Люксембургский дворец (Париж), Франция

 

Описание Люксембургского дворца

Люксембургский дворец (французский: Palais du Luxembourg) находится по адресу: Rue de Vaugirard, 15, в 6-м округе Парижа. Первоначально он был построен (1615–1645) по проекту французского архитектора Саломона де Бросса как королевская резиденция регента Марии Медичи, матери короля Людовика XIII. После революции он был переделан (1799–1805) Жаном Шалгреном в здание законодательного собрания, а затем значительно расширен и перестроен (1835–1856) Альфонсом де Жизором. Дворец был резиденцией верхних палат различных французских национальных законодательных собраний (за исключением однопалатного Национального собрания Второй республики) с момента учреждения Sénat conservateur во время консульства; как таковой, он был домом для Сената Пятой республики с момента его основания в 1958 году.

Сразу к западу от дворца на улице Вожирар находится Малый Люксембург, ныне резиденция президента Сената; и немного дальше на запад, Люксембургский музей, в бывшей оранжерее. На южной стороне дворца формальный Люксембургский сад представляет собой зеленый партер площадью 25 гектаров из гравия и лужайки, населенный статуями и большими бассейнами с водой, где дети плавают на моделях лодок.

 

История

Дворец как королевская резиденция
После смерти Генриха IV в 1610 году его вдова Мария Медичи стала регентом своего сына Людовика XIII. Присоединившись к гораздо более влиятельному положению, она решила построить для себя новый дворец рядом со старым отелем, принадлежащим Франсуа де Люксембургскому, герцогу де Пине, который теперь называется Малым Люксембургом и является резиденцией президента Сенат Франции.

Мария Медичи хотела построить здание, похожее на Палаццо Питти в ее родной Флоренции; для этого она послала архитектора Метезо (Луи Метезо или его брата Клемана Метезо) во Флоренцию, чтобы он сделал подробные чертежи здания.

В 1612 году она купила отель Люксембург и его довольно обширные владения, а в 1615 году сдала в эксплуатацию новое здание, которое она назвала своим Palais Médicis. Его строительство и меблировка стали ее главным художественным проектом, хотя от интерьеров сегодня ничего не осталось. были созданы для нее, за исключением некоторых архитектурных фрагментов, собранных в Зал дю Ливр д'Ор. Заказанные ею наборы картин, в предметах которых она выразила свои требования через своих агентов и советников, разбросаны по музеям.

Де Медичи построила свой дом в 1625 году, в то время как работа над интерьером продолжалась. Апартаменты в правом крыле на западной стороне были зарезервированы для королевы, а соответствующие апартаменты на востоке - для ее сына Людовика XIII, когда он приезжал (план этажа). 24 холста из цикла Марии Медичи, созданная по заказу Питера Пауля Рубенса, были установлены в Галерее Рубенса на первом этаже западного крыла. Эти картины были написаны между 1622 и 1625 годами и изображают жизненные победы Марии и ее жизненные победы. Теперь они видны в Галерее Медичи в Лувре, одном из сокровищ отдела фламандской живописи музея. Энтони Блант обнаружил серию картин, выполненных для ее кабинета доре («позолоченный кабинет») в 1967 году.

Галерея в восточном крыле предназначалась для показа картин, посвященных Генриху IV, а здания, в которых размещались конюшни и службы, были запланированы по обе стороны от павильонов, обрамляющих вход на улицу, но эти проекты остались незавершенными в 1631 году, когда королева-мать был изгнан из суда после «Дня одураченных» в ноябре. Людовик XIII заказал дополнительные украшения для дворца Николя Пуссен и Филипп де Шампень.

В 1642 году Мария Медичи завещала Люксембург своему второму и любимому сыну, Гастону, герцогу Орлеанскому, который назвал его Орлеанским дворцом (Palais d'Orléans), но по воле народа он все еще был известен под своим первоначальным именем. После смерти Гастона дворец перешел к его вдове Маргарите де Лотарингия, а затем к его старшей дочери от первого брака Анне, герцогине де Монпансье, Гранд-мадемуазель. В 1660 году Анна де Монпансье продала Люксембург своей младшей сводной сестре Элизабет Маргерит Орлеанской, герцогине де Гиз, которая, в свою очередь, передала его своей кузине, королю Людовику XIV, в 1694 году.

