Центр Помпиду (Париж), Франция

Центр Помпиду (Париж)

Описание Центра Помпиду

Национальный центр искусства и культуры Жоржа или Георга Помпиду (CNAC)-широко известный как « Центр Помпиду », или, в просторечии, « Бобур » – это многопрофильное учреждение, созданное по воле президента Жоржа Помпиду., большой любитель современного искусства, создать в самом сердце Парижа оригинальное культурное учреждение, полностью посвященное своему делу. к современному и современному творчеству, в котором изобразительное искусство соседствует с книгами, рисованием, музыкой, живыми выступлениями, мероприятиями для молодежной аудитории, а также с кино.

Он расположен в районе Сен-Мерри, в 4-м округе Парижа, между районом Аль на Западе и Ле Марэ на востоке.

В нем работает тысяча человек (1075,8 » эквивалента полной занятости«, в том числе 1009,8 » с предельным уровнем занятости « и 66 » без предельного уровня занятости " в 2019 году) , а его бюджет по доходам составляет 119,7 млн евро., состоящий в основном из 78,5 млн евро государственных субсидий и субсидий. 41,2 млн евро собственных доходов.

Открытый 31 января 1977 года, Центр Помпиду в 2019 году принял 3 273 867 посетителей, что в среднем составляет 10 595 посещений в день. В Национальном музее современного искусства / центре промышленного творчества (Mnam / Cci) хранится одна из двух крупнейших коллекций современного и современного искусства в мире и первая в Европе, насчитывающая 113 675 работ шести тысяч художников по состоянию на 1 января 2019 года .

Здесь также находятся важные временные выставочные галереи, концертные и кинозалы, а также публичная информационная библиотека (Bpi), первая публичная библиотека для чтения в Европе. С обеих сторон площади находятся два пристроенных здания, в которых расположены институт акустических/музыкальных исследований и координации (Ircam) и мастерская Бранкузи.

 

История

По замыслу президента Жоржа Помпиду, размещение в центре Парижа культурного объекта нового типа, предназначенного для всех форм современного творчества, находилось на стыке нескольких проблем:
стремление остановить упадок Парижа на художественной сцене и сохранить его статус крупнейшего центра современного искусства на мировом уровне, которое Нью-Йорк все чаще оспаривает ;
симметрично стремление открыть французское творчество миру и способствовать, посредством междисциплинарности, выражению новых художественных форм ;
вера в то, что самое современное искусство может воссоединиться с самой широкой аудиторией при условии, что государственная власть в полной мере сыграет свою роль посредника ;
желание создать в Париже грандиозный памятник, представляющий архитектуру второй половины XX века.

Это стремление было сделано, особенно в то время, для того, чтобы вызвать жаркие дебаты, идет ли речь о распространенном противостоянии массовой культуры и элитарной культуры, о проблеме культурной децентрализации – станет ли центр отличным дополнительным парижским оборудованием или, по формуле Мишеля ги, преуспеет в этом.-он позиционирует себя как « центр децентрализации » ? – и отношения между властью и творчеством – многие художники тогда опасались попыток восстановления или инструментализации, как показала полемика, возникшая в 1972 году на выставке в Гран-Пале « 60-72 : 12 лет современного искусства во Франции ».

 

Первоначальное решение Жоржа Помпиду

В 1969 году Жорж Помпиду, ставший президентом республики, решил построить новый музей современного искусства и выбрал плато Бобур в качестве единственного места, доступного после сноса антисанитарного островка № 1. но поскольку эта земля также была единственной,на которой могла разместиться большая публичная библиотека, было решено, что на ней можно будет разместить большую публичную библиотеку. в феврале 1970 года объединить два проекта в рамках одного культурного объекта. По замыслу президента Помпиду библиотека должна была привлекать посетителей, которые затем могли бы познакомиться с другими предлагаемыми мероприятиями. « Я бы страстно хотел, - объяснил он, - чтобы в Париже был такой культурный центр, какой мы стремились создать в Соединенных Штатах с беспрецедентным успехом до сих пор, который был бы одновременно музеем и творческим центром, где изобразительное искусство соседствовало бы с музыкой,кино, книги, аудиовизуальные исследования и т. д. Музей может быть только современным искусством, поскольку у нас есть Лувр. Создание, очевидно, было бы современным и постоянно развивалось бы. Библиотека привлекла бы тысячи читателей, которые одновременно были бы приобщены к искусству".

