Новогрудок, Белоруссия

Новогрудок

 

 

10 крупнейших городов Беларуси
Минск
Гомель
Могилев
Витебск
Гродно
Брест
Бобруйск
Барановичи
Борисов
Пинск

 

Транспорт 

 

Описание Новогрудок

Новогрудок

Новогрудок - город в Гродненской области Беларуси. В XIV веке это был епископской резиденцией Митрополии Литвы. Это возможная первая столица Великого княжества Литовского. Позже город стал частью Речи Посполитой, Российской империи и СССР в 1939 году после вторжения в Польшу.

 

Достопримечательности Новогрудок

Новогрудский замок (XIII—XVI века) (Новогрудок)

 

Курган Бессмертия Адама Мицкевича (1924—1931) (Новогрудок)

Курган Бессмертия Адама Мицкевича - искусственный холм, насыпанный в 20-x годах ХХ в. в честь польского поэта белорусского происхождения Адама Мицкевича в Новогрудке, где прошли его детские годы и в окрестностях которого происходят многие события его произведений. Подобная практика создания кургана в честь отдельного человека является уникальной для Беларуси. Историко-культурная ценность международного значения. Насыпан по инициативе Мицкевичавскага комитета на площади, который был выкуплен за 6 тысяч злотых, что были собраны добровольными пожертвованиями. Торжественная закладка кургана состоялась 27 моя 1924 года. Закончили насыпать курган в 1931 году. Около его подножия была установлена ​​стела с надписью-посвящением, которая в 1998 году в связи с празднованием 200-летия со дня рождения поэта была заменена на валун. Недалеко от кургана в 1992 году был установлен также памятник А. Мицкевичу.

 

Гора Миндовга (Новогрудок)

Гора Миндовга - холм в Новогрудке, расположенный на территории, ограниченной улицами Минской, 1 Мая и пешеходного перехода, соединяющего улицы Минскую и 1 Мая. По преданию в XIII в. здесь был похоронен основатель Великого княжества Литовского князь Миндовг. Об представление упоминается в первой монографии о Новогрудок, изданной на латинском языке во Львове в 1795 г. Незадолго до смерти от рук своих политических противников он отказался от католичества и был похоронен по языческому обряду под горой (Курган).

По другой версии, такое название могла возникнуть от того, что на этой горе и вокруг нее, возможно, проходила в 1253 г. коронация Миндовга, который принял от Папы Римского Иннокентия IV корону и титул Короля Литвы - первого и единственного, так как согласно летописи, коронация проходила не в замке, а возле него.

Особую популярность легенда о гору Миндовга приобрела благодаря известному поэту, уроженцу Новогрудка Адаму Мицкевичу, в произведениях которого не раз является góra Mendog.

Согласно другому преданию, позже на вершине горы была мраморная надгробная плита на которой возвышалась изображение девушки с лицом ангела. Здесь была похоронена красавица Кристи, которая стала прообразом для многих скульптур и настенных росписей в костелах Вильнюса. Автором виленских скульптур, как и надгробного памятника на Гарри Миндовга был влюблен в полах итальянский скульптор Джованни перьев.

Примерно с конца XVII в. на Гарри Миндовга располагались общегородские христианские кладбища. Значительное количество памятников из камня и металла, а также деревянных крестов «на горе» отражено на фотографиях первой трети ХХ в. Перестали это кладбище использоваться для захоронений с начала 1920-х годов. Сохранились некоторые надгробные плиты. Старейший надгробный памятник на Гарри Миндовга, который сохранился до нашего времени, датируется 1820 годом.

В июле 1993 г. на городском празднике по случаю 740-летия коронации Миндовга у подножия горы установлен памятный знак скульптора В. М. летунов. В сентябре 2014 года возле горы была поставлена ​​металлическая скульптура Миндаугаса высотой около 2,5 метров.

 

Фарный костёл Преображения Господня (Новогрудок)

Новогрудский фарный (приходской) костел Преображения Господня - католический храм в Новогрудке, расположен с восточной стороны у подошвы Замковой горе по ул. 1 Мая. Построен Витовтом в готическом стиле в конце XIV века, перестроен в стиле сарматского барокко в начале XVIII века. До наших дней сохранились три готические бессистемно скомпонованные часовни различных размеров и форм (первая половина XVII века) с нервюрного сводом и цветными витражами. Граненые алтарные части часовен ориентированы в разные стороны и посвящены различным святым (храм изначально закладывался в честь Всех Святых), что, возможно, является реминисценции язычества. В храме находится чтимый чудотворный образ Матери Божьей Новогрудской в ​​католической редакции.

По преданию, храм был построен в 1395 г. благодаря меценацтву Витовта на месте бывшего языческого капища. Первоначально храм был освящен во имя Всех Святых. В готическом костеле в 1422 г. был повенчан польский король Владислав Ягайло и Софья Ольшанская.

В 1643 г. по приказу новогородского коменданта Она Рудамины-Дусяцкага в северную стену часовни Тела вмурована мемориальная плита в память о брате и соратниках, погибших в бою с турками под хижину в 1621 г.

