Фонтан Невинных (Париж), Франция

 

Описание Фонтана Невинных

Фонтан Невинных (Fontaine des Innocents) - монументальный общественный фонтан, расположенный на площади Жоашим-дю-Белле в районе Ле-Аль в 1-м округе Парижа, Франция. Первоначально называвшийся Фонтаном нимф, он был построен между 1547 и 1550 годами архитектором Пьером Леско и скульптором Жаном Гужоном в новом стиле французского Возрождения. Это самый старый монументальный фонтан в Париже.

 

История

Фонтан Невинных был заказан как часть украшения города в ознаменование торжественного въезда короля Генриха II в Париж в 1549 году. Художникам было поручено построить сложные памятники, в основном временные, по его маршруту от порта Сен-Дени до Дворец Сите, мимо Ле Шатле, моста Нотр-Дам и собора. Фонтан был установлен на месте более раннего фонтана времен правления Филиппа II Французского, у стены кладбища Святых Невинных, на углу улицы Сен-Дени (где проходила королевская процессия) и улицы о-Ферс (сегодня rue Berger), с двумя фасадами на одной улице, одним фасадом на другой. Он должен был служить фонтаном, а также представлять собой грандиозную смотровую площадку для местных знати; он напоминал стены большой резиденции с водопроводными кранами вдоль улицы на уровне улицы и лестницей на лоджию на верхнем уровне, где чиновники стояли на балконе, чтобы приветствовать короля. Его первоначальное название было Фонтан нимф.

После того, как процессия прошла, сооружение превратилось в простой фонтан для воды по соседству с кранами, украшенными львиными головами, из которых постоянно текла вода. Верхний этаж фонтана со временем превратили в резиденцию с окнами и дымоходом.

В 1787 году по санитарным соображениям кладбища Парижа были перенесены за городские стены, а бывшее кладбище церкви Святых-Невинных, у стены которой стоял фонтан, было преобразовано в рыночную площадь Марше невинных. Фонтан планировалось разрушить. Он был спасен во многом благодаря усилиям писателя Катремера де Куинси, который написал письмо в Journal de Paris, призывая сохранить «Шедевр французской скульптуры». Фонтан был перенесен в середину большой чаши на рынке, поставленной на каменный постамент, украшенный четырьмя львами и четырьмя чашами. Скульптору Огюстену Пажу было поручено создать четвертый фасад фонтана в том же стиле, что и три других, чтобы он мог стоять отдельно.

Из-за плохой системы водоснабжения Парижа фонтан Невинных производил лишь небольшой поток воды. При Наполеоне Бонапарте был построен новый акведук из реки Урк, и, наконец, фонтан хлынул в таком изобилии, что поставил под угрозу скульптурное убранство. Меньшие барельефы у основания фонтана были сняты в 1810 году и помещены в Лувр в 1824 году.

В 1858 году, во время Второй Французской империи Луи-Наполеона, фонтан был снова перенесен на его нынешнее место на скромном постаменте в центре площади; и шесть бассейнов с проливной водой, расположенные одна над другой, были добавлены на каждый фасад.

Архитектура
Пьер Леско (1510–1578), архитектор фонтана, отвечал за введение в Париж классических моделей и архитектуры французского Возрождения. Франциск I назначил его главным архитектором Дворца Лувра, и в последующие годы он преобразовал здание из средневекового замка во дворец эпохи Возрождения. Он работал с Жаном Гужоном над украшением двух фасадов Cour Carrée Лувра.

Архитектура фонтана Невинных была вдохновлена ​​нимфеем Древнего Рима, зданием или памятником, украшенным статуями нимф, тритонов и других водных божеств, и обычно использовавшихся для защиты фонтана или источника.

Скульптурное украшение
В 1547 году Жан Гужон (1510–1572) стал придворным скульптором Генриха II, и этот фонтан был одним из его первых важных заказов. В том же году он сделал иллюстрации для французского перевода книги об архитектуре Витрувия, главного классического источника архитектуры итальянского и французского Возрождения. Позже он снова работал с Пьером Леско над барельефами для Cour Carrée дворца Лувр.

Хотя он был придворным скульптором Генриха II, Гужон был протестантом и бежал в Италию во время французских религиозных войн, когда Генрих II начал серьезные преследования французских протестантов.

Гужон был одним из первых французских скульпторов, черпавших вдохновение в скульптуре Древнего Рима, особенно в барельефах на римских саркофагах. Нимфа и тритон на одной из фонтанных панелей напоминали римский саркофаг в Гроттаферрате, который демонстрировался, когда Гужон был в Риме, и который был предметом изучения нескольких художников 16 века. Волосы Тритона напоминали волосы древней статуи реки Тибр, обнаруженной в Риме в 1512 году.

 

Работа Гужона над фонтаном была также вдохновлена итальянскими художниками, которые приехали работать на Франциска I в Шато-де-Фонтенбло, Россо Фьорентино (1495-1540) и Франческо Приматиччо (1504-1570). Нимфа и морской дракон на фонтане имели ту же позу, что и нимфа Фонтенбло работы Россо в Галерее Франсуа I в замке, и женские формы нимф с их удлиненными телами, узкими плечами и маленькими высокими. грудь напоминала идеализированные женские фигуры Приматиччо.

Личный вклад Гужона заключался в декоративном вращении скульптур с волнистой драпировкой и завивающимися завитками, сделанными из морских раковин и хвостов морских существ.