Музей Даппера (Париж), Франция

Описание Музея Даппера

Музей Даппера (Musée Dapper) был французским музеем, специализирующимся на африканском искусстве. Он закрылся 18 июня 2017 года. Фонд Dapper по-прежнему находится в том же помещении в 16-м округе Парижа по адресу 35 rue Paul Valéry, Paris, France.

Музей Даппера открылся в 1986 году благодаря усилиям Фонда Ольферта Даппера и назван в честь голландского гуманиста, который в 1668 году опубликовал энциклопедическое описание Африки. Помимо постоянной серии художественных выставок, музей спонсировал:

танец с участием таких хореографов, как Жозиан Антурель (Мартиника), Чекпо Дан Агбету (Бенин) и Ирен Тассембедо (Буркина-Фасо);
концерты с участием таких музыкантов, как Гем (Алжир / Нигер), Баллаке Сиссоко (Мали), Омар Соса (Куба), Со Калмери (ДРК), Марианн Матеус (Гваделупа), Джефф Байяр и группа Xtrem’Jam (Мартиника);
пьесы, в том числе «Аттерриссаж» («Кангни Алем»), поставленный Дени Мпунга, и «Энфантс де ла мер», адаптация мартиникского драматурга Хосе Экслиса по произведению Эдвиджа Дантиката;
детские спектакли (рассказывание историй, цирк, кукольные представления), в том числе Histoires du monde в исполнении Наиф Театр и Golotoé ou la gourde divine в исполнении Данаи Каланфей;
и семинары.

 

История

Фонд Ольферта Даппера был основан в Амстердаме в 1983 году по инициативе Мишеля Лево (1930-2012), политехнического промышленника, советника африканских правительств и вскоре ставшего обладателем «одной из самых богатых коллекций африканского искусства в Европе». .

 

От фонда до музея

Подтверждая свое желание внести свой вклад в познание и сохранение наследия Африки к югу от Сахары, фонд присуждает стипендии на исследования и исследования в области истории и этнологии, а также на публикации. Ассоциация типа закона 1901 года была создана в 1984 году президентом и его женой. Кристиан Фальгерет-Лево, родом из Гайаны и бывшая ученица Мариз Конде, в то время была журналистом, специализирующимся на литературе черного мира.

В мае 1986 года она взяла на себя управление музеем, который сначала переехал в частный особняк на авеню Виктора Гюго, построенный Шарлем Плюме в 1901 году, на скромное пространство (500 м2), к которому ведет небольшой дворик, засаженный бамбуком и папоротником.

В первый год одновременно организуются три выставки, в том числе две в особняке, Кабинеты редкостей 17 века и Реликварий, известный как кота. Третья — самая важная — проходит в Музее декоративного искусства в Париже и называется «Открытие африканского искусства». Около тридцати тематических мероприятий сменяют друг друга. Особого внимания заслуживают скульптуры Фанг в 1991 году (60 000 посетителей) или искусство догонов в 1994 году (100 000 посетителей).

Les Éditions Dapper развиваются параллельно, и несколько толстых каталогов переиздаются много раз, часто являясь единственным доступным иконографическим ресурсом по наиболее специализированным предметам. В 1998 году были выпущены книги для молодежи, за которыми последовал сборник литературы.

 

Новое пространство

В период с 1998 по 2001 год в соседнем помещении сформировался новый проект, доступ к которому теперь будет осуществляться через улицу Поль-Валери. Доверенные Алену Моатти внутренняя архитектура и сценография предназначены не только для демонстрации объектов. Речь идет о создании междисциплинарной среды, в которой, помимо выставок и конференций, также будут размещаться литература, рассказывание историй, музыка, танцы или кино, в частности, благодаря концертному залу вместимостью от 165 до 190 человек, дополненному книжный магазин и кафе. Там приветствовали таких музыкантов, как Гуэм (Алжир), Баллаке Сиссоко (Мали) или Омар Соса (Куба).

