Кафедральный Собор Александра Невского (Aleksander Nevski katedraal) (Таллин)

 Кафедральный Собор Александра Невского (Aleksander Nevski katedraal) (Таллин)

 

Адрес: Lossi platz 10
Тел. 644 3484
Троллейбус: 3, 4
Открыто: 8- 19 каждый день

www.orthodox.ee

 

История Собора Александра Невского

Кафедральный Собор Александра Невского (Aleksander Nevski katedraal) (Таллин)

Собор Александра Невского принадлежит Русской Православной Церкви. Эта церковь ярко выделяется на общем вид на город благодаря своей уникальной архитектуре. Собор Александра Невского был построен в 1894 - 1900 во время правления русского царя Александра III и его сына Николая II. Он был возведен в знак благодарности о чудесном спасение императора Алексамдра III в железнодорожной аварии 17 октабря 1888 года. Он был построен в нео-византийском архитектурном стиле, который был очень популярным в то время. Храм был освящен в честь русского князя Александра Невского (1219 - 63), который победил ливонских рыцарей на берегу Чудского озера в апреле 1242. Это был довольно своего образа вызов брошенный в лицо эстонцев, которые всегда рассматривали рыцарей крестоносцев как своих национальных героев. Среди коренного эстонского населния Таллина даже ходила легенда, что церковь была построена на месте захоронения эстонского народного героя Калевипоэга. После того как Эстония обрела независимость в 1918 году, правительство приняло решение взорвать это величественное сооружение в 1924 году. Однако эти планы так и не были выполнены.

 

История

Строительство и освящение собора

Инициаторами строительства собора были эстонский губернатор Сергей Шаховской и настоятель Спасо-Преображенского прихода в Таллинне о. Константин Тизик. Они указывали, что существующий в городе Спасо-Преображенский собор, перестроенный в XVIII веке из лютеранской церкви, стал недостаточным для нужд растущей группы православных русских, постоянно проживающих в городе. Также они обратили внимание на внешний вид этого сакрального здания, которое, несмотря на реконструкцию, сильно отличалось от русской православной традиции. Инициатива была частью кампании по укреплению православия в прибалтийских губерниях, которая, в свою очередь, должна была способствовать русификации латышей и эстонцев. Возведение собора, наряду с открытием женского Пюхтицкого Успенского монастыря, было важнейшей русской инициативой в этой кампании.

В 1887 году Святейший Правительствующий Синод утвердил план строительства в городе нового собора и пожертвовал на это 60 тысяч. рублей. Эстонский наместник, желавший построить великолепный и впечатляющий православный храм, счел эту сумму недостаточной для осуществления своих планов и с согласия царя Александра III начал всенародный сбор средств на строительство здания. В результате к середине сентября 1899 года было собрано 434 623 рубля 29 копеек. Однако Сергей Шаховской даже не дожил до начала строительства собора.

Покровителем храма был избран в 1888 году св. Александра Невского, в честь спасения царя Александра III и его семьи от катастрофы царского поезда в Борках 17 октября этого года. Местом строительства храма был выбран холм Тоомпеа, ключевой в планировке Таллинна и значимый для эстонской национальной мифологии, а именно площадь перед дворцом губернатора (первоначально замок Тоомпеа, в независимой Эстонии это здание парламента). Автором проекта здания был академик Михаил Преображенский. 30 августа 1893 года архиепископ Рижский и Митавский Арсений освятил строительную площадку, через два года началась заливка фундамента. 20 августа 1895 года был освящен краеугольный камень. 2 ноября 1897 года, заложенного купцом Иваном Гордеевым, на купола еще недостроенной церкви были поставлены железные, золоченые кресты. Через год, летом, в подарок от другого русского купца Петра Абросимова были профинансированы позолота пяти куполов собора. Колокола для храма были отлиты в мастерской Василия Орлова в Петербурге и повешены в соборе 7 июня 1898 года.

Первоначально строители собора предусматривали вставить в него мраморный иконостас, но в итоге было решено использовать деревянный и позолоченный, так как он был дешевле, и в то же время более стилистически подходил ко всему. Внешний вид иконостаса также проектировал Михаил Преображенский, а выполнил его С. Абросимов. Иконостас был установлен внутри собора в 1899 году, а иконы для него были созданы в мастерской Александра Новскольца. Академик Новоскольцев собственноручно написал образы в нижнем ряду иконостаса.

В марте 1900 года работы по внутренней отделке были завершены, и 30 апреля того же года епископ Рижский и Митавский Агатангел при содействии протопресвитера Яна Сергеева освятил готовую церковь. 2 мая того же года епископ Агагангел освятил придел св. Сергия Радонежского, а 15 июля состоялось освящение престола св. Владимир. Собор являлся храмом этнического русского прихода (со службами на церковнославянском языке), более старый Спасо-Преображенский собор был передан эстонскому православному приходу.

