Доминиканский монастырь (Таллин)

 Доминиканский монастырь (Dominiiklaste klooster) (Таллин)

 

Адрес: Vene 16/ 18
Тел. 515 5489
Автобус: 5, 40
Троллейбус: 1, 2, 3, 4
Открыто: Май- Сентябрь 10- 18 каждый день

Доминиканский монастырь музей

Открыто: середина Мая- середина Сент 10- 18 каждый день

www.kloostri.ee

 

Описание Доминиканского монастыря

Монастырь Святой Екатерины (также Екатерининский монастырь и Доминиканский монастырь) (Dominiiklaste klooster) был монастырем, посвященным Екатерине Александрийской в современном Старом городе Таллина. Он был основан и построен в 1246 году по заказу доминиканцев.

Официальным, а также старейшим названием доминиканского монастыря в Таллинне было монастырь ордена проповедников в Таллинне. В официальных документах также встречаются названия Монастырь братьев проповедников, Черный монастырь, Монастырь черных монахов и Монастырь черных монахов Святой Екатерины, но наиболее распространенное название просто Монастырь монахов, потому что Доминиканский монастырь был единственным монастырем в Таллинне. Здание монастыря также называют Мунгахов.

Монахов монастыря иногда называли Черными монахами Святой Екатерины и братьями-проповедниками, но также и просто монахами. Самое распространенное название - черные монахи, и монахи, и монастырь получили название черных от черной одежды монахов.

Здания монастыря Святой Екатерины вместе с католическим таллиннским Петропавловским собором признаны памятниками культуры.

 

Основание монастыря и жители

Доминиканцы прибыли в Таллинн в 1229 г., после того как в 1219 г. орден меченосцев захватил последнюю эстонскую крепость. Документ, подтверждающий основание Таллиннского монастыря, не сохранился, но достоверные данные можно получить из хроники датского летописец Исакус Понтийский (он же Понтан), в котором он отмечает, что датский король Вальдемар II отправил монахов доминиканского ордена (действовавших в Дании с 1221 года) по рекомендации папского легата Вильгельма Моденского) также в Таллинн. Вероятно, это были датские монахи, через которых датский король надеялся защитить и укрепить свою власть. Важную роль сыграл и бывший епископ Рибе Туве, который был назначен заместителем администратора датского короля в Таллинне - статским хранителем (1222-1233). Именно он руководил миссионерской деятельностью в Эстонии, когда находился в Таллиннской крепости.

Первая доминиканская деревянная церковь, вероятно, была построена на месте нынешнего Таллиннского собора (в боковых стенах хорового зала собора до сих пор сохранились остатки этой древнейшей церкви), а другие необходимые монастырские постройки были также построены на Тоомпеа, к к северу от Малого Замка и к востоку от оборонительного рва Большого Замка, т.е. на земле, принадлежащей епископу, т.е. Великом Замке. Кульминация борьбы за власть между духовенством и светскими властями на Тоомпеа также произошла в оригинальной деревянной церкви. Ална Балдуин, папский легат, хотела подчинить папскому правлению помимо Северной Эстонии Тоомпеа, что послужило главной причиной, по которой в 1233 году разразилась кровопролитная битва между братьями ордена и вассалами датского короля и папы. По словам летописца, вассалы, бежавшие в церковь, были убиты прямо перед алтарем, причем не пощадили ни епископа, ни духовенства. Поселение доминиканцев, основанное вскоре после этого, было разрушено во время конфликта между датчанами и Орденом меченосцев.

В 1246 году в Таллинн по приказу провинциального капитула Рибе прибыли 11 монахов из датского и шведского монастырей. Их возглавлял настоятель Даниэль (из Висбю), переживший битву 1233 года. Поскольку церковь на Тоомпеа была преобразована в собор в 1240 году, место с относительно высоким и приличным основанием под восточной стороной города, в районе между городской стражей и морем, между нынешней улицей Вене и городской стеной, было выбрано место нового расположения монастыря. В то время городская стена Таллинна шла от самой высокой точки сегодняшней улицы Пюхвайму через нынешнюю улицу Аптеэг и оттуда до перешейка Ванатуру.

В 13 веке береговая линия Таллиннского залива находилась всего в сотне метров к востоку от сохранившейся до наших дней городской стены, а новое расположение монастыря на дороге, соединявшей оживленную гавань и расположенный Старый рынок перед шеей Ванатуру в то время, было благоприятно для миссионерской деятельности, а также соответствовало экономическим интересам ордена. На участке рядом с монастырем находился Таллиннский торговый двор Колгского экономического центра доминиканского ордена Римского монастыря, где реализовывалась продукция экономического центра, а в угловом здании улиц Вене 8 и Пюхавайму 15 располагался участок Кяркнаский монастырь цистерцианского ордена.

