Сорбонна (Париж), Франция

 

Описание Сорбонны

Парижский университет (французский: Université de Paris), метонимически известный как Сорбонна, был главным университетом в Париже, Франция, действовал с 1150 по 1970 год, за исключением 1793–1806 годов во время Французской революции.

Возникший около 1150 года как корпорация, связанная со школой собора Нотр-Дам-де-Пари, он считался вторым по возрасту университетом в Европе. Официально зафрахтованный в 1200 году королем Франции Филиппом II и признанный в 1215 году папой Иннокентием III, позже его часто называли в честь богословского колледжа Сорбонны, основанного Робертом де Сорбоном и зафрахтованного французским королем Сент-Луисом около 1257 года.

Получив международную репутацию благодаря своим академическим достижениям в области гуманитарных наук еще со времен средневековья, особенно в теологии и философии, он ввел несколько академических стандартов и традиций, которые сохранились с тех пор и распространились на международном уровне, например, докторские степени и студенческие сообщества. Огромное количество пап, членов королевской семьи, ученых и интеллектуалов получили образование в Парижском университете. Несколько колледжей того времени все еще видны недалеко от Пантеона и Люксембургского сада: Collège des Bernardins (18, rue de Poissy 75005), Hotel de Cluny (6, Place Paul Painleve 75005), College Sainte Barbe (4, rue Valette). 75005), College d'Harcourt (44 Boulevard Saint-Michel 75006) и Cordeliers (21, Rue Ecole de Medecine 75006).

В 1793 году, во время Французской революции, университет был закрыт, а в соответствии с пунктом 27 Революционного съезда имущество и здания колледжа были проданы. Новый университет Франции заменил его в 1806 году четырьмя независимыми факультетами: факультет гуманитарных наук (французский: Faculté des Lettres), факультет права (позже включая экономический), факультет естественных наук, факультет медицины и факультет теологии. (закрыт в 1885 г.).

В 1970 году после гражданских беспорядков в мае 1968 года университет был разделен на 13 автономных университетов.

 

История

Происхождение
В 1150 году будущий Парижский университет был объединением студентов и преподавателей, действовавшим как пристройка к соборной школе Нотр-Дам. Самая ранняя историческая ссылка на это находится в ссылке Мэтью Пэрис на исследования его собственного учителя (аббата Сент-Олбанса) и его принятие в «братство избранных Учителей» там примерно в 1170 году, и известно, что Лотарио деи Конти ди Сеньи, будущий папа Иннокентий III, закончил там свое обучение в 1182 году в возрасте 21 года.

Корпорация была официально признана "Universitas" в указе короля Филиппа-Огюста в 1200 году: в нем, среди прочих льгот, предоставленных будущим студентам, он позволил корпорации действовать в соответствии с церковным законом, которым будут руководить старейшины Собор Парижской Богоматери и заверил всех, кто заканчивает там курсы, что они получат диплом.

В университете было четыре факультета: гуманитарный, медицинский, юридический и теологический. Факультет искусств был самым низким по рейтингу, но также и самым большим, поскольку студенты должны были окончить его, чтобы поступить на один из высших факультетов. Студенты были разделены на четыре нации в соответствии с языком или региональным происхождением: Франция, Нормандия, Пикардия и Англия. Последняя стала известна как алеманская (немецкая) нация. Набор в каждую нацию был шире, чем следует из названий: англо-немецкая нация включала студентов из Скандинавии и Восточной Европы.

Система факультетов и наций Парижского университета (наряду с университетом Болоньи) стала моделью для всех более поздних средневековых университетов. Под управлением церкви студенты носили мантии и брили макушки в постриге, чтобы показать, что они находятся под защитой церкви. Студенты следовали правилам и законам церкви и не подчинялись королевским законам или судам. Это создало проблемы для города Парижа, так как студенты сходили с ума, и его официальному лицу приходилось обращаться в церковные суды за справедливостью. Учащиеся часто были очень маленькими, поступали в школу в 13–14 лет и оставались там от 6 до 12 лет.

