Страсбургский собор

 

Описание

Собор Богоматери в Страсбурге (фр. Cathédrale Notre-Dame de Strasbourg) — римско-католическая церковь, один из важнейших соборов в истории европейской архитектуры и одно из крупнейших зданий из песчаника в мире. Как и город Страсбург в целом, Собор Богоматери сочетает в себе немецкое и французское культурные влияния.

Собор был построен из розового песчаника Вогезов между 1176 и 1439 годами на месте предыдущего здания 1015–1028 годов, которое сгорело и заменило церковь каролингского периода, сгоревшую в 1007 году. Новое здание было возведено. с северо-востока на юго-запад, сначала в романском стиле, затем в готическом стиле. По крайней мере, с 1647 по 1874 год Минстер с его северной башней высотой 142 метра был самым высоким сооружением, известным человечеству, и самым высоким зданием, построенным в средние века. Среди известных архитекторов, работавших над собором, были Эрвин фон Штайнбах и Ульрих Энзингер. Здание пострадало от бомбардировок 1870 и 1944 годов, фигурное убранство и внутреннее убранство пострадали в ходе иконоборчества Реформации, рекатолизации 1681 года и Французской революции. Женский приют (Œuvre Notre-Dame) официально отвечает за строительство и обслуживание собора не позднее 1281 года (см. Также музей женского приюта).

Со своей характерной асимметричной формой (южная башня так и не была построена) Страсбургский собор и сегодня является символом Эльзаса. Его также видно с немецкого берега Рейна, в трех километрах, из Вогезов и Шварцвальда (даже из Карлсруэского Турмберга). С Trifelsblick-Hütte возле Глейсвайлера на юге Пфальца башня собора хорошо видна при хорошей видимости.

Астрономические часы и «Столб ангела» - одни из самых известных предметов оборудования в соборе. Кафедра, купель для крещения, орган «ласточкино гнездо», витражи и гобелены, изображающие жизнь Девы Марии, также являются прекрасными образцами западного искусства.

Многочисленные видные проповедники и пастыри как католицизма, так и различных течений Реформации работали в Страсбургском соборе, центре духовной и религиозной жизни города. Собор — епископальная церковь Страсбургской архиепископии.

 

История архитектуры и мастера-строители

Предыдущие здания
Холм в центре Иллинзеля к югу от того места, где встречаются улицы Кардо (сегодня: улица Дом) и Декуманус (сегодня: улица Аллебард) в римском гарнизонном городе Аргенторатум, первоначально использовался как храм Геркулеса и Марса в древние времена. , и, вероятно, даже раньше как святилище друидов. Говорят, что первое деревянное христианское святилище было возведено на месте руин храма еще в 4 веке. Около 510 г. король Хлодвиг I построил каменное здание, которое в 675 г. расширил епископ Арбогаст под покровительством наследника престола Дагоберта. Около 775 года церковь была расширена в каролингском стиле, но в 873 году она была в значительной степени уничтожена пожаром. Этих предшественников сегодняшнего собора невозможно найти археологически, точное местонахождение неизвестно.

Романский и ранняя готика
В 1007 году молния ударила в церковь, которая с тех пор была отреставрирована. Повреждение, вероятно, было первоначально устранено, потому что только в 1015 году епископ Вернер инициировал строительство чрезвычайно большой трехнефной базилики. Он был поврежден несколькими пожарами, последний раз в 1176 году. Вернер-Мюнстер был отремонтирован и оснащен новыми стеклянными окнами. Летом 2012 года во время строительных работ на Шлоссплац (Пляс дю Шато) к югу от собора археологи выкопали на глубине 3 метра печь огромных размеров (7 метров в диаметре), которая, вероятно, использовалась во время строительство Вернер-Мюнстера, но, возможно, уже датируется 8 веком.

Около 1190 года началось новое строительство в позднероманском стиле. Склеп был расширен на запад, и были созданы апсида, хор и трансепт, которые все еще соответствуют плану предыдущего здания. Это предположение о фундаменте предыдущего здания привело к таким неровностям, как центральная колонна в трансепте, которая стала необходимой для свода. Неясно, какие компоненты, помимо фундамента, также были взяты из конструкции Вернера. Безусловно, к оттоновскому зданию можно отнести только одну пилястру в северной часовне со стороны апсиды и две пилястры в склепе. Датировка всей восточной части склепа XI веком широко обсуждалась и недавно подвергалась сомнению.