Новый доминиканский монастырь состоял из костела св. Екатерины и монастырских построек (ныне в собственности Вене 16), которые располагались вокруг квадратного двора, и вспомогательных построек монастыря: монастырского амбара, пивоварни, конюшен и др.

 

Монастырская деятельность

Духовно-просветительская деятельность

Одновременно с монастырем в Таллинне была основана и школа. Школа делилась на так называемую внешнюю и внутреннюю школу. Первая предназначалась для духовенства, вторая давала образование мирянам, в том числе латинскому языку для мальчиков из сельской местности. Первые сведения о существовании так называемой экстерна относятся к 1319 году. Новый монастырь был основан в 1246 году.

Во время деятельности монастыря (1246–1525 гг.) миряне не могли войти в здание Екатерининского монастыря. Единственным исключением была монастырская церковь, куда все желающие могли прийти послушать проповедь.

Доминиканцы пытались напрямую общаться с общиной. Чтобы разъяснять людям религиозные истины, несколько монахов выучили эстонский язык и были популярны как среди сельских жителей, так и среди городских эстонцев.

 

Экономическая активность

Основной доход монастырю приносили проценты с недвижимого имущества, реже они занимались также продажей продуктов питания, домашних животных и обуви. Важны были связи с братством Таллиннских Черноголовых: братство делало монастырю материальные пожертвования, а взамен монахи молились за членов братства. Кроме того, жители монастыря скупали рыбу у рыбаков и продавали ее местным феодалам. Доход был использован для покупки сельскохозяйственной продукции. Монастырь также получал доход от продажи пива, сваренного в монастыре.

 

Окончание деятельности монастыря

В 1523 году Таллиннский собор принял идею реформационного движения, в результате чего проведение католических месс в Нижнем городе было прервано. На следующий год в городе произошло разграбление икон, в результате чего погромщики ворвались в монастырь и вынудили монахов покинуть город.

Деятельность Ордена доминиканцев, или Проповедников, была прекращена решением Таллиннской ратуши от 12 января 1525 г., а имущество Ордена и монастыря св. Екатерины было объявлено собственностью города. Поскольку руководство монастыря не передало имущество добровольно, церковное управление в составе настоятеля Августина Эмсинкгофа, лектора и субприора Томаса де Рекена и прокуратора Давида Слипера было взято под стражу.

После Реформации в Таллинне здания монастыря остались в пользовании города.

Во время пожара в Таллинне в 1531 году церковь монастыря и часть построек восточного и северного флигелей были уничтожены, но монастырский амбар пострадал не так сильно. После пожара на развалинах монастыря поселились инвалиды и бедняки города.

В 18 веке в старом общежитии⁷ работала школа, которое позже было передано Римско-католической церкви. В связи со строительством Петропавловской церкви в Таллинне в 1841-1844 годах старый флигель был снесен.

 

Церковь Святой Екатерины

Наиболее мощной постройкой монастырского комплекса была расположенная в его южной части трехнефная церковь св. Екатерины (ныне на участке 12/14 Вене), завершенная, вероятно, в окончательном виде во второй половине XIV в. был самым большим церковным зданием в средневековом Таллинне под городом. Длина церкви составляла 67,7, а ширина – 18,5 метра, а площадь – 1219 квадратных метров.

Монастырская церковь была уникальна еще и тем, что в ней также находился склеп.

 

Монастырский амбар

В 1544 году бывший амбар монастыря был превращен в городскую оружейную. Здание использовалось для этой цели в течение двух с половиной столетий, а также были произведены реконструкции: южная стена второго этажа была построена с представительными створчатыми окнами для лучшего освещения оружейной палаты, а на двух главных порталах были установлены дубовые ворота. западного фасада. Последние являются одними из старейших как в Таллинне, так и во всей Эстонии, а также выделяются своими уникальными кузницами.

В 1804 году Таллиннская управа передала помещения, служившие арсеналом, властям Российской империи, но в середине 19 века Таллиннская крепость была исключена из списка крепостей России, а арсенал продан частным лицам.

Первоначально здания были приобретены Жираром де Сукантонами, а с 1869 года и до Второй мировой войны они принадлежали Кохам, которым принадлежали все здания на улице Вене 12-14.

В 1938 году по проекту архитектора Эриха Якоби в монастырском амбаре были произведены перестройки, укрепившие конструкции здания и улучшившие общее впечатление. На первом этаже амбарной постройки располагались мастерские и гараж, на втором этаже контора и склад, на третьем этаже склад, а позже и контора.

 

Музей

Музей Доминиканского монастыря действовал в бывших монастырских помещениях, принадлежавших Таллиннскому Петропавловскому костелу Римско-католической церкви, и в восточном крыле монастыря.

Сегодня только восточное крыло или здание монастыря используется как музей и находится в ведении Института Маврикия (www.1246.eu).

Две его комнаты (общежитие и зал капитула) обычно представляют собой выставочные залы, в монастыре и часовне можно увидеть средневековые надписи, хранящиеся там Таллиннского городского музея.