Церковь Сен-Сюльпис - это римско-католическая церковь в Париже, Франция, на восточной стороне площади Сен-Сюльпис, в Латинском квартале 6-го округа. Он лишь немного меньше Нотр-Дама и, следовательно, является второй по величине церковью в городе. Он посвящен Сульпицию Благочестивому. Строительство нынешнего здания, второй церкви на этом месте, началось в 1646 году. В 18 веке в церкви был построен тщательно продуманный гномон, гномон Сен-Сюльпис.
Нынешняя церковь является вторым зданием на этом месте,
возведенным над романской церковью, построенной в 13 веке. На
протяжении веков, вплоть до 1631 года, вносились дополнения. Новое
здание было основано в 1646 году приходским священником Жан-Жаком
Ольером (1608–1657), который основал Общество Сен-Сюльпис,
конгрегацию духовенства и семинарию при монастыре. церковь. Анна
Австрийская заложила первый камень.
Строительство началось в
1646 году по проекту, который был создан в 1636 году Кристофом
Гамаром, но вмешалась Фронда, и только часовня леди была построена к
1660 году, когда Даниэль Гиттард представил новый общий дизайн для
большей части церкви. Гиттард завершил строительство святилища,
амбулатории, апсидальных часовен, трансепта и северного портала
(1670–1678 гг.), После чего строительство было остановлено из-за
отсутствия средств.
Жиль-Мари Оппенорд и Джованни Сервандони,
строго придерживаясь проектов Гиттарда, контролировали дальнейшее
строительство (в основном неф и приделы, 1719–1745). Украшение было
выполнено братьями Себастьен-Антуан Слодц (1695–1742) и Поль-Амбруаз
Слодц (1702–1758).
В 1723–1724 годах Оппенорд создал северный
и южный порталы трансепта с необычным внутренним дизайном на концах:
вогнутые стены с почти зацепленными коринфскими колоннами вместо
пилястр, найденных в других частях церкви.
Он также построил
колокольню на пересечении трансепта (ок. 1725 г.), которая из-за
своего веса грозила обрушить сооружение, и ее пришлось снести. Этот
просчет может объяснить тот факт, что Оппенорд был освобожден от
своих обязанностей архитектора и ограничился проектированием
декораций.
В 1732 году был проведен конкурс
на проект западного фасада, который выиграл Сервандони,
вдохновленный входным фасадом собора Святого Павла Кристофера Рена в
Лондоне. На карте Парижа Тюрго 1739 года изображена церковь без
пересекающей колокольни Оппенорда, но с фасадами Сервандони с
фасадами, в основном завершенными, однако все еще отсутствуют две
его башни.
Незаконченные на момент его смерти в 1766 году
работы были продолжены другими, в первую очередь малоизвестным Удо
де Маклореном, который возвел башни-близнецы по проекту Сервандони.
Ученик Сервандони Жан Шалгрен перестроил северную башню (1777–1780),
сделав ее выше и изменив барочный дизайн Сервандони на более
неоклассический, но вмешалась Французская революция, и южная башня
так и не была заменена. Чалгрин разработал также убранство часовен
под башнями.
Главный фасад теперь существует в несколько
измененном виде. Фронтон Сервандони, критикуемый как классически
неправильный, поскольку его ширина была основана на всей передней
части, а не на размере порядка, на котором он опирался, был удален
после того, как в него ударила молния в 1770 году, и заменен
балюстрадой. Это изменение и отсутствие бельведеров на башнях
приближают дизайн по духу к строго классическому восточному фасаду
Лувра.
Фасад представляет собой неортодоксальное эссе, в
котором двойная колоннада, ионический порядок над римским
дорическим, с лоджиями за ними, объединяет основания угловых башен с
фасадом; это полностью классическое заявление было сделано в разгар
рококо. Его революционный характер был признан архитектором и
учителем Жаком-Франсуа Блонделем, который иллюстрировал возвышение
фасада в своей «Архитектурной франсуазе» 1752 года, отмечая: «Вся
заслуга этого здания заключается в самой архитектуре ... и ее
величии. масштаб, который открывает для наших французских
архитекторов практически новую дорогу ». Большие арочные окна
наполняют просторный интерьер естественным светом. В результате
получился простой двухэтажный западный фасад с тремя ярусами изящных
колонн. Некоторые говорят, что общую гармонию здания портят только
две несовпадающие друг с другом башни.
Еще одна
достопримечательность времен Революции, когда христианство было
подавлено и Сен-Сюльпис стал местом поклонения «Верховному
Существу», - это печатная вывеска над центральной дверью главного
входа. До сих пор едва различимы напечатанные слова «Le Peuple
Français Reconnoit L’Etre Suprême Et L’Immortalité de L’Âme»
(«Французский народ признает Высшее Существо и бессмертие души»).
Внутри церкви по обе стороны от входа находятся две половинки огромной раковины (Tridacna gigas), подаренной королю Франциску I Венецианской республикой. Они функционируют как купели святой воды и опираются на скальные основания, созданные Жаном-Батистом Пигалем.