Апсида по-прежнему представляет собой неструктурированный полукруг с неструктурированным полукуполом, но стрельчатые арочные окна и стрельчатые арочные экраны представляют собой готические элементы, которые не использовались в Вормсском соборе до его освящения в 1181 году.

Затем реконструкция охватила сначала северный, а затем южный трансепт. За исключением порталов внизу и краев фронтона наверху, почти все в трансепте выполнено в стиле ранней готики, не в последнюю очередь заостренный ребристый свод внутри. Примечателен кольцевой узор двух окон-розеток на южном фронтоне трансепта. Стойки в северных французских окнах-розетках того времени еще не так хороши, как здесь и на западной розетке близлежащей церкви Св. Фомы, созданной примерно десятью годами ранее.

 

Высокая готика

Около 1245 года было начато строительство нефа в стиле высокой готики. Оконные трифории являются отличительной чертой стиля Rayonnant, основанного на поэтапности французской готики. Неф Вернхербау (и, возможно, также уже построенный неф в позднем романском стиле) был снесен. В 1275 году был завершен новый неф. 2 февраля 1276 г. строители заложили фундамент, а 25 мая 1277 г. заложили краеугольный камень западного фасада Страсбургского собора. Эрвин фон Штейнбах начал от имени епископа Конрада III. фон Лихтенберга со строительством фасада, за которым после его смерти 17 января 1318 года последовал его сын Иоганнес (другой его сын Герлах тем временем работал над Соборной церковью Нидерхаслаха). Фасад, первоначально запланированный с двумя башнями, был выполнен в соответствии с первоначальным проектом только до завершения так называемого розового этажа. Различия между планом и исполнением можно увидеть уже в типе разграничения между входом и розетками, а также в окнах башни. Этажи башни, расположенные сверху, отклоняются еще больше. В 1365 году башни были достроены до высоты сегодняшней платформы в 66 метров. Затем, в 1383–1388 годах, мастер Михаэль фон Фрайбург соединил их колокольным этажом, расположенным между ними, создав одинаково высокий, похожий на фрамугу фасадный блок. Разделение фасада на девять больших прямоугольников напоминает Собор Парижской Богоматери, а замысел Штейнбаха больше соответствовал амьенскому замыслу Кёльнского собора. В 1399 году под руководством Ульриха Энзингера началось строительство восьмиугольных свободных этажей северной башни, на которой кельнский архитектор Иоганнес Хюльтц в 1429-1439 годах поместил ажурный шпиль, поднявший Страсбургский собор на высоту 452 рейнских фута. (142 м). Были неоднократные планы расширения южной башни, которые так и не были реализованы.

Лаурентиуспортал был построен на северной стороне трансепта между 1495 и 1505 годами, это богато украшенное произведение поздней готики, построенное Якобом фон Ландсхутом и снабженное фигурами в натуральную величину Ганса фон Аахена (1502–03).

18-20 века
В 19 веке мастер-строитель Гюстав Клотц заменил переправу в романском стиле, которая была сильно повреждена огнем прусской артиллерии во время франко-прусской войны в конце августа 1870 года, на сегодняшнюю гораздо большую. В 1875 году свод хора получил великолепную роспись в неовизантийском стиле работы Эдуарда фон Штейнле.

Во время Второй мировой войны Страсбургский собор сильно пострадал во время воздушных налетов на Страсбург ВВС США 11 августа 1944 года и 25 сентября 1944 года.

Восстановительные мероприятия
Северная башня
В конце 19 – начале 20 века северная башня заметно наклонилась к востоку. Это угрожало устойчивости западного фасада, а башня грозила обрушиться на собор. Когда были вскрыты фундаменты, были раскопаны и фундаменты оттоновского собора Вернера, и оказалось, что они были повторно использованы для нового здания и только по ширине - но недостаточно - укреплены, так что они прогнулись под огромной тяжестью севера. башня. Когда в 1905 году Иоганн Кнаут (1864–1924) стал мастером-строителем, считалось, что северной башне угрожает острая опасность обрушения. Кнаут сделал 3 предложения по обновлению фундамента.

В 1910 году был объявлен конкурс, и компании попросили помочь с ремонтом. Компании Th. & Эд. Вагнер и Эдуард Цюблин (1850–1916) и Комп в Страсбурге приняли. После того, как фундамент был вырыт до рейнского гравия, этот гравий был сначала дополнительно укреплен инъекционным бетоном. Вокруг фундамента опускающейся юго-восточной опоры северной башни было залито железобетонное фундаментное кольцо шириной почти пять метров и высотой четыре метра, получившее снаружи дополнительную железобетонную обшивку в качестве упора. В области непосредственно над фундаментом исторический столб был окружен 10-метровым железобетонным кожухом, опирающимся на гидравлические домкраты, которые принимали на себя весь вес столба и точно равномерно передавали его нагрузку на кольцо фундамента. Это позволило убрать обветшавший средневековый фундамент и поставить под ним прочный бетонный фундамент. После того, как он затвердел, на него можно было положить вес столба и снять бетонную оболочку, окружающую столб. Эта реконструкция заняла годы и была завершена только в 1926 году.

