Базилика Сен-Дени (Париж), Франция

 

Описание Базилики Сен-Дени

Базилика Сен-Дени (франц. Basilique royale de Saint-Denis) - это большая бывшая средневековая церковь аббатства и нынешний собор в городе Сен-Дени, северном пригороде Парижа. Здание имеет исключительное историческое и архитектурное значение, так как его хор, построенный в 1144 году, считается первым сооружением, в котором использованы все элементы готической архитектуры.

Базилика стала местом паломничества и некрополем с гробницами французских королей, в том числе почти всех королей с 10 века до Людовика XVIII в 19 веке. Французский Генрих IV приехал в Сен-Дени, чтобы официально отречься от протестантской веры и стать католиком. Королевы Франции были коронованы в Сен-Дени, а королевские регалии, включая меч, используемый для коронации королей, и королевский скипетр хранились в Сен-Дени между коронациями.

Это место возникло как галло-римское кладбище в позднеримские времена. Археологические останки все еще лежат под собором; Похоже, что похороненные там люди имели веру, которая представляла собой смесь христианских и дохристианских верований и обычаев. Около 475 года нашей эры Сент-Женевьева купила землю и построила Сен-Дени-де-ла-Шапель. В 636 году по приказу Дагоберта I мощи Сен-Дени, покровителя Франции, были перезахоронены в базилике. Мощи Сен-Дени, перенесенные в приходскую церковь города в 1795 году, были снова возвращены в аббатство в 1819 году.

В XII веке аббат Сугер перестроил части церкви аббатства, используя новаторские структурные и декоративные элементы. Говорят, что таким образом он создал первое по-настоящему готическое здание. В следующем столетии мастер-строитель Пьер де Монтрей перестроил неф и трансепты в новом готическом стиле Районнант.

Церковь аббатства стала собором в 1966 году и является резиденцией епископа Сен-Дени Паскаля Мишеля Гислена Деланного. Хотя собор известен как «Базилика Святого Дени», Ватикан не присвоил ему титул Малой базилики.

Шпиль высотой 86 метров (282 фута), демонтированный в XIX веке, должен быть восстановлен. Проект, начатый более 30 лет назад, должен был начаться в мае 2020 года и, как ожидается, продлится около 11 лет и будет стоить около 28 миллионов евро.

 

История

Ранние церкви
Собор находится на том месте, где, как полагают, был похоронен первый епископ Парижа Сен-Дени. Согласно «Житию святой Женевьевы», написанному около 520 года, он был послан Папой Климентом I для евангелизации Паризи. Он был арестован и осужден римскими властями. Вместе с двумя его последователями, священником Элевфером и диакром Рустиком, он был обезглавлен на холме Монмартр примерно в 250 году нашей эры. Согласно легенде, он, как говорят, пронес голову за четыре лиги до римского поселения Катуллиак, место нынешней церкви, и указал, что это было то место, где он хотел быть похоронен. На месте его могилы примерно в 313 году нашей эры был воздвигнут мученик или святыня-мавзолей, который был расширен в базилику с добавлением гробниц и памятников при святой Женевьеве. В их числе королевская гробница Арегонды, жены короля Хлотейра I.

Дагоберт I, король франков (правил с 628 по 637 год), преобразовал церковь в аббатство Сен-Дени, бенедиктинский монастырь в 632 году. Вскоре он вырос до общины из более чем пятисот монахов и их слуг.

Дагоберт также заказал новую святыню для останков святого, которую создал его главный советник Элигиус, ювелир по образованию. Ранняя житие святого Элигия описывает святыню:
Прежде всего, Элигий соорудил мавзолей святого мученика Дени в Париже с прекрасным мраморным киборием над ним, чудесно украшенным золотом и драгоценными камнями. Он составил гребень [на вершине гробницы] и великолепный фасад и окружил престол жертвенника золотыми топорами по кругу. Он положил туда золотые яблоки, круглые и украшенные драгоценностями. Он сделал кафедру и ворота из серебра и крышу престола жертвенника на серебряных топорах. Он сделал покрытие на месте перед гробницей и изготовил внешний жертвенник у ног святого мученика. Столько труда он вложил там по просьбе царя и вылил столько, что в Галлии почти не осталось ни единого украшения, и это по сей день является величайшим чудом из всех.

Каролингская церковь
Во время своей второй коронации в Сен-Дени король Пепин Короткий поклялся восстановить старое аббатство. Первая церковь, упомянутая в хрониках, была начата в 754 году и завершена при Карле Великом, который присутствовал при ее освящении в 775 году. К 832 году аббатству было предоставлено выгодное место для китобойного промысла на полуострове Котантен.

Согласно одному из многочисленных мифов об основании аббатства, прокаженный, который спал в почти завершенной церкви в ночь перед запланированным освящением, стал свидетелем вспышки света, из которой появился Христос в сопровождении Сен-Дени и сонма ангелов, чтобы провести богослужение. сам обряд освящения. Перед тем как уйти, Христос исцелил прокаженного, сорвав с него больную кожу, чтобы обнажить идеальный цвет лица. Говорят, что пятно неправильной формы на мраморной колонне было бывшей кожей прокаженного, которая прилипла к ней, когда Христос ее выбросил. Будучи освященным Христом, сама ткань здания считалась священной.

