Собор Святой Варвары, Кутна Гора

 

Костел св. Варвары является римско-католическим филиалом церкви в Кутной Горе. С архитектурной точки зрения это пятинефный готический собор. Обстоятельства основания храма Тела Божия и Святой Богородицы Варвары совершенно уникальны.

На мысе над рекой Врхлици стояла часовня, посвященная святой покровительнице горняков святой Варваре. По наущению Братства Тела Христова горожане на свои средства построили храм, смело соперничавший архитектурно с Пражским собором.

Церковь Пресвятой Богородицы Варвары выражает уважение горожан к Телу Христову, могуществу королевского города, современной напряженности между Прагой и Кутной Горой, а также независимости Кутной Горы от монастыря в Седлеце. Возможно, именно поэтому церковь была построена за городскими стенами, вне Седлецкой духовной администрации, на территории Пражского капитула.

С 1995 года он находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

История

Строительство церкви св. Варвары началось в 1388 году, по некоторым источникам, это здание должно было быть вдвое длиннее нефа, чем нынешняя церковь. Строительство проходило в несколько этапов и во многом было связано с процветанием Кутногорских серебряных приисков. Окончательно работы были остановлены в 1558 году, и церковь закрылась с запада лишь временной стеной. Последующие вмешательства носили лишь поддерживающий характер.

Во время гуситских войн храм был разграблен калишами, исповедальни были разбиты, картины разорваны, а сокровища храма украдены.

Во время рекатолизации Белой горы в 1720-х годах церковь была лишена утраквистских символов:

«К позору чехов, которые придерживались евангельской религии и назывались еретиками, еретиками, гуситами, лютеранами, кальвинистами и т. д., противной римской религией, был написан лик мастера Яна Гуса, мученика Богемии. на одном престоле в часовне монетного двора, в Барборском храме; а в Гаверском приделе в том же храме разбитая чаша на каменной гробнице, красиво вырезанная с изображением Филиппа, епископа Сидонского, Итальянца; этот епископ прибыл из Праги в Гору Кутну и преподал таинство Христовой Вечери простому народу по двойному методу, и там он завершил свою жизнь и был похоронен на Горе Кутне. "
- Микулаш Дачицкий из Хеслова в 1623 г.

«В четверг после поминовения св. Апостола Варфоломея, 29-го числа месяца Августа, по приказу верховного мастера монетного двора Вилема из Вржесовиц, из Барборской церкви в Кутных горах была вынесена большая позолоченная чаша, воздвигнутая на щите много лет назад; и это падение стало клеветой на евангельскую религию с ее упорством. "
- Микулаш Дачицкий из Хеслова в 1624 г.

В 1626 году церковь передали иезуитам, которые построили рядом с ней коллегию. После пожара церковь была отреставрирована в стиле барокко. Прежде всего была построена крыша в стиле барокко.

Между 1884 и 1905 годами по наущению местного археологического объединения Vocel была проведена пуристская реконструкция, в ходе которой здание было не только отреставрировано, но и расширено одним сводчатым полем на запад, где появился новый неоготический фасад. построен. Барочная крыша была заменена крышей в виде тройки готических шатровых крыш, внешне примерно соответствующих первоначальному готическому решению.

Архитекторы и ход строительства
Первый этап строительства был осуществлен литейщиком строителя собора Святого Вита Петром Парлержем, вероятно, под руководством его сына Яна Парлержа. Ян Парлерж построил самую старую часть здания с венком часовен по периметру по образцу французских соборов. Первоначально построенный трехнефный храм вскоре был расширен за счет широкого внешнего нефа, но с началом гуситских войн строительство было прервано впервые за шестьдесят лет. К тому времени он достиг почти половины нынешней высоты, но центральный неф не был сводчатым. До того, как в 1547 году здание получило свод, оно не было укрыто от дождя, что явно ему не на пользу. Работы над костелом возобновились в 1482 году, первоначально здесь работали местные строители, которые продолжили замыслы основателя постройки Яна Парлержа. Здание было построено из песчаника, полученного из близлежащих шахт.

С 1489 года до своей смерти в 1506 году Матей Рейсек работал над завершением строительства церкви. Он завершил хор, в котором сделал трифорий, зону окон базилики, богато оформленный сетчатый ребристый свод (завершен в 1499 г.), а также соответствующую часть внешней поддерживающей системы. Строительные работы Матиаша Рейска характеризуются использованием большого количества очень богатого позднеготического декора. По предложению Рейска, она продолжалась до 1509 года.

Чтобы иметь возможность пользоваться церковью, сначала необходимо было закончить главный неф, который был возвышается на базиликальный манер. Однако приезд уважаемого архитектора Бенедикта Рейта в 1512 году ознаменовал радикальные изменения. Помимо верхней части главного нефа, Рейт построил два боковых нефа одинаковой высоты, открывающиеся над зоной межнефных аркад в главный неф в виде эмпориумов, заложенных на 1,15 м ниже уровня трифория, благодаря чему вместе с ними вся верхняя часть церкви выступает как отдельная сущность. По сути, над первоначальной частью церкви был создан новый, позднеготический зальный храм, перекрытый круговым ребристым сводом и сильно освещенный рядом больших окон. Иллюзию «церкови над церковью» еще больше подчеркивало совершенно необычное расположение алтарей на втором этаже церкви.