 

Дальнейшие восстановительные мероприятия

Загрязнение окружающей среды серьезно воздействует на используемый песчаник и делает его хрупким. Здание также сильно пострадало в результате бомбардировки в августе 1944 года и урагана 1999 года. Поэтому в последние десятилетия его пришлось капитально восстанавливать. Это было сделано французским государством, которому принадлежит собор, и фондом Fondation de l’Œuvre Notre-Dame для строительства собора:

Примерно в 1990 и 2008-2010 годах были восстановлены переходная башня, ее пристройка и площадь крыши южного трансепта,
1997-1999 южный фасад западной части,
1999–2009 гг. постепенно возводят башню от основания к вершине,
2004-2009 северный проход,
2004 хоровая площадка внутри,
2005-2013 гг. последовали стеклянные окна нижней части нефа и
2013 Katharinenkapelle на южной стороне. Также начата реставрация фасада южного трансепта.

 

Архитектура

План здания
Ось здания отклоняется от точной восточной ориентации на 30° против часовой стрелки. В то время как части средневековой ограды были удалены из нескольких других соборов в наше время, здание монастыря к востоку от Страсбургского собора было заменено в 18 веке Большой семинарией к востоку от алтаря.

Поскольку алтарь и крестовина, во всяком случае стилистически самые древние части этого церковного здания, стоят на еще более древнем фундаменте, алтарь архитектурно состоит только из апсиды. Круглый внутри, прямоугольный снаружи. Последующая прямоугольная реконструкция, как и боковые прямоугольные часовни, послужила архитектурному объединению восточной части собора с монастырем каноников. На первый взгляд вся восточная часть кажется тяжеловесной в романском стиле, но богата готическими деталями, в том числе несколькими тонкими вершинами, (младшим) притвором северного портала и уже упомянутым южным окном-розеткой. С другой стороны, северные окна-розетки столь же прочны, как ранние готические боковые глазки на хорах Нотр-Дам де Пари. В целом стеклянные поверхности восточной части меньше, чем в высоком готическом нефе, поэтому они принадлежат к более темным частям интерьера церкви.

Центральный неф выше среднего по ширине, но не выше среднего по высоте. Балочные арки его сводов не так ажурны, как его ребра. Уже упоминались окна галерей трифория. В 17 веке убрали решетку, как и воздвигнутый впоследствии главный алтарь с балдахином. Фрагменты перегородки сейчас хранятся в Музее женского убежища и монастырях; Вдоль хоровой стены в 2006 году были установлены апостольские бюсты из окрашенной в темный цвет липы из бывшего барочного главного алтаря.

Фасадные чертежи различных этапов планирования западного фасада также хранятся в Frauenhausmuseum. Они являются одними из старейших архитектурных проектов в немецкоязычном мире. Западный фасад, начатый в 1277 году, представляет собой трехпортальную структуру, порталы с широкими стенами и высокими креплениями, украшенными вершинами, доходящие от среднего портала до среднего этажа, где соединяется большое окно-розетка. Перед кладкой западного фасада были поставлены отдельно стоящие леса из тонких стержней и арок, украшенные ажурным орнаментом, который, как уже упоминалось, из-за сходства со струнами арфы называется «арфовым ажурным» и играет мажорную роль в необычном эффекте фасада.

В отличие от большинства соборов, Страсбургский собор имеет лишь небольшое количество приделов: к северу от нефа - капелла Лаврентия (15 век), к югу - капелла Екатерины (14 век), к востоку от северного трансепта - часовня Иоанна Крестителя (13 век). век), к востоку от южного трансепта часовня Андреаса (12 век). Близлежащая ризница была пристроена в 1744 году городским архитектором Жозефом Массолем.

Всего в соборе пять розеток: по две маленькие на внешней стене трансептов и одна большая над главным порталом западного фасада. Западная розетка является одной из самых больших в своем роде, но, в отличие от розеток трансепта Нотр-Дам де Пари, стеклянные поверхности не продолжаются за пределами их внешнего кольца. Между ней и рядом окон внизу темная стена.

