Дворец аббатства Сен-Жермен-де-Пре (Париж)

 

Описание Дворца аббатства Сен-Жермен-де-Пре

Дворец аббатства Сен-Жермен-де-Пре - это дворец из камня и камня, который был построен в 1586 году для Карла Бурбонского, который был кардиналом-аббатом Сен-Жермена и коротко королем Франции. Еще десять настоятелей жили здесь до революции, когда здание было продано. Джеймс Прадье, скульптор XIX века, известный своими женскими фигурами, основал здесь свою мастерскую. Дворец теперь известен сочетанием строительных материалов и великолепных вертикальных окон.

 

История

Римский храм, вероятно, посвященный Изиде, был расположен недалеко от места церкви, и римская дорога, параллельная Сене, проходила мимо этого места, построенного намного выше реки, чтобы избежать наводнения.

Аббатство было основано в VI веке Хильдебертом I (годы правления 511–558), сыном Хлодвига I, первого короля франков. Он был построен специально для демонстрации двух важных реликвий, приобретенных Хильдебертом во время осады Сарагосы в Испании; фрагмент Животворящего Креста и фрагмент хитона мученика Святого Викентия. Первым аббатом был Дроктовей, ученик епископа Сен-Жермена.

Аббатство было официально освящено в 558 году, в том же году, когда умер Хильдеберт. Его могила была помещена в церковь, и аббатство стало первым некрополем для гробниц первых королей Франции, прежде чем эта функция была передана базилике Сен-Дени. Базилика и монастырь сначала были посвящены Святому Кресту и Святому Винсенту, затем, примерно в 754 году, Святому Жермену Парижскому, известному епископу Парижа, чья могила была помещена в церковь в 576 году. Позже гробницы были удалены. и в церкви не осталось средневековых гробниц.

Церковь и монастырь дважды разрушались викингами во время их вторжений в конце IX века. Церковь аббатства была перестроена аббатом Мораром в 10 веке, а остальная часть монастыря - к концу 13 века. К этому периоду относятся первые четыре уровня колокольни, неф и трансепт. В церкви также найдено несколько резных капителей колонн и остатки фресок этого периода.

Под королевским покровительством аббатство стало одним из самых важных научных центров в Европе. В одиннадцатом веке в нем располагался важный скрипторий, производивший научные рукописи, которые распространялись по всей Европе. Он оставался центром духовной, интеллектуальной и художественной деятельности до конца 18 века.

Готическая церковь
Начиная с 12 века церковь обновлялась элементами нового стиля готической архитектуры. Нынешний хор церкви был построен в середине 12 века. Недавно отстроенная церковь была освящена папой Александром III 21 апреля 1163 г. Остальные постройки монастыря постепенно перестраивались в течение 13 века. Среди них новая церковь аббатства архитектора Пьера де Монтрея, вдохновленная недавно построенной Сен-Шапель. Эта новая часовня «Леди Часовня» была снесена в 1802 году, вскоре после окончания Французской революции, хотя ее остатки остались в небольшом парке на улице Аббатства рядом со входом в церковь.

Западная башня церкви аббатства была пронизана порталом, завершенным в двенадцатом веке, который рухнул в 1604 году и был заменен в 1606 году нынешним классическим порталом Марселя Ле Руа. Его хор с апсидальным восточным концом представляет собой ранний пример контрфорсов.

Стена Филиппа II Августа, построенная во время правления Филиппа II Французского (1200-1214), не окружала аббатство, оставляя жителей на произвол судьбы. Это также привело к разделению владений аббатства на две части. Новая трапезная была построена для монастыря Пьером де Монтрей между 1239 и 1244 годами.

До конца 17 века аббатство владело большей частью земли на Левом берегу к западу от нынешнего бульвара Сен-Мишель и имело в ней административную автономию, особенно ту часть, которая находилась за стенами Парижа. Здесь аббатом был Луи-Сезар де Бурбон, сын Людовика XIV и мадам де Монтеспан. Могила философа Рене Декарта находится в одной из приделов церкви.

Революция
В сентябре 1792 года, во время Французской революции, группа из примерно ста священников, отказавшихся подписать декларацию о лояльности новому революционному правительству, была заключена в тюрьму в аббатстве, а затем по одному выслана на площадь, где они были убит. Аббатство и церковь были закрыты, а здания использовались под склады или производство. Часть церкви была превращена в мастерскую по рафинированию селитры, ингредиента пороха. Он взорвался случайно, причинив серьезный ущерб церкви и другим зданиям аббатства.