Новый музей был открыт 30 ноября 2000 года. Теперь двери также более широко открыты для современного творчества, например, для бронзы сенегальского скульптора Усмана Соу — первых трех — или для инсталляций его соотечественника Ндари Ло, таких как как Échographie I, III, II (1998–1999) или Xiif (1999–2001), или даже красочные работы художника Вифредо Лама, отражающие его множественное происхождение.

Dapper Museum стал настоящим бизнесом, в котором в 2002 году работало 18 человек. За прошедшие годы он приобрел солидную репутацию в столице, где африканское искусство долгое время казалось забытым. Открытие музея на набережной Бранли в 2006 году явно меняет сегодняшнюю ситуацию. «Как ты собираешься сопротивляться? », — вопрос, который часто задают Кристиан Фальгерет-Лево, члену ориентационного совета общественного учреждения музея на набережной Бранли с 1999 по конец 2004 года. Директор музея Даппер уверен в себе и подчеркивает синергию и взаимодополняемость .

Столкнувшись с падением посещаемости и важностью своих операционных расходов, музей закрыл свои двери 18 июня 2017 года. Однако фонд Dapper продолжает свою деятельность в поддержку искусства Африки.

В 2017-2018 годах фонд Dapper участвует в Off биеннале современного искусства Dak'Art, которая выставляет старые объекты в Fondation Clément на Мартинике (на месте бывшей плантации) и должна воспроизвести этот процесс в Бразилии.

 

От этнографии к эстетике

Среди многих других неоспоримый успех музея Даппера свидетельствует о смене парадигмы в способе представления посетителям миров, отличных от нашего13: этнографические музеи, считавшиеся «калечащими» и редуктивными, теперь уступают место художественным музеям. Эстетический подход к уникальным и оригинальным объектам преобладает над обширными методически задокументированными коллекциями. В частности, африканское искусство приобрело популярность и внимание, а также его рыночную стоимость.

 

Выставки

Неполный список

Путь предков (6 ноября 1986 г. - 7 февраля 1987 г.)
Абстракции в царствах Кубы: рисунок Шуова (18 февраля 1987 г. - 16 мая 1987 г.)
Искусство и мифология: фигуры цокве (13 октября 1988 г. - 25 февраля 1989 г.)
Ложки-скульптуры (3 января 1991 г. - 28 апреля 1991 г.)
Фанг (21 ноября 1991 г. - 15 апреля 1992 г.)
Возвышенные тела (19 мая 1994 г. - 3 октября 1994 г.)
Догон (26 октября 1994 г. - 13 марта 1995 г.)
Сосуды (23 октября 1997 г. - 30 марта 1997 г.)
Охотники и воины (30 апреля 1998 г. - 30 сентября 1998 г.)
Первые три бронзы Усмана Соу (с 26 апреля по 30 июня 2001 г.)
Метис Лам (26 сентября 2001 г. - 20 января 2002 г.)
Искусство в движении Ндари Ло (13 февраля 2002 г. - 21 июля 2002 г.)
Жест конго (18 сентября 2002 г. - 19 января 2003 г.)
Гана вчера и сегодня (7 марта 2003 г. - 13 июля 2003 г.)
Головные уборы (25 сентября 2003 г. - 11 июля 2004 г.)
Признаки тела (23 сентября 2004 г. - 17 июля 2005 г.)
Бразилия, африканское наследие (22 сентября 2005 г. - 26 марта 2006 г.)
Современный Сенегал (27 апреля 2006 г. - 13 июля 2006 г.)
Маски, 50 лиц (27 апреля 2006 г. - 13 июля 2006 г.)
Габон, присутствие духов (20 сентября 2006 г. - 22 июля 2007 г.)
Животное (11 октября 2007 г. - 20 июля 2008 г.)
Женщины в искусстве Африки (9 октября 2008 г. - 12 июля 2009 г.)
Искусство быть мужчиной. Африка, Океания (15 октября 2009 г. - 11 июля 2010 г.)
Ангола, деятели власти (10 ноября 2010 г. - 10 июля 2011 г.)
Маскарады и карнавалы (5 октября 2011 г. - 15 июля 2012 г.)
Дизайн в Африке. Сиди, лежи и мечтай (10 октября 2012 г. - 14 июля 2013 г.)
Инсайдеры, бассейн Конго (9 октября 2013 г. - 6 июля 2014 г.)
Искусство есть (15 октября 2014 г. - 12 июля 2015 г.)
Шедевры Африки в собраниях Dapper Museum (30 сентября 2015 г. - 18 июня 2017 г.)
Мутанты , Соли Сиссе (24 марта 2017 г. - 18 июня 2017 г.)
Африки. Художники вчера и сегодня в Fondation Clément (Мартиника) (21 января 2018 г. - 6 мая 2018 г.)
Le Off de Dapper в рамках Дакарской биеннале (Горе, Сенегал) (5 мая 2018 г. - 3 июня 2018 г.)
Ндари Ло, ретроспектива, в рамках Дакарской биеннале (Дакар, Сенегал) (3 мая 2018 г. - 2 июня 2018 г.)
Жить! Фотографии устойчивости (Горе, Сенегал) (29 апреля 2019 г. - 31 мая 2019 г.)

