Градек или Замок, Кутна Гора

 

Замок в Кутной Горе изначально был готической крепостью, расположенной на террасе над долиной реки Врхлице. В начале пятнадцатого века он был сначала перестроен в замковую резиденцию, а затем на рубеже 15 и 16 веков замок был перестроен в патрицианский дворец. В 17 веке Градек служил школой иезуитов. В 1966 году он был классифицирован как памятник культуры, а с 1996 года здесь располагается Музей чешского серебра.

 

История

Учреждение
Предшественником сегодняшнего Градека была небольшая деревянная крепость, основанная на рубеже 13 и 14 веков на юго-западной окраине тогдашнего города. По-видимому, он должен был способствовать защите формирующегося шахтерского поселения с запада, который был легко уязвим с равнины, на которой сегодня стоят иезуитский колледж и церковь св. Варвары. Первое письменное упоминание о Градеке датируется 1312 годом.

15-16 век
В начале 15 века владельцем замка был королевский регент Вацлав из Донина. В 1400–1420 годах он перестроил первоначальную крепость в высокоготический замок-резиденцию, состоявший из двух противоположных жилых флигелей замка, соединенных стеной с пристроенными хозяйственными постройками. Затем к дворцовому крылу пристроили более старую призматическую башню. Впоследствии Градеком владели семьи королевских фаворитов, королевских и муниципальных чиновников, семьи богатых торговцев рудой. Важнейшим владельцем был известный торговец рудой и медью и владелец рудника Ян Смишек из Врховиште, который перестроил Градек, пострадавший во время гуситских войн, из средневековой крепости в патрицианский дворец во владиславском готическом стиле, с большими залами, заливом окна, часовня, когда использовались украшения с горными мотивами и уже ренессансные расписные потолки.

17-18 век
И снова Градек был значительно структурно изменен в 1620 году, когда был построен пол южного крыла. В 1684 году по просьбе ректора иезуитского колледжа Градек был продан ордену иезуитов. Через два года иезуиты основали здесь семинарию, а затем иезуитскую школу, которая действовала здесь до отмены ордена иезуитов в 1773 году, после чего здесь располагались другие школы, в том числе учительский институт, где работал известный педагог Адольф Линднер.

20 век
В начале 20 века Градек был куплен городом, который хотел реконструировать памятник и создать здесь музей. Эти усилия были сорваны мировыми войнами, и реконструкция состоялась только в 1952–1959 годах, после чего был открыт музей горного дела, который через короткое время был закрыт из-за планирования дальнейшей реконструкции. Предполагаемая реконструкция была проведена только в 1990-х годах (реставрация каменных элементов, фресок и деревянных потолков), а в 1996 году здесь открылась экспозиция Чешского музея серебра. Коллекция музея содержит обширные коллекции декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства, этнографии, но прежде всего нумизматические, геологические и уникальные экспонаты из области горного дела, металлургии и чеканки. Мы также можем найти здесь богатую музейную библиотеку. Частью музея также является хорошо сохранившаяся средневековая Стола Святого Георгия 14 века.

Развитие строительства
Первоначальная форма Градека
Первоначально башнеобразная крепость стояла на юго-западной окраине тогдашнего города. В то время ядром замка была башня, от которой берут начало некоторые стены подвалов под сегодняшней двухэтажной башней. На момент постройки башня была в основном деревянной, а в каменное сооружение ее преобразовали лишь в середине 14 века. К башне примыкал жилой дом на месте сегодняшнего западного крыла. Подход к крепости осуществлялся с запада через ров и вал городских укреплений, которые и составляли главные укрепления крепости. С южной стороны Градек был защищен крутым спуском в долину Врхлице, с восточной и северной сторон, в местах сегодняшней Барборской улицы, он, вероятно, был укреплен против города.

Изображение под Вацлавом Донинским
Главной частью замка был западный дворец, примыкавший к городским стенам, северным окончанием которого была башня. На западной стороне, которая была легко уязвима для противника, были только вентиляционные отверстия. Нынешние окна здесь были разбиты только в 18 веке, когда Градек уже утратил свое оборонительное значение.

От донинской адаптации первого этажа западной части уцелел только так называемый рыцарский зал на первом этаже башни, представляющий собой одно из наиболее художественно ценных высокоготических светских пространств в кутногорской архитектуре. В восточном крыле сохранились только стены по периметру. Сегодняшняя арка происходит от более поздней модификации. В это время хозяйственные принадлежности Замка были сосредоточены у северной стены, южная сторона двора была ограждена только стеной. Доступ в помещения первого этажа осуществлялся по лестнице, расположенной в пристройке в юго-восточном углу двора, а затем по окружавшим весь двор деревянным ночлежкам, от которых с западной стороны сохранились сухари. Модификации были завершены в начале гуситских войн. Судьба Градека в бурное время войн неизвестна, а дальнейшая информация доступна только с 1460 года, когда он перешел к городу Кутна Гора после смерти Анежки из Донина, дочери Вацлава из Донина.