С окончанием революции 31 мая 1795 года католическая церковь была официально восстановлена, а разрушенное здание снова стало церковью. В 1802 году Совет гражданских строений обсуждал, стоит ли просто продать, а затем снести здание, которое сильно пострадало от просачивающейся в фундамент селитры. В конце концов, из-за долгой истории здания его решили сохранить, хотя и заявили, что архитектура «не предлагает ничего особенно интересного в плане искусства». Единственными уцелевшими постройками были церковь и дворец епископов рядом с ней. Официально они были возвращены церкви 29 апреля 1803 года. Более серьезно поврежденная часовня Девы Марии была снесена, хотя некоторые витражи сохранились. Некоторые яркие арки из часовни Богородицы сегодня можно увидеть в небольшом парке рядом с церковью.

После революции исторические раскопки возобновились. Александр Ленуар обнаружил две гробницы Меровингов под главным алтарем в 1799 году. Они были перенесены в музей Клюни. Другие произведения искусства были восстановлены в церкви, а Лувр получил мраморные колонны алтаря в 1704 году. Картины, перевезенные в Версаль, были возвращены в церковь. Среди других найденных работ — мраморная статуя Богородицы, подаренная Лувру королевой Жанной д'Эвре.

Селитра, хранившаяся в церкви во время революции, сильно повредила сваи с северной стороны, и сам неф нельзя было использовать; Строительный совет подумывал просто снести здание, но генеральный инспектор Мазуа настоял на том, чтобы хор можно было сохранить, а неф восстановить. Летом 1822 года верхние ярусы меньших колоколен на севере и юге, в значительной степени разрушенные, были снесены до линии крыши. Часовни амбулатории и шесть аркбутанов апсиды были перестроены в 1823 году.

Реставрация и косметический ремонт
К 1824 году реставраторы собрали мраморные колонны и витражи из других парижских зданий, разрушенных во время революции, которые, к счастью, сохранились в Музее французских памятников. В 1843 году художник Ипполит Фландрен начал самый крупный проект из всех — косметический ремонт нефа. Это была не реставрация, а переосмысление средневековой церкви. Для этой цели он использовал красочные фрески, иллюстрирующие сцены из Ветхого Завета, предвещающие грядущую жизнь Христа. Его работа была выполнена между 1856 и 1861 годами. Сами фрески были окружены очень сложной красочной росписью с использованием золотых звезд на лазурном фоне. В этот же период архитектор Балтар поручил скульпторам изготовить новые капители для колонн аркад нефа, хора и апсиды на основе средневековых оригиналов, хранящихся в музее Клюни. Новые капители и сами колонны также были ярко окрашены. Картины и украшения доминировали над архитектурой.

Балтард расширил декор, включив в него мебель; он спроектировал новые партера для хора, а Лассус спроектировал новую резную деревянную ограду для апсиды. Первоначальные витражи были уничтожены во время революции. Художник по стеклу Жерент разработал новые витражи для шеве по рисункам Фландрина.

С 1848 по 1853 год Балтар восстановил верхний уровень западной башни, открыв ниши и переделав колонны и другие архитектурные элементы, но не оставив ничего от первоначальной архитектуры 12 века.

Подобно Нотр-Дам-де-Пари и другим парижским церквям, в настоящее время он принадлежит французскому государству, а исключительное право пользования предоставлено католической церкви.

 

Внешний вид

Во время Французской революции в аббатстве было три колокольни; нынешняя башня церкви и ее крыльцо - единственное, что осталось. Она была построена в 990 году, что делает ее одной из старейших колоколен во Франции. Его квадратная форма с укреплениями по углам выполнена в стиле средневековой крепости. Верхний уровень башни был перестроен в неоготическом стиле в 19 веке.

Западное крыльцо и портик церкви датируются 17 веком и почти не украшены. Внутри него есть некоторые остатки входа в церковь XII века, в том числе несколько колонн со скульптурой, рельефная скульптура Тайной вечери на тимпане и капители колонн, украшенные скульптурными гарпиями, наполовину женщинами, наполовину птицами. цифры.