 

Элегантный на международном уровне

В течение многих лет, после присуждения многочисленных исследовательских и учебных грантов в области африканского искусства, Фонд Dapper активно участвует в культурных и образовательных проектах на африканском континенте. С момента создания сотрудники принимали участие в конференциях или проводили встречи, выставки и семинары в разных странах. Сегодня, став кочевником, Dapper Foundation активно продолжает свою деятельность и хочет повысить осведомленность новой общественности, особенно в Африке и на Карибах.

 

Гори (Сенегал)

После организации и успеха выставок «Воспоминания и маски», представленных в Горе (декабрь 2012 г. - апрель 2013 г.), Фонд Dapper продолжил свою деятельность в Сенегале, предложив местной публике, особенно школам и университетам, «Формы и тексты» (ноябрь 2014 г. - март). 29, 2015).

Фонд Dapper при поддержке Французского института и в партнерстве с мэрией Горе занимается восстановлением общественной площади под названием Place du Marché des Jeunes Filles.

Фонд Dapper участвует в мероприятии Gorée - Regards sur Cours (29 апреля 2017 г. - 1 мая 2017 г.), в рамках которого он предлагает две выставки на тему «Вода и другие места» всемирно известных художников, Джейсона де Кэйра Тейлора и Ньяба Леон Уэдраого.

В 2018 году Dapper Foundation организует в рамках OFF Дакарской биеннале Le Off de Dapper крупную выставку, на которой будут представлены инсталляции (Эрнест Брелер, Соли Сиссе, Джоэл Мпа Доо, Били Биджока и Габриэль Малоу), фотографии ( Joana Choumali) и стрит-арт (BeauGraff и Guiso из коллектива RBS).

 

Дакар (Сенегал)

В 2018 году Dapper Foundation представляет в бывшем Дворце правосудия в рамках Дакарской биеннале важную ретроспективу сенегальского художника Ндари Ло, умершего в 2017 году. Эта выставка имела большой успех как среди иностранные посетители, а также сенегальцы, которые смогли открыть для себя или заново открыть для себя крупного художника.

 

Мартиника

В 2018 году (с января по май) Фонд Клемана объединяет усилия с Фондом Даппер, чтобы открыть свои двери исключительному творчеству художников, которые вчера, как и сегодня, свидетельствуют о богатстве многообразной Африки. Никогда ранее Мартиника или, тем более, Карибский регион не принимали у себя мероприятие такого типа и масштаба: было представлено около сотни произведений древнего искусства из коллекции Даппера, а также работы семнадцати известных современных художников (Усман Соу, Омар Виктор Диоп, Самуэль Фоссо, Малала Андриалавидразана, Хассан Муса (ан), Сэм Нленгетва, Фредди Цимба, Сиприен Токудагба, Уаттара Уоттс, Омар Ба, Бартелеми Тогуо, Шери Самба, Кудзанаи-Вайолет Хвами, Ньяба Леон Уэдраого, Рэнсом Стэнли, Соли Сиссе и Джоана Чумали).