Парижская мечеть (Париж), Франция

 

Описание Парижской мечети

Большая мечеть Парижа (широко известная как Парижская мечеть или Большая мечеть Парижа) расположена в 5-м округе Парижа и является одной из крупнейших мечетей во Франции. Здесь есть молельные комнаты, открытый сад, небольшая библиотека, сувенирный магазин, а также кафе и ресторан. Во всем мечеть играет важную роль в популяризации ислама и мусульман во Франции. Это самая старая мечеть в метрополии Франции.

 

История

Генезис проекта
История парижской мечети неразрывно связана с колонизацией Францией значительной части мусульманского мира на протяжении девятнадцатого и двадцатого веков. Ранний, если не первый, проект мечети в Париже был зарегистрирован как желанный «в районе Божон в 1842 году, за которым последовало возрождение подобных намерений в посольстве Марокко в 1878 и 1885 годах». В 1846 году Восточное общество (Société orientale) предложило построить «в Париже, а затем в Марселе кладбище, мечеть и мусульманскую школу (колледж)». По словам историка Мишеля Ренара, это было выдвинуто «по благотворительным причинам, усиленным политическими причинами (недавнее завоевание и умиротворение Алжира), но также и религиозным, поскольку мусульмане были признаны ближе к католицизму, чем евреи». Негативная реакция Министерства юстиции и религий, обсуждавшего этот вопрос с Национальным собранием, отложила проект на десять лет.

Первая «мечеть» в Пер-Лашез
Указ французской префектуры от 29 ноября 1856 года разрешил посольству Османской империи в Париже построить специальный корпус, предназначенный для захоронения мусульман на 85-м участке Восточного кладбища Парижа, названном Пер-Лашез. Площадь ограды составляла около 800 квадратных метров, и в ней османы построили сооружение, названное «мечетью», для того, чтобы служить приютом для погребальных служб и молитв за умерших. Таким образом, это была первая мечеть, построенная на территории Парижа. Однако это была не первая в Западной Европе мечеть после исчезновения мусульман с юга Франции в девятом веке, поскольку существовала более ранняя мечеть, которая долгое время использовалась в Марселе в пределах Кладбища турок, но она был разрушен во время Французской революции ».

Кладбище покрыло гробницы османов, умерших во Франции. Малоиспользуемое, в 1883 году его уменьшили в размерах, но вскоре здание пришло в упадок, поэтому правительство Османской империи решило профинансировать его реконструкцию и расширение. В 1914 году был предложен архитектурный проект более выдающегося здания с куполом и явными «исламскими» характеристиками, но Первая мировая война заблокировала реализацию проекта. Однако в 1923 году межведомственная комиссия по мусульманским делам обсудила работы по завершению строительства мусульманского кладбища в Пер-Лашез. Он пришел к выводу, что было нецелесообразно строить мечеть на кладбище, поскольку они собирались построить мечеть в районе Ботанического сада.

Проекты 1895 и 1915–16 гг.
Первый проект настоящей мечети в Париже безуспешно задумал в 1895 году Комитет Французской Африки, учрежденный Теофилем Делькассе, Жюлем Камбоном, принцем Бонапартом и принцем д'Аренбергом. Однако статья в La Presse от 12 января 1896 г. была оптимистична по поводу этого проекта, в частности мечети, которая должна была быть построена на набережной Орсе, особенно при финансовой поддержке османского султана, вице-короля Египта и султана. Марокко.

Журналист Поль Бурдари в газете La Revue indigène оправдал строительство Парижской мечети:
Такое предложение нельзя забыть и потерять [для истории]. Он слишком сильно отражает политические взгляды, которым Франция должна следовать в отношении своих мусульманских сыновей, и которые должны выражаться, прежде всего, в актах политического и административного равенства и, прежде всего, в жестах сочувствия и доброй воли. С момента своего основания в 1906 году La Revue indigène выдвигала планы возобновления этого проекта, на основе которого реформы, которые она предлагает, будут рекомендованы и успешно завершены. Члены алжирской мусульманской делегации в Париже, приехавшие в Париж в 1912 году, доктор Бентами, доктор Мусса, адвокат г-н Мохтар Хадж Саид и др., Вспоминают, что вопрос был рассмотрен в тот момент в ходе встреч. который проходил в штаб-квартире La Revue indigène. Тем временем г-н Кристиан Черфилс, исламофил и автор работы о Наполеоне и исламе, рекомендовал возвести мечеть в Париже. Другие, без сомнения, считают ту же конструкцию желательной и возможной.