 

Изображение замка Яна Смишка из Врховиште.
Башня была покрыта высокой шатровой крышей, остальные постройки имели высокие двускатные крыши. Живописности только что построенного городского дворца способствовало и то, что крыши были покрыты разноцветной блестящей черепицей. Площадка перед восточным въездным флигелем была отделена от города невысокой стеной, сохранившейся до конца XIX века. Однако эта стена уже не носила оборонительного характера, а лишь создавала замкнутое пространство перед фактическим входом в замок и образовывала, таким образом, своего рода въездной двор. На западной стороне Градека у городских стен разбит сад, принадлежащий западному жилому крылу. Даже когда сад был основан, влияние эпохи Возрождения было очевидным. В связи с превращением Градека в роскошную патрицианскую резиденцию исчезли и первоначальные укрепления. Ян Смишек умер в 1501 году, прежде чем замок был полностью завершен, и замок унаследовал его сын Криштоф Смишек.

17ый век
При переделке интерьера для нужд иезуитской школы в XVII веке были перекрыты или даже сняты некоторые своды поздней готики, перекрыт кессонный потолок в западном крыле, устроены новые перегородки в отдельных помещениях, первоначальная планировка окна были заменены, а различные архитектурные элементы удалены.

18.-20. век
После упразднения ордена иезуитов в 1773 году здание было приспособлено под главную школу. Во время ремонта в это время были убраны последние остатки деревянных изб во дворе, а интерьеры соединены вновь пробитыми входами внутрь здания. Незначительные перестройки здания производились в 1830 и 1859–1861 гг. Во время преобразования Градека в школу первоначальные высокие крыши были сняты и заменены сегодняшней низкой крышей.

В 1910 году город Кутна Гора выкупает пустующее здание у Педагогического института и начинает делать мелкий ремонт. Однако первый капитальный ремонт Замка не проводился до 1954–1961 годов, когда были убраны некоторые неуместные вмешательства в интерьер со времен использования здания в качестве школы, вскрыты оригинальные потолки и отдельные архитектурные элементы и обнаружены росписи. были умело законсервированы.

В 1990-х годах прошла генеральная реконструкция замка, включающая реставрацию каменных элементов, фресок и деревянных потолков.

 

Архитектурное описание

Внешний вид
Высокое здание в стиле настоящего замка возвышается над долиной, где вьется река Врхлице, и на первый взгляд сливается с остальной городской застройкой. В то время как внешний вид здания все еще скорее готический, в интерьере также использовались элементы ренессанса.

В юго-западном углу находится башня с ранее высокой двускатной крышей, ныне замененной низкой, чуждой готическому характеру здания.

Представительное предназначение помещений первого этажа восточного крыла подчеркивается конструкцией двух эркеров. В северо-восточном углу стоит эркер на массивной, постепенно расширяющейся колонне. Этот эркер принадлежал часовне. Эркер имеет пять симметрично расположенных стройных готических окон с простым узором трех типов. Второй эркер расположен с западной стороны в сторону улицы и также стоит на колонне, на которую накручены массивные прутья. Капитель колонны украшен орнаментом, элементы которого взяты из животных (лев), растительных (чертополох) и фигурных (путти) мотивов и богато связаны лентами и переплетающимися листьями. Этот эркер предназначен для просмотра и очень прост с прямоугольными окнами. Каменная крыша эркера оригинальна.

Интерьер
Во время перестройки под руководством Яна Смишека из Врховиште в 15 веке большинство помещений было перекрыто готическими кресто-реберными сводами, болты которых часто повторяют мотив герба Яна Смишека. С восточной стороны, на первом этаже, раньше был коридор, который был замурован во время ремонта в 1861 году. Под ним также можно различить обнесенный стеной коридор с двумя арками и прочной, грубой колонной. На верхнем этаже раньше были большие стеклянные комнаты, где жил хозяин дома. Сегодня эти большие комнаты разделены перегородками. Интерьер всего здания теперь соответствует требованиям работы Музея серебра.

Часовня св. Вацлава перекрыта сетчатым сводом, ребра которого отходят от простых контрфорсов, заканчивающихся подоконником. На месте болта находится единственный полностью сохранившийся герб Яна Смишка из Врховиште. В часовне сохранились оригинальные настенные росписи с религиозными мотивами периода до 1504 г. Часовню освещают пять готических окон, углы которых украшены гербами Гашплиржских, гербом льва, единорог Смишка, герб Кверка и герб Прегержа.

Рыцарский зал был построен в первоначальной жилой башне, план этажа которой – неправильный прямоугольник – должен был соблюдаться. Он застеклен четырьмя пролетами ребристых квадратных крестообразных сводов, поддерживаемых тонкой легкой центральной колонной с готической ножкой, но без капители, поскольку 8 ребер отходят прямо от вала колонны. Все пространство выглядит воздушным, легким и элегантным. Шипы круглые и гладкие. Освещение зала обеспечивается тремя прямоугольными окнами, выходящими в сад и на улицу. Зал был построен как репрезентативное пространство для владельца замка. В большом зале первого этажа находится расписной кессонный потолок эпохи раннего Возрождения, датированный 1493 годом, который вызывает впечатление пышных замковых залов и намекает на связь с архитектурой королевского замка в Буде. Он облицован фризом с растительными декоративными мотивами.