12 век: Организация
Три школы были особенно известны в Париже: палатинская или дворцовая школа, школа Нотр-Дам и школа аббатства Сент-Женевьев. Упадок королевской власти повлек за собой упадок первых. Два других были древними, но в первые века их не было видно. Слава небной школы, несомненно, затмевала их славу, пока полностью не уступила место им. Эти два центра были очень посещаемыми, и многие из их учителей пользовались уважением за их обучение. Первым известным профессором школы Сент-Женевьев был Хубольд, живший в X веке. Не довольствуясь курсами в Льеже, он продолжил учебу в Париже, вступил в капитул Сен-Женевьев или присоединился к нему и своим преподаванием привлек множество учеников. Среди выдающихся профессоров школы Нотр-Дам XI века были Ламберт, ученик Фульберта Шартрского; Дрого Парижский; Манегольд Германии; и Ансельм Лаонский. Эти две школы привлекали ученых из всех стран и родили много выдающихся людей, среди которых были: Святой Станислав Щепановский, епископ Краковский; Геббард, архиепископ Зальцбургский; Святой Стефан, третий аббат Сито; Робер д'Арбриссель, основатель аббатства Фонтевро и т. Д. Трое других мужчин, которые добавили престиж школам Нотр-Дам и Сент-Женевьев, были Уильям де Шампо, Абеляр и Питер Ломбар.

Гуманистическое обучение включало грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию (тривиум и квадривиум). К высшему наставлению принадлежало догматическое и нравственное богословие, источником которого были Священные Писания и святоотеческие отцы. Завершился он изучением канонического права. Школа Сен-Виктор возникла, чтобы составить конкуренцию школам Нотр-Дам и Сент-Женевьев. Он был основан Вильгельмом Шампо, когда он перебрался в аббатство Сен-Виктор. Его самые известные профессора - Хью Сент-Викторский и Ричард Сент-Викторский.

План обучения расширился в школах Парижа, как и повсюду. Компендиум Болонского канонического права под названием Decretum Gratiani привел к разделению богословского отдела. До сих пор дисциплина Церкви неотделима от так называемого богословия; они изучались вместе под руководством одного профессора. Но для этой обширной коллекции потребовался специальный курс, который сначала был проведен в Болонье, где преподавалось римское право. Во Франции сначала Орлеан, а затем Париж воздвигли кафедры канонического права. До конца XII века декреталии Жерара Ла Пуселя, Матье д'Анжера и Ансельма (или Анселя) из Парижа были добавлены к Decretum Gratiani. Однако гражданское право не было включено в Париж. В XII веке медицину начали публично преподавать в Париже: первый профессор медицины в парижских записях - Гюго, Physicus excellens qui quadrivium documentit.

 

Профессора должны были обладать измеримыми знаниями и назначаться университетом. Претенденты должны были оцениваться путем экзамена; в случае успеха экзаменатор, который был главой школы, известный как scholasticus, capiscol и канцлер, назначал преподавателя. Это называлось лицензией или способностью преподавать. Лицензия должна была быть предоставлена ​​бесплатно. Без этого никто не мог учить; с другой стороны, эксперт не может отказать в присуждении, если заявитель этого заслуживает.

Школа Сен-Виктор, находящаяся под аббатством, предоставила лицензию самостоятельно; школа Нотр-Дам зависела от епархии, школа Сент-Женевьев - от аббатства или капитула. Епархия и аббатство или капитул через своего канцлера предоставили профессорское право владения на своих территориях, где они находились под юрисдикцией. Помимо Нотр-Дама, Сент-Женевьев и Сен-Виктора, на «острове» и на «горе» было несколько школ. «Кто бы ни, - говорит Кревье, - имел право преподавать, мог бы открыть школу, где ему заблагорассудится, при условии, что это не будет поблизости от основной школы». Так, некий Адам, который был англичанином, держал свой «возле Пти-Понта»; другой Адам, парижанин по происхождению, «преподавал на Большом мосту, который называется Пон-о-Перемен» (Hist. de l'Univers. de Paris, I, 272).

