Музей человека (Musée de l'Homme) - музей антропологии в Париже, Франция. Он был основан в 1937 году Полем Риве для Международной выставки искусства и техники 1937 года в современной жизни. Он является потомком Musée d'Ethnographie du Trocadéro, основанного в 1878 году. Музей человека - это исследовательский центр, находящийся в ведении различных министерств, и он объединяет несколько организаций из CNRS. Musée de l'Homme - один из семи отделов Национального музея природы. Музей человека занимает большую часть крыла Пасси дворца Шайо в 16-м округе. Подавляющая часть его коллекции была передана в музей на набережной Бранли.
Предыдущие коллекции
Музей человека унаследовал предметы из
исторических коллекций, созданных еще в 16 веке, из шкафов для
диковинок и Королевского кабинета. Эти коллекции были обогащены в 19
веке и пополняются до сих пор. Цель состоит в том, чтобы собрать в
одном месте все, что определяет человека: с точки зрения эволюции
(предыстория), единства и разнообразия (антропология), а также
культурного и социального выражения (этнология).
Большая
часть «этнографической выставки» Музея армии инвалидов, как его
тогда называли, состоит из манекенов, представляющих людей из
французских колоний, а также оружия и снаряжения. Эти материалы были
переданы в музей в 1910 и 1917 годах. Там же выставлялись фотографии
марокканского населения, сделанные Клерамбо.
Как Музей
этнографии Трокадеро (Этнографический музей Трокадеро) (1882-1928)
Музей человека является прямым потомком Musée d'Ethnographie du
Trocadéro, который был основан во дворце Трокадеро в 1828 году.
Преобразование в Музей человека (1928-36)
В 1928 году Поль
Риве стал новым директором Этнографического музея Трокадеро. Он
курировал крупный проект модернизации и реорганизации и связал музей
с Национальным музеем естественной истории.
В 1935 году
дворец Трокадеро был снесен и заменен Дворцом Шайо, построенным для
Всемирной выставки 1937 года. Музей вновь открылся во Дворце как
Musée de l'Homme.
Разрушение и сопротивление (1937-1945)
Несколько членов Musée de l'Homme, в том числе его основатель Поль
Риве, сформировали группу сопротивления во время немецкой оккупации
Парижа во Второй мировой войне. Когда нацистские танки вошли в город
14 июня 1940 года, Риве в знак неповиновения прикрепил французский
перевод стихотворения Редьярда Киплинга «Если бы» к двери музея.
Ремонт (1996-2015)
В 1996 году президент Франции Жак Ширак
объявил о планах создания нового музея, в котором будут собраны
ключевые коллекции Музея человека и Национального музея африканского
и французского искусства. Кураторы Музея человека энергично боролись
за сохранение коллекций в своем музее, но безуспешно. Эти коллекции
перешли в новый музей Musée du quai Branly, который открыл свои
двери в 2006 году.
В 2008 году французское правительство
обязалось отремонтировать Musée de l’Homme. Музей был закрыт на
реконструкцию в 2009 году и вновь открылся в октябре 2015 года.
Общая сумма денег, выделенных на ремонт, составила 52 миллиона евро.
Миссия
Первоначальная цель музея заключалась в том, чтобы
собрать в одном месте все, что может определять человечество: его
эволюцию, его единство и разнообразие, а также его культурное и
социальное выражение.
Перемещение этнографических коллекций
Musée de l'Homme в новый Musée du quai Branly и MUCEM нарушили его
первоначальную миссию. Это изменение вызвало множество споров
относительно кураторского выбора новой структуры. Постоянная
экспозиция Musée de l'Homme насчитывает более 15 000 артефактов,
отражающих художественные, технические и культурные сокровища пяти
континентов. На набережной Бранли, однако, находится всего 3500
артефактов, представленных без культурного контекста, выбранных
из-за их эстетических качеств и «экзотического» происхождения
(Африка, Океания, Америка), а не по образовательной ценности.
Европейские этнографические коллекции будут выставлены на MUCEM, и
критики считают, что это создает неоправданный разрыв между
человеческими культурами.
Эта ситуация заставила Музей
человека пересмотреть свою миссию. В 2015 году он подтвердил
оригинальное видение Пола Риве лаборатории-музея. Сочетая
биологические, социальные и культурные подходы, музей сегодня
фокусируется на эволюции людей и человеческих обществ в соответствии
с точкой зрения Ривета о том, что «Человечество едино и неделимо не
только в пространстве, но и во времени».