Церковь Сорбонна (Париж), Франция

 

Описание Церкви Сорбонна

Часовня Святой Урсулы де ла Сорбонна, также известная как Часовня Сорбонны, - это римско-католическая часовня, расположенная на историческом месте Сорбонны в латинском квартале Парижа. Он был перестроен в 17 веке по приказу кардинала Ришелье.

 

История

Со времен Средневековья колледж Сорбонны был оборудован часовней для молитв студентов, размещенных в этом учреждении. Это было готическое здание с латинским крестом, планировку которого до сих пор можно увидеть в главном дворе нынешней Сорбонны. Фундамент этой часовни, освященной в 1326 году, был найден при реконструкции Сорбонны в 1897 году. Освящение праздновалось 21 октября, в праздник святой Урсулы и Одиннадцати тысяч дев, хранительниц здания.

Когда в 1622 году кардинал де Ришелье стал директором Сорбоннского колледжа, последний представлял собой лишь набор разрозненных и ветхих зданий, сгруппированных вокруг первой капеллы. С 1626 года кардинал поручил Жаку Лемерсье перестроить комплекс в классическом стиле. Поскольку кардинал с самого начала планировал интегрировать свой будущий мавзолей в часовню, последняя была предметом большого внимания. Но с быстрым взлетом Ришелье в те же годы проект значительно развился. Первоначальная часовня, которая должна была быть сохранена по проекту 1626 г. как разделитель двух симметричных дворов, была окончательно снесена.

На месте Колледжа Кальви должна быть построена новая часовня, освобождающая обширный двор для расширенной Сорбонны. Эти изменения в замыслах архитектора отразились на хронологии строительства: работы над коллегией начались в 1627 г., но только в 1635 г. Ришелье приехал заложить первый камень капеллы. После дня Dupes проект все еще набирает обороты. Он не будет завершен до года смерти кардинала в 1642 году, чьи похороны проходят в обстановке произведений.

 

Архитектура

Общий дизайн
Проект Жака Лемерсье является продолжением архитектурных размышлений эпохи Возрождения и барокко над проблемой плана церквей. Он организован вокруг нефа типа базилики, но включает в себя элементы центрированного плана: трансепт не смещен к хорам, как в классическом плане латинского креста, а разрезает его посередине. Таким образом, объемы распределяются симметрично, независимо от того, входите ли вы через передний двор или внутренний двор Сорбонны. Пересечение двух осей увенчано двойным куполом на барабане с восемью окнами. Два алтаря обращены к двум входам: главный алтарь находится позади хора, а монументальный алтарь, посвященный кардиналу, обращен к крыльцу, расположенному во дворе колледжа. По бокам четыре часовни.

Часовня со стороны площади доминирует над всем фасадом колледжа. Его отличают изящные пропорции, особенно заметные издалека, и купол на барабане. Он расширяет и совершенствует работу, выполненную десятью годами ранее в церкви Сен-Пьер-Сен-Поль в Рюэй-Мальмезоне по заказу Ришелье у того же архитектора. В соответствии с церквями в стиле барокко фасад имеет два ряда наложенных друг на друга колонн коринфского ордера и составного ордера, окаймленных по полу двумя волютами. Он украшен четырьмя нишами, в каждой из которых установлена ​​статуя: вверху слева святой Фома Аквинский справа, Пьер Ломбард внизу, Босуэ справа и Жерсон слева. Четыре другие статуи продолжают завитки на вершине первого этажа, среди которых мы находим Моисея и святых Петра и Павла. Центральное окно было изменено в 19 веке, чтобы включить часы, увенчанные руками кардинала и удерживаемые двумя музами.

Сразу после постройки новая часовня завоевала энтузиазм образованного общества. Это первый крупный купольный памятник в столице. Мы читаем два фасада как два лица Рима. Колонное крыльцо во дворе действительно напоминает древний Рим Пантеона, а барочный фасад на только что расчищенной площади напоминает христианский Рим католической реформы. Сегодня он по-прежнему считается одним из шедевров классической французской архитектуры.