Количество учеников в столичной школе постоянно росло, так что жилья было недостаточно. Французские студенты включали принцев крови, сыновей знати и высокопоставленных дворян. Курсы в Париже считались настолько необходимыми для завершения учебы, что к ним стекалось множество иностранцев. Папы Селестина II, Адриан IV и Иннокентий III учились в Париже, а Александр III отправил туда своих племянников. Среди известных немецких и английских студентов были Отто Фрайзингенский, кардинал Конрад, архиепископ Майнца, святой Фома Кентерберийский и Джон Солсберийский; в то время как Сент-Женевьева стала практически духовной семинарией Дании. Летописцы того времени называли Париж городом литературы по преимуществу, помещая его над Афинами, Александрией, Римом и другими городами: «В то время в Париже процветала философия и все отрасли науки, и там изучались семь искусств. и их никогда не уважали ни в Афинах, ни в Египте, ни в Риме, ни где-либо еще ». ("Les gestes de Philippe-Auguste"). Поэты превозносили университет в своих стихах, сравнивая его со всем величайшим, благороднейшим и самым ценным в мире.

Чтобы позволить бедным студентам учиться, первый колледж де Дикс-Уит был основан вернувшимся из Иерусалима рыцарем по имени Хосе Лондонский для 18 ученых, которые получали жилье и 12 пенсов или динариев в месяц.

По мере развития университет становился все более институционализированным. Сначала профессора сформировали ассоциацию, поскольку, по словам Мэтью Пэрис, Иоанн Целльский, двадцать первый аббат Сент-Олбанса, Англия, был принят в состав преподавательского корпуса Парижа после того, как прошел курсы (Vita Joannis I, XXI, аббат С. Албан). Мастера, как и ученики, были разделены по национальному признаку. Албан писал, что Генрих II, король Англии, в своих затруднениях со св. Фомой Кентерберийским, хотел передать свое дело трибуналу, состоящему из профессоров Парижа, выбранных из разных провинций (Hist. Major, Генрих II, до конца 1169 г. ). Вероятно, это было началом деления по «нациям», которое впоследствии сыграло важную роль в университете. Селестина III постановила, что и профессора, и студенты имеют привилегию подчиняться только церковным судам, а не гражданским судам.

Три школы: Нотр-Дам, Сент-Женевьев и Сен-Виктор можно рассматривать как тройную колыбель стипендии Universitas, в которую входили магистры и студенты; отсюда и название университет. Генри Денифль и некоторые другие считают, что эта честь принадлежит исключительно школе Нотр-Дам (Chartularium Universitatis Parisiensis), но причины не кажутся убедительными. Он исключает Сен-Виктора, потому что по просьбе аббата и религиозного деятеля Сен-Виктора Григорий IX в 1237 году разрешил им возобновить прерванное преподавание богословия. Но в основном университет был основан около 1208 года, как показывает Бык Иннокентия III. Следовательно, школы Сен-Виктора вполне могли внести свой вклад в его формирование. Во-вторых, Денифль исключает школы Сент-Женевьевы, потому что преподавание гуманитарных наук не прерывалось. Это спорно, и на протяжении того периода преподавалось богословие. Канцлер Сент-Женевьевы продолжал давать степени в области искусств, что он бы прекратил, если бы его аббатство не имело никакого отношения к университетской организации.

13–14 века: расширение

В 1200 году король Филипп II выдал диплом «для безопасности ученых Парижа», в котором подтверждалось, что студенты подчиняются только церковной юрисдикции. Наставнику и другим офицерам запрещалось арестовывать студента за какое-либо преступление, если только не передать его церковной власти. Офицеры короля не могли вмешиваться в дела любого члена, если не имели мандата от церковной власти. Его действия последовали за инцидентом с применением насилия между студентами и офицерами у городских стен в пабе.

В 1215 году апостольский легат Робер де Курсон издал новые правила, определяющие, кто может стать профессором. Чтобы преподавать искусство, кандидат должен быть не менее двадцати одного года, изучать эти искусства не менее шести лет и работать профессором не менее двух лет. На кафедру богословия кандидат должен был быть тридцати лет, иметь восемь лет богословского обучения, из которых последние три года были посвящены специальным курсам лекций для подготовки к магистратуре. Эти занятия нужно было проводить в местных школах под руководством мастера. В Париже на человека считали ученого только благодаря занятиям с конкретными мастерами. Наконец, чистота нравов была так же важна, как и чтение. Лицензия была предоставлена ​​по обычаю бесплатно, без присяги и условий. Мастерам и ученикам разрешалось объединяться, даже по присяге, для защиты своих прав, когда иначе они не могли добиться справедливости в серьезных делах. Ни о праве, ни о медицине не упоминается, вероятно, потому, что эти науки были менее заметными.