 

Размеры

Внутренние и внешние размеры собора следующие:
Общая внешняя длина: 112 метров
Общая внутренняя длина: 103 метра
Внутренняя высота нефа: 32 метра.
Внутренняя ширина нефа: 16 метров
Внутренняя высота проходов: 19 метров
Ширина западного фасада: 51,5 метра.
Высота западного фасада: 66 метров.
Диаметр фасадной розетки: 13,6 метра.
Высота переходной башни: 58 метров
Высота северной башни: 142 метра.

Городская интеграция
Мюнстерплац — одна из самых красивых европейских городских площадей. Над западным фасадом собора преобладают многочисленные фахверковые дома в стиле алеманско-южногерманской архитектуры, некоторые из которых имеют четыре-пять этажей. Характерны крутые крыши с четырьмя мансардами. На северной стороне Мюнстерплац находится знаменитый богато украшенный Каммерцелльхаус.

 

Скульптуры

Скульптуры 13 века являются одними из самых исторически значимых, высококачественных и впечатляющих произведений искусства с тогдашней территории Германии. Фокусами являются южный трансепт и западные порталы. Кроме того, стоит отметить позднеготический портал северного трансепта. Что касается всего оснащения Минстера архитектурной скульптурой, то следует отметить, что многие вывезенные или уничтоженные скульптуры были частично заменены точными копиями, но в основном вольными репродукциями в XIX веке.

Портал южного трансепта
Около 1225-1230 годов в Страсбург приехала мастерская скульптора, чтобы украсить существующий, еще романский двойной портал и два его тимпанальных поля рельефами и фигурами в мантиях. Статуи апостолов в рясах были уничтожены во время Французской революции, центральную фигуру Соломона и перемычки с рельефами выноса гробницы и Успения Богородицы постигла та же участь, но они были заменены вольными репродукциями в 19 век. Оригиналы статуй Экклесии и Синагоги заменены копиями на портале, оригиналы находятся в музее женского приюта. Тимпан до сих пор показывает исходное состояние со смертью Богородицы и коронацией Богородицы. Мадонна под часами — вольное изобретение 19 века.

Столп Мирового Суда
В этой же мастерской создан ансамбль фигур, изображающих Страшный суд, вокруг высокой центральной колонны зала южного трансепта, которую часто ошибочно называют столпом ангельским. История искусства не знает параллельных примеров такого своеобразного расположения Страшного суда внутри храма. 12 фигур расположены на трех уровнях вокруг восьмигранной колонны с четырьмя службами. Внизу четыре евангелиста со своими символическими животными. В среднем ярусе следуют четыре ангела с трубами. Над Христом как восседающим на престоле судьей мира в сопровождении ангелов, которые держат (или держали) его орудия страданий.

Скульптурная мастерская южного трансепта
Скульптуры в южном трансепте были изготовлены почти одновременно в плавильной мастерской, каменщики которой, вероятно, работали в Сансе и Шартре (северное крыльцо собора). С ней готическая скульптура, зародившаяся в самом сердце Франции, достигла Эльзаса. Пафосная экспрессия и подвижность фигур, закутанных в тонко струящиеся ткани, однако, совершенно самостоятельны и не могут быть объяснены исключительно французскими моделями. Изобретательность и тонкая манера исполнения восходят, вероятно, к формообразующей силе ведущего мастера, незаурядной художественной личности. Есть похожие работы во Франции, но ни одна из них не может быть с уверенностью приписана рукам, работающим в Страсбурге.

Скульптуры на порталах западного фасада
Скульптуры на порталах западного фасада созданы между 1277 и 1298 годами, но частично являются копиями оригиналов, взятых в женский приют, или вольными дополнениями XIX века. Центральный портал посвящен истории спасения, представленной в библейских образах. На одеяниях 14 фигурок пророков. Частично обновленный тимпан изображает страсти Христовы в четырех зонах, от входа в Иерусалим слева внизу до вознесения Христа вверху, в обрамлении архивольтов с 70 библейскими и другими сценами (19 век). Мадонна на трюмо — тоже такой неоготический суррогат.

В центре левого, северо-западного портала находится детская история Иисуса (19 век). Фигуры в мантиях олицетворяют победу добродетели над пороком (копиями). На правом, южном портале западного фасада десять мудрых и неразумных дев, возглавляемые Христом справа, а слева — «Князем мира», мирским обольстителем, чья спина прикрыта отвратительными тварями, занимают халат. Они созданы самым выдающимся скульптором западных порталов, чей стиль показывает, что он ранее работал над порталом Святого Стефана собора Нотр-Дам де Пари. В базовых полях этих статуй изображения месяца и мотивы зодиака обрамлены четырехлистниками. Тимпан со Страшным судом и архивольты — опять произведения XIX века.