Пигаль также спроектировал большую статую Марии из белого мрамора
в часовне Леди в дальнем конце церкви. Лепной декор, окружающий его,
выполнен Луи-Филиппом Мучи. Работа Пигаль заменила статую Эдме
Бушардона из чистого серебра, которая исчезла во время революции. Он
был отлит из серебра, подаренного прихожанами, и был известен как
«Богоматерь старинной посуды».
Интерьер часовни Леди в стиле
барокко (перестроенной Сервандони в 1729 году) был спроектирован
Шарлем де Вайли в 1774 году после того, как часовня сильно
пострадала в результате пожара, разрушившего близлежащую выставочную
площадку Сен-Жермен в 1762 году. Купол освещен естественным светом
из скрытых окон, разработанных де Вайли, содержит фреску Франсуа
Лемуана с изображением Успения Богородицы, датируемую 1734 годом,
хотя с тех пор она несколько раз реставрировалась. Де Вайли также
спроектировал кафедру (в нефе), завершенную в 1788 году. Дубовые
передачи звучат очень хорошо, и именно отсюда приходской священник
Сен-Сюльпис заявил о своем отказе принять Гражданскую конституцию
духовенства. Революционные ораторы использовали его и позже.
Во времена Директории Сен-Сюльпис использовался как Храм Победы.
Ремонт интерьера с целью устранения значительных повреждений,
оставшихся после революции, был начат после Конкордата 1801 года.
Эжен Делакруа добавил фрески (1855–1861 гг.), Которые украшают стены
часовни Святых Ангелов (первая часовня придела на Св. верно). Самые
известные из них - борьба Иакова с ангелом и Гелиодор, изгнанный из
храма. Третий, на потолке, - Святой Михаил, побеждающий демона.
Маркиз де Сад и Шарль Бодлер крестились в
Сен-Сюльпис (1740 и 1821 гг. Соответственно), а в церкви также
состоялась свадьба Виктора Гюго и Адель Фуше (1822 г.).
Во
время Парижской Коммуны (1871 г.) одна фракция, получившая название
Club de la Victoire, выбрала Сен-Сюльпис в качестве своей
штаб-квартиры, и Луиза Мишель выступила с кафедры.
В церкви
похоронены Луиза Элизабет де Бурбон и Луиза Элизабет д'Орлеан,
внучки Людовика XIV и мадам де Монтеспан. Луиза де Лотарингия,
герцогиня де Буйон и жена Шарля Годфруа де Ла Тур д'Овернь, была
похоронена здесь в 1788 году.
В воскресенье 17 марта 2019
года церковь загорелась. Зрители органного концерта оповестили
пожарных. Огонь сильно повредил двери, витраж, барельеф; и лестница
у входа загорелась. Позже полиция подтвердила, что пожар был
поджогом. Городские власти Парижа обязаны оплатить ремонт и
реставрацию здания.
30 сентября 2019 года в церкви прошла
поминальная месса по бывшему президенту Франции Жаку Шираку.
В церкви есть давние традиции талантливых
органистов, восходящие к восемнадцатому веку (см. Ниже). В 1862 году
Аристид Кавай-Коль перестроил существующий орган, построенный
Франсуа-Анри Клико. Корпус был разработан Жаном-Франсуа-Терезой
Шальгреном и построен месье Жудо.
Несмотря на то, что в нем
использованы многие материалы из «Французского классического органа»
Клико, он считается главным произведением Кавай-Колля, включающим
102 остановки для речи на пяти мануалах и педали, и, возможно,
является самым впечатляющим инструментом романтической французской
эпохи симфонического органа.
Его органисты были известны,
начиная с Николя Седжана в 18 веке и заканчивая Шарлем-Мари Видором
(органист 1870–1933), Марселем Дюпре (органист 1934–1971) и
Жан-Жаком Грюненвальдом (органист 1973–1982). органисты и
композиторы с мировым именем. Более века (1870–1971) в Сен-Сюльпис
работало только два органиста, и этим музыкантам принадлежит большая
заслуга в том, что они сохранили инструмент в его первоначальном
состоянии. Нынешними органистами являются Даниэль Рот (титульный
органист, с 1985 г.) и Софи-Вероник Кошфер-Шоплен (примыкающая
организация, с 1985 г.).
Помимо перестановки руководств и
замены нескольких остановок в 1903 году Шарлем Мутином, прямым
преемником Кавайе-Колля, установки электрической воздуходувки в
1920-х годах и добавления двух педальных упоров после ухода Видора
на пенсию в 1933 году ( Принцип 16 'и Принцип 8', пожертвованный
Société Cavaille-Coll), сегодня поддерживают почти так же, как
Кавай-Колль первоначально завершил его в 1862 году.
В
Сен-Сюльпис регулярно проводятся воскресные органные концерты
("Auditions des Grandes Orgues à Saint Sulpice", после мессы в
11:00, начиная примерно с 12:00). Воскресной мессе предшествует
15-минутная прелюдия Большого органа, которая начинается в 10:45. В
церкви также находится хоровой орган Аристида Кавай-Колля 1858 года.