Евгений умер в своем Городском дворце в Вене 21 апреля 1736 года, он не оставил юридически обязывающего завещания. Комиссия, созданная императором Священной Римской империи Карлом VI, назвала племянницу принца Викторию своей наследницей. Она была дочерью его старшего брата Томаса и единственным выжившим членом дома Савойя-Суассон. Принцесса Виктория переехала в Бельведер, известный в то время как Садовый дворец, 6 июля 1736 года, но сразу же дала понять, что не заинтересована в своем наследстве и намерена как можно скорее продать дворцовый комплекс с аукциона. 15 апреля 1738 года она вышла замуж за принца Иосифа Саксен-Хильдбургхаузенского (1702–1787), который был на несколько лет моложе ее, в присутствии королевской семьи в Шлоссхофе в районе Марчфельд, Нижняя Австрия. Однако ее выбор мужа оказался неудачным, и несоответствующая пара развелась в 1744 году. Однако только восемь лет спустя, когда принцесса Виктория наконец решила покинуть Вену и вернуться в свой родной город Турин, Италия, Мария Тереза , дочь Карла VI, смогла приобрести поместье.

Императорская чета так и не переехала в Садовый дворец, который впервые был описан как Бельведер в их договоре купли-продажи от ноября 1752 года. Комплекс несколько затмевался другими императорскими дворцами, и поначалу здания оставались неиспользованными. Позже Мария Терезия создала галерею предков династии Габсбургов в Нижнем Бельведере, как это было принято во всех других дворцах, принадлежащих императорской семье. Дворец пробудился ото сна только один раз в 1770 году, когда 17 апреля там был устроен бал-маскарад по случаю бракосочетания имперской принцессы Марии Антонии с французским дофином, который впоследствии стал Людовиком XVI. Лорд-гофмейстер принц Иоганн Йозеф Хевенхюллер-Метч и придворный архитектор Николаус Пакасси были уполномочены тщательно подготовиться к балу, на который были приглашены 16 000 гостей.

В 1776 году Мария Терезия и ее сын, император Иосиф II, решили передать к.у.к. Gemäldegalerie («Императорская картинная галерея») от Императорских конюшен — части городского Императорского дворца Хофбург — до Верхнего Бельведера. Вдохновленный идеей просвещенного абсолютизма, он намеревался сделать императорскую коллекцию доступной для широкой публики. Галерея открылась пятью годами позже, что сделало ее одним из первых публичных музеев в мире. Ряд выдающихся художников руководили императорской коллекцией в Верхнем Бельведере до 1891 года, когда она была передана в недавно построенный Художественно-исторический музей (Музей изящных искусств) на великолепной венской улице Рингштрассе.

В то время как Верхний Бельведер был преобразован в картинную галерею в конце восемнадцатого века, Нижний Бельведер служил в основном членам королевской семьи, спасающимся от Французской революции. В частности, среди них были принцесса Мария Тереза ​​​​Шарлотта, единственный выживший ребенок Марии-Антуанетты и Людовика XVI, и эрцгерцог Фердинанд. Мария Тереза ​​Шарлотта проживала во дворце до своей свадьбы с принцем Луи Антуаном, герцогом Ангулемским, в 1799 году. Эрцгерцог Фердинанд, бывший губернатор Миланского герцогства до 1796 года, переехал сюда после заключения Кампо-Формионского договора в 1797 году.

После того, как Габсбургская монархия была вынуждена уступить Тироль Баварии по Прессбургскому договору 1805 года, императорской коллекции пришлось искать новый дом из замка Амбрас, недалеко от Инсбрука. Сначала коллекция была доставлена ​​в Петроварадин (ныне в Нови-Саде, Воеводина, Сербия), чтобы защитить ее от разграбления французскими войсками. В 1811 году император Франциск II постановил установить его в Нижнем Бельведере, который на самом деле был слишком мал для коллекции. Таким образом, эта часть Бельведера также взяла на себя функцию музея и уже ко времени Венского конгресса (1814–1815) начала привлекать значительное количество посетителей.

Под руководством префекта Библиотеки императорского двора Морица, графа Дитрихштейна-Проскау-Лесли, Коллекция египетских древностей и Комната древностей были добавлены к коллекции Амбрас в коллекции Нижнего Бельведера с 1833 года. В 1844 году римские вехи, которые до этого момента хранились в катакомбах храма Тесея, были перенесены на открытое место в Тайный сад. Акварели Карла Гебеля Младшего свидетельствуют о зарождении Нижнего Бельведера как музея, как и описательный путеводитель Йозефа Бергмана по коллекции, датируемой 1846 годом. Эта ситуация оставалась почти неизменной до переезда в недавно построенный Художественно-исторический музей на Рингштрассе в 1888 году. –89.

 

Бельведер и Франц Фердинанд

После перемещения императорских коллекций оба дворца Бельведер по крайней мере на некоторое время перестали быть публичными музеями. В 1896 году император Франц Иосиф I решил, что Верхний Бельведер должен служить резиденцией для наследника престола, его племянника Франца Фердинанда. Предполагаемый наследник реконструировал дворец под руководством архитектора Эмиля фон Фёрстера, который также был заместителем имперского министра, и с этого момента он служил резиденцией Франца Фердинанда. Напротив, Moderne Galerie была открыта несколько лет спустя, 2 мая 1903 года, в Нижнем Бельведере. Этот музей был первой государственной коллекцией в Австрии, посвященной исключительно современному искусству и созданной по инициативе Союза австрийских художников, известного как Венский сецессион. Цель состояла в том, чтобы сопоставить австрийское искусство с международным модернизмом. С самого начала для Moderne Galerie были куплены основные работы Винсента Ван Гога, Клода Моне и Джованни Сегантини. Затем музей был переименован в Кук. Staatsgalerie («Императорская и Королевская галерея») в 1911 году после того, как было решено расширить фокус внимания за пределы современного искусства, включив в него работы более ранних эпох. Убийство наследника Франца Фердинанда и его жены, начало Первой мировой войны и последовавший за этим крах Габсбургской монархии в 1918 году ознаменовали начало новой эры для Бельведера.