 

Дизайн интерьера

Внутреннее убранство было поручено Филиппу де Шампаню, создавшему картины, и Франсуа Жирардону (1628-1715) над могилой кардинала. Стойла выполнены из дуба в обшивке из красного мрамора. Внутренняя архитектура голая, из голого камня, просто украшена пилястрами и лепниной, которые украшены статуями в нишах на первом этаже. Расписной декор ограничен запрестольными образами и сводом. Четыре креста представляли четырех евангелистов. Они были изменены в 19 веке, чтобы проиллюстрировать четыре факультета нового Парижского университета: литературу, естественные науки, юриспруденцию и медицину. Согласно традиции, над главным алтарем была подвешена шляпа кардинала, увенчанная Христом на кресте времен Реставрации.

В хоре находится гробница кардинала Ришелье работы Жирардона. После смерти кардинала герцогиня Эгийонская, его наследница, исполнила его последние желания. Она заказала монументальную гробницу, которая не была завершена до 1694 года, когда тело Ришелье было помещено в склеп под кенотафом. Он состоит из белого мраморного бассейна, на котором покоится тело кардинала, поддерживаемое фигурой Религии. У его ног фигура Науки, которая также оплакивает его. Памятник несколько раз перемещался в церкви и вернулся на свое прежнее место между партерами, с кардиналом лицом к алтарю. По традиции над могилой висит кардинальская шляпа.

Над крыльцом на переднем дворе находится единственный неизмененный орган органостроителя Поля Даллери, построенный в 1825 году под руководством его отца Франсуа, преемника династии Клико. В классическом французском стиле он считается исключительным образцом органостроения начала 19 века. Поставленный в 1825 году, он принимал несколько престижных мастеров капеллы, таких как Александр-Этьен Шорон и Феликс Клеман. Отсутствие использования и обслуживания с 1885 года, в него больше нельзя играть и он даже находится в аварийном состоянии; трубы регулярно крадут или повреждают, особенно во время временных установок и каждый раз, когда Сорбонна занята.

 

Будущее памятника

Культовое использование
В течение столетий, предшествовавших Французской революции, памятник использовался для богослужений в колледже Сорбонны. По воле кардинала Ришелье также была отслужена ежегодная заупокойная месса. В период закрытия Сорбонны, между 1793 и 1808 годами, часовня была заброшена. Он был возвращен в культ в 1822 году по инициативе герцога Ришелье, тогдашнего министра иностранных дел. В 1828 году его сестра пожертвовала 10 000 франков на восстановление ежегодной мессы, которая снова была приостановлена ​​в 1848 году.

Культ был снова восстановлен в 1853 году под опекой декана факультета теологии Анри Маре, которого быстро прозвали «епископом Сорбонны». Согласно дебатам века, богослужение в Сорбонне было предметом ожесточенных споров. Часовня была окончательно закрыта для богослужений в декабре 1906 года в соответствии с законом об отделении церкви от государства. Тем не менее де-факто была установлена ​​терпимость, позволяющая проводить еженедельную мессу в межвоенный период. В 1921 году совет Парижского университета решил ежегодно в декабре отмечать юбилейную мессу кардинала Ришелье. Этот праздник является исполнением соглашения, заключенного в 1646 году между властями Сорбонны и герцогиней Эгийон.

Снова полностью вернулся к богослужению во время режима Виши, в пользу управляющего епархией Жана Руппа, Освобождение изменило ситуацию. Новый капеллан Максим Шарль, пытаясь воспользоваться предыдущей ситуацией, провел несколько пышных церемоний без разрешения, чем вызвал сопротивление ректора Гюстава Русси. Конфликт был окончательно урегулирован административным судом Парижа в 1957 году почти полным выводом из эксплуатации религиозного назначения здания. В 1969 году ректор Робер Малле после майских событий 1968 года и применения закона Фора отменил юбилейную мессу. Однако эта юбилейная месса продолжалась до 1980-х гг.. Ветхость здания, затем работа и его использование в качестве склада во время кампании по захвату Сорбонны сделали новые торжества невозможными.

превратности
Во время революции часовня Сорбонны была выведена из эксплуатации в 1793 году и разграблена в декабре 1794 года. Могилы были осквернены: память о фискальной политике Ришелье была настолько сильна, что парижское население бросилось в Сорбонну, чтобы отомстить этому символу. того, что абсолютизм познал наиболее свирепо. Гробница кардинала разворована (перебит нос), а его тело, вынутое из склепа, расчленено. Только его голова будет сохранена в двух частях, прежде чем ее заменят в 19 веке. Несколько раз эксгумированный, он был торжественно заменен в 1971 году вместе с памятной доской. Около пятидесяти гробов, найденных в склепе, были опустошены революционерами, а кости брошены в склеп. Произведения разбросаны или уничтожены, так что теперь в часовне почти нет украшений.