В 1229 году отказ королевы в правосудии привел к приостановке занятий. Папа вмешался с буллой, которая началась с щедрых похвал университету: «Париж, - сказал Григорий IX, - мать наук, - это еще один Кариат-Сефер, город писем». Он поручил епископам Ле-Мана и Санлиса и архидиакону Шалона вести переговоры с французским двором о восстановлении университета, но к концу 1230 года они ничего не добились. Затем Григорий IX обратился с буллой 1231 года к парижским мастерам и ученым. Он не только уладил спор, но и уполномочил университет составить уставы, касающиеся дисциплины в школах, метода обучения, защиты диссертаций, костюма профессоров и похорон магистров и студентов (расширяя Робер де де Уставы Курсона). Что наиболее важно, папа предоставил университету право приостановить свои курсы, если в этом будет отказано в правосудии, до тех пор, пока он не получит полное удовлетворение.

Папа уполномочил Пьера Ле Манжера взимать умеренную плату за присвоение лицензии профессора. Кроме того, впервые стипендиаты должны были платить за обучение: два су в неделю, которые должны были быть внесены в общий фонд.

Ректор
Университет был организован следующим образом: во главе педагогического корпуса стоял ректор. Эта должность была выборной и непродолжительной; сначала он ограничивался четырьмя или шестью неделями. Симон де Брион, легат Святого Престола во Франции, понимая, что такие частые изменения доставляют серьезные неудобства, решил, что ректорат должен длиться три месяца, и это правило соблюдалось в течение трех лет. Затем срок продлили до одного, двух, а иногда и до трех лет. Право избрания принадлежало прокурорам четырех стран.

Четыре "нации"
«Народы» появились во второй половине XII века. Они были упомянуты в булле Гонория III в 1222 году. Позже они сформировали отдельный корпус. К 1249 году четыре нации существовали со своими прокураторами, своими правами (более или менее четко определенными) и их острым соперничеством: нациями были французы, англичане, норманны и пикарды. После Столетней войны на смену английской нации пришла германская. Четыре народа составляли факультет искусств или письма.

Территории, покрываемые четырьмя странами, были:
Французская нация: все романоязычные части Европы, кроме тех, что входят в норманнскую и пикардовскую нации.
Английская нация (переименованная в «немецкую нацию» после Столетней войны): Британские острова, германоязычные части континентальной Европы (за исключением тех, что входят в нацию Пикарда) и славяноязычные части Европы. Большинство студентов в этой стране приехали из Германии и Шотландии, и когда ее переименовали в «немецкую нацию», ее также иногда называли natio Germanorum et Scotorum («нация немцев и шотландцев»).
Нормандская нация: церковная провинция Руан, которая приблизительно соответствовала герцогству Нормандия. Это была романскоязычная территория, но она не входила в состав французской нации.

 

Нация Пикарда: романскоязычные епископства Бове, Нуайона, Амьена, Лаона и Арраса; двуязычные (романские и германоязычные) епископства Теруанн, Камбре и Турне; большая часть двуязычного епископства Льежа; и самая южная часть германоязычного епископства Утрехта (часть этого епископства, расположенного к югу от реки Маас; остальная часть епископства к северу от реки Маас принадлежала английской нации). Было подсчитано, что около половины студентов в пикардской нации говорили на романском языке (пикардский и валлонский), а другая половина - германоязычные (западно-фламандский, восточно-фламандский, брабантский и лимбургский диалекты).

Факультеты
Чтобы систематизировать знания профессоров, школы Парижа постепенно разделились на факультеты. Профессора одной и той же науки сблизились, пока сообщество прав и интересов не скрепило союз и не сделало их отдельными группами. Медицинский факультет, похоже, сформировался последним. Но четыре факультета уже были официально открыты к 1254 году, когда университет описал в письме «теологию, юриспруденцию, медицину, а также рациональную, естественную и моральную философию». Мастера богословия часто подавали пример другим факультетам - например, они первыми приняли официальную печать.