В своей статье Бурдэри упомянул противоречие между союзом с Англией, который помогал доминировать над большинством стран мусульманского мира, в то время как французские интересы заключались в том, чтобы оставаться «друзьями турка в соответствии с желаниями Франциска I и Сулеймана Великолепного». и продолжать «свою роль во власти мусульманских арабов». La Revue indigène полагает, что проект парижской мечети - это тот проект, который, как известно французским гражданам, «соответствует их духу, их сердечной любви к своей стране и уважению ислама». Вот почему Бурдари не перестал лоббировать свой проект и предпринял серьезную работу, чтобы французское правительство его прислушивалось.

 

Как признался Бурдари в своем дневнике:
В мае и июне 1915 года я начал совещаться с архитектором, учеником [Шарля] Жиро, мистером Э. Тронкуа. Наши дискуссии часто касались ислама и роли французских мусульман на поле битвы. Г-н Тронкуа выразил мнение, что мечеть станет настоящим памятным памятником их героизму и их жертвам. Я объяснил г-ну Тронкуа факты и точки зрения, высказанные ранее, и мы решили также приступить к работе. А летом 1916 года определенное количество мусульман, живущих в Париже, и их друзья несколько раз собирались в штаб-квартире La Revue indigène, чтобы изучить и, при необходимости, критиковать эскизы архитектора. Среди них, насколько я помню, был эмир Халед, прибывший с фронта и проезжавший через Париж; Доктор Бентами; муфтий Мокрани; Доктор Тамзали и его брат; Халил Бей; Зиане; художник Дине; графиня д'Обиньи; Лавенард; Кристиан Черфилс; депутат А. Прат и др. После этих встреч был сформирован комитет, председательство в котором было предложено г-ну Э [дуар] Эррио, мэру Лиона и сенатору; вице-президенты г-ну Люсьену Хуберту, сенатору; Марин и Прат, члены Палаты депутатов; и А. Бриссон, директор «Анналов политических и литературных». Межведомственная комиссия по мусульманским делам, которая знала о проекте от г-на Гута, дала свое одобрение, и г-н Пишон, бывший министр иностранных дел, предложил свое покровительство, и поэтому проект был передан непосредственно г-ну [Аристиду] Бриан, председатель Совета, утвердившего его.

Бурдари действительно был отцом проекта парижской мечети, и он неустанно работал над его завершением. Первую концепцию проекта разработал архитектор Морис Траншан де Люнель, который с 1912 года был директором изящных искусств при Юбере Лиоте и другом Редьярда Киплинга, К. Фаррера и королевы Бельгии Елизаветы.

Строительство и финансирование
Решение о строительстве мечети появилось более точно после битвы при Вердене, когда Société des Habous было поручено строительство мечети. Эта ассоциация, созданная в 1917 году, преследовала цель организации ежегодного паломничества в Мекку для жителей Северной Африки и обеспечения того, чтобы паломники соблюдали правила безопасности и гигиены во время своего путешествия в Хиджаз.

Великая мечеть Парижа финансировалась французским государством в соответствии с законом от 19 августа 1920 года, который предоставил субсидию в размере 500 000 франков на строительство мусульманского института, состоящего из мечети, библиотеки, а также комнаты для собраний и занятий. Однако закон от 19 августа 1920 г. нарушил французский закон 1905 г. о разделении церквей и государства, провозгласивший светский характер правительства, в число подписавших его входили сами Эдуард Эррио и Аристид Бриан. Большая мечеть была построена на месте бывшей благотворительной больницы (больница Питье-Сальпетриер) и примыкает к Саду растений. Первый камень был заложен в 1922 году. Работа была завершена Робертом Фурнезом, Морисом Монту и Шарлем Эубесом по плану Мориса Траншанта де Люнеля. Мечеть построена в мавританском стиле, высота минарета составляет 33 метра.

Инаугурация
Он был открыт 16 июля 1926 года в присутствии президента Франции Гастона Думерга и султана Марокко Юсефа. Думерг отметил франко-мусульманскую дружбу, скрепленную кровопролитием на Западном фронте во время Первой мировой войны, и подтвердил, что Республика защищает все верования. Суфийский шейх Ахмад аль-Алави возглавил первую общую молитву в честь открытия недавно построенной мечети. Накануне инаугурации Мессали Хадж провел первое собрание организации Etoile nord-africaine («Звезда Северной Африки») и раскритиковал «рекламный ход мечети».

В 1929 году король Египта Фуад I подарил мечети минбар, который используется до сих пор.

Архитектура
Вдохновленная мечетью Эль-Карауин в Фесе, Марокко, одной из самых важных мечетей в Марокко и одной из старейших в мире, вся декоративная программа парижской мечети, в частности зеллигес, была поручена специализированным мастерам из Северная Африка с использованием традиционных материалов. Минарет высотой 33 метра был вдохновлен мечетью Аль-Зайтуна в Тунисе.