Решение о строительстве " монументального ансамбля, посвященного современному искусству, на месте плато Бобур » в Париже было официально принято Президентом Республики Жоржем Помпиду на закрытом заседании совета, состоявшемся 11 декабря 1969 года, на основе программного документа. который был составлен Себастьеном Лосте, в то время президентом Франции. ответственный за миссию при Президенте Республики. Парижский совет дал свое согласие 23 декабря.

Первоначально центр должен был включать музей современного искусства, публичную библиотеку и Центр промышленного творчества (Cci), созданный Франсуа Мати, главным куратором Музея декоративного искусства. Но в 1971 году по прямому указанию Жоржа Помпиду было решено включить в него также Центр музыкального творчества, доверенный Пьеру Булезу, который согласился вернуться во Францию, где он прекратил всю свою деятельность с 1966 года, и который должен был стать Ircam (научно-исследовательский институт и акустическая координация/ музыка).

С самого начала проект был крайне плохо воспринят администрацией. Фактически он объединял оборудование, подчинявшееся Министерству по делам культуры (Музей), другое в то время подчинялось Министерству национального образования (библиотека), а третье (Ircam), которое самоутверждалось как независимое или даже конкурирующее с управлением музыки, искусства и культуры.лирическое и танцевальное искусство, директором которого Андре Мальро назначил композитора Марселя Ландовски, находилось в открытой войне с Пьером Булезом. По замыслу его создателей, центр должен был стать ответом на ряд неудач французской культурной политики : неспособность создать музей современного искусства, достойный этого названия, отставание в публичном чтении, в частности, по сравнению с Северной Европой. пренебрежение, с которым власти Франции относились к музею современного искусства. они придерживались современной музыки. Таким образом, на следующий день после мая 1968 года основание Центра Помпиду стало новым вызовом академизму государственных учреждений культуры.

 

Проектирование и реализация центра

26 августа 1970 года Роберт Бордаз, государственный советник, был назначен в Совете министров « уполномоченным по строительству центра плато Бобур ». Он сформировал команду из примерно десяти человек, которой было поручено подготовить международный архитектурный конкурс, начатый в декабре 1970 года, и создать государственное учреждение, которое должно было отвечать за строительство и предварительную планировку центра.

15 июля 1971 года жюри международного архитектурного конкурса под председательством Жана Пруве решило выбрать из 681 представленного проекта проект архитекторов Ренцо Пиано, Ричарда Роджерса и Джанфранко Франкини. Среди других проектов мы можем упомянуть проект Андре Брюйера, который предлагал 38-этажное здание яйцевидной формы площадью 80 000 м2, которое резко расходилось бы с прямолинейностью парижских улиц. Архитекторы, к которым присоединилось инженерное бюро Ove Arup & Partners во главе с Питером Райсом, обосновались в непосредственной близости от помещений миссии Bordaz, а затем в самих помещениях миссии в 1973 году.

В январе 1972 года Роберт Бордаз был назначен президентом государственного учреждения Центра Бобур (EPCB), которому было поручено строительство центра. Он объединил вокруг себя будущих руководителей культурной деятельности центра, « пользователей«, которых он сформировал в 1971 году в » Совет пользователей«, который после завершения строительства центра стал »советом директоров". :
Понтус Хультен, Швед, прибывший во Францию в сентябре 1973 года, был назначен директором Национального музея современного искусства по трехлетнему контракту. Вместе со своим заместителем Жерменом Вьяттом ему было поручено спроектировать новый музей в современном и международном стиле ;
Жан-Пьеру Сегену, который был первым директором публичной информационной библиотеки, было поручено реализовать этот проект, над которым он работал с 1967 года ;
Франсуа Мати стал директором Центра промышленного творчества, который он основал в 1968 году в рамках Центрального союза декоративно-прикладного искусства, но работал там без больших средств.