14 июля 1714 года коадъютором виленского епископа Матфеем Анцутам был освящен краеугольный камень нового каменного костела. Строительство велось в 1719-1726 гг. Известно, что храм возводили местные строители-каменщики: Якуб Бокша, Юрий Урловски, Андрей Шарецкий, Юрий Стапковски. В 1723 году храм освящен под титулом Тела. Представлял собой аднанефавую базилику с полукруглой апсидой и двумя башнями на главном фасаде. В композицию костела были включены две граненые часовни прежнего готического костела XIV-XV вв. В 1776 г. епископ Жулковская освящает храм в честь Преображения Господня.

В этом храме 12 февраля 1799 года был крещен сын Варвары и Николая Мицкевичей, который получил имя Адам. По этому поводу в 1920-е гг. на стене костела, слева от входа, установлена ​​небольшая мраморная доска.

В 1857 году храм был закрыт царскими властями. Согласно инвентарю 1867 г. был крытый гонтом. В костеле насчитывалось главный алтарь, два боковых и два в часовнях. Пол был кирпичный, под ней два больших погреба. Всех окон насчитывалось семь и по два в часовнях. С левой стороны от престола была ризница на одно окно.

Храм возвращен католикам в 1906 году. Восстановление разрушенной святыни началось только в 1921 г. В 1922 г. епископ Зигмунд Лозинский на День Всех Святых заново освятил костел. Приход официально возродилась в 1929 году, а святыня была отдана под опеку сестер назаретанок.

В 1920-е годы на стене старинного готического костела, включенного в современный храм в виде часовни, вмонтировали таблицу на память о венчании в 1422 г. королём и великого князя Ягайло с княжной Софьей Гольшанской.

1 августа 1943 гестаповцами были казнены 11 сестер-назаретанок (новогрудских мучениц), чья могила просуществовала рядом с костелом до 1991 года. Сейчас мощи причисленных Святым Престолом в 2000 году до благословленных сестер похоронен в храме, а на месте их захоронения рядом с храмом установлена ​​стела.

Храм аднанефавы, с двюхвежавым главным фасадом и полукруглой алтарной апсидой, к которой с северной стороны примыкает сакристия. В композицию здания включены две древние граненые часовни прежнего храма. Чтобы сделать их незаметными со стороны входа, стена главного фасада и башни сдвинуты относительно удлиненной оси здания, что придает ему замаскированное ассиметричную композицию. Стены по периметру завершены единственной тягой карниза, которая разделяет главный фасад на высокую нижнюю часть и треугольный атыкавы фронтон между Четверикова башнями, накрытыми пологими шатрами. Оконные проемы и ниши имеют полуциркульные арочные завершении.

Интерьер перекрыт цилиндрическим сводом с распалубки. Над входом расположены фигурные в плане хоре. В часовнях сохранились готические звездчатые нервюрныя своды, витражи. В часовне Божьего Тела в северной стене вмурованы мемориальная плита (черный мрамор, песчаник, 275х150 см), заказанная в 1643 г. комендантом Яном Рудоминам в память о брате и соседях, погибших в бою с турками под Хотином в 1621 г.

 

В 1780-е годы Франтишек Смуглевич нарисовал для главного алтаря костела престольный икона Преображения Господня, сегодня на этом месте находится икона художника Болтуца, изображенный в 1939 году как копия знаменитой Ватиканской стояния Рафаэля. Левый боковой алтарь посвящен св. Иосифу, а правый - св. Терезы.

Рядом с костелом находится памятный камень в честь одиннадцати сестер назаретанок, убитых гитлеровцами 1 августа 1943 года. Саркофаг с останками благословленных сестер находится в боковой часовне храма. Под костелом находятся три крипты: одна под пресвитерием с входом с апсиднага фасада и две под обеими часовнями.

 

Доминиканский костёл Михаила Архангела (Новогрудок)

Церковь Михаила Архангела - памятник архитектуры барокко в Новогрудке. Монастырь ордена доминиканцев в Новогрудке финансируемый в 1624 году Христофором Ходкевичей, конюшего ВКЛ, на купленных им площадях в восточной части рыночной площади, на углу между ул. Слонимской (по главному фасаду костела, сейчас ул. Мицкевича) и Еврейской (ныне Советская). Позже, 3 августа 1636, став вильнюсском комендантом, Ходкевич увеличил первоначальный вклад, к нему в конце XVII в. присоединились Островский и Брольницкий. Первоначально деревянный костел был освящен в честь св. Яцека, покровителя Литовской провинции ордена.

Около 1724 г. на его месте доминиканцы построили каменный костел (в объем восточного нефа включена часть прежней постройки, сохранен декор интерьера). Титул святыни изменился во второй половине XVIII в., Когда храм отстроили после пожара 1751 года. С тех пор храм посвящен св. Михалу Архангелу. Особое почитание св. Михаила Архангела в Новогрудке началось после войны 1654-61 годов, когда, согласно с преданием, он спас город от уничтожения.