Большая входная дверь Парижской мечети украшена стилизованными цветочными мотивами в самом чистом исламском стиле.

Большая мечеть Парижа занимает площадь 7500 квадратных метров и включает в себя:
Молельная комната, оформление которой вдохновлено многими частями мусульманского мира.
Медресе (школа)
Библиотека
Конференц-зал
Арабские сады площадью 3500 квадратных метров
Пристройки ресторана, чайной, хаммама и магазинов

 

Мечеть вместе с Исламским центром внесены в дополнительный перечень исторических памятников указом от 9 декабря 1983 года. Здание зарегистрировано под маркой «Имущество двадцатого века» (Patrimoine du XXe siècle).

Большая мечеть Парижа может вместить до 1000 человек и разрешает доступ женщинам, а также предоставляет конфессиональные комнаты, а также доступ для инвалидов.

Вторая мировая война
В документальном фильме 1991 года режиссер Дерри Беркани сообщил, что во время Второй мировой войны и оккупации Франции нацистами Большая мечеть Парижа служила местом сопротивления мусульман, живущих во Франции. Алжирцы из группы Francs-Tireurs et Partisans (FTP; Партизанские снайперы) поставили перед собой задачу обезопасить и защитить британских парашютистов и найти им убежище. Построенная на основе пещер, мечеть позволила им тайно добраться до Бьевра, притока Сены. FTP также помогал еврейским семьям или семьям, которых они знали или по просьбе друзей, переехать в мечеть в ожидании транзитных документов для перехода в свободную зону или пересечь Средиземное море в Магриб. Еврейским беженцам выдавали бумаги, в которых указывалось, что они мусульмане и члены мечети, чтобы защитить их от преследований. Доктор Альберт Ассулин записал около 1600 продовольственных карточек (по одной на человека), которые были предоставлены Великой мечетью Парижа для евреев, нашедших там убежище. Эта малоизвестная история была изложена в книге Карен Грей Рюэль и Деборы Дурланд ДеСе «Большая мечеть Парижа: история о том, как мусульмане спасали евреев во время Холокоста», книге для детей 8–12 лет, опубликованной в США в 2009 году (также в Издания на французском и японском языках).

Цифры, касающиеся количества евреев, размещенных и спасенных через парижскую мечеть в этот период, значительно различаются в зависимости от разных авторов. Анни-Поль Дерчански, президент Association des Bâtisseuses de Paix (Ассоциация женщин-строителей мира), сообщает, что, по словам Альберта Ассулина, который появляется в фильме Биркани, 1600 человек были спасены. С другой стороны, по словам Алена Бойера, бывшего сотрудника религиозных организаций Министерства внутренних дел Франции, это число приближалось к 500 человек.

Призыв к свидетелям обстоятельств жизни евреев, спасенных Великой мечетью Парижа в период с 1942 по 1944 год, был объявлен 3 апреля 2005 года, в то же время, когда Яд ва-Шем вручил медалью правосудия потомкам ректор мечети Си Каддур Бенгабрит, который спас жизни ста евреев, в том числе певца Салима Халали, выдав им свидетельства о мусульманской идентичности от административного персонала мечети, что позволило им избежать ареста и депортации.

Серж Кларсфельд, президент Association des filles et des fils de déportés juifs de France (Ассоциация сыновей и дочерей депортированных из Франции евреев), однако, более скептически относится к цифре в 1500 спасенных евреев и заявляет, что «из 2500 членов нашей организации - нет никого, кто бы об этом слышал ». Тем не менее, он считает, что кампания по обращению к свидетелям, проведенная Association des Bâtisseuses de Paix, «положительна».

Франко-марокканский режиссер Исмаэль Феррухи снял в 2011 году фильм под названием Les hommes libres (Свободные люди) о забытой истории мусульманских борцов сопротивления во время Второй мировой войны с Тахаром Рахимом и Майклом Лонсдейлом в главных ролях. Фильм раскритиковали историки Мишель Ренар и Даниэль Лефевр, которые считают его несерьезным.

Сегодня
Большая мечеть играет важную роль во французском социальном обществе, способствуя известности ислама и мусульман. Мечеть была передана Алжиру в 1957 году министром иностранных дел Франции. Парижская мечеть служит головной мечетью французских мечетей, и в настоящее время ее возглавляет муфтий Далил Бубакер, который является ректором с 1992 года. В 1993 году был основан Институт Аль-Газали - религиозная семинария для обучения имамов и мусульманских капелланов. В 1994 году Чарльз Паскуа, тогдашний министр внутренних дел по делам религий, дал Великой мечети право сертифицировать мясо как халяльное.

