Валь де Грас (Париж), Франция

 

Описание Церкви Валь-де-Грас

Церковь Валь-де-Грас - это римско-католическая церковь в 5-м округе Парижа, на территории нынешней больницы Валь-де-Грас. Здание раньше было королевским аббатством, а его купол является главной достопримечательностью Парижа. Первоначально церковь была спроектирована Франсуа Мансаром, а затем Жаком Лемерсье, который спроектировал спирально-кессонный купол часовни Сен-Сакрамент по образцу часовни Филибера де Л'Орма в Шато д'Ане.

 

История

Церковь Валь-де-Грас была основана Анной Австрийской, королевой-консортом Людовика XIII, в 1621 году. Анна, набожная католичка и контрреформатор, посетила монастырь в глубокой долине реки Бьевр и подружилась с настоятелем. Маргарита де Вени д'Арбуз. Энн предложила основать аббатство с подходящей церковью. Строительство началось в 1634 году на земле, подаренной короной, бывшем Отеле дю Пети-Бурбон. Строительство шло медленно, особенно после того, как Анна попала в немилость короля. Разлученная Анна проводила время в аббатстве под присмотром кардинала Ришелье и участвовала в интригах с другими, находившимися в немилости. В конце концов Луи запретил Анне посещать аббатство, но вскоре после этого Анна забеременела наследником Луи, дофином Луи Дьедонне.

После смерти мужа Анна стала королевой-регентшей своего четырехлетнего сына, ныне Людовика XIV. В благодарность за сына Анна продолжила строительство полностью перестроенной церкви и монастыря, «чтобы не жалеть средств и оставить вечный след своего благочестия». В 1645 году Анна наняла Франсуа Мансара в качестве архитектора проекта, но Мансар ушел после всего года разногласий по поводу масштабов и стоимости проекта. Церковь была окончательно завершена в 1667 году после последовательного участия Мансара, Жака Лемерсье, Пьера Ле Муэ и Габриэля Ледука.

Во время Французской революции королевские символы были стерты. Аббатство, все еще являющееся образцом религиозного сооружения 17 века, было ликвидировано во время Французской революции и стало военным госпиталем в 1796 году по распоряжению Национального собрания. В 1979 году больница была переведена в новое здание, построенное на месте бывшего огорода бенедиктинцев. Сегодня в аббатстве находятся музей и библиотека Службы здравоохранения армии, школа Валь-де-Грас и офисы персонала больниц.

Когда аббатство было ликвидировано в 1790 году, мебель была убрана вместе с органом. Сама церковь была сохранена как памятник архитектуры и избежала участи нескольких близлежащих монастырей, таких как монастыри урсулинцев и фельантийцев. Балдахино было сохранено, но главный алтарь был передан на попечение Пети-Огюстинс, а маленькие фигурки детских яслей балдахино были установлены в церкви Сен-Рош. Главный алтарь был перестроен по приказу Наполеона III Виктором Руприх-Робертом. Священник в Сен-Рош отказался вернуть оригинальные ясли Ангуье, поэтому был создан дубликат с использованием трех скульпторов: Клемент Дени вылепил младенца Иисуса, Жюстин-Мари Дева, а Жозеф был вылеплен Луи Депре.

Описание церкви
План церкви представляет собой латинский крест, увенчанный куполом. План Мансарта предусматривал башни по бокам нефа и приподнятый вход, создавая впечатление замка, а не фасада традиционной церкви.

Двухэтажный фасад с двойными ступенями, состоящими из двух колонн, поддерживающих фронтон и прилегающих к нему консолей, напоминает церковные фасады первой половины 17 века, такие как Église des Feuillants, также спроектированные Мансаром в 1623-24 годах. Более ясный и сдержанный, чем у маньеристов, фасад Мансара квадратов его фасада соединенными вертикальными линиями с использованием колонн и антаблементов. Купол с элементами барокко содержит внутренний купол, украшенный Пьером Миньяром (1663 г.), и балдахино, вдохновленное куполом базилики Святого Петра.

Чтобы поблагодарить за рождение сына, Анна Австрийская посвятила церковь в честь Девы Марии. Надпись на фронтоне крыльца гласит: «IESU NASCENTI VIRGINIQ (UE) MATRI».

Копия балдахино Валь-де-Грас существует в церкви Сен-Франсуа де Сальв в Невиле, Квебек.

Купол
Купол Валь-де-Грас был расписан Пьером Миньяром и завершен в 1666 году. Миньяр был прославленным и востребованным художником, с которым часто упоминалось соперничество между ним и другим известным художником той эпохи, Шарлем Ле Бруном. Картина была заказана Анной Австрийской в ​​1663 году и выполнена фреской по мокрой штукатурке. Стиль живописи, фрески, сложнее, чем живопись маслом, как это обычно использовалось для росписи потолков во Франции, так как это не позволяет задумываться. Купол Валь-де-Грас был первым в своем роде и величине в Париже, так как тогда существовали только расписные купола меньшего размера, в том числе один в Эглиз-де-Карм и другой в часовне Сорбонны. Это также была первая важная фреска во Франции, поскольку все остальные были выполнены масляной краской на холсте. После его завершения купол был украшен масляной пастелью, которая вскоре выцвела. Превосходство Миньяра в этом новом искусстве фрески было отмечено в стихотворении, написанном Мольером. Само стихотворение было предназначено отчасти, чтобы опровергнуть утверждения о гении Ле Бруна, сделанные в стихотворении Шарля Перро.

 

Сама картина изображает Анну Австрийскую, представленную святыми Анной и Сент-Луисом. Анна Австрийская представляет модель аббатства, построенного по ее просьбе Святой Троице: Отцу, Сыну и Святому Духу. Картина представляет собой спиральную композицию, в которой концентрическими кругами представлено более двухсот фигур. Миньяр использует в своих картинах ракурс фигур, много разных цветов и световых эффектов.

Орган
Ничего не известно о органе Валь-де-Грас до Французской революции, когда он был разобран и рассредоточен, кроме имени его строителя Жермена Пилона, который также построил орган в Сент-Луисе-де-Инвалидс. В Валь-де-Грас не было органа до конца 19 века, когда орган Аристида Кавайе-Колля, который был установлен в 1853 году в церкви Святой Женевьевы, стал доступен после преобразования церкви в Пантеон. Орган был перенесен в Валь-де-Грас в 1891 году. Орган был слегка отремонтирован и расширен в 1927 году Полем-Мари Кениг. Орган был отреставрирован в 1992-93 годах, удалив дополнения Кенига, и "petit grande-orgue" Кавайе-Коль - один из немногих органов в регионе Парижа, который не был изменен в соответствии со вкусом времени.