Большая часть того, что сейчас известно о церкви Каролингов в Сен-Дени, является результатом продолжительной серии раскопок, начатых американским историком искусства Самнером Макнайтом Кросби в 1937 году. Общая длина строения составляла около восьмидесяти метров, с внушительным фасадом, неф, разделенный на две части. три секции с двумя рядами мраморных колонн, трансептом и апсидой и в восточном конце. Во время важных религиозных праздников внутреннее убранство церкви освещалось 1250 лампами. Под апсидой, в подражание Собору Святого Петра в Риме, был построен склеп с Исповедью, или часовней мученика, в центре. Внутри находилась платформа, на которой был выставлен саркофаг Дениса, а по обеим сторонам - саркофаги его товарищей Рустика и Элевфея. вокруг платформы был коридор, по которому могли перемещаться паломники, и заливы с окнами. Следы росписи этого оригинального склепа можно увидеть в некоторых бухтах.

Склеп не был достаточно большим для растущего числа паломников, поэтому примерно в 832 году аббат Хильдуин построил второй склеп к западу от первого, а рядом с апсидой была построена небольшая новая часовня, посвященная Деве Марии. . Новый склеп был тщательно перестроен при Сугере в 12 веке.

Сугер и ранняя готическая церковь (12 век)

Аббат Сугер (ок. 1081 - 1151), покровитель восстановления церкви аббатства, начал свою карьеру в церкви в возрасте десяти лет и стал аббатом в 1122 году. Он был школьным товарищем, а затем доверенным лицом. и министр Людовика VI, а затем его сына Людовика VII, и был регентом Людовика VII, когда король отсутствовал в крестовых походах. Он был опытным сборщиком средств, собирал сокровища для собора и собирал огромные суммы на его восстановление. Примерно в 1135 году он начал реконструкцию и расширение аббатства. В своем знаменитом отчете о работе, проделанной во время его правления, Сугер объяснил свое решение восстановить церковь из-за ветхого состояния старого здания и его неспособности справиться с толпами паломников, посещающих святыню Сен-Дени.

В XII веке, во многом благодаря Сугеру, базилика стала главным святилищем французской королевской семьи, соперничая с Реймским собором, где короновались короли. Аббатство также сохранило регалии коронации, включая мантии, короны и скипетр. Начиная с 1124 года и до середины 15 века, короли отправлялись на войну с oriflamme, или боевым флагом, Сен-Дени, чтобы обеспечить королю защиту святого. Его вывезли из аббатства только тогда, когда Франция оказалась в опасности. Флаг был списан в 1488 году, когда парижане открыли ворота Парижа для вторжения английской и бургундской армий.


Первая фаза: западный фронт (1135–1140 гг.)
Сугер начал свой проект перестройки в западной части Сен-Дени, разрушив старый каролингский фасад с единственной центральной дверью. Он расширил старый неф на запад, добавив еще четыре пролета и добавил массивный западный нартекс, включив новый фасад и три часовни на уровне первого этажа.

В новом дизайне массивные вертикальные контрфорсы разделяли три дверных проема и горизонтальные струнные ряды, а оконные аркады четко выделяли эти перегородки. Это четкое разграничение частей должно было повлиять на последующий дизайн западного фасада как общую тему в развитии готической архитектуры и заметный отход от романского стиля. Сами порталы были запечатаны позолоченными бронзовыми дверями, украшенными сценами из Страстей Христовых. Они четко записали покровительство Сугера со следующей надписью;

На перемычке под большим тимпаном, изображающим Страшный суд, под резной фигурой преклонившего колени аббата была начертана более скромная просьба;

Прими, суровый Судья, молитвы твоего Сугера, Позволь мне быть милосердно причисленным к твоим овцам.

Вторая фаза: новый хор, (1140–1144)
Западное расширение Сугера было завершено в 1140 году, и три новые часовни в притворе были освящены 9 июня того же года, но романский неф между ними еще не изменился. Он писал о новом притворе в западном конце и предлагал часовни на востоке: «Как только новая задняя часть соединяется с передней частью, церковь сияет своей средней частью. ярким и ярким является благородное здание, пронизанное новым светом ».

Большим нововведением Сугера в новом хоре была замена тяжелых перегородок в апсиде и амбулатории тонкими колоннами, так что внутренняя часть этой части церкви была наполнена светом. Он описал «круговую цепочку часовен, благодаря которой вся церковь будет сиять чудесным и непрерывным светом самых светлых окон, проникая во внутреннюю красоту».

Каменщики Сугера использовали элементы, которые развились или были введены в романскую архитектуру: ребристый свод с заостренными арками и внешние контрфорсы, которые позволили иметь окна большего размера и устранить внутренние стены. Это был первый раз, когда все эти черты были собраны вместе; и новый стиль радикально эволюционировал от предыдущей романской архитектуры за счет легкости конструкции и необычно большого размера витражей.

Новая архитектура была полна символизма. Двенадцать колонн в хоре представляли двенадцать апостолов, а свет представлял Святого Духа. Как и многие французские священнослужители XII века нашей эры, он был последователем Псевдо-Дионисия Ареопагита, мистика VI века, который приравнивал малейшее отражение или блеск божественному свету. Собственные слова Сугера были вырезаны в нефе: «Ибо ярко то, что ярко сочетается с ярким /, и ярко - благородное здание, которое пронизано новым светом». Следуя примеру Сугера, большие витражи, наполняющие интерьер мистическим светом, стали характерной чертой готической архитектуры.

