Сент-Этьен-дю-Мон - церковь в Париже, Франция, на горе
Сент-Женевьев в 5-м округе, недалеко от Пантеона. В нем находится
святыня Святой Женевьевы, покровительницы Парижа. В церкви также
есть гробницы Блеза Паскаля и Жана Расина. Жан-Поль Марат похоронен
на церковном кладбище.
Скульптурный тимпан «Побивание камнями
Святого Стефана» - работа французского скульптора Габриэля-Жюля
Томаса.
Известный органист, композитор и импровизатор Морис
Дюруфле занимал должность титулярного органиста в Сент-Этьен-дю-Мон
с 1929 года до своей смерти в 1986 году.
Церковь апостолов Петра и Павла была построена во
время правления короля Хлодвига, который был похоронен здесь со
своей женой Клотильдой, а также святой Женевьевой. Позже он был
переосвящен как монастырская церковь королевского аббатства
Сент-Женевьев. Церковь аббатства также служила приходской церковью
для окрестностей, пока она не стала слишком маленькой, чтобы
вместить всех верующих. В 1222 году папа Гонорий III санкционировал
создание автономной церкви, которая на этот раз была посвящена
святому Этьену, тогдашнему покровителю старого собора Парижа.
Вскоре новое здание заполнилось все более плотным населением:
Сорбонна и множество колледжей располагались на территории прихода.
Он был расширен в 1328 году, но в 15 веке потребовалась его полная
реконструкция. В 1492 году близлежащие монахи Геновефайн
пожертвовали часть своей земли для строительства новой церкви.
Это включало несколько шагов. Под руководством архитектора
Стивена Вигье апсида и колокольня были спроектированы в 1494 году, а
первые два колокола были отлиты в 1500 году. Хор яркой готики был
завершен в 1537 году, а в следующем году настала очередь каркаса.
быть воспитанным. Лофт был построен примерно в 1530–1535 годах.
В 1541 году Гай, епископ Мегары, благословил алтари часовен
апсиды. В том же году приход заключил контракты на изготовление окон
и статуй от парижских ремесленников. Неф эпохи Возрождения не был
склонен до 1584 года. Первый камень фасада был заложен в 1610 году
Маргаритой де Валуа, которая согласилась сделать это в виде личного
пожертвования в размере 3000 фунтов стерлингов.
Церковь была
освящена 25 февраля 1626 года Жаном-Франсуа де Гонди, первым
архиепископом Парижа, дядей кардинала де Рец. Тем не менее, развитие
продолжалось: в 1636 году был установлен орган работы Пьера Пешера.
Когда орган был поврежден пожаром в 1760 году, он был восстановлен
Клико. Дальнейшая работа была проведена в 1863 году Кавайе-Коллем, а
настоящий инструмент - это работа, которая была переработана
Бёше-Дебьер в 1956 году.
В 1651 году была установлена новая
кафедра. Он также был приспособлен для местных надзирателей и жилья
для священников.
В 17-18 веках церковь Сент-Этьен-дю-Мон
пользовалась большим авторитетом. Это была сцена грандиозных
процессий, когда святыня Сент-Женевьев перешла в Нотр-Дам, а затем
вернулась в его церковь. В нем также находились останки Пьера Перро,
художника Эсташа Ле Суэра и Блеза Паскаля. Театры Расина и Исаака де
Саси Леместра также были перевезены в 1711 году из Порт-Рояля в
Сент-Этьене.
Во время Французской революции церковь сначала
закрыли, а затем превратили в «Храм сыновней почтительности».
Католическое богослужение было восстановлено в 1801 году благодаря
Конкордату. В следующем году снос церкви аббатства Сент-Женевьев и
прорыв на улице Хлодвига сделали Святой Стефан независимым зданием.
Во времена Второй Империи церковь восстановил Виктор Балтард:
подняли фасад и вернули разрушенные революционерами статуи. Балтард
также построил часовню катехизисов.
XIX век был отмечен
многими событиями. 10 января 1805 г. Папа Пий VII отслужил в церкви
мессу. В 1833 году Фредерик Озанам, прихожанин Святого Стефана,
вместе с друзьями основал Общество Святого Винсента де Поля. 3
января 1857 года епископ Мари-Доминик-Огюст Сибур был убит с криками
«Долой богинь!» священником Жаном-Луи Верже, выступающим против
догмата Непорочного зачатия. Мемориальная доска у входа в неф
отмечает могилу прелата, который должен был открыть новену Святой
Женевьевы. Оккультист Элифас Леви был косвенно причастен к этому
трагическому событию.
23 августа 1997 г. Папа Иоанн Павел II
отслужил здесь мессу во время своего визита в Париж по случаю
Всемирного дня молодежи.
График
Строительные работы
включали:
VI век: первая часовня была образована из склепа
аббатства Святой Женевьевы.
13 век: отдельная церковь,
построенная на северной стороне часовни.
1491: построена
колокольня
1537: построен алтарь
1545: построена галерея (см.
Изображение внутреннего убранства церкви).
1580 г .: построены
своды нефа и трансепт.
1624: поднята колокольня
1807: снос
церкви аббатства
Функции
Сегодня для церкви характерны
изогнутая ось нефа, ведущая к трансепту, кровельная перегородка
(единственный сохранившийся образец в Париже) из тонко вырезанного
камня отца Бьяра (1545 г.), его стул, спроектированный Лораном де ла
Гиром и созданный Клодом. Лестокарт и футляр для органа (1631 г.)
(самый старый в столице). В церкви также есть святыня с мощами
святой Женевьевы до 1793 года (когда они были брошены в
канализацию), гробница Блеза де Виженера, Блеза Паскаля, Расина и
госпожи Сибур.
Гюисманс описал ее в Connecting (1895 г.) как одну из самых
красивых церквей Парижа.
В популярной культуре
Интерьер и
экстерьер Сент-Этьен-дю-Мон представлены как в начале, так и в
финале знаменитого фильма Макса Офюля «Серьги мадам де ...» (1953).
Северо-западные ступени Сент-Этьен-дю-Мон - это место начала времен
«сползания» Жиля Пендера в фильме Вуди Аллена «Полночь в Париже»
(2011).
Сент-Этьен-дю-Мон упоминается в романе Эрнеста Хемингуэя
«Подвижный пир» (первое издание: 1964).
В книге Стефани Перкинс
«Анна и французский поцелуй» 2010 года один из персонажей назван в
честь церкви.