20 марта 1973 года Совет министров утвердил программу строительства и необходимые финансовые средства, рассчитанные на несколько лет и выделенные в виде единовременных пожертвований, выходящих за рамки обычных ассигнований Министерства по делам культуры. Ответственным за координацию деятельности компаний, ответственных за управление строительными работами, был Роже Франджи (1922-1992), выпускник Центральной школы искусств и мануфактур в Париже, главный инженер компании GTM (крупные работы в Марселе, ныне Винчи), который организовал руководство строительная площадка и координировал деятельность из разных профессий.

Окончательный статус нового учреждения был определен законом от 3 января 1975 года о создании Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. Тем временем премьер-министру Жаку Шираку пришлось вести решительную борьбу с новым президентом Республики Валери Жискар д'Эстеном, который планировал остановить проект. По его просьбе совет небольшого состава, состоявшийся в августе 1974 года, постановил продолжить работу.

В результате строительства здания полностью или частично исчезли улицы Вье-Этюв-Сен-Мартен, де-ла Корруари, Нев-Сен-Медерик, Ла-Симон-Ле-Франк (включая бывшую улицу Мобуэ), Бриземиш (включая бывшую улицу Пуарье)… Кроме того, в результате модернизации района Бобур также исчезли улица Брантом, улица кур-дю-Морт и тупик Берто.

 

От инаугурации до наших дней

31 января 1977 года Валери Жискар Д'Эстен открыл Национальный центр искусства и культуры им.Жоржа Помпиду в присутствии премьер-министра Раймона Барре, мадам Клод Помпиду и многих известных людей. 2 февраля он открыт для публики.

Архитектура центра вызывает ожесточенные споры : трубопроводы, электрические лестницы, металлические переходы, все, что традиционно скрывалось, здесь якобы выставлено на всеобщее обозрение. Центр называют " Нотр-Дам-де-ла-Трубопроводи » или « Помпидолиум ». Насмехаются над « сараем искусства«, » газовым заводом«, » нефтеперерабатывающим заводом«, » культурным тотализатором « или »авангардной бородавкой". Клеймят дорогое оборудование, на которое в год его открытия было потрачено сто двадцать миллионов франков, что составляет седьмую часть бюджета культуры.

Но центр и его противоречивая архитектура пользуются большим общественным успехом. Ренцо Пьяно заявил, что « хотел разрушить образ здания культуры, которое внушает страх. Это мечта о необычайно свободных отношениях между искусством и людьми, в которых мы одновременно дышим городом ». Центр, рассчитанный на пять тысяч посетителей в день, в конечном итоге примет в пять раз больше посетителей. Большинство посетителей приезжают, чтобы увидеть крупные художественные выставки, но публичная информационная библиотека и ее медиатека также бьют рекорды по посещаемости.

В 1992 году ICC объединилась с Mnam. Сменявшие друг друга директора музея глубоко обновляют экспозицию и проводят большую работу.

В конце 1997 года, после празднования своего двадцатилетия, центр закрывается на капитальный ремонт. Строительство длится двадцать семь месяцев и стоит почти 576 миллионов франков (88 миллионов евро), из которых 482 миллиона финансируются государством. Управляемый Ренцо Пьяно, он позволяет увеличить общую площадь до 8000 м2 и изменить конфигурацию поверхностей и объемов. Во время закрытия центр децентрализовался, организовав в провинции 34 выставки « вне стен», которые оказались очень успешными и привлекли более 2 500 000 посетителей.

До 1997 года в Центре Помпиду были установлены большие часы тысячелетия под названием "Ле Генитрон", которые отсчитывали секунды до 2000 года.

Как только он был вновь открыт 1 января 2000 года, в первые выходные его посетило 80 000 посетителей. Посетители открывают для себя новые услуги, новую организацию залов, более просторные помещения. Эти изменения, в частности, позволяют выставлять больше работ и предлагать больше танцевальных, театральных и музыкальных представлений. Пространство, посвященное молодежи, также расширяется за счет новой детской галереи, где ежегодно проводятся две выставки.

