Сен-Пьер-де-Монмартр - одна из старейших сохранившихся церквей
Парижа, но менее известная из двух главных церквей Монмартра, другая
- более известная базилика Сакре-Кёр 19-го века. Сен-Пьер де
Монмартр, построенный в 1147 году, был церковью престижного
аббатства Монмартр.
Согласно самой ранней биографии святого
Игнатия Лойолы, мученичество аббатства Монмартр было местом, где
были приняты обеты, которые привели к основанию Общества Иисуса.
Хотя в соответствии с его традиционной историей, он был основан
Сен-Дени в третьем веке, только отдельные признаки галло-римской
оккупации были обнаружены на этом сильно нарушенном месте, где
Теодор Вакье, первый муниципальный археолог Парижа, идентифицировал
останки стены как принадлежащие Храму Марса, от которого Монмартр
получил свое название. В 1657 году антиквару и краеведу Анри Совалу
показали останки в саду монастыря, который он связал с храмом
Мартиса.
Ранняя церковь, остановка в девятом веке для
паломников, направляющихся к базилике Сен-Дени, в 1096 году
принадлежала графу де Мелуну. Людовик VI приобрел его в 1133 году,
чтобы основать в нем аббатство Монмартр, а церковь Меровингов была
перестроена; он был повторно освящен папой Евгением III в 1147 году
на великолепной королевской церемонии, на которой Бернар Клервоский
и Петр, аббат Клюни, выступали в качестве прислужников.
1670-е и начало 1680-х годов стали особым моментом в истории
аббатства. В те годы, когда Франсуаза Рене де Лотарингия, сестра
Мари, герцогини Гиз, была аббатисой, и особенно когда Маргарита
Луиза д'Орлеан, великая герцогиня Тосканы, находилась в замкнутом
доме (начиная с 1675 года), музыка начала играть важную роль в
религиозных службах аббатства. Марк-Антуан Шарпантье, композитор
Мари, написал религиозную музыку для исполнения там. Сообщество
бенедиктинцев переместилось в новый монастырь в 1680-х годах.
В 1794 году апсида церкви была разрушена постройкой башни Чаппе. В результате восточные части церкви не были возвращены для богослужений, когда она вновь открылась после Французской революции в 1803 году. Она была в плачевном состоянии, а кампании по реставрации в 1838-1845 и 1874 годах были слишком ограничены, чтобы предотвратить ее разрушение. Закрытие церкви по соображениям безопасности в 1896 году казалось окончательным, и решение о ее спасении было принято только в последнюю минуту. Реставрация проводилась под руководством Луи Соважо между 1900 и 1905 годами, и тогда церковь Сен-Пьер приобрела свой нынешний облик. Сегодня церковь посещают многочисленные туристы, которые, среди прочего, обращают внимание на колонны римского происхождения, используемые в нефе.