В 1715 году Люксембургский дворец стал резиденцией Марии Луизы Элизабет Орлеанской, герцогини Берри. Овдовевшая герцогиня была печально известна распутной связью, имея репутацию французской Мессалины, неутолимо ведомой своей неутолимой жаждой всех плотских удовольствий. [Тон] Дворец и его сады, таким образом, стали сценами, на которых принцесса реализовывала свои амбиции, восседая на троне, как трон. королева в окружении своего двора. В некоторых из своих более эксклюзивных вечеринок мадам де Берри также играла ведущую роль в сложных «живых картинах», которые представляли мифологические сцены и в которых она изображала свою личность, изображающую Венеру или Диану. Согласно различным сатирическим песням, которые с негодованием вызывали у нее любовь, «леди Люксембурга» скрывала несколько беременностей, закрываясь от общества, когда собиралась рожать. Ее пристрастие к крепким напиткам и явное обжорство также возмутили суд. 21 мая 1717 года мадам де Берри приняла Петра Великого в Люксембурге. Она приветствовала приходящего царя, великолепно одетого в великолепное платье с открытой спинкой, которое демонстрировало ее пышную грудь и озорное лицо, но также помогало скрыть ее растущую полноту, поскольку она была тогда в «интересном состоянии».

 

28 февраля 1718 года герцогиня Берри устроила пышную вечеринку для своей тети, герцогини Лотарингии. Весь дворец и его сады были искусно освещены. За пышным банкетом последовал бал-маскарад. Мадам де Берри ослепительно предстала перед гостями. Тогда она была в полном блеске своей юной красоты и гордости и вела себя так, как если бы она была самим воплощением богини любви, веселья, красоты и чувственных удовольствий. 2 апреля 1719 года после изнурительных четырехдневных трудов, запертой в маленькой комнате своего дворца, молодая вдова родила мертворожденную девочку, предположительно отцом ее гвардейского лейтенанта графа Риома. Доставка Берри была чрезвычайно хлопотной и чуть не убила ее. Церковь отказала ей в таинствах, тем самым добавив морального позора к физическим пыткам роженицы. Сен-Симон написал очень саркастическое описание этих родов. Надеясь восстановить свое здоровье и разубедить публику, что ее держали в заточении, мадам де Берри покинула Париж и Люксембургский дворец. Она умерла в своем замке в Ла Муэтт 21 июля 1719 года и, по словам Сен-Симона, снова оказалась беременной.

В 1750 году дворец стал музеем, предшественником Лувра, и был открыт два дня в неделю до 1779 года. В 1778 году Люксембургский дворец был передан графу Провансу его братом Людовиком XVI. Во время Французской революции он был на короткое время тюрьмой, затем резиденцией Французской Директории, а в 1799 году - домом консерватора Сената и первой резиденцией Наполеона Бонапарта в качестве Первого консула Французской Республики.

Дворец как место законодательного собрания
С 1799 по 1805 год архитектор Жан Шальгрен преобразовал дворец в законодательное здание. Он снес главную центральную лестницу (escalier d'honneur), заменив ее сенатской палатой на первом этаже, которая включала и разрушала часовню Марии де Медичис со стороны сада Corps de logis. Чалгрин также оградил террасы по бокам, освободив место для библиотеки. В то же время он создал неоклассический escalier d'honneur в западном крыле, единственный монументальный пролет, окруженный ионической колоннадой и покрытый кессонным цилиндрическим сводом, строительство которого привело к разрушению длинной галереи, которая раньше ранее размещался цикл картин Рубенса.

Начиная с 1835 года архитектор Альфонс де Жизор добавил новое садовое крыло параллельно старому корпусу logis, так точно воспроизведя внешний вид оригинального фасада 17-го века, что с первого взгляда трудно отличить старое от нового. Новая палата сената располагалась в промежуточном внутреннем дворе.

В новом крыле разместилась библиотека (bibliothèque) с циклом картин (1845–1847) Эжена Делакруа. В 1850-х годах по просьбе императора Наполеона III Жизор создал богато украшенный зал заседаний (вдохновленный Галереей Аполлона в Лувре), который повлиял на характер последующих официальных интерьеров Второй империи, в том числе Дворец Гарнье.

Во время немецкой оккупации Франции (1940–44) Герман Геринг принял дворец в качестве штаб-квартиры Люфтваффе во Франции, сняв для себя роскошные комнаты для своих визитов во французскую столицу. Его подчиненный, фельдмаршал люфтваффе Хуго Сперрле, также получил квартиру в люксембургском дворце и провел большую часть войны, наслаждаясь роскошной обстановкой. «Тяга фельдмаршала к роскоши и публичному представлению была почти на втором месте с его начальником Герингом; он был ему равным по полноте», - написал министр вооружений Альберт Шпеер после визита в Шперрле в Париже.

Дворец был обозначенным «опорным пунктом» для немецких войск, защищавших город в августе 1944 года, но благодаря решению командующего генерала Дитриха фон Хольтица сдать город, а не сражаться, дворец получил лишь минимальные повреждения. С 29 июля по 15 октября 1946 года в Люксембургском дворце проходили переговоры Парижской мирной конференции.