Фонтан обсерватории (Fontaine de l'Observatoire) - это монументальный фонтан, расположенный в саду Марко Поло, к югу от Люксембургского сада в 6-м округе Парижа, со скульптурой Жана-Батиста Карпо. Он был посвящен в 1874 году. Он также известен как Фонтан Четырех сторон мира/ Fontaine des Quatre-Party-du-Monde из-за четырех частей света, воплощенных в его женских фигурах, или просто Fontaine Carpeaux.
Фонтан был впервые предложен в 1866 году как часть создания
нового Гранд-авеню дю Люксембург, одного из основных проектов плана
барона Османа по реконструкции Парижа. Руководил проектом Габриэль
Давиуд, директор Службы парков и плантаций префектуры Парижа. Давиуд
был образованным скульптором-классиком, и он отвечал за дизайн
парижских фонтанов, площадей, ворот, фонарных столбов, скамей,
павильонов и других архитектурных деталей во время Второй
Французской империи.
Проект авеню дю Люксембург
предусматривал создание двух новых площадей с декоративными лампами
и колоннами, статуями и фонтаном. Фонтан располагался на обсаженной
деревьями оси между Парижской обсерваторией и Люксембургским
дворцом. Скульптура фонтана должна была быть связана с
обсерваторией, а инструкции Давиуда скульптору должны были просто не
закрывать вид на обсерваторию с куполом или дворец.
Выбранный
скульптор Жан-Батист Карпо (1827–1875) был учеником Франсуа Рюда,
скульптора, создавшего самую известную группу скульптур на
Триумфальной арке. Карпо выиграл Римскую премию в 1854 году. В 1869
году он создал скульптуры «Танец» на фасаде Парижской оперы, которые
вызвали скандал из-за свободного выражения скульптуры и безудержных
эмоций на лицах статуй. отличается от спокойных выражений
неоклассических статуй. Первая критическая реакция на скульптуру,
основанную на гипсовых моделях, представленных в Салоне, была
враждебной. Критик Жюль Кларети писал: «Эти худые, нездоровые
женщины с их истощенными боками, удлиненными морщинистыми бедрами
без всякой грации кружатся в причудливом круге ... Возникает вопрос,
по какому отклонению духа, глаз и Можно было бы составить такую
группу диких, пошлых и морщинистых танцоров ».
Первые
исследования, которые сделал Карпо, касались четырех стоящих женских
фигур, представляющих четыре точки компаса, держащих над головами
небесную сферу, но Карпо был недоволен неподвижностью фигур. В своих
следующих моделях он превратил женщин в представителей четырех
частей света: Европы, Азии, Африки и Америки, поворачивая их тела,
чтобы повернуть сферу, придавая скульптуре движение. Скульптору
Эжену Легрену (1837–1915), ученику Карпо, было поручено изготовить
сферу, а скульптор Эммануэль Фремье, племянник и ученик скульптора
Франсуа Руд, создал лошадей в бассейне вокруг статуи. Луи Виллемино
создал гирлянды из ракушек и водных растений, которые украшали чашу,
а Легрен разработал знак зодиака вокруг сферы. Проект получил одно
исправление от директора обсерватории, который в 1872 году отметил,
что знаки зодиака на полосе вокруг экватора сферы на самом деле
должны находиться на эклиптическом круге.
Работа над проектом
была прервана франко-прусской войной 1870 года и восстанием
Парижской коммуны. Он был возобновлен в 1872 году, когда гипсовые
модели были показаны в Парижском салоне, первом после падения
Коммуны, и завершился в 1874 году. Отливка была произведена
Матифатом. У Карпо было слабое здоровье, и он издалека наблюдал за
установкой статуй в фонтане. Он умер в следующем году. Десять лет
спустя после смерти Карпо Клари изменил свое мнение и назвал фонтан
одним из шедевров Карпо.