Факультеты теологии, канонического права и медицины назывались «высшими факультетами». Титул «декан», обозначающий главу факультета, вошел в употребление с 1268 г. на факультетах права и медицины и с 1296 г. на факультете теологии. Кажется, сначала деканы были старейшими мастерами. На факультете искусств по-прежнему работали четыре прокурора от четырех стран, а его главой был ректор. По мере того, как факультеты стали более организованными, разделение на четыре нации частично исчезло в теологии, юриспруденции и медицине, хотя оно продолжилось в искусствах. В конце концов, на высших факультетах остались только доктора, а бакалавров оставили факультету искусств. Таким образом, в этот период университет имел две основные степени: бакалавриат и докторскую степень. Лишь намного позже лиценциат и DEA стали промежуточными степенями.

Колледжи
Разрозненное положение ученых в Париже часто затрудняло получение жилья. Некоторые студенты снимали комнаты у горожан, которые часто требовали высокие ставки, а студенты - более низкие. Эта напряженность между учеными и гражданами переросла бы в своего рода гражданскую войну, если бы Робер де Курсон не нашел средства налогообложения. Он был поддержан в булле Григория IX 1231 года, но с важной модификацией: его выполнение должно было делиться с гражданами. Цель заключалась в том, чтобы предложить студентам убежище, в котором они не будут бояться ни раздражения со стороны владельцев, ни опасностей мира. Так были основаны колледжи (colligere, собирать); Имеются в виду не учебные центры, а простые студенческие интернаты. У каждого была особая цель, установленная для студентов одной национальности или одной и той же науки. Часто мастера жили в каждом колледже и руководили его деятельностью.

В XII веке появилось четыре колледжа; они стали более многочисленными в 13-м, включая Коллеж д'Аркур (1280 г.) и Коллеж де Сорбонна (1257 г.). Таким образом, Парижский университет принял свою основную форму. Он состоял из семи групп, четырех народов факультета искусств и трех высших факультетов теологии, права и медицины. Мужчины, которые учились в Париже, становились все более активными в высших эшелонах церковной иерархии; в конце концов студенты Парижского университета увидели в праве, что они будут иметь право на получение бенефициаров. Церковные чиновники, такие как Сент-Луис и Климент IV, щедро хвалили университет.

Помимо знаменитого Коллеж де Сорбонна, другие коллегии предоставляли жилье и питание студентам, иногда для тех, кто принадлежит к тому же географическому происхождению в более узком смысле, чем те, которые представлены нациями. Для иностранных студентов существовало 8 или 9 коллегий: старейшим из них был датский колледж Collegium danicum или dacicum, основанный в 1257 году. Шведские студенты могли в XIII и XIV веках жить в одном из трех шведских колледжей, Collegium Upsaliense, Collegium Scarense или Collegium Lincopense, названный в честь шведских епархий Уппсала, Скара и Линчёпинг.

Collège de Navarre был основан в 1305 году и первоначально был нацелен на студентов из Наварры, но из-за своего размера, богатства и связей между коронами Франции и Наварры он быстро принимал студентов из других стран. Создание Колледжа Наварры стало поворотным моментом в истории университета: Наварра был первым колледжем, предлагающим обучение своим студентам, что в то время отличало его от всех предыдущих колледжей, основанных как благотворительные учреждения, которые предоставляли жилье, но не обучение. Модель Наварры, сочетающая проживание и обучение, будет воспроизведена другими колледжами как в Париже, так и в других университетах.

 

Немецкий колледж Collegium alemanicum упоминается еще в 1345 году, шотландский колледж или Collegium scoticum был основан в 1325 году. Ломбардский колледж или Collegium lombardicum был основан в 1330-х годах. Collegium constantinopolitanum, согласно традиции, был основан в 13 веке для облегчения слияния восточной и западной церквей. Позже он был реорганизован во французское учреждение, Коллеж де ла Марш-Винвиль. Коллеж де Монтейгу был основан архиепископом Руана в 14 веке и реформирован в 15 веке гуманистом Яном Стандонком, когда он привлек реформаторов из Римско-католической церкви (таких как Эразм и Игнатий Лойола) и тех, кто впоследствии стали протестантами (Джон Кальвин и Джон Нокс).