Согласно инвентарю 1804 года вход на территорию монастыря от рынка определялся воротами из четырех каменных столбов, крытых черепицей и венчаются деревянными вазонами зеленого цвета, над воротами на металлическим штабах находился позолоченный герб ордена доминиканцев - изображение собаки с факелом и крестиком. Слева стояла деревянная колокольня с тремя колоколами: «св. Михаил "," св. Доминик »и« св. Тадеуш »(все колокола были реквизированы российской армией в 1915 году). Комплекс был обнесен каменной оградой.

К костелу примыкал, образуя внутренний дворик-клауструм, П-образный в плане каменный монастырь, где помимо 30 келий монахов находились школьные классы. Школа при монастыре была основана в 1794 году, имела 6 классов; 6-7 профессоров во главе с префектом преподавали здесь арифметику, историю, математику, моральные науки, языки, право, физику и др. В 1807-15 годах здесь учились Адам Мицкевич (в 1904 году в его честь на стене костела была помещена мемориальная плита, не сохранилась) и Ян Чачот. Большинство учеников школы жила в монастырской бурсе. В комплекс монастыря также входили каменная конюшня, амбар и ряд хозяйственных построек.

Костел каменный, крытый гонтом, безбашенный, только над главным фасадом висел малый Розария колокольчик. Интерьер перекрыт системой цилиндрических сводов на подпружных арках с распалубки над окнами. Пол в центральном нефе была изложена с мраморных плит, в боковых - из кирпича. В костеле находилось 10 алтарей. Главный алтарь был посвящен опекуну Новогрудка св. Михалу Архангелу, большой образ которого в серебряной ризы был выполнен по фонду Адама Матея Саковича в середине XVII в. (Одеяние сделано в 1662, возможно, икона была создана для монастыря доминиканцев в Зембине, а в Новогрудке он появился через век). В костеле хранились реликвии Святого Креста и всех апостолов. На хорах в то время помещался орган на 11 голосов. В 1829 г. Наряду с костелом построена двухъярусная каменная колокольня (не сохранилась).

осле пожара 1831 года значительно перестроен храм приобрёл современный вид.

Доминиканская школа была закрыта в 1834 году и переоборудовано под городское училище, потом под гимназию. Монастырь доминиканцев был закрыт в начале 1853 года, монахи были отправлены по разным монастырям, монастырский корпус был приспособлен под уездный и земский суды, а со временем и вовсе был разобран на кирпич. Костел перешел в ранг приходских, приказом Минской римско-католической духовной консистории от 31 декабря тысяча восемьсот пятьдесят семь ему передали функцию древней фары, а последняя была приписана к нему в качестве филиала. Часть корпуса, которая сохранилась и сегодня присоединяется к пресвитерия костела, в то время была приспособлена под жилье декан и ксендзов.

В 1948 году древняя святыня была закрыта и в послевоенное время приспособлена под мебельное хранилище, а после пожара оставлено в руинным состоянии. Однако, несмотря на это, в 1970-е гг. она получила статус памятника архитектуры республиканского значения.

В 1992 году храм возвращен католической общины города. До 1997 комплекс был реставрирован. В 2003 года, по проекту минского архитектора А. Е. Кондратова, началась реставрация двух линий монастырского корпуса (из силикатного кирпича). Здесь имеют разместиться реколлекциях центр и Дом милосердия.

 

Церковь решен в стиле позднего классицизма «тосканского порядка»: более пологий двускатная крыша с упрощенным треугольным фронтоном на главном фасаде. Безбашенная трехнефной базилика с плоским главным фасадом, узким нартекс и полуциркульной алтарной апсидой, к которой с северной стороны присоединена сакристия. Главный фасад решен как трыфорыумная композиция. Центральная часть, которая затмевает центральный неф, разделенный развитым карнизом на два яруса и завершен треугольным фронтоном с башенкой над ним. Боковые части заслоняют боковые нефы, торцы крыш боковых нефов закрытые ступенчатыми аттиками. По горизонтали главный фасад разделен на два яруса антаблементом на уровне карнизов боковых нефов, что придает ему визуальную весомость и прысадистасць. Вертикальные ордерной членение фасада не соответствуют структуре базилики, что подчеркивает его композиционную самостоятельность. Главный вход обозначен небольшой крухтаю-тамбуром. Стены отделаны пилястрами. Окна из лучковыми и арочными завершениями.

Особенностью архитектоники храма является чрезвычайно вытянутый прэсбитэрыю с полукруглым алтарном завершением, по длине почти равен базилике, от которой отделен спаренными подпружных арками и усиленными опорными столбами.

интерьер
Скромность и сухаватасць изображения сильно измененного фасада контрастируют с брутальной барочной сочность пластики интерьера. Внутреннее пространство 2 рад столбов разделяют на 3 нефа. Центральный неф перекрыт цилиндрическим сводом на распалубки, украшенный лепным геометрическим орнаментом, боковые нефы имеют крестовые своды. Интерьер украшен отделанными лепкой и скульптурами алтарями.