 

В перестройке XII века участвовали два разных архитектора или мастера-каменщики. Оба остаются анонимными, но их работы можно различить по стилистическим признакам. Первый, кто отвечал за начальные работы в западной части, отдавал предпочтение традиционным романским капителям и лепным профилям с богатой и индивидуальной детализацией. Его преемник, завершивший западный фасад и верхние этажи нартекса, прежде чем приступить к строительству нового хора, продемонстрировал более сдержанный подход к декоративным эффектам, опираясь на простой репертуар мотивов, которые, возможно, оказались более подходящими для более светлых. Готический стиль, который он помог создать.

Портал Валуа был последним из готических построек, спроектированных Сугером. Он был спроектирован для первоначального здания, но еще не был начат, когда Сугер умер в 1151 году. В 13 веке он был перенесен в конец нового трансепта на северной стороне церкви. Скульптура портала включает шесть стоящих фигур в объятиях и тридцать фигур в voussures, или арках, над дверным проемом, которые, вероятно, представляют царей Ветхого Завета. Сцена в тимпане над дверным проемом изображает мученичество Сен-Дени. По своей реалистичности и утонченности они были визитной карточкой готической скульптуры.

Новое строение было завершено и освящено 11 июня 1144 года в присутствии короля. Таким образом, аббатство Сен-Дени стало прототипом для дальнейшего строительства в королевских владениях северной Франции. Во времена правления Анжуйской династии этот стиль был завезен в Англию и распространился по Франции, Нидерландам, Германии, Испании, северной Италии и Сицилии.

Реконструкция нефа - районный стиль - начало Королевского некрополя (13 век).
Сугер умер в 1151 году при незавершенной готической реконструкции. В 1231 году аббат Одо Климент начал работы по перестройке каролингского нефа, который оставался несочетаемым между готическими произведениями Сугера на востоке и западе. И неф, и верхняя часть хора Сугера были заменены в стиле районной готики. С самого начала кажется, что аббат Одо с одобрения регента Бланша Кастилии и ее сына, молодого короля Людовика IX, планировал, что новый неф и его большое пересечение будут иметь более четкую направленность в качестве французского «королевского некрополя». , или место захоронения. Этот план был выполнен в 1264 году при аббате Вандомском Мэтью, когда кости 16 бывших королей и королев были перемещены в новые гробницы, расположенные вокруг перекрестка, восьми монархов Каролингов на юге и восьми капетингов на севере. Эти гробницы с реалистичными резными лежачими изображениями или гизантами, лежащими на приподнятых основаниях, были сильно повреждены во время Французской революции, хотя все, кроме двух, были впоследствии восстановлены Виолле ле Дюк в 1860 году.

Темный романский неф с его толстыми стенами и небольшими оконными проемами был перестроен с использованием самых последних технологий в том, что теперь известно как районная готика. Этот новый стиль, который отличался от более ранних работ Сугера так же, как они отличались от своих романских предшественников, сократил площадь стен до абсолютного минимума. Сплошная кладка была заменена обширными оконными проемами, заполненными блестящими витражами (все они были разрушены во время Революции) и прерваны только самым тонким узором из брусков - не только в фонарях, но и, возможно, впервые, в обычно темном трифории. уровень. Верхние фасады двух значительно увеличенных трансептов были заполнены двумя впечатляющими окнами-розетками шириной 12 метров. Как и в случае с более ранними восстановительными работами Сугера, личность архитектора или главного каменщика остается неизвестной. Хотя его часто приписывают Пьеру де Монтрей, единственным свидетельством его причастности является не связанный с ним документ 1247 года, в котором он упоминается как «масон из Сен-Дени».

15-17 века

В последующие века собор дважды подвергался разграблению; один раз во время Столетней войны ((1337-1453) и снова во время религиозных войн (1562-1598). Ущерб был в основном ограничен сломанными гробницами и драгоценными предметами, украденными из алтарей и сокровищниц. Многие изменения были внесены при Мари де ' Медичи и более поздние королевские семьи. Сюда входило строительство часовни, примыкающей к северному трансепту, которая служила гробницей для монархов династии Валуа (позже снесена). форма куполообразной «ротонды» с колоннадой, примыкающей к северному трансепту базилики и содержащей гробницу Валуа. и демонстрация скелета усатого кита в нефе в 1771 году. раннеготические колонны-статуи, которые Сугер использовал для украшения западного фасада (в 19 веке они были заменены точными копиями). В 1700 году началась реконструкция монастырских построек, примыкающих к церкви. е середина 18 века. В этих зданиях Наполеон устроил школу для дочерей членов французского Почетного легиона, которая действует до сих пор.

Французская революция и Наполеон
Из-за своей связи с французской монархией и близости к Парижу аббатство Сен-Дени было главной целью революционного вандализма. В пятницу, 14 сентября 1792 г., монахи отслужили свои последние службы в монастырской церкви; приказ был расторгнут на следующий день. Церковь использовалась для хранения зерна и муки. В 1793 году Французский конвент, революционное правительство, распорядился о разрушении гробниц и разрушении королевских гробниц, но они согласились создать комиссию для отбора памятников, представляющих исторический интерес, для сохранения. В 1798 году они были перенесены в часовню Пети-Огюстен, которая позже стала Музеем французских памятников.

Большинство средневековых монастырских построек было снесено в 1792 году. Хотя сама церковь осталась стоять, она была подвергнута освящению, ее сокровищница конфискована, а мощи и литургическая мебель переплавлены, чтобы вернуть себе металлическую ценность. Некоторые объекты, включая чашу и акваманил, подаренные аббатству во времена Сугера, были успешно спрятаны и сохранились до наших дней. Фигуры косяка фасада, олицетворяющие ветхозаветную королевскую семью, ошибочно идентифицированные как изображения королевских французских королей и королев, были удалены с порталов, а скульптура тимпаны стерта.

