Церковь Сен-Медар находится по адресу 141 Муфтар в Париже, на левом берегу Сены, к юго-востоку от горы Сент-Женевьев. Построенная с 15 по 18 века, это приходская церковь верующих части 5-го округа, района Жарден-де-Плант и частично района Валь-де-Грас, а также части 13-го округа. части районов Крулебарб и Сальпетриер. После отделения церкви от государства он был собственностью города Парижа и передан (исключительное и бесплатное право пользования) католическому богослужению.
Церковь Сен-Медар была построена в
районе, который до революции носил название Фобур-Сен-Марсо и в
котором несколько церквей, существовавших в прошлом, полностью
исчезли во время революционных потрясений и преобразований Парижа во
времена Второй империи:
церковь Сен-Мартен, ранее
называвшаяся rue de la Collegiale, построенная в 1158 году и
разрушенная в 1790 году,
церковь Сен-Марсель или коллегиальная
церковь Сен-Марсель (не путать с церковью Сен-Марсель, перестроенной
на бульваре де л'Опиталь в 19 веке и снова в 20 веке), построенная в
9 и 11 веках недалеко от Галло. -Римское кладбище на бульваре
Сен-Марсель, которое было разрушено при строительстве бульвара
Сен-Марсель.
часовня Сен-Клеман, традиция которой сохранилась как
место проведения Парижского Собора в 361 году,
Церковь Святого
Ипполита в нижней части бульвара Араго (не путать с церковью Святого
Ипполита в Порт-де-Шуази) разрушена в 1807 году.
Сен-Медар впервые упоминается в письменной форме в 1163 году в булле
Папы Александра III. В 1978 году во время раскопок в окрестностях церкви
были обнаружены саркофаги Меровингов, которые предполагают, что
предыдущая церковь была значительно старше. Церковь, посвященная святому
Медарду († 545 г.), епископу Нойона, а затем епископу Турне, находилась
на римской дороге из Лютеции в Лион, недалеко от того места, где она
пересекала реку Бьевр.
Нынешнее здание было построено в середине
15-го или в начале 16-го века на фундаменте предыдущего здания в
романском стиле. Строительные работы, которые неоднократно прерывались,
были завершены только в 18 веке. Во время религиозных войн в 1561 году
произошла так называемая „суматоха Сен-Медара“, когда протестанты взяли
штурмом и разрушили церковь.
В 1655 году Сен-Медар был включен в
состав Парижского архиепископства как приходская церковь предместья
Сен-Марсель. Ранее она находилась в ведении аббатства Сент-Женевьев,
монахи которого руководили приходом до Французской революции 1789 года.
В 1773 году на западном фасаде был добавлен безукоризненный входной
портал. В 1784 году Луи-Франсуа Пти-Радель перестроил хор в стиле
классицизма, установил рифленые колонны с дорическими капителями и
пристроил большую часовню Святой Марии. Он также создал пристройку к
ризнице с южной стороны.
В соответствии с Национальным
соглашением церковь была закрыта. Какое-то время она служила Храмом
труда для последователей теофилантропии, пока снова не стала
использоваться как католическая церковь.
После принятия Закона об
отделении церкви от государства в 1905 году церковь Сен-Медар стала
собственностью города Парижа. В 1906 году он был включен в Список
памятников французской культуры как исторический памятник.
Церковь Сен-Медар, расположенная недалеко от аббатства Порт-Рояль, посещали многочисленные приверженцы янсенизма. Дьякон Франсуа де Парис (1690-1727), который поддерживал янсенистов в споре по поводу папской буллы Unigenitus Dei filius 1713 года, был похоронен на небольшом кладбище, первоначально примыкавшем к апсиде церкви. У его могилы, где, как говорят, происходили чудесные исцеления, собрались так называемые конвульсионеры Сен-Медара. Чтобы положить конец этой суете, в 1732 году по указанию короля Людовика XV был построен дворец. кладбище закрыто. Затем неизвестный повесил у входа табличку с надписью: “Именем короля, Богу запрещено творить чудеса в этом месте".
Колокольня покоится на фундаменте романской эпохи. Он был возведен в
16 веке. Внутреннее пространство разделено на три нефа и пять пролетов.
Первые три пролета, как и большое фасадное окно в стиле Flamboyant,
относятся к первому этапу строительства. Четвертый и пятый пролеты и
алтарь относятся ко второй половине 16-го века, а хоровое пространство и
свод алтаря - к началу 17-го века.
Центральный неф и боковые нефы
покрыты ребристым сводом. Замковые камни главного нефа скульптурны.
Часовни открываются в двух боковых проходах. Хор примыкает к нефу без
продвинутого трансепта. Аркады с круглой аркой, перестроенные в 18 веке,
закрывают алтарь, который возвышается над центральным нефом по высоте и
ширине, от окружающего алтаря.
Кафедра церкви датируется 1718 годом.
В церкви хранятся
картины:
Странствие Святого Иосифа и Младенца Иисуса Франсиско де
Сурбарана (1598-1664) в часовне в хороводе
Христос во гробе в честь
Филиппа де Шампена (1602-1674) в часовне в алтарном проходе
Иисус
изгоняет торговцев из храма Шарля-Жозефа Натуара (1700-1777) в левом
нефе
Витраж из свинцового стекла
От витражей 16-го и 17-го
веков сохранились только фрагменты. Центральное окно апсиды с
изображением распятого Христа, на правой стороне которого изображена
Мария, а на левой - апостол Иоанн, состоит из кусков разного
происхождения. Фрагменты, изображающие адское путешествие Христа,
Святого Роха и Святого Антония, а также величественный домини в часовнях
южного нефа, являются фрагментами эпохи Возрождения. Окно в часовне
северного нефа с изображением архангела Михаила, побеждающего дракона,
датируется 19 веком.
Большие хоровые окна были заказаны в 1941
году различным артистам (Жан-Эберт Стивенс, Поль Бони, Морис Тастемен и
Пьер Селье).
Орган был изготовлен между 1765 и 1767 годами Франсуа-Анри Клико и в значительной степени обновлен в 1880 году братьями Эдуардом и Эженом Штольцами. В 1933 году ее отреставрировал Гученриттер, а в период с 1980 по 2000 год - органостроительная компания "Даргассис". Проспект органа, работа мастера-плотника Жермена Пилона (или Пиллона), является одним из старейших в Париже. Он датируется периодом с 1644 по 1646 год и вырезан из дуба. Он украшен гарпиями, ангелами и ангельскими головами и увенчан скульптурой Воскресшего Христа. В 1980 году орган был объявлен историческим памятником. Инструмент имеет 32 регистра на трех ручках и педали. Игровая и регистровая структуры являются механическими.