Сегодня в храме, как и прежде, 10 алтарей, но в разные времена их посвящение было разным. Только главный алтарь всегда был посвящен покровителю города и костела - св. Михалу Архангелу, икона которого в серебряной ризы помещен в центре трехъярусной композиции (поднята на высокий постамент коринфской колоннадой, которая несет волнистый антаблемент. Между колоннами некогда были установлены фигуры четырех Евангелистов. В подобном барочном стиле созданы и боковые алтари). По бокам от престольный находятся иконы святых апостолов Петра и Павла. Во втором ярусе помещена резная Распятие в окружении ангелов, Венчает алтарь гипсатурны барельеф «Схождение Святого Духа». При опорах пресвитерия установлен алтаре св. Доминика (слева; в ХIХ в. - также св. Доминика) и Пресвятого Сердца Иисуса (в 1853 г. - св. Тадеуша, в 1867 - св. Анны). При средних опорах находятся алтари св. Станислава Кости (слева, в 1853 - св. Иоанна Непомука, в 1867 - св. Филомены) и св. Христофора (в ХIХ в. - св. Иосифа), в центральную науч напротив амвона развороченное шикарный трехъярусный алтарь св. Терезы (в 1853 - св. Викентия с Феррары с иконой св. Регины наверху, в 1867 - св. Елены Императрицы, в нач. ХХ в. - св. Терезы). При ближайших ко входу опорах стоят алтаре св. Антония (слева, как и прежде, икона изображен в 1861 году) и св. Цецилии (в 1853 - св. Фомы Аквинского, в 1867 - св. Станислава). Еще два алтаре находятся в торцах боковых Навин: слева - Богоматери Снежной, дело - Распятия (ранее - Богоматери с младенцем Иисусом, во втором ярусе - икона св. Екатерины). Многие из икон, что украшали алтари во второй половине ХIХ в. принадлежали пендлю Эдварда Павловича, преподавателя живапису новогрудской гимназии: икона св. Доминика (жертва пана Петра Абламовичем), св. Анны (жертва помещицы Екатерины Ёдки), св. Филомены (жертва помещицы Гнаинскай), св. Станислава. В воскресенье Сошествия Святого Духа, 27 мая 2007 года, в Менса главного алтаря торжественно расположен реликварий одиннадцати благословленных сестер назаретанок, перенесенный из ректоральном костела (фары).

 

Николаевский кафедральный собор (бывш. францисканский костёл св. Антония (1780) (Новогрудок)

Свято-Николаевский собор и монастырь францисканцев - сакральный комплекс в г. Новогрудок, расположенный по адресу ул. Гродненская, 4, 6. Памятник архитектуры позднего барокко. Монастырь ордена францисканцев существовал в Новогрудке уже в 1323 г., или следует из письма князя Гедимина к папе римскому. Дата постройки деревянного костела францисканцев - 1434 г. Бывший костел и монастырь францисканцев, сохранившиеся до нашего времени, построенный во 2-й половине XVIII в. (1780), по некоторым данным, в 1714 г. инвестором строительства был новогрудский подстоли Фома Войнич. Улица, на которой возведен костел с монастырем, называлась Францисканской, позже получившая название Гродненская.

В 1831 г. монастырь упразднен, в 1846 г. барочный костел был перестроен в Николаевскую церковь. В период николаевской реакции переосвящение костелов в православные храмы, чаще всего в честь святого - покровителя российского императора, было массовым явлением в Беларуси. Капитально перестроена на средства прихожан после пожара 1852 г. Памятники архитектуры позднего барокко, после перестройки приобрел элементы русско-византийского стиля.

Церковь
Церковь - трехнефной каменная базилика с пятигранный алтарной апсидой. Главный фасад разделен развитым антаблементом на три яруса. Стены центрального нефа расчлененные пилястрами, на главном фасаде они спаренные с обеих сторон высокого полуциркульные окна второго яруса и главного входа на первом ярусе, по обе стороны которых здесь расположены неглубокие ниши. Боковые фасады прорезаны высокими оконными проемами, расположенными на двух уровнях. Третий ярус - невысокая башня-колокольня с купалка на восьмигранном барабане. Окна главного фасада (с полуциркульным и арочным завершением) застекленные витражами. В толще стены главного фасада две винтовые лестницы, ведущие на колокольню. Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, центральный - цилиндрическими с распалубки. Во 2-й половине 19 в. создан деревянный 2-ярусный в 13 икон иконостас, на белом фоне которого выделяются позолоченные элементы деревянной резьбы (карнизы, рамы, орнамент, капители). Икона 18 в. «Богоматерь Одигитрия».

Монастырь
К северу от храма отдельно стоящий двухэтажный Г-образный в плане каменный корпус монастыря. Здание решен в лаконичных формах: главный фасад (со входом в центре) ритмично прорезаны прямоугольными окнами. На юго-торцовым фасаде внешняя каменная лестница, огражденная подпорной стеной и укреплена массивным контрфорсы. Планировка коридорная. Перекрыт в основном крестовыми сводами. Сейчас приспособлены под жилье.