 

Бельведер в Первой и Второй республиках

Вскоре после окончания войны в ноябре 1918 года искусствовед Франц Хабердицль подал в Министерство образования запрос о том, чтобы дворцы были оставлены Государственной галерее. Это заявление было удовлетворено уже в следующем году. Национализация дворцового комплекса Бельведер была заложена и в проекте документа о реорганизации бывших имперских коллекций, составленном Гансом Титце в 1920–21 гг. В дополнение к музеям, которые существуют до сих пор, он также включал планы по созданию Österreichische Galerie (Австрийская галерея) и Moderne Galerie. В ходе реорганизации 1921–23 к существующему музейному ансамблю был присоединен Музей барокко в Нижнем Бельведере. Современная галерея была открыта в Оранжерее в 1929 году.

Дворцы сильно пострадали во время Второй мировой войны. Части Мраморного зала в Верхнем Бельведере и Зала гротесков в Нижнем Бельведере были разрушены бомбами. После завершения работ по реконструкции 4 февраля 1953 года в верхнем дворце вновь открылась Österreichische Galerie. В нижнем дворце открылся Музей барокко, а 5 декабря 1953 года в Оранжерее открылся Museum mittelalterlicher österreichischer Kunst («Музей средневекового австрийского искусства»).

Нижний Бельведер и Оранжерея были специально приспособлены для проведения специальных выставок. Выиграв закрытый конкурс, архитектор Сюзанна Зоттл превратила Оранжерею в современный выставочный зал, сохранив при этом оригинальную ткань здания в стиле барокко. Это место открылось в марте 2007 года выставкой Gartenlust: Der Garten in der Kunst (Садовые удовольствия: сад в искусстве). Через несколько месяцев Нижний Бельведер вновь открылся выставкой Вена — Париж. Реконструкцию здания выполнил берлинский архитектор Вильфрид Кюн, который перенес вход на его место в курдонёре, тем самым еще раз освободив первоначальную линию обзора от главных ворот Нижнего Бельведера через Мраморный зал к садовому фасаду Верхнего Бельведера. Различные секции первоначальных оранжерей, примыкающих к Мраморному залу, были возвращены в исходное состояние и теперь предоставляют место для новых выставочных залов. Великолепные парадные залы в стиле барокко – Мраморная галерея, Золотая комната и Зал гротесков – остались неизменными и открыты для посещения.

 

Споры об украденном нацистами искусстве и реституции

26 августа 1959 года Алиса Моргенштерн, пережившая Холокост, подала иск в Finanzlandesdirektion für Wien, Niederösterreich und das Burgenland (провинциальное налоговое управление Вены, Нижней Австрии и Бургенланда), в котором она заявила, что «картина Эгона Шиле «Четыре дерева», в которой использовалось будет принадлежать нам, сейчас висит в Верхнем Бельведере. Мы так и не продали картину, но отдали ее на хранение другу, Роберту Рёрлю, адвокату в Вене, Гумпендорферштрассе. Он, к сожалению, умер, и я не знаю, как картина попал в коллекцию девятнадцатого века [ректэ двадцатого века] в Бельведере». 20 марта 2020 г. Австрийская консультативная комиссия рекомендовала вернуть Шиле наследникам Моргенштерна.
В ноябре 2006 года, после более чем пяти десятилетий судебных споров, комиссия постановила, что картина Эдварда Мунка «Летняя ночь на пляже», выставленная в венской галерее Бельведер, должна быть возвращена Марине Фистоулари-Малер, внучке и единственной наследнице Альмы. Малер, жена австрийского композитора Густава Малера.
В 2006 году Австрия вернула пять картин Густава Климта из Бельведера наследникам Адели Блох-Бауэр.
В 2006 году австрийский арбитраж постановил, что портрет Густава Климта «Амалия Цукеркандль» не был разграблен нацистами и не нуждается в реституции. Это решение вызвало много комментариев, отчасти потому, что Амалия Цукеркандль погибла вместе со своей дочерью в Освенциме, а отчасти потому, что, как сообщил MSNBC, «вместо того, чтобы вернуть эту явно украденную картину, австрийская арбитражная комиссия пришла к выводу, что она должна оставаться в Бельведере».
В 2012 году в документальном фильме «Портрет Уолли» рассказывалось, как знаменитый портрет Эгона Шиле, принадлежавший венскому арт-дилеру по имени Леа Бонди до тех пор, пока нацисты Фридрих Вельц не конфисковал его из ее частной коллекции в 1939 году, был по ошибке возвращен музею Бельведер в Австрии после Вторая мировая война как часть коллекции другого дилера.
В 2014 году Бельведер получил приказ вернуть «Фермерскую кухню / интерьер кухни» Вильгельма Лейбля наследникам Марты Либерманн - вдовы Макса Либермана из-за преследований нацистами.