Церковь Св. Карла Борромео (Антверпен)

 

Описание Церкви Св. Карла Борромео

Церковь Св. Карла Борромео (голландский: Sint-Carolus Borromeuskerk) - церковь в центре Антверпена, расположенная на площади Сознания Хендрика. Он был построен в 1626 году как иезуитская церковь Антверпена, которая была закрыта в 1773 году. В 1779 году она была повторно посвящена святому Карлу Борромео. Раньше церковь была известна 39 потолочными элементами Рубенса, которые были потеряны в результате пожара, когда в церковь ударила молния 18 июля 1718 года.

 

Дизайн

Церковь была спроектирована Франсуа д'Агилоном и Питером Хьюссенсом, которые, как обычно в иезуитских церквях, были членами ордена. Церковь была построена между 1615 и 1621 годами на вершине бывшего Анкерруи (не путать с нынешним), прежде чем она соединилась с Миндербродерруи.

Первоначально церковь была посвящена Игнатию Лойоле, основателю ордена иезуитов. После роспуска ордена в 1773 году церковь была повторно посвящена, на этот раз Карлу Борромео. Некоторое время здание использовалось для религиозного образования, а с 1803 года оно используется как приходская церковь.

Церковь является типичным продуктом Контрреформации, в которой католическая церковь пыталась воссоединить людей с помпой и обстоятельствами и в которой иезуиты играли ведущую роль. Фасад вдохновлен, среди прочего, церковью Джезу в Риме, материнской церковью иезуитов, и на восемь метров выше самой церкви. Церковь имеет трехнефную базилику. Галереи были построены над проходами. Хор отмечен башней.

Важный вклад в украшение церкви внес Питер Пауль Рубенс, создавший как картины, так и скульптуры.

Между 1816 и 1830 годами король Виллем I хотел обставить это здание в строгой форме в соответствии с кальвинистским принципом, лишенным его барочного великолепия и зрелищности голландской реформатской церкви. Мэр Флоран ван Эртборн сумел отговорить его от этого плана и предложил ему церковь Брабанче-Олийфберг на Винкельстраат, которая уже была разграблена французами.

Во время реставрации 1980-х годов церковь была переделана в стиле барокко. Роспись над главным алтарем меняют три раза в год с помощью старинного механизма: в Пепельную среду, Пасхальный понедельник и август.

У церкви есть выход, который выходит на улицу Антверпена. Цель этого отрывка пока неясна.

 

Внутреннее убранство и художественные сокровища

Корабль просторный и производит впечатление мира и благополучия. Он обрамлен проходами в стиле базилики, верхние галереи которых поддерживаются элегантными колоннами (которые были сделаны из мрамора до пожара 1718 года). Широкие окна, выходящие на эти верхние галереи, пропускают в церковь обильный свет.
Хор отделен от нефа по ширине замечательной деревянной оградой XVIII века, украшенной мотивами, напоминающими евхаристический хлеб Святого Причастия. По обеим сторонам апсиды расположены приделы с боковыми алтарями. Алтарь слева посвящен «Апостолу Индии» Святому Франциску Ксавьеру, справа — Деве Марии.
В средней апсиде главный алтарь увенчан росписью. Для этой цели было создано четыре произведения, в том числе «Воздвижение креста» Герарда Зегерса (1591–1651) и «Коронация Марии ван Корнелис Шут» (1597–1655) из Антверпенской школы. В прошлом два алтаря «Чудеса св. Игнатия Лойолы» и «Чудеса св. Франциска Ксавьера» Рубенса внесли свой вклад в известность этого алтаря, но теперь Художественно-исторический музей в Вене может похвастаться этими двумя шедеврами. Благодаря оригинальной системе шкивов (которую можно найти в нескольких иезуитских церквях) четыре запрестольных образа можно было выставлять поочередно, в зависимости от литургических праздников. Две оставшиеся работы и «Богоматерь на горе Кармель» XIX века работы Густава Вапперса до сих пор функционируют по той же системе. Три раза в год, в Пепельную среду, Пасхальный понедельник и в августе, происходит смена картин.
Над базиликой Святого Иосифа находится работа Рубенса «Возвращение Святого Семейства из Египта», написанная около 1620 года и подаренная церкви мэром Николаасом Рококсом. После буллы Папы Климента XIV, которая привела к упразднению ордена иезуитов в 1773 году, работа попала на несколько аукционов, первый из которых состоялся 20 мая 1777 года в Антверпене, затем в 1829 году в Брюсселе и в 1830 году в Лондоне. В 1871 году это произведение удалось приобрести Метрополитен-музею в Нью-Йорке. Однако после аукциона 1980 года на Christie's работа вернулась в частную собственность. В 2011 году церковная фабрика Sint-Carolus Borromeuskerk, приобретенная при финансовой поддержке по завещанию из наследия Джоанны Дамен, смогла приобрести произведение на другом аукционе и полностью отреставрировать его. С 23 июня 2017 года, после 240-летнего отсутствия, четырехвековая работа возвращена на прежнее место в храме.
Стены проходов обшиты панелями высотой до четырех метров. Сорок овальных медальонов рассказывают о жизни двух основателей ордена иезуитов в таком же количестве сцен: святого Игнатия на южной стороне (справа) и святого Франциска Ксавьера на северной стороне (слева).
Исповедь украшена статуями ангелов и персонажей в натуральную величину, вызывающими темы, связанные с виной, покаянием и прощением: прощение грешников, добрый самаритянин, блудный сын, смерть и т. д.
Кафедру поддерживает женское олицетворение Церкви, торжествующей над ересью. Стены ванны и деки украшены двенадцатью сценами из жизни Девы Марии.
Две большие боковые часовни, по одной с каждой стороны церкви, посвящены святому Игнатию Лойоле и Деве Марии соответственно. Меньшие часовни также богаты художественными сокровищами времен Рубенса и его сотрудничества с антверпенскими иезуитами: монограмма IHS на потолке, картины Даниэля Сегерса и другие.

