Дворец Кадриорг (Таллин)

Дворец Кадриорг (Kadrioru loss) (Таллин)

Адрес: Weizenbergi 37
Тел. 606 6400
Открыто: Май- Сент 10- 17 Втор- Воскр
Окт- Апр 10- 17 Сред- Воскр
www.ekm.ee

Описание Дворца Кадриорг

Дворец Кадриорг (Kadrioru loss) был построен в 1718 году по приказу русского царя Петра I Великого в качестве летней резиденции для царской семьи. Он был назван Кадриорге, что означает "долина Екатерины" на эстонском языке. Екатерина была вдовой солдата, который был убит в сражении против русских. Она сама была захвачена в плен, стала любовницей Меньшикова и в конце концов стала женой императора. Петр I не жалел никаких расходов для своего любимой и нанял итальянского архитектора Никола Микетти, чтобы тот спроектировал дворец в архитектурном стиле Барокко. Центральное место в королевской резиденции был его великолепный Большой зал. Сегодня здесь находится Музей зарубежного искусства.

 

История

В 1714 году Петр I купил их дачное имение и около ста гектаров земли под склоном Ласнамяэ у местного рода Дрентелей. Так он и стал владельцем летней усадьбы XVII века бывшего городского секретаря Генриха Фонне.

22 июля 1718 года архитектор Никколо Микетти вместе с Петром I обмерил план замка и сада. Микетти спланировал парк и замок в трех частях по образцу итальянских вилл.

В 1719 году флигельные постройки были сданы под крышу, главное здание замка было построено в 1720-1721 годах, а основная часть замка была завершена в 1725 году.

Увидеть замок в законченном виде мастеру-строителю не довелось - император Петр I, поручивший строительство замка, скончался уже 8 февраля 1725 года, когда строительство замка еще продолжалось. Из-за политики жесткой экономии, введенной после его смерти, строительные работы остановились.

Название Катариненталь (Кадриорг) было введено вместо прежнего Фонненталь только в 1740-х годах.

В 1754 г. при пожаре пострадал верхний этаж главного корпуса, и во время реставрационных работ прежняя каменная крыша была заменена на жестяную.

В 1773 году в замке был проведен капитальный ремонт, но от реставрации лепного убранства потолков верхнего этажа отказались. Императрица Анна Ивановна приказала переместить статуи и фонтаны из замкового парка в парк Петергофского дворца, а Кадриоргский замок остался неиспользованным и запущенным.

Лучшие дни замка Кадриору наступили после визита императора Александра I в Таллинн в 1804 году. После этого губернатору Эстонии было приказано привести замок в порядок, а на нынешней улице Койдула была построена резиденция смотрителя замка, где сегодня находится музей Эдуарда Вильде. Однако со временем императорская семья снова забросила замок.

Во время перестроек 1827 года бальный зал замка лишился каменного глазурованного пола, а многие помещения лишились лепного убранства и каминов.

В 1837 году Таллинн посетил новый российский император Николай I, который приказал отремонтировать замок и передал его в качестве летней резиденции губернатору Эстонии.

20 век
Во времена двоевластия в Эстонии в 1917 году в замке Кадриору располагался Эстонский советский исполнительный комитет.

С 1921 года в замке располагался Таллиннский Эстонский музей, который в 1928 году был преобразован в Эстонский художественный музей.

В 1929 году замок Кадриору был использован как резиденция главы Эстонского государства (с 1938 года - президента). Здание реставрировали в 1933-1934 годах, а в 1938 году рядом с ним было достроено Кадриорское административное здание, построенное по проекту Алара Котли. По проекту архитектора Александра Владовского на террасе верхнего сада устроен банкетный зал, а по проекту архитектора Олева Сийнмаа некоторые помещения переделаны в национальном романтическом стиле.

Комендантом замка Кадриорг был командир 1-й роты гвардейского батальона.

С 1946 года замок снова находится в распоряжении Эстонского художественного музея.

Осенью 1992 года Художественный музей был вынужден выехать из замка, так как техническое состояние зданий стало опасным для искусства.

22 июля 2000 года в отреставрированном замке Кадриору открылся Художественный музей Кадриору, филиал Эстонского художественного музея.

 

Архитектура

Фасад

Кадриоргский замок принадлежит к петербургской школе зодчества в более широком смысле, и те же иностранные и русские архитекторы и мастера привлекались к строительству царских замков в Петербурге, Кроонлинне, Петергофе, Стрельне и других местах.