 

Борисоглебская церковь (Новогрудок)

Новогрудская Борисоглебская церковь - памятник архитектуры XII-XVII вв. в г. Новогрудок. Построена на месте храма 1-й половины XII в., Стены которого были сложены из известняковых туфовых блоков и незначительных вставок плинфы как крыжовакупальны храм. Позже вокруг храма возведена галерея, сделанная из плинфы в технике кладки «со скрытым рядом», что характерно для полоцкой школы зодчества XII в. Храм был расписан фресками, имел прыгожыю майоликовые пол из разнообразных глазурованных керамических плиток (квадратных, прямоугольных и треугольные). Крыша был накрыт свинцовыми листами. Во время его постройки использованы голосники. С XIV в. при храме существовал мужской православный монастырь (с 1624 г. - женский, с 1628 г. - мужской монастырь базилиан (см. Новогрудский Борисоглебский монастырь), с 1839 г. православная церковь).

 

В начале XVI в. и особенно в 1-й четверти XVII в. храм полностью перестроен: исчезла галерея, значительно увеличились его размеры. Возведен 3-нефавы зальный здание с 5-гранной апсидой, звездчатыми сводами в стиле поздней готики. Фасады разделены многочисленными рядами тонких вертикальных колонн-лопаток, которые в верхней части переходят в пояс со стрельчатых арок. Углы здания укреплены 6-гранными контрфорсами. Пол из квадратных и фигурных глазурованных и неглазурованной плиток (толщина 4 - 5 см.). В XVII в. храм был накрыт глазурованной зеленой и светло-коричневой черепицей.

В XIX в. фасады храма полностью перестроен. Архитектурное решение было основано на традиционном для ретроспективно-русского стиля использовании форм московско-ярославского зодчества XVII в. Проектом реконструкции предусматривалось изменение силуэта Аттика (трехчастной завершение с трохдольных кокошников), наличников на проемах башен, а также в центральном окне западного фасада, раскрытие проема колокольни, пластическая раскреповки западной стены, создание над основным объемом большого «глухого» деревянного барабана, « васьмярык на четверик »с шатровым завершением с кокошниками на развитых карнизах и луковичной главки. Подобное завершение имели и башни, которые фланкиравали западный фасад.

Одновременно был создан деревянный чатырохярусны иконостас в 30 икон. В сентябре 1876 года в присутствии 10 тыс. Верующих владыка Александр (Добрынин) освятил перестроен храм.

В 1923-24 гг. храм снова реконструирован: вместо деревянного барабана с головкой восстановлено первоначальное свод, укрепленный фундамент. После Второй мировой войны здание церкви использовалось как архивохранилище. Восстановлена ​​и открыта для богослужений в 1990-х гг.

 

Новогрудская мечеть

Новогрудская мечеть - магаметански храм в Новогрудке (ул. Ленина, 28). Мечеть вела службу до конца Второй мировой войны, а в советское время была закрыта и перестроена в жилой дом. Историко-культурная ценность регионального значения. О существовании мечети в Новогрудке известно еще с XVI века. Привилегию на строительство мечети в 1792 году новогрудские татары получили от короля РП Станислава Августа Понятовского, который одобрил виленский епископ. Через четыре года в Новогрудке на том месте состоялось первое служение. В 1855 году на месте старой мечети на средства отставного майора Александра Асанавича была построена новая мечеть. К 1939 г. при мечети работала религиозная школа - мактаб. В 1945 году мечеть была закрыта и перестроена в жилой дом. Мечеть в этом состоянии находилась до 1994 года, пока она не была возвращена верующим. Тогда началась перестройка храма, и 11 июля 1997 мечеть возобновила свою деятельность. Открытие было приурочено к 600-летию поселения татар на Беларуси.

 

Дом-музей Адама Мицкевича

Дом-музей Адама Мицкевича - литературно-мемориальный музей в г. Новогрудок Гродненской обл. Первая попытка создания в Новогрудке музея Адама Мицкевича относится к 1920 года. Реально дом-музей был открыт для посетителей 11 сентября 1938 г. В июне 1941 года был разрушен немецкой авиабомбы, а потом отстроен в 1955 г.

Современный вид дом-музей приобрел в 1990 году после очередной реконструкции. Был восстановлен главный здание по образцу нач. XIX в., На территории усадьбы построен флигель (малый жилой дом), который соединяется с основным зданием подземным переходом, а также амбар, колодец, беседка.

Постоянная экспозиция музея восстановлена ​​в 1992 году совместно с Варшавским литературным музеем имени А. Мицкевича. Действующая сегодня экспозиция открыта 25 мая 2001 г. Работы по ее созданию за средства бюджета Новогрудского района выполнен предприятием «Минский художественный комбинат». Авторы научной концепции сотрудники Дома-музея.

Территория музея составляет 0,47 га. Общая площадь зданий музея - 659 кв.м. Из них: экспозиционная площадь музея - 215 кв.м, выставочная площадь - 90 кв.м.

