Хавис Аманда - фонтан и статуя в Хельсинки, Финляндия, работы скульптора Вилле Валлгрена (1855–1940). Это произведение было сделано в 1906 году в Париже и установлено на его нынешнем месте на Рыночной площади в Каартинкаупунки в 1908 году. Сегодня оно признано одним из самых важных и любимых произведений искусства в Хельсинки.
Havis Amanda - одно из произведений Валлгрена в стиле парижского
модерна. Отлитый из бронзы, он опирается на фонтан из гранита.
Скульптура представляет собой русалку, стоящую на водорослях,
поднимающуюся из воды, с четырьмя рыбами, извергающими воду у ее
ног, в окружении четырех морских львов. Намерение Валлгрена состояло
в том, чтобы символизировать возрождение Хельсинки. Высота статуи
составляет 1,94 метра (6 футов 4 дюйма), а вместе с пьедесталом она
составляет 5 метров (16 футов) в высоту. Согласно письмам Валлгрена,
моделью статуи была тогда 19-летняя парижанка Марсель Делькини.
Сам Валлгрен назвал работу просто Merenneito (русс.: Русалка),
но она быстро начала получать дополнительные прозвища.
Финско-шведские газеты окрестили его Havis Amanda, а финское
Haaviston Manta или просто Manta. Хавис Аманда - общее имя,
используемое в брошюрах и путеводителях.
Открытие состоялось 20 сентября 1908 года. Сначала работа вызвала
резкую критику, особенно со стороны женщин. Его нагота и
соблазнительность считались неуместными. Не все группы возражали
против наготы как таковой, но считалось, что возведение ее на
пьедестал подчиняет женщин путем их сексуального объективирования и
демонстрации слабости. Некоторые группы по защите прав женщин
критиковали внешний вид этой фигуры как простой или «обычной
французской шлюхи», лишенной первозданности и невинности. Говорят,
что морские львы с высунутыми человеческими языками олицетворяют
людей, жаждущих мадемуазель. Валлгрен считал себя поклонником
женщин. Многие представители культурной элиты Финляндии считали
Валлгрена посторонним и оценивали его работу еще до того, как она
была закончена. Его хороший друг, Альберт Эдельфельт, своим влиянием
сыграл важную роль в получении заказа на работу.
Каждый год
на Ваппу Манта становится центральным элементом праздников. Студенты
местных университетов надевают студенческую фуражку на голову статуи
во время сложной церемонии.
В 2002 году Спенсер Туник
организовал фотосессию добровольно обнаженных финнов, из которых
пришло почти 2000, позирующих у статуи в рамках своего проекта Nude
Adrift, Finland 3. В 2014 году художник Тацу Ниши построил вокруг
статуи временную гостиницу под названием Hotel Manta, где посетители
могли увидеть статую в новом необычном окружении.
Есть
опасения, что старая полая статуя может сломаться от людей,
взбирающихся на нее. В 2019 году чиновники призвали ограничить
празднования и восхождение на статую. Во время Ваппу 2020 года из-за
пандемии COVID-19 город и полиция решили на время отгородить статую
и направить ее на цифровую версию закрытия статуи.