 

Окно и солнечный свет

Дважды в году, примерно во время равноденствия, в полуденном солнечном свете наблюдают «зеленый луч», проходящий через зеленый сегмент (ногу патриарха Иуды) в витраже южного трифория, оставляя пятно свет на полу. Двигаясь по ходу солнца, световое пятно по изогнутой траектории достигает балдахина над Распятием на позднеготической кафедре в нефе.

Вопреки распространенному мнению, это не средневековый астрологический символ, а современное, чисто случайное явление. Кусок зеленого стекла у подножия царя Иуды, через который падает луч света, происходит не из средневековья, а, как и все стеклянные окна в южном трифории, из совершенно нового остекления этого участка в 1872 году. до 1878 года. Луч света, падающий через этот кусок стекла, наблюдался лишь около ста лет после нового остекления, а именно около 1972 года. Объяснение заключается в том, что только в это время стекло стало настолько прозрачным, что - в отличие от других, более темных оконных стекол - через это стекло мог проникать солнечный свет. Причиной стала либо потеря краски на стекле из-за погодных условий, либо недокументированный ремонт окна с зеленоватым прозрачным стеклом. Точное время также доказывает, что луч света достигает точки над головой распятого Христа только через один или два дня после весеннего и осеннего равноденствий. Таким образом, чисто случайное возникновение явления было бы доказано, но его символическая интерпретация распространилась среди многих посетителей собора.

Исследование Оливера Виссмана, опубликованное в мае 2018 года, в котором подробно рассматривается зеленый луч в спектре интеллектуальной истории Страсбургского собора, на 355 страницах приходит к выводу, что зеленый луч света представляет собой преднамеренную постановку. При реконструкции окон южного трифория в 1872 году мастер-строитель Гюстав Клотц использовал старые планы из архива мастера-строителя, которые сейчас утеряны. Уже в историческом наброске кафедры от 1484 г. была выложена дуга окружности, которую зеленый луч описывает над фигурами кафедры. Вот почему очертание кажется сегодняшнему зрителю странно сжатым. Сам луч следует понимать как небесную лестницу, на которой стоит царь Иуда. Другой луч света также освещает балдахин над фигурой Христа в момент зимнего солнцестояния.

 

Меблировка

Услуги включают в себя:
Витражи, в основном 14 века, некоторые конца 12 века (северный трансепт) и 13 века («Императорское окно» в северном проходе), некоторые 20 века (южный трансепт, алтарь). Окно из бывшей доминиканской церкви в часовне Лаврентия и в часовне Андреаса.
Могила Конрада фон Лихтенберга в часовне св. Иоанна Крестителя, около 1300 г. Напротив: памятник канонику Николаса Герхарта ван Лейдена, 1464 г.
Богато украшенная купель Йодока Дотцингера в северном трансепте, 1453 г.
Богато украшенная кафедра Ганса Хаммера к северо-востоку от нефа, 1486 г.
Группа скульптур «Христос на Елеонской горе» в северном трансепте напротив купели (ранее в церкви Св. Фомы), 1498 г.
Бюсты апостолов из бывшего главного алтаря вдоль стены алтаря, дерево, 17 век.
Гобелен "Житие Богородицы", Париж, 17 век, приобретен капитулом собора в 18 веке.
Алтари в часовнях (15-19 вв., большой алтарь в стиле барокко 1698 г., роспись 1776 г., в часовне Лаврентия)
Могила Евхария Дорша в монастыре с групповой сценой, похожей на танец смерти, ок. 1480 г., оба разрушены в 1715 г.

 

Астрономические часы

Примечательны астрономические часы в южном трансепте. Их предшественники, так называемые «Богоявленские часы», были завершены в 1353 году и стояли на западной стене напротив нынешних часов. В нем уже был календарь, дисплеи для звезд и три волхва в виде движущихся фигур, которые каждый час под звон курантов склоняли головы перед Девой Марией. От этих часов сохранилась только подвижная фигурка петуха, машущего крыльями. На западной стене трансепта старые опорные камни указывают на местонахождение часов.