С южной стороны церкви, вдоль бульвара Сен-Жермен, стены и своды поддерживаются рядом аркбутанов конца XII века, первых в регионе Иль-де-Франс.

 

Интерьер

В дизайне интерьера преобладает барокко с иллюзией движения как в архитектуре, так и в декоре. Неф граничит с небольшими часовнями и завершается хором, где поклонялось духовенство и где находится алтарь. В отличие от более ранних церквей, где большую часть цвета обеспечивали витражи, цвет в Сен-Жермен исходит от фресок, покрывающих стены и арки, а также от обилия скульптуры, живописи и других украшений.

Западный портал
Готический западный портал, прикрытый более поздним крыльцом, датируется 12 веком. В нем есть изношенная скульптура Тайной вечери над дверным проемом, окруженная двумя наборами колонн, капители которых изображают гарпий. полуженщины, полуптицы, существа, которые символизировали штормовые ветры.

Неф
Церковь была начата в романский период и постоянно видоизменялась, превращая ее в виртуальный каталог французских религиозных архитектурных стилей, от романского до готического, неоклассического и готического возрождения. Некоторые элементы оригинала, такие как капители колонн в аркадах нефа, находились в плохом состоянии и были перемещены в Клюнийский музей средневековья. Их заменили очень красочные копии, которые вместе с отреставрированными фресками пытаются передать дух оригинальной церкви.

В нефе окна и аркады имеют закругленные арки и имеют скорее романскую, чем готическую форму. Однако наверху своды имеют четырехчастные ребристые своды в стиле поздней готики, установленные в середине 17 века. Во время реставрации церкви в 19 веке неоклассический художник Ипполит Фландрин был выбран для разработки общего декора. Он руководил командой художников, которые нарисовали красочные фрески и сложные декоративные работы, которые гармонируют с большими росписями в часовнях вдоль нефа и хора.

С 2020 года началась капитальная реставрация и обновление росписей в нефе, а затем обновление росписей в хорах.

Хор
Хор церкви, место богослужений духовенства, был создан в середине 12 века. Его возвышение создано по образцу собора Сенса, первого полностью готического собора во Франции. Своды имеют четырехчастные готические ребристые своды. Хор обрамлен колоннами аркад, капители которых украшены скульптурными мифическими фигурами; грифоны, сфинкс и листья аканта, опираясь на символы более ранних мифов и религий. В нижнем проходе с правой стороны находится мраморная статуя Девы Марии 14 века; Первоначально в соборе Нотр-Дам, он был перенесен в Сен-Жермен в 1802 году и привлекает посетителей нежными и выразительными лицами и позой Богородицы с младенцем.

Обновление красочных фресок в хоре должно было начаться в 2022 году после обновления фресок в нефе.

Амбулатория и часовни
Амбулатория, полукруглый проход вокруг восточного конца церкви, была построена в 12 веке. Он содержит ряд небольших часовен, украшенных романскими аркадами тонких колонн, капители которых украшены головами ангелов и классических сирен. Здесь также представлено множество ранних скульптур и картин 17 века.

Часовня Святого Симфориана
Часовня Святого Симфориена, расположенная справа от входа в церковь, является одним из старейших мест в церкви. Она была построена примерно в 1020 году, одновременно с колокольней. для хранения саркофага Сен-Жермена, умершего в 576 году. Его могила раньше располагалась в более ранней церкви на этом месте, которая была разрушена во время вторжений викингов. Он был расположен на окраине аббатства, чтобы он был доступен для мирян, приезжающих с паломничеством, в то время как большая часть аббатства была доступна только для монахов.

В 1690 году настоятель монастыря решил отремонтировать помещение, покрыв стены деревянной обшивкой. Они были удалены в 1970-х годах, обнажив оригинальные стены и фрески 11 века. Квадратная часовня отличается крайней простотой, с окнами на высоких стенах, дающими много света. Стена апсиды, обращенная на юг, имеет простой свод. На внутреннем фасаде арки сохранились следы ранних фресок с изображением Христа и ангелов. окрашены охрой, коричневым, красным и желтым.