В 1917 году митрополит Петроградский Вениамин при содействии епископа Луского Артемия совершил Александра Невского, первое в истории архиерейское хиротонижение священнослужителя эстонской национальности - Платона (Кульбуша). В соборе хранится архиерейское золото, подаренное Платону (убитому в 1919 г. и канонизированному как одному из новомучеников Российских), обращенное как реликвия.

 

В независимой Эстонии

В межвоенный период в соборе проводились епископские хиротоны сменявших друг друга эстонских православных иерархов – Александра (Паулюса), Яна (Булина) и Миколая (Лейсмана).

После обретения Эстонией независимости появился проект по приспособлению собора и всего холма Тоомпеа в Пантеон независимости Эстонии, и таким образом убрать храм-символ русификации страны. В октябре 1928 г. эстонский парламент принял закон о сносе собора, который должен был вступить в силу к 1 мая 1929 г. Это решение встретило протесты православного населения, а также части духовенства и верующих церкви. большинство лютеранской церкви в Эстонии и от левых оппозиционных партий. В конечном итоге храм не был разрушен. С куполов собора сняли только золото.

В 1923–1936 годах собор все еще находился в ведении русского прихода, находившегося в подчинении Наревской епархии, объединявшей пастырские учреждения для православных россиян. В 1936 году здание было передано приходу этнических эстонцев; в то же время собор стал кафедральным собором автономной Эстонской Православной Церкви во главе с митрополитом Александром. Службы проходили на эстонском языке. Взамен русский приход получил гораздо меньшую церковь Святых Симеона и Анны в Таллинне.

Вторая мировая война и период СССР
Русский приход снова начал функционировать на Соборе 1940 года, после аннексии Эстонии СССР и возвращения Эстонской Православной Церкви в юрисдикцию Московского Патриархата.

После оккупации Эстонии Третьим рейхом в результате агрессии против СССР совет был закрыт в 1941 году. Немецкие оккупационные власти считали его полным уничтожением. Открытием церкви в марте 1945 года руководил архиепископ Наревский Павел. В 1947 году верующие лишились подвалов храма, где находился нижний храм св. Анджея, после чего их приспособили под приют, а затем книжный склад. В 1960-х годах был проект перестройки всего собора в планетарий, против которого успешно выступил епископ Таллиннский и Эстонский Алексий.

В 1990 году в соборе состоялась архиерейская хиротония архимандрита Корнилия (Якобса), вступившего затем в должность епископа Таллиннского.

В Эстонии после 1991 г.
В 1991 году соборный приход вернул себе помещения нижнего православного храма. Спустя восемь лет по просьбе прихожан здание получило статус ставропигиального собора — оно подчиняется непосредственно патриархам Московским и всея Руси, а не Таллиннской епархии, хотя и остается собором ее настоятелей.

Собор дважды посещали Патриархи Московские и всея Руси - Алексий II в 2003 г. и Кирилл в 2013 г. 29 мая 2018 г. в храме состоялся внеочередной собор духовенства и мирян Эстонской Православной Церкви, на котором был избран нового главы Церкви после кончины митрополита Корнилия в марте того же года.

20 сентября 1995 года собор был зарегистрирован в списке памятников культуры Эстонии (эст. Kultuurimälestiste riiklik register) под номером 1102.

 

Архитектура

Форма здания

Собор представляет собой византийско-русский стиль. Его планировка имитирует византийские крестово-купольные храмы, имеет три апсиды и пять луковичных куполов. Вторым источником вдохновения для создателя проекта здания стали московские православные храмы XVII века Общая высота здания составляет 58 метров. Одновременно в богослужении в соборе могут участвовать 1500 человек.

Внешне здание украшено мозаикой работы А. Фролова. Над главным входом в храм находится образ Божией Матери по мотивам иконы Знамение, а над ним Нерукотворный Образ Христа Спасителя. Над боковым входом с южной стороны изображена фигура покровителя собора, а над ней — св. Сергия Радонежского и свт. Владимир. Над северным входом установлена ​​фигура св. Николая, а над ним св. Изидор Юрьевский и св. Гавриил-Всеволод Псковский. Общая площадь мозаик превышает 40 квадратных метров, и это одна из самых больших подобных композиций в Эстонии.

 

Дизайн интерьера

Иконостасы

В соборе три престола - главный - св. Александра Невского, справа (юг) ул. Сергия Радонежского и левой (северной) св. Владимир Великий. Перед главным алтарем находится двухрядный иконостас. В ее первом ряду последовательно расположены иконы Гавриила Псковского, Архангела Гавриила, Богоматери с младенцем, Христа Спасителя, Архангела Михаила и Александра Невского. Во втором ряду — фигуры апостолов, сгруппированные по двое на шести иконах, а над царскими вратами — композиция «Деисус» (Христос на престоле).

Аналогичные сооружения перед двумя приделами однорядные. В иконостасе перед южным алтарем слева иконы св. Никанор, Богородица, Христос Спаситель и св. Филип. Над царскими вратами находится композиция Тайная вечеря. Перед северным алтарем находится иконостас с изображениями св. Лаврентия, Богородицы, Христа Спасителя и св. Стивен. Тайная вечеря также была помещена над царскими воротами. Перед правым клиром иконы св. Сергия Радонежского и свт. Изидор Юрьевский. Перед левым клиросом иконы св. Ольга и св. Владимир.