В 1567 году городской магистрат решил построить новые часы. Трем математикам Майклу Херру, Кристиану Херрлину и Николаусу Прюгнеру было поручено строительство, но их проект не был реализован. Только Конрад Дасиподиус, тоже профессор математики и ученик Херрлина, создал окончательный план, который выполнили братья Иосиас и Исаак Хабрехты. Часы, которые уже имели астрономические дисплеи, календарь и планетарий, были завершены в 1574 году и работали до 1789 года. Корпус часов и некоторые сохранившиеся до наших дней картины происходят от этих часов.

В 1836 году, после того как механизм простоял почти 50 лет, городской совет поручил Жану-Батисту Швильге провести ремонт. Работа над часами началась 24 июня 1838 года и продолжалась до 1842 года. Швильге сконструировал совершенно новый часовой механизм, функции которого не имеют аналогов в мире. Часы показывают орбиту Земли, Луны и орбиты планет от Меркурия до Сатурна. Самым удивительным является часовой механизм, который запускается в канун Нового года и вычисляет базовую дату для переходящих праздников. Та часть часов, которая воспроизводит прецессию земной оси — один оборот за 25 800 лет, — вероятно, является рекордсменом по медленно вращающимся шестерням. Но это также единственные часы в мире, которые бьют 13:00.

Реплика часов находится в Музее электростанции в Сиднее.

 

Органы

В Страсбургском соборе три органа.

Главный орган
Орган нефа на северной стороне залива второго нефа представляет собой орган ласточкиного гнезда и выполняет функцию главного органа. Он находится в готическом футляре для органа работы Фридриха Кребса (1491 г.), подвеска датируется 1385 г. Первоначально футляр содержал произведение с 2602 трубами, созданное Андреасом Зильберманом в 1716 г. перестроен в романтическом стиле органным мастером Генрихом Куленом в 1897 году и соединен с хоровым органом электропневматическим приводом. Это преобразование не было убедительным, поэтому в 1935 году была создана новая работа Э. А. Ротингера. Действие этого уже слегка неоклассического органа теперь было механическим с машинами Баркера для Récit, Grand Orgue и Pédale, но Rückpositiv оставался пневматическим. В 1981 году Альфред Керн построил существующий сейчас полностью механический орган, используя почти все существующие трубы. Действия зависают.

Хоровой орган
В хоре с северной стороны находится хоровой орган, изготовленный в 1878 году Джозефом Мерклином. С тех пор инструмент несколько раз сильно перестраивался, так что от первоначального звукового материала осталось немного. С момента последних модификаций Дэниела Керна в 1989 году он имеет 24 регистра на трех мануалах и педаль с механическим действием.

 

Kолокола

До Французской революции в соборе висело 13 церковных колоколов. Городской и часовой колокола висели на башне, церковные — в средней части фасада. В то время сохранилось шесть колоколов, в том числе большой Heiliggeist или колокол смерти, отлитый в 1427 году (также называемый le bourdon или le grand bourdon). Это произведение мастера Ганса Гремпа, весит около 8500 кг. Ее надпись гласит:
"Anno D[omi]ni MCCCCXXVII mense julii fusa sum per magistrum Joannem de Argentina - nuncio festa, metum, nova quædam, flebile læthum".
(«В год Господень 1427 в июле месяце я был брошен мастером Иоганном из Страсбурга. Объявляю праздники, страх, некоторые новости, прискорбную смерть».)

Сохранился так называемый десятиколокольный колокол (также называемый cloche de dix-heures или cloche du couvre-feu), который был отлит в 1786 году основателем колокола Матье Эделем из Страсбурга. Названия этого колокола происходят от его исторических функций; Вопреки сообщениям об обратном, колокол не использовался, чтобы объявить о закрытии городских ворот или попросить евреев покинуть город. Десять колоколов звонят каждый вечер с 22:00; это не часть главного колокола.

Сохранились также четыре жестко подвешенных куранта, из которых два меньших попеременно указывают четверть часа, а два больших – количество часов в полном часе.

В 1975 и 1977 годах на литейном заводе в Гейдельберге было отлито семь колоколов, дополнивших колокол Гремпше. С тех пор колокол Страсбургского собора считается одним из самых красивых колоколов Европы. С 1978 года многие эксперты, в том числе тогдашний эксперт по кельнским колоколам Якоб Шебен, говорили о «звуковом чуде». Звонок был разработан экспертами по колоколам аббатом Жаном Рингю и Гансом Ролли. Еще три колокола были добавлены в 1987, 1993 и 2004 годах; апостольский колокол 1977 г. пришлось переделать в 2006 г. В 2014 г. к крестовой башне добавили еще четыре колокола.

Шестнадцать курантов теперь образуют самый большой звон во Франции и вместе с четырьмя колоколами часов - один из самых тяжелых ансамблей колоколов в стране.