12 декабря 2011 года состоялась официальная церемония, ознаменовавшая начало строительства раздвижной крыши, покрывающей большой внутренний дворик, обращенный к молельному залу Великой мечети. Этот важный проект, которого прихожане долгие годы ждали, чтобы защитить их в ненастную погоду, был важной особенностью его первоначальной концепции 1922–26 годов.

 

В ноябре 2012 года в Париже член группы «Мусульмане-гомосексуалисты Франции» Людовик-Мохамед Захед открыл молитвенную комнату. Открытие было осуждено Большой мечетью Парижа.

В декабре 2013 года группа Les Femmes dans la Mosquée («Женщины в мечети») потребовала от администрации права молиться в одной комнате с мужчинами, будучи исключенной из нее и отправленной в вестибюль. По словам представителя движения Ханане Карими, «предыдущая политика отражает организацию мусульманского сообщества в соответствии с определенными конвенциями сегодня, и женщинам там не место; они стали невидимыми ».

Во время правления Бертрана Деланоэ возникли некоторые разногласия, например, те, кто хочет дать эмфитевтическую аренду Société des Habous и священным местам ислама. В 2013 году офис мэра Парижа Анны Идальго отказал в разрешении на строительство второго здания для Института мусульманских культур (Институт мусульманских культур), сославшись на Закон 1905 года об отделении церкви от государства.

Большая мечеть Парижа призвала избирателей «идти по пути надежды», проголосовав за Эммануэля Макрона, а не за Марин Ле Пен.

За последние годы Большая мечеть пережила несколько исламофобских нападений. В 2015 году мужчина попытался въехать на грузовике в мечеть, но был остановлен заграждением, установленным снаружи, чтобы предотвратить этот инцидент. В другой раз в 2015 году мужчина нацарапал свастики на стенах мечети. После нападений члены мечети собрались вместе в поисках надежды и единства после попытки вандализма.

Мечеть проводит позитивную кампанию по связям с общественностью, пытаясь развеять общие исламские стереотипы, существующие во Франции. Доктор Далил Бубакер является официальным лицом ислама во Франции и делает все, что в его силах, чтобы обеспечить доступ к своим убеждениям через книги, интервью и даже является видным деятелем социальной справедливости.

Правовой статус
С 1921 года Великая мечеть находится в ведении Société des Habous et lieux saints d l'Islam, ассоциации, деятельность которой регулируется Законом 1901 года и является владельцем здания после его дарения городом Парижем. В 1980-х годах министр внутренних дел Гастон Деферре снял опекунство над мечетью с министерства и города Парижа, что с тех пор позволило Алжиру финансировать треть бюджета мечети (в 2015 году этот бюджет составлял 1,8 млн евро). Даже если мечеть является юридически независимой, она остается религиозно и культурно связанной с Алжиром, который пользуется неписаным правом на назначение своего ректора; правда, в 2015 году Алжир официально объявил о начале процедуры приобретения в собственность Великой мечети Парижа.

Халяльный контроль и отслеживаемость
Institut musulman de la grande mosquée de Paris находится в религиозном партнерстве с Société française de contrôle de la viande halal (SFCVH; Французское агентство по контролю за халяльным мясом), согласившимся регулировать священников, уполномоченных проводить ритуальный убой в соответствии с Постановление министра сельского хозяйства Франции от 15 декабря 1994 г. Институт мусульман осуществляет религиозные прерогативы в отношении исламских ритуальных жертвоприношений, в то время как SFCVH отвечает за надзор за техническими, административными и коммерческими аспектами контроля и сертификации процессов убоя, таких как поражение электрическим током и удушение инертным газом.

Туризм
Сегодня Большая мечеть - самая большая мечеть во Франции и третья по величине в Европе. Он расположен в 5-м округе Латинского квартала рядом с Ботаническим садом и Арабским институтом. Мечеть является туристическим направлением, а также местом молитв, и она предлагает экскурсии. Есть также большие турецкие мраморные бани для посетителей.

Мечеть открыта для туристов каждый день в году (кроме пятницы), за исключением комнат имамов и комнат для обучения, а также мест, отведенных для чтения Корана, молитв и медитаций мусульманами.

В мечети также есть традиционный ресторан «Aux Portes de l'Orient» («У дверей Востока»), в котором подают блюда кухни Магриба, такие как тажин и кускус, а также чайную комнату (где подают мятный чай, лукум, выпечку и т. Д. кальян). Есть также турецкие бани (исключительно для женщин), магазины, торгующие традиционными арабскими ремеслами, и все эти заведения открыты для публики круглый год.

Доступ к мечети осуществляется по линии 7 парижского метро от станций Place Monge и Censier-Daubenton, а также по нескольким автобусным линиям RATP (47, 67, AND 89).