Алтарная комната
В алтарной комнате, за алтарем, находится композиция «Причастие апостолов» Михаила Васильева, основанная на мозаике XI века на этот же сюжет, находящейся в соборе Премудрости Божией в Киеве. Это не точная копия киевского прототипа, художник решил ее по-другому, т.е. постановка и выражение персонажа. Над верхушкой собора висела икона Воскресения Господня.

В окнах алтарной комнаты витражи по проекту Александра Новскольцева и работы Эмиля Штайнке. Они представляют Христа Спасителя, Богородицу и Иоанна Крестителя.

 

Другие иконы

Перед колоннами собора справа установлены киоты с изображениями св. Екатерина и св. Санта. С левой стороны, также в киоте, находится список с Казанской иконы Божией Матери, почитавшейся с особым благоговением со времени освящения святилища). С этой же стороны находится икона группы святых, память которых приходится на 17 октября (по старому стилю), т. е. святых Осии, Андрея Критского и святых Космы и Дамиана, изображенных вместе со святыми покровителями членов царской семьи - Святые Александр Невский, Николай Мирликийский, Георгий Победоносец, Мария Магдалина, Ольга Киевская, мученица Александра и св. Майкл. Перед иконостасом в алтаре св. Владимира Великого, слева список с иконы Божией Матери "Скороисполняющая просьбы". В свою очередь, перед иконостасом в алтаре св. Сергия Радонежского, есть образ св. Серафима Саровского и список Псковской иконы Божией Матери.

После канонизации царя Николая II и его семьи в соборе была помещена и их икона. В 2010 году к меньшей иконе с изображением св. Александра Невского была доставлена ​​частица его реликвии. В 2012 году в соборе была установлена ​​икона Собора святых земли Эстонской, написанная Леонидом Соколовым. В соборе также находится отдельная икона одного из святых, принадлежащего этому собору, - св. Сергий Раквереский с частицей его мощей. Помимо икон, изготовленных в разные годы специально для храма на Тоомпеа, в его оснащение также входят иконы из православной церкви святых Симеона и Анны в Таллинне и из Спасо-Преображенского собора в Нарве, разрушенного в 1944 году.

 

Фрески

Фрески внутри собора выполнены по проекту архитектора Михаила Преображенского и расписаны Г. Прокофьевым. Только фигуры евангелистов, размещенные на парусах, поддерживающих самый большой купол, принадлежат Александру Блазнову.

Прочие предметы снаряжения
Перед иконостасами боковых алтарей установлены две паникадилы из бронзы и позолоты по образцу той, которую Петр I финансировал для придворной церкви в Московском Кремле.

По одной из аналогий, это выставленный для поклонения крест-мощевик с частицами мощей различных святых и фрагментом камня от Гроба Господня.

По обе стороны от главного входа в собор установлены мраморные памятные доски, напоминающие о возведении и освящении собора. Со временем в этой части храма повесили больше табличек, например. в память о погибших воинах и моряках. Отдельная доска увековечивает визит царя Николая II с супругой Александрой и дочерьми Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией в 1912 году. На панихиднике и Голгофе установлены мемориальные доски, много лет служившие в Таллиннском архиерейском соборе, Павле и Исидор.

 

Колокола

В соборе св. Александра Невского насчитывается одиннадцать колоколов. Самый большой из них весит шестнадцать тонн. На момент приостановки это был самый большой церковный колокол в прибалтийских губерниях Российской империи, а после присоединения Эстонии к СССР — самый большой церковный колокол в этой стране. На всех колоколах церковнославянская надпись «Колокол Александро-Невского собора в Ревеле». Четыре из них были дополнительно снабжены надписями и изображениями:

первая - с изображениями Христа Спасителя и Александра Невского, надписью, указывающей на основателей воевод Сергея Шаховского и его преемника Евстафия Скалона вместе с членами возглавляемых ими строительных комитетов, а также на особ царей Александра III и Николая II, при котором работа над собором была начата и завершена, и, кроме того, отрывок на церковнославянском языке из Евангелия от Иоанна: «Есть у меня и другие овцы, не сего стада. И этих Я должен привести, и они будут слушать мой голос, и будет одно стадо, один пастырь»;
второй - образ Благовещения Божией Матери и образ св. Николая и надпись «Возвести великую радость земле, хвала, небеса, слава Божия». В нем также упоминаются имена епископов Рижских, Арсения и Агагангела, т.е. иерархов, благословивших закладной камень для строительства собора и готового храма;
третий - образы св. Сергия Радонежского и образ Вознесения Господня и надпись: «Кто взойдёт на гору Господню, кто будет стоять на святом месте Его? Человек с чистыми руками и чистым сердцем»;
четвертая - с изображением св. Владимир Великий.