В таблице ниже перечислены все звонки, отсортированные по нумерации порядка звонка.

 

Исторические события

Протестантское иконоборчество
В позднем средневековье городу Страсбургу удалось освободиться от власти епископа и стать свободным имперским городом. Конец 15 века был сформирован проповедями Иоганна Гейлера фон Кайзерсберга и зарождающейся Реформацией. В 1524 году городской совет причислил собор к протестантской вере, и зданию был нанесен ущерб от иконоборчества. В 1539 году в Мюнстере была установлена первая в мире задокументированная рождественская елка.

Политика воссоединения Франции
После оккупации города в рамках политики воссоединения Людовика XIV 30 сентября 1681 г. собор был возвращен католикам, интерьер церкви был переработан в соответствии с католической литургией и решеткой, построенной в 1252 г. , был снесен в 1682 году, чтобы расширить хоры к нефу. В соборе прошла месса в присутствии принца-епископа Франца Эгона фон Фюрстенберга и Людовика XIV.

французская революция
Во время Французской революции многочисленные портальные и фасадные статуи министра были повреждены или разрушены и с тех пор заменены копиями. В конце апреля 1794 г. Enragés из круга Эулогиуса Шнайдера предложил снести северную башню как символ клерикального высокомерия и нарушения принципа равенства ( Égalité ). Жители Страсбурга выступили против этого, увенчав в середине мая северную башню огромной фригийской шапкой из расписной жести. Позже он хранился в муниципальном музее и был уничтожен в сентябре 1870 года во время осады Страсбурга огнем прусской артиллерии.

Вторая мировая война
В ходе Второй мировой войны собор приобрел символический характер для обеих сторон. Адольф Гитлер, посетивший его 28 июня 1940 года, хотел превратить священное сооружение в «национальную святыню немецкого народа». 2 марта 1941 года генерал-майор Леклерк и солдаты его дивизии в Куфре (в Ливии) поклялись «сложить оружие только тогда, когда наши светлые знамена снова развеются над Страсбургским собором» («Le serment de Koufra», The Oath из куфры). Эту присягу они выполнили 23 ноября 1944 года. 11 августа 1944 года зданию были нанесены повреждения при попадании в него британских и американских авиабомб, которые окончательно не ремонтировались до 1990 года. В 1956 году Совет Европы подарил знаменитый хор окна Макса Инграна, который "Страсбургская Мадонна".

Формирование Страсбургской архиепископии
Во время торжественного визита в октябре 1988 года Папа Иоанн Павел II повысил статус Страсбургской епархии до архиепископии.

Исламистский план убийства
В 2000 году во Франкфурте-на-Майне была арестована группа алжирских исламистов, планировавшая напасть на рождественскую ярмарку перед собором.

Музыкальная оценка
Американский композитор Спенсер Топель написал почти получасовое произведение для камерного оркестра Details on Strasbourg Rosace в 2014 году, которое с тех пор исполнялось несколько раз.

 

Личности, работавшие в Мюнстере

Иоганн Гейлер фон Кайзерсберг - проповедник (католик)
Иоганн Якоб Шеффмахер - проповедник (католик)
Маттеус Целль - проповедник (лютеранин)
Каспар Хедио - проповедник (лютеранин)
Иоганн Конрад Даннхауэр - пастор (лютеранский)
Филипп Джейкоб Шпенер - проповедник (лютеранин)
Трухсесс Гебхард фон Вальдбург , бывший архиепископ Кельна, декан протестантского собора
Франц Ксавьер Рихтер - капельмейстер (католик)
Игнац Йозеф Плейель - капельмейстер (католик)

 

Знаменитые посетители

Среди прочих, Виктор Гюго и Иоганн Вольфганг фон Гёте, который был вдохновлен посещением собора на написание своей работы «Фон немецкого Баукунста» (1772 г.), выразили свое восхищение стремлением вверх его архитектуры.

 

Восхождение на башню

Доступ к платформе башни на высоте 66 м осуществляется через спиральный камень в фундаменте южной башни; выход находится в фундаменте северной башни. Вольтер и молодой Гёте также предприняли это восхождение и вырезали свои имена в правом углу над входом в башню с часами и на юго-восточной угловой башенке северной башни. При хорошей видимости вид простирается на Шварцвальд и горы возле Баден-Бадена, на Блауэн на востоке, на Вогезы и Одилиенберг на западе и севере и на возвышающийся над равниной Кайзерштуль на юге и, вдалеке Закон.