По проекту Рейда она еще строилась после его смерти в 1534 г., но с постепенным упадком добычи серебра снова иссякли финансовые средства, поэтому в 1558 г. работы были окончательно остановлены без возведения последней части вестибюля, вероятно, с протяженностью еще от 4 до 6 сводов полей. Нынешний вид храма относится к рубежу 19 и 20 веков, когда происходила обширная переделка и полная реставрация храма. Последние строительные модификации были завершены только в 1905 году.

В начале 20 века щедрые жертвователи неоготического возрождения большую часть окон украсили витражами, на которых художник Франтишек Урбан изобразил ряд чисто христианских мотивов, а также важные события своего время. В 2014 году он продолжил эту традицию своим последним художественным достижением: витражом с мотивом св. Анежки Пржемысловны, украсившим последнее чистое окно в южном нефе костела.

Программа сохранения архитектурного наследия
В рамках Программы сохранения архитектурного наследия на ремонт памятника в 1995-2014 годах было потрачено 6 500 000 чешских крон.

 

Архитектурное описание

Внешний вид
Ориентированное здание задумано как пятинефный собор, изначально задуманный как базилика с тремя нефами, к которым в самом начале строительства были пристроены два внешних нефа. Конструктивно это столбовой каркас. Опоры внешних нефов возвышаются над внешней оболочкой. По сравнению с первоначальными планами боковые проходы главного нефа были подняты на высоту главного нефа, над аркадами был создан зальный неф, затем перекрытый целиком, вероятно, тремя шатровыми крышами с изогнутым скатом. С упомянутым увеличением церковь перешла в зальный тип, базиликально превосходящий только добавленные приделы. С востока церковь завершается удлиненным хором с многоугольным коридорным окончанием, окруженным по периметру часовнями в нижней половине. Часовни имеют шатровую крышу и образуют единый блок. Над внешним нефом из пяти нефов и над капеллой хора находится обширная система опорных столбов с симметрично расположенными многочисленными столбами одинаковой высоты, украшенными относительно массивными фиалками, заканчивающимися цветком. Дренаж обеспечивается образно изображенными горгульями.

В последнем сводчатом поле хор пересекает трансепт, такой же высоты, как и нефы, а по ширине совмещен с внешними боковыми нефами, подчеркнутый снаружи только парой массивных колонн с горгульями. Входной фасад пятичастный, псевдоготический. В верхней части его освещают 3 высоких окна, оканчивающихся изогнутой аркой с ажурным пламенем. Его симметрия нарушается расположением окон в нижней части.

Интерьер
Пространство нефа, трансепта и хора на первом этаже окружено аркадой криволинейных профилированных арок на гладких многоугольных опорах со стойками, в которые плавно переходят ребра без контрфорсов. Над аркадой проходит карниз, за ​​которым следует узкая полоса свободной стены, оканчивающаяся перилами верхней части завершенного нефа зала, образуя проход. Его стена открыта большими окнами с ажурным пламенем. В угол стыка трансепта и хора ведут две винтовые лестницы. Хор перекрыт сетчатым сводом. Главный неф покрыт круглым ребристым сводом в стиле поздней готики с семью нишами (6 первоначальных и 1 добавленная), автором которых, вероятно, был Бенедикт Рейт. Внутренние проходы также сводчаты круговым сводом другого образца. Хотя рисунок ребер кольцевого свода визуально похож на свод Владиславского зала, их конструктивное решение различно. Поскольку свод Барборы опирается на тонкие колонны, а только своды боковых нефов опираются на внешнюю опорную систему, свод главного нефа должен был быть более плоским и легким, чем во Владиславском зале, который имеет массивные стены и где удалось поддержать свод контрфорсами. Кутногорский свод богаче по своей планировке и мотивно развивает основную схему пражского свода. Для архитектуры барокко очень важно, что Ян Сантини, по-видимому, видел этот круглый свод до того, как начал барочную реставрацию церкви цистерцианского монастыря в соседнем Седлеце.

 

Украшение

В алтаре находится пастофориум в стиле поздней готики, созданный в мастерской Матиаша Рейска примерно в 1510 году. Скамьи хоров украшены резьбой мастера-резчика Якуба Нимбурского 1480–1490 годов.

Замечательными и уникальными в нашем средневековом искусстве являются сохранившиеся позднеготические фрески на шахтерскую тематику в некоторых часовнях (Hašplířská kaple). Например, в Гашплиржской часовне вы можете найти изображение работы с хушплей или румпелем. В Капелле Монетного двора на стенах изображена техника средневековой чеканки. Однако самым уникальным является живописное убранство Смишковской капеллы (1485–1492), изображающее типологически продуманные сцены прихода царицы Савской к царю Соломону, суда над Траяном, видения Сивиллы Тибуртской и Распятия. В нижней части часовни эти сцены дополняет замечательная роспись литераторов, готовящих богослужебную утварь к службе. Художник, создавший эти картины, был не только очень способным творцом, но и хорошо осведомленным о современном итальянском производстве живописи. С архитектурной точки зрения наиболее декоративной частью экстерьера остается каменная кладка и скульптурные работы в самой высокой части здания, особенно на опорной системе. Помимо упомянутых выше фиалок с цветком, здесь можно найти множество изображений фауны и флоры, сатирических фигур, демонов или мифических существ.