 

Пожары

18 июля 1718 года в церкви после удара молнии вспыхнул пожар. Интерьер был сильно поврежден. Среди прочего, были утеряны 39 потолочных росписей, которые Рубенс сделал с помощью Ван Дейка. Они сохранились лишь в серии гравюр Яна Пунта по акварелям Якоба де Вита. После пожара церкви был придан новый, более строгий интерьер, спроектированный Яном Питером ван Бауршайтом де Ауде.
30 августа 2009 года церковь снова пострадала от пожара. Около 6.30 утра сработала пожарная сигнализация, на место прибыли пожарные. Было обнаружено два огня, оба возле алтаря, один на левой галерее, один на правой галерее. Пожар был быстро взят под контроль, и большинство произведений искусства не пострадали напрямую от пламени или воды для тушения.

 

История

Церковь была вдохновлена ​​церковью Джезу, материнской церковью Общества Иисуса, римско-католического религиозного ордена, также известного как иезуиты. Церковь была построена рядом с Huis van Aecken, купленной у наследников Эразма II Шец. Это была первая церковь в мире, посвященная основателю иезуита Игнатию Лойоле.

В 1617–1618 годах Рубенс написал два запрестольных образа. Ему также было поручено расписать детали потолка, для которых он сделал дизайн, в то время как выполнение выполнялось в основном учениками, включая Энтони ван Дейка. Контракт был составлен в 1620 году Якобом Тиринусом, и картины были доставлены годом позже для освящения. Рубенс получил 7000 гульденов за свои работы в церкви, и, хотя щедрые украшения, включая скульптуры и другие произведения искусства, были хорошо приняты, Тирин был уволен в 1625 году за превышение своего бюджета.

В 1718 году свод нефа с потолочными росписями Рубенса сгорел. Ян Питер ван Бауршайд Старший восстановил поврежденные части в соответствии с первоначальным планом, но заменил оригинальные сундуки широкими поперечными арками. В 1773 году Общество Иисуса было закрыто, а здание конфисковано. Он был открыт в 1779 году и переименован в Сен-Карол Борромеускерк в честь Карла Борромео.

С 1803 года церковь Св. Карола Борромеускерк использовалась как приходская церковь. Во время голландского правления, предшествовавшего обретению Бельгией независимости в 1830 году, интерьер в стиле барокко был смягчен, чтобы сделать его протестантской церковью.

Реставрационная кампания 1980-х годов вернула церквям великолепие в стиле барокко. Помимо работ Рубенса, в интерьере представлены картины Герарда Сегерса, Даниэля Сегерса и Корнелиса Шута.

30 августа 2009 года снова вспыхнул пожар, но ни одно из важных произведений искусства не пострадало.

 

Мастера-строители

Первоначально дизайн был разработан Франсуа д'Агилоном и Питером Хьюссенсом.
Ремонт после пожара, Ян Питер ван Бауршайт де Ауде.
Реставрация по проекту Ф. Беркманса (1849-1864 гг.)
Реставрация по проекту Жюля Бильмейера (1912–1916) и (1917–1920).
Реставрационная кампания Йозефа-Луи Стинена (1969–1972) и (1981–1987)

Архив
Около 20 метров архива Sint-Carolus Borromeuskerk можно посмотреть в Государственном архиве Антверпен-Беверен. Наиболее примечательные экспонаты - планы строительства церкви в стиле барокко и коллекция чертежей мебели и украшений.