В 1794 году правительство решило убрать свинцовую черепицу с крыши, чтобы переплавить ее и сделать пули. Из-за этого внутреннее убранство церкви сильно пострадало от непогоды.

19 век - реконструкция и реновация
Церковь была повторно освящена Наполеоном в 1806 году, и он определил ее в качестве будущего места для его собственной гробницы и гробниц его предполагаемой династии. Он также приказал построить три часовни в честь последних французских королей, построил часовню под руководством своего дяди, кардинала Феша, которая была украшена богато резными хорами и маркетри из Шато де Гайон. раздел ниже).

После падения Наполеона прах предыдущего короля Людовика XVI был торжественно перенесен с кладбища Мадлен в Сен-Дени. Последним королем, захороненным в Сен-Дени, был Людовик XVIII в 1824 году.

В 1813 году Франсуа Дебре был назначен главным архитектором собора, и он более тридцати лет успел восстановить разрушенный в результате революции. Позже он был наиболее известен своим дизайном Зала Ле Пелетье, главного оперного театра Парижа до Оперы Гарнье в 1873 году. Он заменил верхние витражи в нефе изображениями исторических королей Франции и добавил новые окна. к трансепту, изображающему реконструкцию, и посещение в июле 1837 года Собора короля Луи Филиппа. 9 июня в шпиль башни ударила молния и разрушила. Дебре быстро установил новый шпиль, но он не до конца понимал принципы готической архитектуры. Он допустил ошибку в новой конструкции, в результате чего в 1845 году шпиль и башня рухнули под собственным весом.

 

Дебре подал в отставку, и его заменил Эжен Виолле-ле-Дюк, которого поддерживал Проспер Мериме, французский писатель, возглавлявший кампанию по восстановлению разрушенной готической архитектуры во Франции. Виолле-ле-Дюк продолжал работать над аббатством до своей смерти в 1879 году и заменил многие творения, задуманные Дебре. Виолле-ле-Дюк сосредоточился на гробницах, переставляя и преобразовывая части интерьера в огромный музей французской скульптуры. В 1860-х годах император Луи Наполеон попросил Виолле-ле-Дюк построить в склепе для него и его династии императорский отсек, но он был свергнут и отправился в изгнание до того, как это началось.

20 и 21 века
В 1895 году, когда капитул, созданный Наполеоном, был распущен, церковь потеряла свой соборный статус и превратилась в приходскую. Он не стал собором до 1966 года, когда была создана новая епархия Сен-Дени. Официальное название - «Baslilique-cathédrale de Saint-Denis».

В декабре 2016 года, через 170 лет после демонтажа северной башни и после нескольких фальстартов, Министерство культуры снова предложило ее реконструкцию, сделав вывод, что это технически осуществимо, хотя и без государственного финансирования. С тех пор была создана ассоциация Suivez la flèche («Следуй за шпилем») под председательством Патрика Браузека для поддержки реконструкции с целью сбора необходимых средств путем открытия работ по реконструкции для широкой публики по образцу Замок Геделон. В марте 2018 года министерство культуры подписало с ассоциацией договор об официальном запуске проекта реконструкции, который должен начаться в мае 2020 года. Однако по состоянию на весну 2021 года работы еще не начались.

Внешний вид
Западный фронт
Западный фасад церкви, освященный 9 июня 1140 года, разделен на три части, каждая с отдельным входом, символизирующая Святую Троицу. Зубчатый парапет проходит через западный фасад и соединяет башни (еще не достроенные в 1140 году), демонстрируя, что фасад церкви был символическим входом в небесный Иерусалим.

Этот новый фасад, шириной 34 метра (112 футов) и глубиной 20 метров (66 футов), имеет три портала, центральный из которых больше, чем с каждой стороны, что отражает относительную ширину центрального нефа и боковых проходов. На это трехстороннее расположение явно повлияли норманско-романские фасады конца 11-го века аббатских церквей Св. Этьена. Они также разделяли с ними трехэтажный фасад и фланговые башни. Сохранилась только южная башня; северная башня была разобрана после торнадо, обрушившегося в 1846 году.

Западный фасад изначально был украшен серией статуй-колонн, представляющих царей и королев Ветхого Завета. Они были удалены в 1771 году и в основном были уничтожены во время Французской революции, хотя некоторые головы можно увидеть в Музее Клюни в Париже.

Бронзовые двери центрального портала современны, но являются точной копией оригинальных дверей, на которых изображены Страсти Христовы и Воскресение.

Еще одна оригинальная особенность была добавлена ​​строителями Сугера; окно-роза над центральным порталом. Хотя маленькие круглые окна (окули) в треугольных тимпанах были обычным явлением на западных фасадах итальянских романских церквей, это, вероятно, был первый пример окна-розы в квадратной рамке, которое должно было стать доминантой готических фасадов северной Франции. (скоро будут скопированы в Шартрском соборе и многих других).