Главный корпус состоит из центральной части и двух флигелей, соединенных террасами. Строительные работы начались с флигельных корпусов. Основной план замка симметричен и в целом следует примеру итальянских вилл типа казино. Замок расположен на приподнятой поверхности, передняя часть замка трехэтажная, задний фасад двухэтажный, а нижние флигеля замка одноэтажные.

На фасаде использован мотив колоссальной пилястры, соединяющей основной и верхний этажи. Пилястры продолжаются на цокольном этаже лисенами, украшенными золотыми шарами. Выступающие крылья замка и двора чести французские.

Центральная часть здания подчеркнута колонным балконом, выполненным в тосканском ордере, расположенным перед центральной куколкой, тремя вестибюлями особой формы и богатым лепным декором. Автором маскарадов с человеческими лицами над дверями считается страж замка Саломон Зелтрехт.

Нижняя часть овального окна обрамлена лепными украшениями из листьев. Каркас балконной двери также украшен филигранной деревянной конструкцией. В верхней части окон второго этажа расположены женские лики, окруженные листьями, над которыми сегментарные арки. Центральный фасад также выделен ломаным фронтоном, увенчанным замковым камнем, украшенным листьями в верхней части фасада – подобный декор использован в оформлении боковых фасадов Стрельнинского замка, а также в обрамлении окна на верхнем этаже с расклешенными углами.

Так как покои замка были построены уютно низкими, между полами и потолками разных этажей оставлено пустое воздушное пространство, благодаря чему фасад замка не остается слишком низким и сохраняет свою внушительность. Сначала и замок, и его флигеля имели крышу из красного камня.

Боковые фасады замка продолжают мотив главного фасада, но оформлены скромнее, в том числе используются многочисленные фальш-окна.

На цокольном этаже главного корпуса располагались тамбур, гардероб и кухня. Спальня предназначалась для царя и его жены, на верхнем этаже были устроены спальни для детей и родственников. Хозяйская спальня императора располагалась в левом, обращенном к морю крыле. Во флигельных корпусах планировались комнаты для придворных. К сожалению, Петр I и Екатерина видели только готовые флигеля, которые были единственными, завершенными к весне 1721 года. только началось.

 

Интерьер

Парадный зал Кадриоргского замка — один из немногих сохранившихся интерьеров в стиле барокко времен Петра I, так как прежний облик петербургского, петергофского и стрельнского замков утратил свой первоначальный вид из-за военных повреждений или в ходе позднейших реконструкций.

 

Главный зал

Украшение главного зала началось в сентябре 1721 года. Руководил гипсовыми и фигурными работами Матиас Зайдтингер из Риги, который также выполнил четыре аллегорических тондо зала на основе античной мифологии: «Похищение Ганимеда», «Юстиция», « Посейдон» и «Даная». Он также смоделировал женские головы над окнами на первом этаже.

В 1725 году Зайдтингера уволили, так как он уже не мог справляться со своими обязанностями в силу преклонного возраста. Так, украшение сводчатых потолков главного зала было поручено итальянцу Антонио Куадри, долгое время находившемуся на царской службе. Орфанные полосы, панели из аканта и потолок с женскими лицами украшают главный зал, а имперские орлы и короны наверху стен, а также пилястры с раковинами улиток были смоделированы им и завершены за один год.

Крылатых гениев славы изготовил швед Соломон Зелтрехт в 1723 году, под его руководством были сооружены декоративные камины главного зала, а также нижняя стеновая зона зала: стены сочленены 12 пилястрами с коринфскими капителями. Камин венчают женские бюсты, один из которых представляет собой идеализированное изображение Екатерины I.

Первоначальный богатый лепной декор замка виден только в главном зале — в остальных помещениях замка лепные потолки целтрехтского периода были заменены при реконструкции на более простые. Исключение составляет один лепной потолок третьего этажа приморского флигеля, сохранивший полихромную отделку.

Росписи потолка парадного зала были закончены только в 1746 году в связи со скорым визитом императрицы Елизаветы. Роспись потолка и окружающие его небольшие плафоны выполнены таллинским мастером Лондичером Младшим. Роспись потолка изображает известную историю из «Метаморфоз» Овидия о богине Диане и охотнике Актеоне, который был превращен в оленя и убит собственными охотничьими собаками из-за нападения на купающуюся богиню. Картина символизирует победу Петра I над Карлом XII в Северной войне.