В это время в университете также шла полемика осуждения 1210–1277 годов.

Ирландский колледж в Париже возник в 1578 году со студентами, рассредоточенными между Коллежем Монтейгу, Коллеж де Бонкур и Коллеж де Наварр, в 1677 году ему было присвоено право владения Коллеж де Ломбардов. Новый ирландский колледж был построен в 1769 году на улице Рю дю Шеваль Верт (ныне улица де Ирланде), которая существует сегодня как ирландский капелланский и культурный центр.

15–18 века: влияние во Франции и Европе
В пятнадцатом веке Гийом д'Эстутвиль, кардинал и апостольский легат, реформировал университет, исправив предполагаемые злоупотребления и внося различные модификации. Эта реформа была не столько нововведением, сколько возвратом к соблюдению старых правил, как и реформа 1600 года, проведенная королевским правительством в отношении трех высших факультетов. Тем не менее, что касается факультета искусств, реформа 1600 г. ввела изучение греческого языка, французских поэтов и ораторов, а также дополнительных классических деятелей, таких как Гесиод, Платон, Демосфен, Цицерон, Вергилий и Саллюстий. Запрет на преподавание гражданского права никогда не соблюдался в Париже, но в 1679 году Людовик XIV официально разрешил преподавать гражданское право на факультете декреталов. Таким образом, «факультет права» заменил «факультет декреталов». Между тем количество колледжей увеличилось; Кардинал Ле-Муан и Наварра были основаны в четырнадцатом веке. Столетняя война была фатальной для этих заведений, но университет приступил к исправлению ран.

Помимо преподавания, Парижский университет сыграл важную роль в нескольких спорах: в церкви во время Великого раскола; в советах, имея дело с ересями и разделениями; в государстве, во время национальных кризисов. Под властью Англии он сыграл роль в судебном процессе над Жанной д'Арк.

Гордый своими правами и привилегиями, Парижский университет энергично боролся за их сохранение, отсюда и долгая борьба с нищенскими орденами как на академической, так и на религиозной почве. Отсюда и более короткий конфликт с иезуитами, которые словом и делом заявляли о своем участии в его учении. Он широко использовал свое право принимать административные решения по случаю и необходимости. В некоторых случаях он открыто поддерживал осуждение факультета теологии и выражал осуждение от своего имени, как в случае с флагеллантами.

Его патриотизм особенно проявился дважды. Во время плена короля Иоанна, когда Париж был передан фракциям, университет стремился восстановить мир; а при Людовике XIV, когда испанцы пересекли Сомму и угрожали столице, он предоставил в распоряжение короля двести человек и бесплатно предложил степень магистра гуманитарных наук ученым, которые должны были представить свидетельства о прохождении службы в армии (Jourdain, Hist. de l'Univers. de Paris au XVIIe et XVIIIe siècle, 132–34; Archiv. du ministère de l'instruction publique).

1793: Отмена Французской революцией
Древний университет исчез вместе со старым режимом во время Французской революции. 15 сентября 1793 года Национальное собрание по ходатайству Парижского департамента и нескольких ведомственных групп постановило, что независимо от начальных школ,

<< в республике должны быть установлены три прогрессивные ступени обучения: первая - для знаний, необходимых ремесленникам и рабочим всех мастей; вторая - для получения дополнительных знаний, необходимых тем, кто намеревается освоить другие профессии общества; и третья - для тех, кто разделы обучения, изучение которых недоступно для всех людей ".

Меры должны были быть приняты незамедлительно: "Что касается исполнительных средств, департамент и муниципалитет Парижа уполномочены консультироваться с Комитетом общественного просвещения Национального собрания, с тем чтобы эти учреждения были введены в действие к 1 ноября следующего года, и следовательно, колледжи, действующие в настоящее время, и факультеты теологии, медицины, искусств и права запрещены по всей республике ". Это был смертный приговор университета. Он не должен был быть восстановлен после того, как революция утихла, не больше, чем в провинциях.