Чевет и трансепты
Чевет в восточной части собора был одной из первых частей постройки, перестроенной в готическом стиле. Работа была заказана аббатом Сугером в 1140 году и завершена в 1144 году. Она была значительно изменена при молодом короле Людовике IX и его матери, Бланш Кастильской, регенте Королевства, начиная с 1231 года. Апсида была построена намного выше, вдоль со ступицей. К чевету были добавлены большие аркбутаны, чтобы поддерживать верхние стены и делать возможным установку там огромных окон. В то же время трансепт был увеличен и снабжен большими окнами-розетками в новом районном стиле, разделенными на несколько стрельчатых окон, увенчанных трехлепестковыми окнами и другими геометрическими формами, вписанными в круги. Стены нефа с обеих сторон были полностью заполнены окнами, каждое из которых состояло из четырех ланцетов, увенчанных розой, и заполняло все пространство над трифорием. Верхние стены, как и чевет, поддерживались аркбутанами, основания которых располагались между часовнями рядом с нефом.

Северный и южный порталы

Порт-де-Валуа, или северный портал, был первоначально построен в 12 веке, ближе к концу жизни Сугера, а затем перестроен в конце северного трансепта в 13 веке. По словам Сугера, у первоначального входа на севере была не скульптура, а мозаика, которую Сугер заменил скульптурой в 1540 году. Это считается важным шагом в истории готической скульптуры из-за мастерства резьбы и отсутствия жесткости фигур. В амбразурах шесть фигур, а в арках над дверью - тридцать фигур, которые представляют королей, вероятно, ветхозаветных, а тимпан над дверью иллюстрирует мученическую кончину Сен-Дени и его товарищей Элевфира и Рустика. . Этот портал был одной из последних работ, заказанных Сугером; он умер в 1151 году, не дожив до завершения. Первоначальная скульптура, разрушенная во время революции, была заменена скульптурой начала 19 века работы Феликса Бруна.

Тимпан южного портала иллюстрирует последние дни Дениса и его товарищей перед их мученической смертью. Пьедройт заполнены медальонами, символизирующими труды дней месяца.

Интерьер
Неф и хор
Неф, часть к западу от церкви, предназначенная для обычных верующих, и хор, часть на востоке, предназначенная для духовенства, были перестроены в готическом стиле в 13 веке после апсиды на востоке и западе. фронт. Как и другие готические церкви в Иль-де-Франс, его стены были трехуровневыми; большие арки из массивных столбов на первом этаже; узкий трифорий или проход посередине стены; изначально без окон; и ряд высоких окон наверху. Тонкие колонны поднимались от столбов вверх по стенам, чтобы поддерживать четырехсекционные ребристые своды. В результате районной реконструкции в трифории были установлены окна, а верхние стены были полностью заполнены стеклом, которое доходило вверх до сводов сводов, заливая церковь светом.

Дисамбулатория и часовни
Чевет был построен Сугером в рекордно короткие сроки, всего за четыре года, между 1140 и 1140 годами, и стал одним из первых великих воплощений готической архитектуры. Двойная дисамбуляция разделена не стенами, а двумя рядами колонн, а внешние стены, благодаря контрфорсам на внешней стороне, заполнены окнами. Новая система позволила свету проникать внутрь хора. Дисамбулатория соединяется с пятью излучающими лучами часовнями в восточной части собора, в которых есть собственные большие окна. Чтобы придать им большее единство, пять часовен имеют одну и ту же систему сводчатых крыш. Чтобы сделать стены между часовнями еще менее заметными, они замаскированы сеткой из тонких колонн и узора.

Апсида с двумя амбулаториями и осевыми часовнями была в значительной степени перестроена в XII веке, чтобы гармонично соединиться с новым и большим нефом, но были предприняты большие усилия для сохранения ранних готических элементов, созданных Сугером, включая двойную амбулаторию с большим окна. Для этого в склепе были установлены четыре больших столба для поддержки верхнего уровня, а стены первого траверса святилища были расположены под углом, чтобы соединиться с более широким трансептом.

В базилике сохранились витражи многих периодов (хотя большинство панелей времен Сугера были сняты для долгосрочной консервации и заменены фотографическими прозрачными пленками), в том числе исключительное современное стекло и набор из 12 мизерикордов.

Склеп и королевские гробницы
Роль Сен-Дени как некрополя французских королей формально началась при Хью Капете (987-996), но несколько более ранних королей уже имели там свои гробницы. Это место было выбрано из-за связи с Сен-Дени, первым епископом Парижа и основателем христианства во Франции, могила которого, как полагали, находилась там. Все, кроме трех монархов Франции с 10 века до 1789 года, хранят здесь свои останки. Останки некоторых монархов, в том числе Хлодвига I (465–511), были перенесены в Сен-Дени из других церквей.

Склеп под церковью разделен на две части; более старый, или археологический склеп, расположен под трансептом и был первоначально построен примерно в 775 году нашей эры, когда аббатство было реконструировано аббатом Фульдиадом. В нем был проход, позволяющий паломникам перемещаться вокруг мощей Сен-Дени и его спутников. на дисплее в центре. Он освещался чередованием маленьких окон в стенах и светильников в нишах.

 

Склеп был перестроен и расширен на восток Сугером. Стены были украшены слепыми арками, разделенными колоннами, капители которых иллюстрируют библейские сцены и сцены из жизни Сен-Дени. Тридцать девять из шестидесяти двух первоначальных романских столиц все еще находятся на своих местах. Шугар построил новую амбулаторию, соединенную с лучезарными часовнями.

