Фонтан Медичи (Париж), Франция

Описание Фонтана Медичи

Фонтан Медичи (La fontaine Médicis) был построен в 1630 году Марией Медичи, вдовой короля Франции Генриха IV и регентом короля Франции Людовика XIII. Его спроектировал Томмазо Франсини, флорентийский производитель фонтанов и инженер-гидротехник, который был привезен из Флоренции во Францию ​​королем Генрихом IV. Он имел форму грота, популярного элемента итальянского сада эпохи Возрождения. Он превратился в руины в 18 веке, но в 1811 году по приказу Наполеона Бонапарта фонтан был восстановлен Жаном Шалгреном, архитектором Триумфальной арки. В 1864–1866 годах фонтан был перенесен на его нынешнее место, в центре восточного фасада Люксембургского дворца. Длинный бассейн с водой был построен и обрамлен платанами, а скульптуры великана Полифема, удивившего влюбленных Ациса и Галатею, французского скульптора-классика Огюста Оттина, были добавлены к каменной кладке грота.

За фонтаном Медичи скрывается Фонтан Леда/ Fontaine de Léda (1807 г.), настенный фонтан, построенный во времена Наполеона Бонапарта на углу Rue du Regard и Rue de Vaugirard, с барельефной скульптурой, изображающей легенду о Леде и Лебедь Ахилла Валуа. Когда первоначальное место было разрушено во время продолжения улицы Ренн в 1856 году Луи Наполеоном, фонтан был сохранен и перенесен в 1866 году в Люксембургский сад и прикреплен к задней части фонтана Медичи.

 

Итальянское влияние в Париже в 17 веке

Период между регентством Екатерины Медичи во Франции (1559–1589) и регентством Марии Медичи (1610–1642) стал периодом расцвета итальянского маньеризма во Франции. Сообщество художников из Флоренции, в том числе скульптор Франческо Бордони, который помогал спроектировать статую короля Франции Генриха IV, построенную на Пон-Нёф, и техник по фонтанам Томас Франчини, который работал над фонтанами в новых садах вилл Медичи во Флоренции и Риме, нашли нетерпеливых королевских покровителей в Франция. Вскоре в первых садах французского Возрождения в Фонтенбло и других королевских резиденциях появились элементы итальянского сада эпохи Возрождения, такие как тщательно продуманные фонтаны и грот, имитирующая пещера, украшенная скульптурой.

 

Строительство

Мария Медичи, вдова Генриха IV и мать и регент короля Франции Людовика XIII, начала строительство собственного дворца, который она назвала Дворцом Медичи, между 1623 и 1630 годами на левом берегу Парижа. Новый дворец был смоделирован по образцу Палаццо Питти в ее родной Флоренции, а сады вокруг дворца были смоделированы по образцу садов Боболи во Флоренции. Дворец был работой архитектора Саломона де Бросса, но фонтан и грот, скорее всего, были работой Томмазо Франчини, генерального интенданта по водам и фонтанам короля. Францини, эмигрировавший во Францию ​​по приглашению Генриха IV в 1598 году и натурализовавшийся в 1600 году, построил гроты и фонтаны в итальянском стиле для маркиза де Гонди и для королевского замка Генриха IV в Сен-Жермен-ан-Ле. .

Первой трудностью строительства было отсутствие воды на Левом берегу Парижа. В отличие от Правого берега, где уровень грунтовых вод был близок к поверхности, и было много колодцев и два акведука, обслуживающих город, уровень грунтовых вод на левом берегу находился глубоко под землей, и всю воду приходилось переносить из Сены. В результате город разросся далеко от правого берега Сены, но почти не вырос на левом берегу. Эта проблема была окончательно решена строительством акведука Арквей в 1613-1623 годах.

 

Модификации XIX века

После смерти Марии Медичи дворец и фонтан прошли через череду владельцев. К середине 18 века, когда в моде были фонтаны Версаля и Французский сад, фонтан Медичи пришел в упадок. Две оригинальные статуи на вершине фонтана работы скульптора Пьера Бьяра, две нимфы, льющие воду из кувшинов, исчезли, а стена Оранжереи, напротив которой был установлен фонтан, рушилась.

В 1811 году по указанию Наполеона Бонапарта грот был восстановлен неоклассическим архитектором Жаном Шалгреном, архитектором Триумфальной арки, который заменил простой фонтан в нише грота двумя струями воды и добавил статуя из белого мрамора, изображающая Венеру в ее ванне.

В 1864 году, во времена Второй Французской империи, барон Осман планировал построить улицу Медичи на месте, занимаемом фонтаном. Боковые аркады фонтана и полуразвалившаяся старая оранжерея за ним были снесены уже в 1855 году. С 1858 по 1864 год новый архитектор Альфонс де Жизор передвинул фонтан на тридцать метров, чтобы освободить место для улицы, и радикально изменил его настройка и внешний вид.

Поскольку фонтан больше не стоял у стены, фонтан де Леда, перемещенный из другого района, был помещен прямо за ним. Он заменил две оригинальные статуи нимф наверху статуи двумя новыми статуями, представляющими реки Рону и Сену. Он восстановил герб семьи Медичи над фонтаном, который был испорчен во время революции. Он вставил в ниши две статуи, одну из которых изображали фавна, а другую - охотницу, над которыми находятся две маски, одна из которых представляет комедию, а другая - трагедию. Он удалил простой таз и носик для воды, которые были в нише, и заменил их длинным тазом в тени деревьев. Наконец, он удалил статую Венеры и заменил ее группой статуй Огюста Оттина, представляющих гигантского Полифема, в бронзе, обнаруживая влюбленных Ациду и Галатею в белом мраморе.

 

Скрытый фонтан - фонтан Леды

У фонтана, который Жизор поставил за фонтаном Медичи, была своя история. Фонтен де Леда был построен в 1806–1809 годах, во времена Первой империи, на углу улиц Вожирар и дю Регар. Это была работа архитектора Франсуа-Жана Бралле и скульптора Ахилла Валуа. Барельеф фонтана изображает историю Леды и Лебедя; Леда держит лебедя на коленях, а фигура Амора стреляет в нее стрелой из угла скульптуры. Вода стекала из клюва лебедя в полусферический бассейн у подножия фонтана.

В 1856 году, когда барон Османн хотел расширить рю де Ренн, начальник службы Променадов и плантаций Парижа Габриэль Давиуд, спроектировавший большую часть городских фонтанов, скамей, ворот и других городских архитектурных украшений во время Второй Империи, и сам был скульптором, хотел сохранить фонтан, и в 1858 году он перенес его в Люксембургский сад. Поскольку это был настенный фонтан, его нужно было к чему-то прикрепить, поэтому он поместил его на задней части фонтана Медичи, где он до сих пор остается незамеченным для прохожих.