Проворный кролик или Ловкий кролик (Lapin Agile) - известное кабаре на Монмартре,
расположенное по адресу 22 Rue des Saules, 18-й округ Парижа,
Франция. Он существовал около 1860 года под названием Au rendez-vous
des voleurs, что означало «Место встречи воров». Примерно двадцать
лет спустя стены были украшены портретами известных убийц, и это
место стало известно как Кабаре убийц. Традиция гласит, что кабаре
получило это название из-за того, что в него ворвалась банда
бандитов и убила сына хозяина в попытке ограбления. В 1875 году
художник Андре Гилл нарисовал знак, предполагавший его постоянное
название. Это было изображение кролика, выпрыгивающего из кастрюли,
и местные жители стали называть соседний ночной клуб Le Lapin à
Gill, что означает «кролик Джилла». Со временем название
превратилось в «Cabaret Au Lapin Agile» или кабаре Nimble Rabbit.
Оригинал картины на холсте был украден в 1893 году; Вместо нее была
нарисована репродукция на дереве.
Проворный кролик был куплен
в начале двадцатого века певцом кабаре, комиком и владельцем ночного
клуба Аристидом Брюаном, чтобы спасти его от сноса. Lapin Agile стал
излюбленным местом борющихся художников и писателей, в том числе
Пикассо, Модильяни, Аполлинера, Романа Греко и Утрилло.
Проворный кролик расположен в центре района Монмартр в 18 округе
Парижа, позади базилики Сакре-Кёр и немного к северо-западу от нее.
Так как это было сердце художественного Парижа на рубеже двадцатого
века, в кабаре было много споров о «значении искусства».
Проворный кролик был также популярен среди жителей Монмартра,
включая сутенеров, чудаков, бедняков, местных анархистов, а также
среди студентов из Латинского квартала и немногочисленных
представителей буржуазии из высших слоев общества.
В результате строительства стены генеральных фермеров и введения
льготного налога на товары, ввозимые в Париж (особенно на вино), нижняя
часть Монмартра в конце восемнадцатого века стала « зоной, посвященной
удовольствиям ». В 1880-х годах здесь, помимо многочисленных кабаре (Ле
Шат нуар, Ле Мулен Руж), проживало очень смешанное, а иногда и опасное
население (проститутки со своими сутенерами, всевозможные маргиналы).
С другой стороны, верхняя часть Монмартра (Холм Монмартр) до 1914
года напоминала деревню, известную своим чистым воздухом, ветряными
мельницами и дешевым жильем, которое привлекало скромных людей, в том
числе художников, многие из которых приезжали сюда поселиться, и многие
из которых уезжали. с 1890 года становится значительным.
Ролан
Доржелес, который был с ним знаком, упоминал в своем романе
"Шато-де-бруйяр « (1932) » этот исчезнувший уголок старого Парижа"
времен Великой войны, которому не уделяют должного внимания, путая его «
с Монмартром внизу, местом ночных клубов и парикмахерских для дам » :
« Дома мы чувствовали бы себя как в сельской местности. Ни автобусов, ни
высоких зданий, ни переполненных тротуаров. На каждом перекрестке был
свой фонтан, в каждом доме-сад ... магазинов тоже не было : что бы мы
делали с ними в деревне ? Как раз то, что нужно в магазинах, чтобы
обслуживать домохозяек : пекарня и фруктовый магазин. Когда нам нужны
были другие припасы, мы шли по улице Лепик, где продавцы толкали свои
маленькие машины, и возвращались с рынка с полными сетями».
В
этой "деревне » соседствовали, не смешиваясь, люди из самых разных
социальных слоев, у каждого из которых было свое особое место: » мелкие
буржуа в рубашках « избрали своим домом улицу Ламарк, » пенсионеры
копали свой горох на улице Де Ла Бон«, "безбородые марлюсы селятся на
улице". отдыхали в маленьких барах на улице Аббесс » и т. д.
"В
одиночестве художники были повсюду в своих домах, ели шоколад с
паломниками, аперитив с арсуйями и обедали в бистро с
малярами-строителями».
Именно в верхней части Монмартра в 1795 году было построено здание, в
котором разместится ловкий Кролик, которое примерно в 1860 году стало
гостиницей руалье, получившей название "на свидании с ворами".
С
1869 года он получил название "кабаре убийц", потому что на стенах
висели гравюры, изображающие знаменитых убийц, от Равайяка до Троппмана.
В период с 1879 по 1880 год тогдашний владелец поручил карикатуристу Андре Жилю, знакомому с этим местом, создать вывеску. Гилл рисует кролика, одетого в зеленый сюртук, красный шарф и в кепке с тремя палубами, который убегает на кончике лапы от кастрюли, предназначенной для него, балансируя с бутылкой вина в одной руке : тогда кабаре становится известным как на Кролик у Гилла, вскоре превратившийся в ловкого кролика. Другое происхождение названия, всегда связанное с Андре Гиллом, заключается в том, что посетитель, как сообщается, написал на стене бистро, где художник держал свою кисть, « там нарисован А. Гилл. » На рубеже веков его заменила копия вывески Гилла. "Кролик с жабрами « со временем становится » ловким кроликом" - название, под которым это кабаре существует и по сей день. Кролик на вывеске на самом деле был бы транспонированным автопортретом карикатуриста, который участвовал в коммуне (он входил в комиссию художников), но сумел избежать последовавших репрессий.
В сентябре 1883 года гогеттье, поэт и шансонье монмартруа Жюль Жуи
основал банкет-гогет Ле суп и Ле Беф, который проходил в кабаре
ассасинов.
Кабаре было куплено в 1886 году бывшей танцовщицей
канкана Адель Декерф (по прозвищу « мать Адель ») ; последняя,
избавившись от наиболее сомнительной части своей клиентуры, превратила
его в кафе-ресторан-концерт под названием "Моя деревня", который в
течение дня посещают местные жители. завсегдатаи Дю Шат Нуар (Шарль Кро,
Альфонс Алле, Жан Риктус и т. д.). шансонье Аристид Брюан также является
завсегдатаем дю Шат Нуар и приводит туда Тулуз-Лотрека и Куртелин.
Любительские концерты проходят в субботу вечером и в воскресенье утром «
под присмотром агента (типа агента в сапогах, вооруженного саблей серии
Z)», - вспоминает Орлан .
В начале двадцатого века "мать Адель «
продала кабаре Берте Себур, которая поселилась там в компании своей
дочери Маргариты люк (по прозвищу » Марго" и будущей жены Пьера Мак
Орлана). В 1903 году к ним присоединился Фредерик Жерар (1860-1938),
известный как "отец Фреде», благодаря которому" ловкий кролик " стал
популярным местом в художественной богеме Монмартра
Картина маслом Пабло Пикассо 1905 года "Au Lapin Agile" ("Проворный кролик") сделала это кабаре всемирно известным. Кабаре было запечатлено на холстах другими художниками Монмартра, такими как Морис Утрилло и Роман Греко.
В 1993 году американский комик и артист Стив Мартин написал пьесу «Пикассо в Lapin Agile», которая имела успех в Чикаго, Лос-Анджелесе и других местах. В пьесе изображена воображаемая встреча Пабло Пикассо и Альберта Эйнштейна в Lapin Agile.