В 19 веке последовательно планировалось превратить его в амфитеатр, разделить на комнаты или даже разрушить. Он больше не используется, за исключением выставок или концертов, и постепенно приходит в упадок в течение 20 века. Часовня Сорбонны классифицируется как исторический памятник с 10 февраля 1887 года5. Шторм 1999 года повредил часть сооружений настолько, что в течение 2000-х годов она была закрыта из соображений безопасности. В 2004 году государство и город Париж совместно провели реставрационную кампанию по укреплению построек. Работы были завершены летом 2010 года. Едва леса были сняты, как здание было превращено в складское помещение в связи с охранной кампанией комплекса Сорбонна.

 

Некрополь

Ришелье
Помимо персонажей, уже похороненных в склепе первой капеллы, перестроенное Лемерсье здание в основном служило местом захоронения Ришелье. Принимая во внимание рассеяние революционной эпохи, мы, таким образом, теоретически находим там все или часть костей нижестоящих личностей.

В хоре
Арман Жан дю Плесси де Ришелье, основатель (похоронен в 1642 г.).

В склепе
Арман Жан де Виньеро дю Плесси, второй герцог Ришелье.
Луи Франсуа Арман де Виньеро дю Плесси де Ришелье, маршал, третий герцог Ришелье.
Арман-Эммануэль дю Плесси де Ришелье, пятый герцог Ришелье, министр Людовика XVIII.
Мария-Антуанетта де Галиффе, жена четвертого герцога.
Арманда Мария-Антуанетта де Виньеро дю Плесси де Ришелье, маркиза де Монкальм, сестра пятого герцога.
Арманд Симплиси Габриэль де Виньеро дю Плесси де Ришелье, маркиза де Жумильяк, сводная сестра пятого герцога.
Арман Франсуа Оде де ла Шапель де Сен-Жан де Жумильак, шестой герцог.
Мари Оде Ришар Арманд де ла Шапель де Сен-Жан де Жумильак, седьмой герцог.
Мари Оде Жан Арманд де ла Шапель де Сен-Жан де Жумильяк, восьмой и последний герцог, умер в Нью-Йорке и похоронен в 1952 году в склепе.
22 августа 1972 года в Париже скончалась герцогиня Элинор де Ришелье, урожденная Дуглас Уайз, американка по происхождению. Ректор Роберт Малле говорит, что готов, в соответствии с традицией, разрешить его захоронение в склепе капеллы Сорбонны, но этот вариант не оставлен за американскими наследниками герцогини. На самом деле у герцога и герцогини не было потомства; поэтому название вымерло.

Мертвые за Францию
Другие персонажи, связанные с историей Сорбонны, также хранятся под церковью:
двенадцать погибших за Францию ​​​​во время Второй мировой войны, выбранные FEN, десять магистров и два студента (депонированы 11 ноября 1947 г.);
Жан Кавайес , математик, кавалер ордена Почетного легиона, соратник Освобождения, медаль Сопротивления, Croix de guerre 1939–1945 (зарегистрирован с 1946 г.);
Джозеф Ролло (1891–1945), учитель, борец сопротивления, депортированный;
Жорж Лапьер (1886-1945), учитель, борец сопротивления, депортированный;
Раймонд Декен (1910-1944), профессор технического колледжа Лилля, борец сопротивления;
Мари-Луиза Зимберлин, учительница средней школы Ла Пра в Клюни, депортирована;
Эдмон Лакенбахер, преподаватель лицея Луи-ле-Гран, погиб на поле чести;
Стефан Пьобетта, преподаватель лицея Вольтера, борец сопротивления;
Фернан Хольвек, физик, боец ​​сопротивления;
Пол Рейсс, профессор медицинского факультета Страсбурга, борец сопротивления;
Франсуа Рауль, профессор современного колледжа Арраса, боец ​​сопротивления;
Луи Буале (1924-1944), студент;
Жан Гей (1923-16 августа 1944), студентка;

прах четырех из пяти мучеников лицея Бюффона, помещенный в общую урну в 1952 году7:
Жан-Мари Артюс, 15 лет, 1940 год;
Пьер Бенуа, 15 лет, 1940 год;
Пьер Грело, 17 лет, 1940 год;
Люсьен Легро, 16 лет, 1940 год.