Во время правления Генриха IV центральная часть этого склепа была посвящена династии Бурбонов, но сами гробницы были простыми свинцовыми гробами в деревянных ящиках. Чучела многих королей и королев находятся на их могилах, но их тела были удалены во время Французской революции. Древние монархи были удалены в августе 1793 года, чтобы отпраздновать революционный фестиваль Воссоединения, затем были удалены монархи Валуа и Бурбоны, чтобы отпраздновать казнь Марии-Антуанетты в октябре 1793 года. Тела были брошены в три траншеи и покрыты известью, чтобы уничтожить их. Специалист по охране природы Александр Ленуар спас многие памятники, заявив, что они являются произведениями искусства для своего Музея французских памятников. Тела нескольких английских монархов Плантагенетов также были вывезены из аббатства Фонтевро во время Французской революции. Наполеон Бонапарт вновь открыл церковь в 1806 году, но оставил королевские останки в братских могилах. В 1817 году восстановленные Бурбоны приказали вскрыть братские могилы, но только части трех тел остались нетронутыми. Остальные кости 158 тел были собраны в склепе в склепе церкви за мраморными плитами с их именами.

В более поздние годы могилы были размещены вдоль проходов, окружавших хор и неф. В 13 веке король Людовик VII (Сент-Луис) заказал ряд важных гробниц более ранних королей и французских исторических деятелей, останки которых были собраны в других церквях. К ним относятся гробницы Хлодвига I Карла Мартеля, Констанции Кастильской, Пипина Короткого, Роберта Благочестивого и Хьюга Капета (которые исчезли во время революции). Все новые гробницы были выполнены в том же стиле и костюме, с покоящейся фигурой, держащей посох, чтобы проиллюстрировать преемственность французской монархии.

Выраженные гробницы эпохи Возрождения театральны и разнообразны. Самая большая из них - Людовика XII (умер в 1515 г.) и его жены Анны Бретанской (умерла в 1514 г.). Он имеет форму белого мраморного храма, заполненного и окруженного фигурами. Внутри него король и королева реалистично изображены в предсмертных муках, аллегорические фигуры, сидящие вокруг храма, изображают добродетели короля и королевы. На крыше гробницы снова изображены король и королева, стоящие на коленях и спокойно молящиеся, празднуя победу над смертью благодаря своим добродетелям.

Памятник Генриху II Французскому и Екатерине Медичи (1559 г.) придерживался аналогичного формата; римский храм (в данном случае спроектированный знаменитым архитектором эпохи Возрождения Приматриче со скульптурой на крыше, изображающей короля и королеву в молитве. Король кладет руку на сердце, показывая свою католическую веру в период религиозных конфликтов.

В 19 веке, после восстановления монархии, король Людовик XVIII приказал перевезти останки Людовика XVI и Марии-Антуанетты в Сен-Дени. Тело дофина, умершего от болезни и безнадзорности от рук революционеров, похоронили в безымянной могиле на парижском кладбище недалеко от Храма. Во время изгнания Наполеона на Эльбу восстановленные Бурбоны приказали обыскать трупы Людовика XVI и Марии Антуанетты. Они были найдены 21 января 1815 года, привезены в Сен-Дени и помещены в склеп археологов. Их могилы покрыты черными мраморными плитами, установленными в 1975 году.

Король Людовик XVIII после его смерти в 1824 году был похоронен в центре склепа, рядом с могилами Людовика XVI и Марии Антуанетты. Гробы членов королевской семьи, умерших между 1815 и 1830 годами, также были помещены в хранилища. Под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка церковные памятники, переданные в Музей французских памятников, были возвращены церкви. Труп короля Людовика VII, который был похоронен в аббатстве Барбо и могила которого не была затронута революционерами, был доставлен в Сен-Дени и похоронен в склепе. В 2004 году мумифицированное сердце дофина, мальчика, который был бы Людовиком XVII, подлинность которого была подтверждена тестированием ДНК, было помещено в хрустальную вазу и запечатано в стене склепа.

Ризница

Ризница, комната, где священнослужители традиционно облачались в облачения, была преобразована архитектором Жаком Селлерье в 1812 году в неоготическую галерею фресок, изображающих сцены из истории собора. К ризнице добавлено произведение «Аллегория божественного слова», картина Симона Вуэ, которая первоначально была заказана Людовиком XIII для ретабла замка Сен-Жермен-ан-Ле. Он был приобретен для собора Управлением национальных памятников в 1993 году. В стенных шкафах также представлена ​​подборка ценных предметов из собрания собора.

Искусство и украшения
Витраж
Аббат Сугер заказал большое количество витражей для нового чевета, но сохранилось лишь очень небольшое количество оригинального стекла времен Сугера. В 19 веке его собрал Эжен Виолле-ле-Дюк, и он был встроен в окна в шевете. Оригинальное стекло включает в себя фигуру Сугера, простирающегося ниц у ног Христа, в окне под названием «Детство Христа»; Древо Иессея, иллюстрирующее генеалогию Христа, в часовне Оси; «Аллегории святого Павла» и «Жизнь Моисея» в четвертой лучезарной часовне на севере; «Видение Иезекииля под знаком тау», первоначально из группы, иллюстрирующей Страсти Христовы, в часовне четвертого района на юге, в левом отсеке и третьем регистре. Еще один фрагмент оригинального окна времен Сугера, изображающий мифическую грифонсу, символ Рая, находится во второй лучащейся часовне на севере. Другие сцены, описанные Сугером, показывающие паломничество Карла Великого и крестовые походы, исчезли.

Большая часть нынешних витражей относится к 19 веку, когда церковь начали восстанавливать после повреждений, нанесенных революцией. Архитектор Франсуа Дебре спроектировал первые неоготические окна нефа в 1813 году. К ним относятся верхние окна нефа, которые представляют королей и королев Франции. Более поздние верхние окна южного трансепта изображают восстановление церкви и, в частности, визит туда последнего короля Франции Луи Филиппа I в 1837 году. Эта большая группа окон была спроектирована художником Жан-Батистом Дебре, братом архитектора.