 

Искусство и украшение

Картины - цикл Ипполита Фландрена
Самым масштабным художественным произведением в церкви является цикл из двадцати росписей в алтаре, хоре и нефе, который был заказан архитектором Виктором Балтаром одному художнику Ипполиту Фландрену (1809-1864). Фландрин задумал серию картин, изображающих сцены из Ветхого Завета, которые прообразовали Новый Завет. В этом проекте Фландрину помогал его брат Пол Фландрин (1811–1902), который подписал картину последнего траверса. Картины были вдохновлены множеством различных стилей, начиная от византийского стиля 13 века, итальянского примитивного стиля 14 века и стиля римского Возрождения 16 века. Последняя работа в северном трансепте была завершена после его смерти одним из его учеников, Себастьяном Корню. Многие другие художники помогали проекту, в частности Александр Денуэль, который нарисовал сложные рисунки, обрамляющие фрески.

Витражи
Первоначальный витраж в церкви был уничтожен во время Французской революции. Однако сохранилась группа окон, которые первоначально были сделаны между 1245 и 1255 годами для часовни Богородицы рядом с церковью Сен-Жермен. Когда остатки этой церкви были снесены в 1802 году, несколько окон были перенесены в девять часовен вокруг амбулатории церкви Сен-Жермен, где их можно увидеть и сегодня. Другие окна оказались в Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Художественном музее Уолтерса в Балтиморе и Музее Виктории и Альберта в Лондоне. К ним относится окно со сценами из жизни Девы Марии, первоначально находившееся в Часовне Леди, ныне в Музее Виктории и Альберта.

Капители колонн
Оригинальные капители колонн (12 в.)
Оригинальные скульптурные капители колонн нефа были сняты в 19 веке и помещены в музей Клюни для их сохранения. На смену им пришли современные версии ярких цветов, под стать остальному отреставрированному интерьеру.

 

Орган

Орган на трибуне над входом в неф выполнен в неоклассическом стиле. Он был построен компаниями Haerpfer-Erman (1973) и Fossaert (2004-2005). Башни корпуса украшены скульптурой Святого Виктора и ангелов-музыкантов, созданной Матье Леспаньанделем между 1617 и 1689 годами. Первоначально они были частью органа в церкви аббатства Сен-Виктор.

 

Погребения

Хильдеберт I
Хильперик I
Клотар II
Бертруда
Хильперик II
Хильдерик II
Биличайлд
Жермен Парижский
Фредегунд (Могила Фредегунда (Frédégonde) сейчас находится в базилике Сен-Дени, перенесенная из церкви аббатства Сен-Жермен-де-Пре).
Иоанн II Казимир Ваза (только сердце, тело перенесено в Вавельский собор)
Вильгельм Эгон фон Фюрстенберг
Джордж Дуглас, 1-й граф Дамбартон
Лорд Джеймс Дуглас
Уильям Дуглас, 10-й граф Ангус
Жак Барбо-Дюбур
Рене Декарт
Николя Буало-Депрео
Луи Сезар де Бурбон, граф Вексен

 

Бывшая конфигурация

В период своего апогея аббатство простиралось до территории, которая теперь граничит на севере с (нынешней) улицей Жакоб, на востоке с улицей Эшодэ, на юге с южной стороной бульвара Сен-Жермен и улицей Гозлин и на запад по улице Сен-Бенуа.

Была построена женская часовня (ок. 1244–127) с застекленными окнами, включая сцену, изображающую смерть Сен-Жермена; в настоящее время он находится в коллекции Винчестерского колледжа.

С 1275 по 1636 год позорный столб аббатства располагался на нынешней площади Академии, более известной парижанам как Мабийон из-за расположенной там одноименной станции метро. Поэтому эта площадь называлась Place du Pilori, а нынешняя улица Buci, ведущая к ней, называлась улицей du Pilori.

Позорный столб был снят при перестройке аббатской тюрьмы в 1635 году (тюрьма стояла там со времен средневековья). Он был расположен на том месте, где сейчас находится бульвар Сен-Жермен, к западу от нынешнего пассажа де ла Петит Бушери. В 1675 г. он был реквизирован под военную тюрьму. Тюрьма была известна крайне плохим состоянием, например, в 1836 году Бенджамин Апперт писал:
Камеры ужасны и настолько влажны, что заключенные в них солдаты, часто за незначительные правонарушения, должны впоследствии отправиться в госпиталь Валь-де-Грас, чтобы оправиться от заключения.

Тюрьма была местом одной из сентябрьских массовых убийств 1792 года и в конце концов была разрушена, чтобы освободить место для бульвара Сен-Жермен.