Экспозиция
Общее количество музейных предметов - около 8000 единиц. Экспозиция размещена в 5 залах и выставочной галереи. В 1-й зале представлены материал о семье А. Мицкевича (документы, портреты родителей, братьев), находки из археологических раскопок на родине поэта в д. Заосье Барановичского района, учебники для уездных школ, среди которых учебник по математике 1772.

Экспозиция 2-й залы связано с отцом А. Мицкевича и его адвокатской практикой. Среди экспонатов: протоколы судебных заседаний, карманные часы, подсвечник, чернильный прибор, шкафы начале 19 в., Где хранятся юридическая литература и книги, изданные до 1812, в т.ч. «Библия» на французском языке 1775. Отдельный раздел посвящен восстанию под руководством Т.Костюшко 1794.

В 3-й зале (бывшая гостиная) экспонируются мебель 19 в., Фарфоровый и фаянсовую посуду конца 18 - начала 19 в., Настольный часы конца 18 в., Который находился в 1822 в комнате А. Мицкевича в Вильнюсе, материалы об учебе поэта в Вильнюсском университете и начало его творчества.

Экспозиция 4-й зала посвящена пребыванию А. Мицкевича в России. Здесь хранятся копии книг А. Мицкевича, изданных в России и других странах, копии портретов «А.Мицкевич» Ю. Алешкевича и «А.Мицкевич на горе Аю-Даг» В.Ваньковича, портреты русских поэтов и писателей, которые восхищались творчеством А . Мицкевича, рояль и мебель 19 века.

Период пребывания А. Мицкевича в Германии, Швейцарии, Италии, Франции представлены материалами экспозиции 5-й зала. Среди экспонатов: портреты жены и детей писателя, И. Гете, Ф. Шопена, Н. Орды, М.Агинского и др., Копия первого издания поэмы «Пан Тадеуш», документы о последних днях А.Мицкевича, бронзовая модель памятника (1909 - 29) поэту в Париже, приобретенная музеем в 1937 у вдовы скульптора Э.Бурдэля.

В выставочном галереи ежегодно проходят около 10 выставок. Действуют постоянные выставки: этнографическая «Картинки сельской жизни»; «Мир кухни Мицкевичей», где экспонируется керамическая посуда 19 в .; «Поэма Пан Тадеуш» - через годы и народы ", на которой представлено более 70-ти изданий произведения, начиная с середины 19 в., В т.ч. на иностранных языках.

Предлагаются: Обзорная экскурсия: (включает посещение главного здания, подвальных помещений и выставочной территории, флигеля).
Тематические экскурсии:
1.Жанчыны в жизни и творчестве А. Мицкевича (для учащихся и взрослых). В экскурсии делается акцент на влияние женщин (М.Верашчака, К.Яниш, К.Сабаньска, Е. Г. Анквич, М.Шмановская и др.) На жизненный и творческий путь поэта.
2.Расийски период жизни Адама Мицкевича (для всех категорий) А.Мицкевич прожил в России почти 5 лет (1824-1829гг). Повествуется о его жизни в Петербурге, Одессе, Крыму, Москве, о творческих взаимоотношениях с русскими поэтами (А.Пушкин, М.Палявы, .Жуковски и др.), О произведениях этого периода, где А.Мицкевич по словам М.Палявога был «не только как первый польский поэт, но как почти первый среди сегодня существующих».
3.Шляхецкия усадьбы Новогрудчины. (Средний и старший школьный возраст, взрослые) В экскурсии рассказывается о усадьбах в Заосье, Туганавичах, Щорсах, об их архитектурных и планировочных особенностях, об их владельцах и роли этих людей в жизни А. Мицкевича и истории Беларуси.
4.Адам Мицкевич в творчестве художников и скульпторов. (Для всех категорий) Рассказ о размещены в экспозиции и фондах работы Олешкевича, Орловского, Ваньковича, Бурдэля, д'Анжу, Назаренко, Панкратова, Кашкуревича и других.
Работает сувенирный киоск.

 

Новогрудский историко-краеведческий музей

Новогрудский историко-краеведческий музей - музей Новогрудка основан в 1987 г. было восстановлено 12 сентября 1992 года. Экспозиция размещена в 9 залах (250 м.кв.) фонды музея насчитывают 13,5 тыс. Единиц хранения. Экспозиция отражает наиболее значимые события истории города и района, рассказывает о выдающихся людей, чья жизнь и деятельность связаны с Новогрудчине.

Экспозиция знакомит с образованием Великого княжества Литовского: коронацией Миндовга, деятельностью великих князей Войшелка, Гедимина, Витовта и др., Рассказывает о расселении татар на Новогрудчине, о создании православной митрополии в ВКЛ и т.д. На основании документов и диорам показаны изменения в статусе города в связи с получением им магдебургского права, герба, заседаниями Главного трибунала ВКЛ, а также войн, которые привели к разрушению Новогрудского замка, события восстаний 1831 и 1863 годов.

Музей имеет богатую этнографическую коллекцию, произведения народного искусства (женский и мужской костюмы, тканые покрывала, лачуги, одежная расшитые полотенца, салфетки, глиняная и деревянная посуда).