Через двадцать один год после этой первой реконструкции вторая реставрация, приведшая к полному закрытию объекта, первоначально запланированному на трехлетний период с 2023 по 2027 год, была сначала отложена до 2024 года после летних Олимпийских игр, а затем до конца 2025 года.открытие запланировано на 2030 год. Переезд и поэтапное закрытие начнутся в конце 2024 года. Реставрация стала незаменимой из-за коррозии и износа, которые влияют на здание. Предполагаемая стоимость составляет 200 миллионов евро : она должна позволить « провести полную очистку здания от асбеста и полностью отремонтировать его, чтобы соответствовать действующим нормам безопасности, техническим и энергетическим стандартам, а также обязательствам по доступности для людей с ограниченными возможностями", согласно информации государственного учреждения.

 

Архитектура

Центр Помпиду расположен на месте бывшего антисанитарного островка № 1. его строительство было предметом международного архитектурного конкурса в соответствии с желанием Жоржа Помпиду, который хотел, чтобы " этот конкурс был как можно более гибким». это означает, что условия конкурса должны включать толькоминимальные требования, касающиеся предполагаемого использования помещений, и что архитекторы в соответствии с этими требованиями должны будут разрабатывать свои проекты, не беспокоясь о таких правилах, как правила, касающиеся ограничения высоты. Только на втором этапе и на одном из проектов, отобранных по их эстетическому качеству и адаптации к потребностям центра современного искусства, можно будет занять позицию по этой проблеме высоты. Также уместно, чтобы конкурс был доступен любому талантливому архитектору, будь он молод и не имеет финансовых средств. Таким образом, условия организации конкурса должны предусматривать в формах, которые должны определять средства, с помощью которых любой архитектор, проект которого был бы замечен, получит вознаграждение за свою работу и понесенные расходы. Музей был создан во время подъема рабочей силы. Жорж Помпиду хотел напомнить об этой эпохе благодаря « индустриальной " архитектуре центра.

19 марта 1971 года жюри под председательством Роберта Бордаза выбрало проект архитекторов Ренцо Пиано, Ричарда Роджерса и Джанфранко Франкини в сотрудничестве с британским инженером Эдмундом Хаппольдом. Строительство длилось с 1971 по 1977 год.

Проект рояля, Роджерса и Франкини был единственным из всех предложенных проектов, в котором здание располагалось по оси Север-Юг в соответствии с городской планировкой района (с осями Севастопольского бульвара и улиц Сен-Мартен и Ренар).). Эта партия, кроме того, позволила занять только половину территории, освободив обширную эспланаду, площадь Пьяцца, что позволило разместить публику и обеспечить более плавную связь между зданием и городом.

Главное здание длиной 166 м, шириной 45 м (60 с учетом внешнего эскалатора) и высотой 42 м (52 м со стороны площади) состоит из восьми общедоступных уровней площадью 7500 м2 каждый, включая два подвальных уровня (-1 и 0), уровень улицы находится на уровне 1 мезонина, что составляет полезную площадь около 45 000 м2, учитывая пустоты первых уровней форума и дворов, расположенных на 5-м и 6-м уровнях, что примерно соответствует площади одного этажа. Тем не менее, общая площадь здания составляет 103 305 м2 на десяти уровнях, учитывая технические и парковочные помещения, которые простираются до площади Пьяцца, за исключением мастерской Бранкузи площадью 600 м2 и Ircam. Высота между каждой площадкой составляет семь метров под потолком, за исключением площадки для форума, которая составляет десять метров.

Bpi, вход в который теперь не зависит от форума и в котором есть собственный кафетерий, занимает треть мезонина 1-го уровня и уровни 2 и 3, что составляет около 17 000 м2, включая 10 400 м2 читальных залов. Остальная часть здания, площадью около 28 000 м2, фактически принадлежит Национальному музею современного искусства, площадь выставочных площадей которого составляет 18 710 м2, из которых 12 210 м2 предназначены для национальных коллекций, и его пристройкам (библиотека Кандинского, книжные магазины, магазин, учебные мастерские, конференц-залы и выставок, поскольку последние в основном связаны с планировкой музея и его коллекциями) или приносят пользу непосредственно музею, например, обеденные зоны на мезонинных уровнях и шестом этаже, предназначенные для временных выставок. Каждый уровень образует обширное плато, полностью регулируемое, вся несущая конструкция, а также различные технические воздуховоды, расположенные на периферии здания, придают ему очень характерный внешний вид, который некоторые критики сравнивают с нефтеперерабатывающим заводом в центре города.город. Все вертикальные потоки, люди и жидкости ограничены фасадом : отличительной чертой здания являются цветные наружные трубы. Линии кондиционирования воздуха синие, водопроводные трубы зеленые, а линии электропередач желтые. Лифты красные. Белые трубы - это вентиляционные шахты для подземных помещений. Видны даже металлические балки, из которых состоит конструкция.