 

1806–1968: восстановление
Университет был восстановлен Наполеоном 1 мая 1806 года. Все факультеты были заменены одним центром - Французским университетом. Указ от 17 марта 1808 г. создал пять различных факультетов: права, медицины, гуманитарных наук, естественных наук и теологии; Традиционно, «Письма и науки» были объединены в один факультет «Искусство». Спустя столетие люди признали, что новая система менее благоприятна для изучения. Поражение 1870 года от руки Пруссии было частично объяснено ростом превосходства немецкой университетской системы 19 века и привело к еще одной серьезной реформе французского университета. В 1880-х годах степень «лицензии» (бакалавриат) для факультета письменности делится на: литература, философия, история, современные языки, причем французский, латинский и греческий языки являются обязательными для всех; и для факультета естественных наук: математика, физические и естественные науки; Теологический факультет упразднен республикой. В это время здание Сорбонны было полностью отремонтировано.

Май 1968–1970: остановка
Студенческие восстания в конце 1960-х были частично вызваны неспособностью французского правительства спланировать внезапный рост числа студентов университетов в результате послевоенного бэби-бума. Число студентов французских университетов резко возросло с 280 000 в 1962/63 учебном году до 500 000 в 1967/68, но в начале десятилетия во всей стране было всего 16 государственных университетов. Чтобы приспособиться к этому быстрому росту, правительство поспешно разработало внешние факультеты в качестве приложений к существующим университетам (примерно эквивалентным американским кампусам-сателлитам). У этих факультетов не было собственного университетского статуса, не хватало академических традиций, удобств для поддержки студенческой жизни или постоянных профессоров. Треть всех студентов французских университетов попала на эти новые факультеты и созрела для радикализации в результате того, что вынуждена была продолжать учебу в таких убогих условиях.

В 1966 году, после студенческого восстания в Париже, Кристиан Фуше, министр образования, предложил «реорганизацию университетского обучения на отдельные двух- и четырехлетние степени, наряду с введением критериев выборочного приема» в ответ на переполненность лекционных залов. . Недовольные этими образовательными реформами, студенты начали протестовать в ноябре 1967 года в кампусе Парижского университета в Нантере; действительно, согласно Джеймсу Маршаллу, эти реформы были восприняты «одними как проявление технократически-капиталистического государства, а другими - как попытки разрушить либеральный университет». После того, как студенческие активисты выступили против войны во Вьетнаме, кампус был закрыт властями 22 марта, а затем 2 мая 1968 года. На следующий день агитация распространилась на Сорбонну, и многие студенты были арестованы на следующей неделе. По всему Латинскому кварталу были возведены баррикады, а 13 мая прошла массовая демонстрация, собравшая студентов и рабочих на забастовку. К 22 мая количество бастующих рабочих достигло около девяти миллионов. Как объяснил Билл Ридингс:
[Президент Шарль де Голль] ответил 24 мая, призвав к референдуму, и [...] революционеры, возглавляемые неформальными комитетами действий, в ответ атаковали и сожгли Парижскую фондовую биржу. Затем правительство голлистов провело переговоры с лидерами профсоюзов, которые согласились на пакет повышения заработной платы и увеличения прав профсоюзов. Однако забастовщики просто отказались от этого плана. Когда французское государство пошатнулось, де Голль бежал из Франции 29 мая на французскую военную базу в Германии. Позже он вернулся и, при условии военной поддержки, объявил [всеобщие] выборы [в течение] сорока дней. [...] В течение следующих двух месяцев забастовки были прекращены (или разогнаны), в то время как на выборах победили голлисты с повышенным большинством.

1970: Разделение
После срыва де Голль назначил Эдгара Фора министром образования; Фору было поручено подготовить законодательное предложение по реформе французской университетской системы с помощью ученых. Их предложение было принято 12 ноября 1968 г .; в соответствии с новым законом факультеты Парижского университета должны были реорганизоваться. Это привело к разделению Парижского университета на 13 университетов.

 

Некоторые из новых университетов переняли старые факультеты и большинство их профессоров: гуманитарные науки Новой Сорбонны и Парижского университета Сорбонны; право Университета Пантеон-Ассас; естественных наук Парижским университетом Декарта и университетом Пьера и Марии Кюри.

Тринадцать университетов-преемников Парижского университета теперь разделены на три академии региона Иль-де-Франс.

Большинство из этих университетов-преемников присоединились к шести группам университетов и (высших учебных заведений) в регионе Парижа, созданным в 2010-х годах.