Раньше, по крайней мере до 1942 года, на северную башню можно было даже подняться ниже вершины башни через одну из четырех угловых башен. Сначала вы добрались до прохода между угловыми башнями (106 м), который оставался доступным в течение многих лет после Второй мировой войны, а затем до фонаря под вершиной башни.

"20 июля [1824]. Теперь мы поднялись с башни на платформу, откуда открывается ни с чем не сравнимый вид на Эльзас, Шварцвальд и Вогезы, и где можно довольно близко рассмотреть готовую башню, чудо смелого и прекрасного исполнения Керлл нашел все настолько выше своих ожиданий и, не задумываясь об этом, обрушился на заявление Хирта о том, что все это было варварством, настолько ужасным, что это доставляло удовольствие. Поднявшись наверх, Керлл, к счастью, преодолел приступ головокружения и справился со всем так же хорошо, как и мы, Большой Брандт поднялся еще выше по маленьким восьмиугольникам, образующим вершину, но лестница стала слишком узкой, чтобы пропустить его тело. все, меня опять поразила конструкция вершины, чьи наклонные каменные массы, кажется, почти не имеют устоя. Самое удивительное зрелище внутри этих масс камней, соединяющихся в точку. Там, где начинается эта вершина, башня снова сводчатая. На гребнях р. Это искусственный свод, на котором горизонтально лежат большие каменные плиты, по которым можно пройти под вершиной и получить очень красивый вид на верхнее строение. Даже самые красивые отдельно стоящие колонны и орнаменты придают характер полной уверенности в своей солидности благодаря солидности камня. Насколько же иначе в Кёльнском соборе, где повсюду грозит опасность и нигде не чувствуешь себя в безопасности. Когда мы спустились на платформу, возвышающуюся уже на 300 футов над городом, мы подкрепились пивом, которое здесь подают. Эта великолепная каменная площадь предназначена не только для церковных целей, но и для всеобщего развлечения. Для веселых застолий в красивые балконы встроены каменные столы и каменные скамейки. Здесь устраиваются вечеринки с танцами и другими развлечениями, и если вам нравится старый Эрвин фон Штейнбах, работа становится настоящим памятником».

- Карл Фридрих Шинкель, 30 июня 1824 г., Два готических собора в Страсбурге и Фрайбурге.

 

Освещение западного фасада

В рамках Spectacle Son et Lumière (нем. «Шоу звука и света») фасад подсвечивается в июле и августе в вечерней темноте самыми разнообразными цветами, прожекторами разной силы света под разными углами, точечными. похожие или волнообразные, плоские. В результате из общей работы возникают структуры, которые в противном случае едва заметны. Колонны, каркасы, круглые или стрельчатые арки видны по отдельности и могут быть распознаны в их связи друг с другом.

 

Бывший архиепископ Кельна

4 декабря 1577 года Трухзесс Гебхард фон Вальдбург был избран архиепископом Кёльна. Легенда гласит, что глаза хорошенькой женщины Мансфельд очаровали и соблазнили священнослужителя. Итальянец Скотти сделал зеркало с изображением хорошенькой женщины Мансфельд на обороте и обложке. Он сам был рекомендован курфюрсту как странствующий ученый, разбирающийся в черной магии. Сам того не зная, священник принял предложение волшебного зеркала. В течение часа каждый мог видеть только свое подобие на большом столе. Поклонившись курфюрсту, он быстро и незаметно перевернул крышку. Теперь он мог показать свою возлюбленную всем на избирательном суде. С улыбкой Гебхард принял аплодисменты по поводу своего теперь уже известного любовного романа. Красотка исповедовала учение Мартина Лютера. Он быстро забыл о безбрачии и встретил возлюбленную в уединенном замке. В 1582 году архиепископ Кельна также принял участие в Реформации и женился на Агнес фон Мансфельд. Согласно лютеранскому учению, всем монахиням и священникам разрешено вступать в брак, потому что Божий порядок творения предусматривал брак. Гебхард переехал в Страсбург и стал деканом протестантского собора при дворе герцога Фридриха фон Вюртемберга. С тех пор все евангелические члены постоянных столов могут претендовать, благодаря Гебхарду, на то, чтобы быть частью апостольской преемственности, как и католики. 5 ноября 1632 года полковник Ганс Михаэль Рау оккупировал Калленберг из Месштеттена, чтобы военными средствами обеспечить выполнение противоречивой воли бывшего архиепископа. Согласно юридическому заключению Виртенберга, правление Калленберга было унаследовано герцогом Виртенбергом по действительному завещанию.