Потолок главного зала также украшен четырьмя символическими плафонами с латинскими надписями. На фруктовом листе как символе лета и плодородия, а также единства есть надпись «VITAE MELIORIS IN USUM» («для лучшей жизни»), на красной розе надпись «JUNCTA ARMA DECORI» («руки, объединенные с красота») — признак весны или комплимент Екатерине I. Лилия с надписью «CANDORE OMNIA VINCIT» («чистотой все побеждено»), расположенная в части потолка со стороны цветника, является традиционным символом Девы Марии, а также знаком царственности и лета. в светском контексте. На четвертом плафоне изображена ласточка как предвестник весны с обещанием «ET TEMPORA LAETA REDUCIT» («и возвращает лучшие времена»).

Первоначальный пол главного зала был сделан из глазурованного камня в черно-белую клетку, но во время более поздних ремонтных работ его заменили деревянным полом.

 

Другие комнаты

Из пяти потолочных росписей флигельных корпусов сохранилась только одна, хотя ее росписи сильно пострадали в результате позднейших реконструкций.

Банкетный зал, примыкающий к главному залу замка, восходит к обширной реконструкции 1930-х годов и был построен перед первоначальным задним фасадом по проекту архитектора Александра Владовского.

Многочисленные изразцовые печи замка сами по себе являются произведением искусства. Серьги изготовлены на Стрельненской мануфактуре по образцу голландской синей настенной плитки. Сохранились 4 из 8 печей, предназначенных для основного этажа замка, и 5 из 8 печей, предназначенных для верхнего этажа. Убранство печей различно, некоторые имеют угловые колонны с коринфскими капителями и угловые вазы особой формы на карнизе.

В вестибюле Кадриоргского замка находится копия древнегреческой мраморной статуи «Венера Милос», выполненная в 1858 году из итальянского мрамора скульптором-неоклассиком Антонио Кановой, пользующимся большим уважением в Европе.

 

Парк Кадриорга

Изначально имел площадь около 300 га. Парк планируют восстановить в стиле XVIII века, включающем стриженные деревья. В этом стиле пока восстановлен дворцовый сад.

В парке находится дом-музей Петра I, на границе — современное здание Эстонского музея искусства (Музей Куму).

Здесь же, под склоном Ласнамяги, где кончается современная улица Лидии Койдула, около 1780 года архитектор Иоганн Моор построил одноэтажный дом с башней. В этом доме местный купец Христиан Фрезе основал в конце XVIII века первую в городе ситцевую мануфактуру. В начале XIX века в доме обосновалась инженерная команда военно-морского ведомства России, занимавшаяся строительством портов на Балтике. В 1827 году ликвидировали башню и надстроили второй этаж. 7 мая 1863 года по указу императора Александра II был создан в Ревеле пансионат для обедневших дворянок, которому и был передан этот дом. В настоящее время это здание занимает Русский музей Эстонии.

Пруды в парке были выкопаны сразу же при закладке как для оживления ландшафта, так и для осушения почвы. Старейшими из них были пруд во дворе Марининского приюта, пруд к северу от теперешней дороги Кадри, Верхний пруд между дворцом и домиком Петра и Нижний, или Лебединый, пруд в западной части парка. Верхний пруд, как и бывшие тогда в парке фонтаны и каскады, получал воду в основном из озера Юлемисте. Посреди пруда находился обложенный плитняком островок. Нижний пруд получал воду из ключей, бивших у подножья Ласнамяги. Ключевую воду по подземному водостоку отводили в пруд. Впоследствии, на островке Нижнего пруда были посажены деревья и построен павильон. Неподалеку от хозяйственных построек дворца, возле аллеи Ронга, был выкопан ещё один пруд.

31 июля 2011 года в парке был открыт Японский сад. Работы над ним велись с 2008 года по проекту ландшафтного дизайнера из Киото Масао Соне.

На территории парка были построены оранжереи, в которых круглый год росли экзотические плоды и цветы.

 

Мемориальная скульптура «Русалка»
Мемориальная скульптура «Русалка»
Самой известной скульптурой дворцового комплекса Кадриорг является 16-метровый памятник русскому линкору «Русалка», построенный в 1902 году эстонским архитектором Амандусом Адамсоном к девятой годовщине его злополучной гибели. Памятник Русалке представляет собой фигуру женского ангела с крестом в руке, посылающую благословение месту, где 7 сентября 1893 года на пути в Финляндию затонул русский броненосец «Русалка».
Линкор «Русалка» — российский военный корабль, входивший в состав Российского Императорского флота. Он затонул во время шторма, в результате чего погибло 177 матросов и офицеров. Территория вокруг памятника окружена каменными колоннами, соединенными цепями. На металлических табличках, прикрепленных к колоннам, указаны имена членов экипажа.