В 2017 году Париж IV и Париж VI объединились в Университет Сорбонны. В 2019 году Парижский университет V и Парижский университет VII объединились в новый Парижский университет, в результате чего количество университетов-преемников составило 11.

Известные люди
Врач Родольфо Роблеса
Карлос Альварадо-Ларрукау, писатель
Поль Бийя, президент Камеруна
Жан-Франсуа Дельмас, архивариус, директор Ингимбертинской библиотеки и музеев Карпентра
Аклилу Хабте-Волд, эфиопский политик, работавший в кабинете Хайле Селассие
Леонардо Лопес Лухан, мексиканский археолог и директор проекта Templo Mayor
Дармин Насутион, министр-координатор по экономическим вопросам Индонезии
Мария Васильевна Павлова (урожденная Гортинская) (1854-1939), палеонтолог, академик.
Жан Пейрелевад, французский государственный служащий, политик и бизнес-лидер.
Иссей Сагава, каннибал и убийца
Тамара Грэфин фон Найхаус, телеведущая из Германии
Мишель Сапен, заместитель министра юстиции с мая 1991 г. по апрель 1992 г., министр финансов с апреля 1992 г. по март 1993 г. и министр государственных служащих и государственных реформ с марта 2000 г. по май 2002 г.
Менахем Мендель Шнеерсон, глава движения Хабад-Любавич
Ахмад ат-Тайеб, великий имам Аль-Азхара
Пол Тайс, поверенный, дизайнер интерьеров и основатель P&T Interiors в Нью-Йорке
Жан-Пьер Тиолле, французский писатель
Лоик Ваделорг, французский историк
Ив-Мари Берсе, историк, лауреат премии Мадлен Лорен-Портемер Академии моральных и политических наук и член Академии моральных и политических наук
Пхулрену Гуха, индийский бенгальский политик и педагог, класс 1928 г.
Антуан Компаньон, профессор французской литературы в Коллеж де Франс
Филипп Контамин, историк, член Академии надписей и изящной литературы
Приди Баномёнг, тайский политик и профессор, сыгравший важную роль в разработке первых конституций Таиланда.
Дени Крузе, историк эпохи Возрождения, лауреат премии Мадлен Лорен-Портемер Академии моральных и политических наук
Марк Фумароли, член Французской академии и профессор Коллеж де Франс
Оливье Форкад, историк политических и международных отношений в Университете Париж-Сорбонна и Science-Po Paris, член Национального совета университетов Франции
Эдит Филипс, американский писатель и педагог
Жан Фавье, историк, член Академии надписей и беллетристики, президент Французской комиссии по делам ЮНЕСКО
Николя Грималь, египтолог, лауреат премии Гастона-Масперо Академии надписей и изящной литературы и член Академии надписей и изящной литературы, лауреат премии Дайаны Потье-Боэ Французской академии.
Джон Кнеллер (1916–2009), англо-американский профессор и пятый президент Бруклинского колледжа
Клод Лекуто, профессор средневековой немецкой литературы, лауреат Страсбургской премии Французской академии наук
Жан-Люк Марион, философ, член Французской академии
Даниэль Пистон, музыковед, член Академии изящных искусств
Жан-Ив Тадье, профессор французской литературы, Гран-при Французской академии.
Жан Тулар, историк, член Академии моральных и политических наук
Кхиеу Самфан, бывший лидер красных кхмеров и глава государства Демократическая Кампучия
Хайм Брезис
Филипп Ж. Сиарле
Жерар Фери
Жак-Луи Лайонс
Марк Йор
Бернард Деррида
Франсуа Лозер
Ахилле Мбембе, камерунский интеллектуальный историк, политический философ, автор книги «О постколонии», представил концепцию некрополитики.
Клэр Вуазен
Жан-Мишель Корон
Мишель Талагранд
Клод Коэн-Таннуджи
Серж Гарош
Риад Аль Соль Первый премьер-министр Ливана
Бенал Невзат Истар Ариман (1903–1990), одна из первых женщин-депутатов турецкого парламента (1935)
Абделькебир Хатиби, марокканский литературный критик, писатель, философ, драматург, поэт и социолог