Намерение архитекторов состояло в том, чтобы разместить логистические службы за пределами корпуса здания, чтобы полностью посвятить весь интерьер его музейному назначению. Одним из недостатков является высокая степень защиты от коррозии при техническом обслуживании. Несколько необычная дань уважения металлической архитектуре двадцатого века и архитектурному модернизму, с множеством ссылок и цитат, здание можно было назвать последним великим современным зданием и первым великим постмодернистским зданием : « это здание, которое притворяется, это пародия на технологию » (Ренцо Фортепиано).

С верхних этажей открывается широкий вид на Париж. Доступ к нему осуществляется по диагонали наружных эскалаторов, которые, пересекая весь фасад зигзагообразно, придают зданию его визуальную подпись.

Уличные художники оживляют площадь Жоржа Помпиду (также называемую Пьяцца Бобур), которая выходит окнами на музей. В соседнем бассейне выставлены фонтаны, состоящие из движущихся статуй Тингели (металлические конструкции) и Ники де Сен-Фалль (красочные формы). Этот фонтан (Фонтан Стравинского) является так называемым произведением искусства на месте, поскольку художники создали его именно для этого места. Она символизирует музыку (звуки, издаваемые потоком воды или механизмами) и была размещена рядом с Институтом акустических/музыкальных исследований и координации (Ircam).

В 2018 и 2019 годах в здании будут проведены капитальные работы, в первую очередь по улучшению теплоизоляции и расширению помещений для приема посетителей. Таким образом, по окончании работ гусеница будет кондиционирована. На время проведения работ мероприятие продолжится, публика будет перенаправлена к лифтам.

26 января 2021 года министр культуры Розелин Бачело объявила о масштабных реставрационных работах, которые будут проводиться с 2023 по 2027 год. 10 мая 2023 года министр культуры Рима Абдул Малак объявила о реконструкции Центра Помпиду и его закрытии на работы с 2025 по 2030 год. Бюджет этой операции оценивается в 262 миллиарда евро

 

Управление

Статус и организация

В соответствии с законом № 75-1 от 3 января 1975 года о создании Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду центр является « национальным общественным учреждением культурного характера ». Его цель состоит в том, чтобы « способствовать созданию произведений искусства и духа, способствовать обогащению культурного наследия нации, информированию и обучению общественности, распространению художественного творчества и коммуникации [ ... ] [и] обеспечивает функционирование и анимацию в сотрудничестве с государственными или частными организациями, связанными с ним, культурного ансамбля, посвященного всем формам художественного творчества, особенно в области пластических искусств, акустических и музыкальных исследований, промышленной эстетики, кинематографического искусства, а также для публичного чтения » (статья 1).

Центр Помпиду отличается тем, что является государственным учреждением, с которым связаны несколько организаций, обладающих правосубъектностью :
публичная информационная библиотека (Bpi), которая является национальным государственным учреждением ;
институт акустических/музыкальных исследований и координации (Ircam), созданный в соответствии с законом об ассоциации 1901 года.

Национальный музей современного искусства / Центр промышленного творчества является частью Центра Помпиду, отделом которого он является, но не наделен юридическим лицом.

Центром руководит президент, назначаемый Советом министров сроком на пять лет и возобновляемый на трехлетний период. В административном и управленческом отношении ему помогает генеральный директор, назначаемый по его предложению ответственным министром культуры.

В 2015 году назначение Сержа Ласвинь, высокопоставленного чиновника, не занимавшего никакой должности в сфере культуры, « неизвестного миру в сфере искусства», вызвало множество комментариев в средствах массовой информации. В то время как это назначение кажется навязанным Елисейским Собором министру культуры, Орели Филиппетти осуждает « возвращение к практике, которую мы критиковали ».