Адрес:
Kalvarienbergplatz
Мавзолей Гайдна
Haydnplatz 1, ☎ +43 2682
62638 (pfarre@haydnkirche.at),
ежедневно с 10:00 до 18:00.
Ноябрь- март открыт только
для групп
Церковь Гайдна, известная как Бергкирхе (Горная
церковь) расположена к западу от дворца
Эстерхази. Эта церковь была построена в 1715 году по приказу
князя Павла Эстерхази. Он посвятил этот прекрасный памятник Явлению
Девы Марии. Церковь Гайдна включала в себя 24 станций Крестного
пути. Фигуры страсти исполнены в полный рост, и каждая таблица стоит
в специально отведенной комнате. Скорее театральные фигуры в стиле
барокко вырезаны из дерева или камня. В центральной башне церкви
находится самая посещаемая достопримечательность церкви: гробница
Иосифа Гайдна. Горная Церковь знаменита усыпальницей композитора Йозефа
(Иосифа) Гайдна, который был похоронен здесь в 1809 году. В 1932
году был возведен небольшой мавзолей на могиле известного
композитора в честь двухсотлетия его кончины. Кстати его голова была
положена в гробницу лишь в 1954 году с должной помпой и церемонией.
Бергкирхе необычна с архитектурной точки зрения и состоит из двух
частей. Основная часть, собственно церковь, имеет примерно
квадратную форму. Интерьер в стиле барокко; Хамфрис и Боусфилд
называют это «обманкой фантазии в розовых и серых тонах». Потолок
имеет форму купола, расписанного фреской в конце 18 века И. В.
Баумгартнером.
В боковой часовне доминирует большой мраморный
саркофаг, могила композитора Йозефа Гайдна, который большую часть
своей карьеры провел в Эйзенштадте, работая на Эстерхази. Останки
большей части тела Гайдна покоятся здесь с 1932 года; череп был
добавлен (с должной пышностью и церемонностью) лишь в 1954 г.;
причину несоответствия см. в голове Гайдна.
В церкви до сих
пор хранится оригинальный орган, построенный в 18 веке венским
мастером Готфридом Маллеком; инструмент восстановлен в своем
первоначальном состоянии, каким он был, когда на нем играли Гайдн и
Бетховен на премьерах известных произведений (см. ниже). Однако
оригинальная консоль больше не используется и сейчас находится в
соседнем музее Гайдна.
К востоку от главной церкви находится
своего рода искусственная гора «Кальвариенберг» (холм Голгофы),
которая заполнена проходами и гротами, в которых появляются
скульптуры, изображающие 24 крестных стоянки. Статуи, которые «ярко,
даже кричаще раскрашены» (Jones 2009:51), были работой
монахов-францисканцев, работавших более 250 лет назад. В
исторические времена Кальвариенберг был местом паломничества; по
словам Джонса, в свое время Кальвариенберг «считался восьмым чудом
света». Как и в исторические времена, посетители взбираются вверх и
вниз по небольшой горе и входят в нее, последовательно осматривая
станции.
«Берг» «Бергкирхе» можно интерпретировать двояко:
церковь построена на холме, но сделана выше за счет земли,
добавленной во время строительства. С вершины маршрута
Кальвариенберг открывается живописный вид на Айзенштадт и
окрестности.
В дополнение к гробнице Гайдна, Бергкирхе примечательна в истории
музыки тем, что это была сцена премьеры большинства из шести поздних
месс, которые Гайдн написал для своих покровителей на заключительном
этапе своей карьеры. Позже Людвиг ван Бетховен возглавил (неудачную)
премьеру 1807 года своей мессы до мажор (опять же по заказу
Эстерхази) в церкви.
По словам МакГранна, мессы, написанные
для исполнения в церкви, были лишь частью ослепительных
празднований, устроенных семьей Эстерхази во главе с Николаем II:
Типичное празднование [включает] совместную мессу, вечерню,
щедрый банкет и бал, турецкую музыку на площади для горожан,
обширную иллюминацию и фейерверк. ... Даже короткая дорога [0,5 км.]
от дворца до Бергкирхе, где обычно проходила месса, могла произвести
впечатление. [Придворный чиновник Джозеф Карл] Розенбаум упоминает
десять карет, отправившихся в путь в 1804 году; а посетитель
Эйзенштадта в 1816 году сообщил рассказы из вторых рук о несколько
необычном входе принца в церковь: «Принц обычно ходил в церковь в
окружении своей охраны. Он проезжал верхом через церковь к двери
своей трибуны, где он сидел в уединенном величии. Принцесса тоже
сидела одна на своей трибуне напротив. Офисы гвардии занимали
другое, а посетители имели другое для себя ". Многим событиям
сопутствовал грохот пушек... отражающий могущество и силу этого
венгерского магната.
В свете его важности для истории музыки
Мозес и др. оценить акустические свойства церкви: многочисленные
твердые поверхности и высокий купол приводят к тому, что время эха,
по их оценкам, составляет от 4 1/2 до 5 1/2 секунд. Авторы
продолжают подчеркивать стили исполнения (подчеркивая легкость и
отстраненность нот), подходящие для музыки Гайдна, особенно в таких
местах.