Скульптура
Новая скульптура Сен-Дени на западном фасаде оказала большое влияние на готический стиль. Влиятельные черты нового фасада включают высокие и тонкие статуи ветхозаветных пророков и королей, прикрепленные к колоннам (фигурки косяков), обрамляющим порталы (разрушенные в 1771 году, но зафиксированные на рисунках Монфокона). Они также были приняты в соборах Парижа и Шартра, построенных несколько лет спустя, и впоследствии стали характерной чертой почти каждого готического портала.

Статуи на портале Валуа, на трансепте Сен-Дени, сделанные в 1175 году, имеют очень вытянутые и выразительные фигуры, а также оказали большое влияние на готическую скульптуру. Они были противоположностью более сдержанных и величественных фигур Шартрского собора, сделанных примерно в то же время.

Над дверными проемами центральный тимпан был вырезан с изображением Христа в величии, показывая его раны с мертвыми, выходящими из своих гробниц внизу. Сцены мученичества Сен-Дени были вырезаны над южным (правым) порталом, а над северным порталом была мозаика (потеряна), хотя это, как выразился Сугер, «противоречило современным обычаям». От оригинальной скульптуры осталось очень мало, большая часть того, что сейчас видно, является результатом довольно неуклюжих реставрационных работ в 1839 году. Некоторые фрагменты оригинальных скульптур сохранились в коллекции Музея Клюни.

Хоровые киоски
Хоровые скамейки, места, предназначенные для духовенства, имеют особенно прекрасную резьбу, особенно на мизерикорде, небольшом сиденье в каждой стойле, на котором духовенство могло отдыхать, стоя в течение длительного времени. Прилавки были построены в 16 веке и первоначально располагались в высокой часовне Шато де Гайон в департаменте Эр. В 1805 году Наполеон Бонапарт решил создать три новые часовни в Сен-Дени, а также капитул епископов под руководством своего дяди, кардинала Феша. Киоски были перенесены в Сен-Дени и установлены для их использования. Помимо резьбы по дереву, прилавки украшены сложными разноцветными религиозными сценами в маркетри.

Орган
Орган расположен на трибуне, к западу от нефа. В 1520 году в базилике был зарегистрирован орган. Более поздний орган, сделанный Креспином Карлье, был записан в 1520 году, но этот инструмент был уничтожен во время Французской революции. Церковь вновь открылась в 1806 году без органа. В 1833 году был проведен конкурс на нового строителя. Его выиграл 23-летний Аристид Кавай-Коль, и это был его первый орган. Он был завершен в 1843 году, и он начал свою карьеру как органодел.

 

Он содержит множество новшеств в романтической сфере, в частности, самый первый рычаг Баркера. С тремя руководствами и педалями он защищен лейблом Monument Historique. Он был восстановлен в 1901 году Шарлем Мутеном, а между 1983 и 1987 годами - Жан-Лу Буассо и Бертраном Каттьо. Пьер Пенсемайль, единственный титульный органист в течение 30 лет (с 1987 по 2018), провел много сольных концертов (с 1989 по 1995, затем с 2014 по 2017) и записал восемь компакт-дисков с использованием этого инструмента.

Казначейство
Собор содержал обширную сокровищницу, в основном составленную аббатом Сугером. В нем были короны (короны Карла Великого, Святого Людовика и Генриха IV Франции), крест и литургические предметы.

Захоронения
Короли
Все, кроме трех королей Франции, были похоронены в базилике (Людовик XI, Карл X и Луи Филипп I были похоронены в другом месте), а также несколько других монархов. Останки первых монархов были вывезены из разрушенного аббатства Святой Женевьевы. Некоторые из наиболее известных монархов, похороненных в базилике:
Хлодвиг I (466–511)
Хильдеберт I (496–558)
Арегунд (515 / 520–580)
Фредегунд (третья жена Хильперика I) (умер в 597 г.)
Дагоберт I (603–639)
Хлодвиг II (634–657)
Чарльз Мартель (686–741)
Пепин Короткий (714–768) и его жена Бертрада Лаонская (род. 710–727, умерла 783)
Карломан I (751–771)
Карл Лысый (823–877) (его латунный памятник был расплавлен во время революции) и его первая жена Эрментруда Орлеанская (823–869)
Карломан II (866–884)
Роберт II из Франции (972–1031) и его третья жена Констанция Арльская (986–1032)
Генрих I Франции (1008–1060)
Людовик VI Французский (1081–1137)
Людовик VII из Франции (1120–1180) и его вторая жена Констанция Кастильская (1140–1160)
Филипп II Французский (1165–1223)
Святой Людовик IX Франции (1214–1270)
Карл I Неаполитанский (1227–1285), чучело покрывает его сердечное захоронение
Филипп III Французский (1245–1285) и его первая жена Изабелла Арагонская, королева Франции (1248–1271)
Филипп IV Французский (1268–1314)
Лев V, царь Армении (1342–1393)
Карл VII, король Франции (1403–1461)
Карл VIII, король Франции (1470–1498)
Людовик XII Французский (1462–1515)
Франциск I Французский (1494–1547)
Генрих II (1519–1559) и Екатерина Медичи (1519–1589)
Франциск II (1544–1560)
Карл IX (1550–1574) (без памятника)
Генрих III (1551–1589), также король Польши (памятник сердцу захоронения)
Генрих IV (1553–1610)
Людовик XIII (1601–1643)
Людовик XIV (1638–1715)
Людовик XV (1710–1774)
Людовик XVI (1754–1793) и Мария-Антуанетта (1755–1793)
Людовик XVII (1785–1795) (только его сердце; его тело было брошено в братскую могилу)
Людовик XVIII (1755–1824)

