Фонтан Мольера - фонтан в 1-м округе Парижа, на пересечении улиц
Мольер и Ришелье. На его месте до 1838 года находился фонтан,
известный как фонтан Ришелье, когда он был снесен из-за нарушения
движения транспорта. Жозеф Ренье, член Комеди-Франсез, предложил
новый фонтан немного отодвинуть от места предыдущего фонтана как
памятник драматургу Мольеру. Это была первая общенациональная
публичная подписка Франции на памятный памятник, посвященный
невоенному деятелю. Построенный в 1844 году, фонтан был
спроектирован несколькими скульпторами во главе с архитектором Луи
Туллиусом Иоахимом Висконти, который также спроектировал фонтан на
месте Сен-Сюльпис.
Основная бронзовая скульптура,
изображающая Мольера, сидящего под портиком под внушительной аркой,
создана Бернаром-Габриэлем Сёрром (1795–1875) и отлита фондом Eck et
Durand. Под ним надпись, окруженная двумя мраморными женскими
скульптурами Жан-Жака Прадье (1792–1852), «Серьезная комедия» и
«Легкая комедия», каждая из которых содержит свиток со списком работ
Мольера. Справа внизу - маски львов, из которых вода льется в
полукруглый таз. Памятная медаль к открытию фонтана была разработана
Франсуа Огюстэном Каунуа в 1844 году - пример ее находится в музее
Карнавале (ND 0367).
Отмеченная кровавой памятью о Терроре и казни королевской семьи,
площадь Согласия представляла собой политическую проблему для
правительств XIX века. Статуя Свободы Лемота была удалена под
консульством, а проекты, заключавшиеся в строительстве статуи Карла
Великого, а затем фонтана, были заброшены, и, наконец, Людовик XVIII
планировал построить памятник в центре площади. в память о его брате
Людовике XVI: статуя короля-мученика, обрамленная часовней и плакучей
ивой. Карл X заложил первый камень 3 мая 1826 года. В том же году
площадь Согласия была переименована в площадь Людовика XVI (надпись еще
видна в 2010 году на углу улицы Буасси д'Англа). Но спроектированная
статуя никогда не будет возведена, прерванная июльской революцией 1830
года, которая дала площади окончательное название «площадь Согласия».
В 1831 году вице-король Египта Мехемед Али подарил Франции два
обелиска, которыми тогда был отмечен вход в Луксорский храм в Фивах.
Только первый из них будет перевезен во Францию и прибудет в Париж 21
декабря 1833 года. Именно Луи-Филипп I решил воздвигнуть его на площади
Согласия, где «он не будет напоминать ни о каком политическом событии».
Операция, настоящий технический подвиг, была проведена 25 октября 1836
г. под руководством морского инженера Аполлинера Леба в присутствии
более 200 000 человек. Король и королевская семья, не уверенные в успехе
операции, предпочитали наблюдать за ней из салонов Hôtel du
Garde-meuble, появляясь на балконе только для того, чтобы вызвать
аплодисменты толпы в тот самый момент, когда Луксорский обелиск стоит
вертикально.
Между 1836 и 1846 годами площадь была преобразована
архитектором Жаком-Игнасом Хитторфом, который сохранил принцип,
придуманный Габриэлем. Он добавил два монументальных фонтана — Фонтан
Морей и Фонтан Рек — по обе стороны от обелиска и окружил площадь
фонарными столбами и ростральными колоннами. Таким образом, площадь
призвана прославить военно-морской гений Франции в связи с присутствием
в одном из двух отелей, построенных Габриэлем, военно-морского
министерства. Два фонтана были открыты 1 мая 1840 года префектом
Рамбюто.
В 1854 году канавы, которые оставил Хитторф, были
засыпаны, чтобы лучше приспособить площадь к движению транспорта.
Два фонтана празднуют речное судоходство (фонтан на северной стороне
в сторону Rue Royale) и морское судоходство (фонтан на южной стороне в
сторону Сены).
речной фонтан состоит из сидящих фигур, представляющих
Рейн и Рону, продуктов из орошаемых регионов (виноград, пшеница, фрукты,
цветы), статуй речного судоходства, сельского хозяйства и
промышленности.
у морского фонтана есть шесть колоссальных фигур,
представляющих океан, Средиземное море, лов рыбы, кораллов, жемчуга и
раковин. Лебеди смешиваются с тремя гениями, символизирующими морскую
навигацию, торговлю и астрономию.
Для создания статуй, украшающих
эти фонтаны, архитектор привлек многих художников: Жана-Франсуа-Теодора
Гехтера, Оноре-Жан-Аристида Юссона, Франсуа Ланно, Николя Бриона,
Огюста-Гиацинта Дебе, Антуана Дебёфа, Жан-Жака Фёшера, Антонен-Мари
Муан, Жан-Жак Эльшохт (известный как Карл Эльшохт) и Луи-Парфе Мерлье.
По выбору Хитторффа, они сделаны из чугуна. Их должна была
производить парижская литейная фабрика Calla, но рынок завоевала
литейная фабрика Tusey в Вокулере. Актерский состав был позолочен для
самых символичных частей.
Ростральные колонны высотой 9,60 м
несут нос корабля, на котором размещено газовое освещение. Они также
напоминают герб города Парижа. Тот же выбор литейного производства был
сделан для ростральных колонн, также из чугуна и произведенных на том же
литейном заводе в Лотарингии.
Аллегорические статуи восьми
французских городов очерчивают контур восьмиугольника, придуманного
Анж-Жаком Габриэлем. Тот, что напоминает Страсбург, задрапирован черным
с 1871 года, даты присоединения Эльзаса-Лотарингии к Германии.
1951: Американец в Париже , Винсенте Миннелли (часть финальных
танцевальных сцен снята в репродукции одного из двух фонтанов, фильм
снят в студии)
1961: Любовник на пять дней Филиппа де Брока
1971:
Пальмы митрополита Жан-Клода Юри с Линдой Торсон и Морисом Биро
2011:
парижская замедленная съемка Le Flâneur [архив] Люка Шепарда включает
кадр морского фонтана.
2012: LOL USA, Лиза Асуэлос
2013: «Люди
целуются»; сцена поцелуя, которым обмениваются Лу де Лааж и Макс
Бублиль.
1981: на площади Согласия снимается видеоклип на песню Pour le Plaisir в интерпретации Герберта Леонара на слова Жюльена Леперса. Вы можете увидеть обелиск и детали одного из двух фонтанов.