Отдельными темами подано деятельность в межвоенный период в Новогрудке государственной польской и частной белорусского гимназий.

Значительная площадь отведена показа немецкой оккупации Новогрудского района в годы I и II мировых войн: участие жителей в военных действиях, режим оккупации, трагедия еврейской общины города, противоречивый движение сопротивления, в котором участвовали советские партизанские отряды, формировании Армии Крайовой, еврейский партизанский отряд Бельского и др .

В музее создан мемориальный раздел из архива бывшего выпускника белорусского гимназии, почетного гражданина г. Новогрудка, известного в мире ученого в области астронавтики Бориса Кита.

 

Здания на Рыночной площади (XVIII—XIX века)
Торговые ряды (1812)
Дом воеводы и здание воеводства на ул. Мицкевича (1920-30-е гг.)
Вокзал (ранее ж/д, ныне автобусный) (1915)

 

История Новогрудок

Согласно археологическим исследованиям славянское (Гл.далей Славянская колонизация) поселение на территории современного Новогрудка возникло в конце X в., Укрепления к середине XI в. Часть исследователей считает за первое упоминание Новогрудка в письменных источниках сообщение под тысячу сорок четыре годом о строительстве нового города, которое по их мнению связано с походом вел. кн. киевского Ярослава Мудрого Литвy, впервые эту версию предложил В. Татищев. Хотя такая датировка основания города и совпадает с археологическими данными, но из самих источников невозможно сделать выводы, что имеется в виду основание именно Новогрудка. Имелось в виду строительство новых укреплений в Великом Новгороде. В XII в., Согласно археологическим исследованиям, город состоял из детинца (Замковая гора), окольного города и посада.

В XIII-XIV в. Новогрудок - центр удельного Новгородского княжества, под +1235 годом упоминается князь Изяслав Новгородской. В конце 1240-м - начале 1250-х годов Новогрудок перешел под власть литовского князя Миндовга, обстоятельства этого перехода до сих пор спорные, князем и заместителем своего отца в Новогрудке был Миндовг сын Войшелк. В это время было положено начало образованию ВКЛ, крупнейшим и одним из основных центров которого был Новогрудок. Споры между Миндовгом и его литовскими родственниками, что нашли убежище на Волыни, стали поводом к большой войне с Галицко-Волынским княжеством, которое сделало несколько крупных походов на город, что заставило Миндовга пойти на союз с Ливонским (Ливонская) орденом. В 1253 года Миндовг от имени папы римского короновали на короля Литвы (первый и последний такой титул в истории ВКЛ), коронация могла произойти и в Новогрудке. Такая возможность дает основание ряду историков считает Новогрудок первой столицей ВКЛ, но трудно с уверенностью сказать, была ли вообще столица в тогдашнем ВКЛ. В 1254 г. Войшелк заключил от имени отца мир с Галицко-Волынским княжеством и передал Новогрудок Роману Даниловичу. После разрыва мира (тысяча двести пятьдесят восемь) Войшелк снова стал князем в Новогрудке, а после передал его вместе со всей страной Шварну. На город неоднократно нападали монголо-татары и иx союзники - дружины галицко-волынских князей (1255, 1274, 1278), крестоносцы (1314, 1321, 1341, 1390, 1394).

Как центром удельного княжества Новогрудком владел с 1329 г. Карыят, после 1358 года его сын Федор, с 1386 г. - Корибут. В 1316 г. Новогрудок стал центром самостоятельной Литовской митрополии, которая охватывала православную церковь ВКЛ и Галиции. 3 1392 Новогрудок - один из центров великокняжеского домена ВКЛ. В конце XIV - начале XV в. Витовт поселил в Новогрудке и его окрестностях татар, в 1428 году он записал город вместе с окружающими деревнями в пожизненное владение своей жене Ульяне. В 1415 г. в Новогрудке на соборе православных епископов митрополитом был избран Григорий. В 1422 в Новогрудке в основанном Витовтом фарном костеле состоялось венчание короля польского Ягайло с Софьей Гольшанской, который дал начало династии Ягеллонов.

В январе 1507 г. было образовано Новогородское воеводства ВКЛ. 26 июля 1511 г. Новогрудок получил магдебургское право, которое подтверждалось в 1562, 1595 и 1776 гг. Герб г. Новогрудка утвержден в 1595 г. В 1568 г. в городе было 10 церквей. После Брестской унии (1596) митрополичьей кафедра стала униатской. В 16 в. Новогрудок также один из центров Рэфapмaцыи. В 1597 г. король Речи Посполитой Сигизмунд Ваза дал мещанам Новогрудка привилегию на 2 ярмарки в год в течение 2 недель на католические праздники Три Короля и Троицу. 3 тысяче пятьсот восемьдесят одна по 1775 г. в городе проходили заседания Главного трибунала ВКЛ.