Другая королевская семья и дворянство
Бланш Франции (дочь Филиппа IV)
Николас Анри, герцог Орлеанский (1607–1611), сын Генриха IV
Гастон, герцог Орлеанский (1608–1660), сын Генриха IV
Мария де Бурбон, герцогиня Монпансье (1605–1627), жена Гастона
Маргарита Лотарингская (1615–1672), герцогиня Орлеанская и вторая жена Гастона
Анна-Мария-Луиза д'Орлеанская (1627–1693), великая мадемуазель
Маргарита Луиза д'Орлеанская (1645–1721), великая герцогиня Тоскана
Жан Гастон Орлеанский (1650–1652), герцог Валуа
Мария Анн д'Орлеанская (1652–1656), мадемуазель де Шартр
Генриетта Мария из Франции (1609–1669), жена Карла I из Шотландии и Англии
Филипп I, герцог Орлеанский (1640–1701), брат Людовика XIV
Принцесса Генриетта Англии (1644–1670), первая жена Филиппа
Элизабет Шарлотта Пфальц (1652–1722), вторая жена Филиппа
Мария Тереза ​​Испанская (1638–1683), супруга Людовика XIV
Людовик Французский (1661–1711), Гранд Дофин
Мария Анна Виктория Баварская (1660–1690), дофин Франции, жена Людовика
Принцесса Анна Элизабет Франции (1662), дочь Людовика XIV
Принцесса Мария Анна Французская (1664), дочь Людовика XIV
Мария Тереза ​​из Франции (1667–1672), дочь Людовика XIV.
Филипп Шарль, герцог Анжуйский (1668–1671), герцог Анжуйский, сын Людовика XIV.
Луи Франсуа Французский (1672), герцог Анжуйский, сын Людовика XIV
Филипп II, герцог Орлеанский (1674–1723), регент Франции
Людовик Французский (1682–1712), герцог Бургундский
Мария Аделаида Савойская (1685–1712), герцогиня Бургундская
Людовик Французский (1704–1705), герцог Бретани
Людовик Французский (1707–1712), герцог Бретани
Карл Французский (1686–1714), герцог Берри
Мария-Луиза Элизабет д'Орлеанская (1695–1719), герцогиня Берри
На (некрещеный) д'Алансон (1711)
Шарль д'Алансон (1713) герцог Алансонский
Мария-Луиза Элизабет д'Алансон (1714 г.)

Мария Лещинская (1703–1768), супруга Людовика XV
Луиза Элизабет Французская (1727–1759), герцогиня Пармская
Анриетта Французская (1727–1752), дочь Людовика XV и близнец вышеперечисленных
Луиза Французская (1728–1733), дочь Людовика XV
Людовик Французский (1729–1765), дофин Франции (только его сердце; его тело было похоронено в соборе Сент-Этьен)
Инфанта Мария Тереза ​​Рафаэла из Испании (1726–1746), первая жена вышеупомянутого
Мария Жозефа Саксонская (1731–1767), вторая жена Людовика
Филипп Французский (1730–1733), герцог Анжуйский
Принцесса Франции Мария Аделаида (1732–1800), дочь Людовика XV
Принцесса Франции Виктуар (1733–1799), дочь Людовика XV
Принцесса Софи Французская (1734–1782), дочь Людовика XV
Принцесса Луиза Французская (1737–1787), дочь Людовика XV,
Луи Жозеф, дофин Франции (1781–1789), первый сын Людовика XVI и Марии-Антуанетты
Принцесса Софи Элен Беатрис из Франции (1786–1787), вторая дочь Людовика XVI и Марии-Антуанетты
Анри де Ла Тур д'Овернь, Виконт де Тюренн (1611–1675), генерал-маршал де Франс.

График
о. 250 г. н.э. - Мученичество Сен-Дени
после 313 г. - Строительство первой базилики
451-459 - Базилика, увеличенная Святой Женевьевой
626-639 - Дальнейшее расширение Дагоберта, первого короля, который имел гробницу в церкви
775 - Освящение новой церкви в присутствии Карла Великого
1122-1151 - Сюгер - аббат Сен-Дени.
1140-1144 - Реконструкция чевета с элементами готики.
1231 - Реконструкция верхней части и нефа
1267 - Людовик IX открывает королевский некрополь.
c. 1320-1324 гг. - Строительство шести часовен по северной стороне нефа.
1364 - Карл V из Франции заказывает гробницу в церкви.
1572 г. - Начало строительства мавзолея династии Валуа.
1771 - Удаление статуй-колонн, установленных Сугером на западном фронте.
1792 - Последний пост монахи отмечают после Французской революции.
1805 г. - начало реставрации по приказу Наполеона I.
1813 г. - начата реставрация по проекту архитектора Франсуа Дебре.
1845 - Обрушение восстановленного северного шпиля Дебре. Эжен Виолле-ле-Дюк становится главным архитектором реставрации
1862 - Базилика классифицируется как исторический памятник Франции.
1966 - Базилика становится собором нового департамента Сен-Сен-Дени.
2004 - Сердце Людовика XVII, последнего короля Бурбонов, переносится в часовню Бурбонов.