В XVI-XVIII в. город сильно пострадал от военных действий: в 1505-1506 гг. - от крымских татар, в 1518 и тысяча пятьсот тридцать четыре - в результате войн Московского государства с ВКЛ, в 1648 г. - в ходе Казачьей войны (1648-1651), в сентябре 1655 г. - взят русскими войсками князя А. Н. Трубецкого в войну России с Речью Посполитой (1654-1667). В 1661 в связи с военными разорения город освобожден от налогов на 4 года. В 1706 г. в Северную войну (1700-1721) оккупирован шведским войском, которое разрушило замок. В XVI-XVIII в. Новогрудок несколько раз пострадал от пожаров (1578, 1599, 1613, 1652, наиболее сильный - в 1751, когда сгорели 167 домов, 4 костелы, ратуша и канцелярия воеводы) и эпидемий (1590, 1592, 1603, 1708). Военные события и другие катаклизмы привели город к политическому и экономическому упадку. В конце XVIII в. в Новогрудке действовали 3 униатские церкви, 5 церквей, 6 монастырей, синагога, мечеть.

 

По 3-го раздела Речи Посполитой с 1795 г. Новогрудок оказался в составе Российской империи, с 1801 г. - центр уезда Гродненской, с 1842 г. - Минский губерний. Жители участвовали в восстаниях 1830-31, и 1863-64. По условиям Рижского мира (1921 года) - в составе Польши. В 1924-1937 годах в городе действовал штаб бригады Корпуса охраны пограничья «Новогрудок». С сентября 1939 г. - в БССР, с 1940 г. - центр Новогрудского района Барановичской области. В годы Второй мировой войны оккупирован немцами, которые уничтожили в городе и районе 45,065 тыс. Чел.

Во время немецкой оккупации в Новогрудке монахини из Ордена Святого Семейства из Назарета организовали по просьбе родителей польских детей подпольное обучение польскому языку и истории. Подпольная школа прекратила существование после того, как 1 августа 1943 11 монахинь, в том числе главный организатор школы, были расстреляны немцами.

8 июля 1944 года Новогрудок был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.

С 1954 года город находится в составе Гродненской области.

 

Кубок святой Ядвиги

Во время археологических раскопок на Малом Замке в Новогрудке в период с 1955 по 1962 годы, проводившихся Ленинградским отделением Института Археологии АН СССР, был найден артефакт, относящийся к группе стеклянных резных бокалов, известных в медиевистике под общим названием «Кубок Ядвиги». На найденном в Новогрудке «Кубке Святой Ядвиги» (под таким названием сосуд числится в коллекции Эрмитажа, в Белоруссию этот кубок не был возвращен, несмотря на запросы белорусской стороны), вырезаны изображения Льва, Грифона и стилизованного Древа Жизни в виде двух Змей, обвивающих Чашу Жизни. По версии Британского Музея, сосуды данной группы входят в первую сотню выдающихся произведений материальной культуры общечеловеческой цивилизации.

Все известные в настоящее время кубки серии «Кубок Ядвиги» как сохранившиеся целыми, так и отдельные фрагменты этих кубков, на протяжении многих веков хранились исключительно в столичных городах государств, либо входивших в средневековое государство Священная Римская Империя, либо в столицах династий, имевших родственные связи с династиями, правившими этими государствами.

Вторая мировая война
Во время Второй мировой войны город был оккупирован немецкими войсками с 4 июля 1941 по 9 июля 1944 годы. Нацисты в ходе Холокоста убили в Новогрудском гетто, Новогрудке и близлежащих деревнях около 4500 евреев.

Во время немецкой оккупации в Новогрудке монахини из ордена Святого Семейства из Назарета организовали по просьбе родителей польских детей подпольное обучение польскому языку и истории. Подпольная школа прекратила существование после того, как 1 августа 1943 года 11 монахинь, в том числе главный организатор школы, были расстреляны нацистами.

В июле 1944 года, после освобождения города советскими войсками, в районе Новогрудка был образован фильтрораспределительный лагерь НКВД, функционировавший до 1947 года. Охрана лагеря осуществлялась 3-м стрелковым батальоном 287-го стрелкового полка НКВД. Сюда свозили арестованных жителей Белоруссии, обвиняемых в сотрудничестве с нацистами и антисоветских настроениях. По оценке историка, подполковника Александра Татаренко, в 1944—1947 годах было расстреляно около 35 000 заключённых лагеря. Казни проводили в глухих, отдалённых и недоступных местах Новогрудского и Дятловского районов.

 


Транспорт

Новогрудок — крупный узел автомобильных дорог. Город имеет четкую радиальную планировку и на центральной площади сходятся следующие автодороги: Р5 (Барановичи — Новогрудок — Ивье), Р10 (Любча — Новогрудок — Дятлово), Р11 (Поречаны (от М6) — Новогрудок — Несвиж). С восточной, южной и западной стороны города имеется кольцевая объездная автодорога.

Железнодорожного сообщения в Новогрудке нет. ОАО «Гроднооблавтотранс» Филиал «Автобусный парк № 5 г. Новогрудка» обслуживает городские, пригородные и междугородние автобусные перевозки.