Вандомская площадь (Париж), Франция

 

Описание Вандомской площади

Вандомская площадь (Place Vendôme), ранее известная как Площадь Луи-ле-Гран, а также Международная площадь, - это площадь в 1-м округе Парижа, Франция, расположенная к северу от садов Тюильри и к востоку от Церкви Мадлен. Это отправная точка улицы Рю-де-ла-Пэ. Традиционная архитектура Жюля Ардуэна-Мансара и скошенные по углам экраны с фронтоном придают прямоугольной Вандомской площади вид восьмиугольника. Первоначальная Вандомская колонна в центре площади была воздвигнута Наполеоном I в ознаменование битвы при Аустерлице; он был снесен 16 мая 1871 года по указу Парижской Коммуны, но впоследствии восстановлен и остается заметным элементом площади сегодня.

 

История

Вандомская площадь была начата в 1698 году как памятник славе армий Людовика XIV, Великая Монарка, и называлась Площадь завоеваний/ Place des Conquêtes, чтобы быть переименованной в Place Louis le Grand, когда завоевания оказались временными. Конная статуя короля в натуральную величину, созданная Франсуа Жирардоном (1699 г.), была подарена властями города и установлена ​​в ее центре. Считается, что это первая большая современная конная статуя, отлитая из одного куска. Он был разрушен во время Французской революции; однако в Лувре есть уменьшенная версия. Это привело к популярной шутке о том, что в то время как Генрих IV жил среди людей у ​​Пон-Нёф, а Людовик XIII - среди аристократов площади Вогезов, Людовик XIV предпочитал компанию налоговых фермеров на Вандомской площади; каждый из них отражает группу, которой они отдают предпочтение в жизни.

На месте площади раньше находился отель Сезара де Бурбона, герцога Вандомского, незаконнорожденного сына Генриха IV и его любовницы Габриэль д'Эстре. Ардуэн-Мансар купил здание и его сады с идеей превратить его в участки под застройку в качестве прибыльной спекуляции. План не был реализован, и министр финансов Людовика XIV, Лувуа, купил участок земли с целью построить площадь по образцу успешной площади Вогезов прошлого века. Лувуа столкнулся с финансовыми трудностями, и из его проекта тоже ничего не вышло. После его смерти король купил участок и поручил Хардуэну-Мансарту спроектировать фасад дома, который покупатели участков вокруг площади согласились бы придерживаться. Когда государственные финансы иссякли, финансист Джон Ло взял на себя проект, построил себе резиденцию за одним из фасадов, и площадь была завершена к 1720 году, когда его бумажный пузырь в Миссисипи лопнул. Ло сильно пострадал, когда он был вынужден выплатить несколько десятков миллионов долларов налогов. Не имея возможности заплатить такую ​​сумму, он был вынужден продать принадлежащую ему собственность на площади. Покупателями были члены сосланного отделения Конде Дома Бурбонов, которые позже вернулись в деревню, чтобы вернуть свои земли в самом городе Вандом. В период с 1720 по 1797 год они приобрели большую часть площади, в том числе в собственность части участка, на котором сейчас стоит отель Ritz Paris и на котором они по-прежнему обслуживают квартиры. Их намерение восстановить на этом месте семейный дворец зависело от возможных намерений соседнего министерства юстиции расширить его помещения.

Фуар Сен-Овид обосновался на этом месте в 1764 году до 1771 года.

Когда Франция установила дипломатические отношения с недолгой Республикой Техас, техасская миссия размещалась в отеле Bataille de Francès на 1 Вандомской площади.

Вандомская колонна
Создание
Первоначальная колонна была начата в 1806 году по указанию Наполеона и завершена в 1810 году. Она была создана по образцу колонны Траяна в честь победы при Аустерлице; Его облицовка из 425 спиральных бронзовых пластин с барельефами была сделана из пушек, взятых из объединенных армий Европы, согласно его пропаганде (обычная приведенная цифра сильно преувеличена: 180 пушек были фактически захвачены в Аустерлице). Эти пластины были разработаны скульптор Пьер-Ноласк Бержере, исполненный командой из 30 скульпторов, в том числе Жан-Жозеф Фуку, Луи-Симон Буазо, Франсуа Жозеф Бозио, Лоренцо Бартолини, Клод Рэми, Франсуа Руд, Корбе, Клодион, Жюли Шарпантье и Анри-Жозеф. Рукстиль. На вершине колонны была установлена ​​статуя Наполеона работы Антуана-Дени Шоде. Наполеон изображен одетым в римские одежды, с непокрытой головой, увенчанный лаврами, с мечом в правой руке и глобусом, увенчанным статуей Победы (как у Наполеона в роли Марса-миротворца) в левой руке.

В 1816 году, воспользовавшись оккупационными силами союзников, толпа мужчин и лошадей прикрепила трос к шее статуи Наполеона на вершине колонны, но она отказалась сдвинуться с места - одна женщина пошутила: «Если император такой твердо стоит на своем троне, а эта статуя стоит на своей колонне, он и близко не может сойти с престола ». После реставрации Бурбонов статуя, хотя и не колонна, была разобрана и переплавлена, чтобы получить бронзу для переделанной конной статуи Генриха IV на Пон-Нёфе (как и бронза из скульптур на Колонне Великой армии в Булони. сюр-Мер), хотя статуэтку Победы все еще можно увидеть в салоне Наполеона в Hôtel des Monnaies (который также содержит модель колонны и изображение лица Наполеона, скопированное с его посмертной маски). Заменяющая статуя Наполеона в современной одежде (шляпа двурога, сапоги и редингот), однако, была воздвигнута Луи-Филиппом, а лучшая, более августейшая классическая статуя Луи-Наполеона (позже Наполеона III).

 

Парижская Коммуна и конец Вандомской колонны
Независимо от политической оценки теории Карла Маркса, одно можно сказать наверняка: он предсказал крах Вандомской колонны задолго до того, как это произошло. Это предсказание было дано им в политической брошюре Le 18 Брюмер де Луи Бонапарт 1852 года. Эта брошюра, резко критикующая политическую фигуру Наполеона III, заканчивается словами: «Но если императорская мантия наконец упадет на плечи Людовика Бонапарта, бронзовая статуя Наполеона упадет с высоты Вандомской колонны ».

Во время событий накануне основания Коммуны 22 марта 1871 года произошли волнения за пределами Национальной гвардии, когда демонстрантам с плакатами, провозглашающими их «Друзьями мира», не пустили на Вандомскую площадь гвардейцы, которые: после обстрела открыл огонь по толпе. По меньшей мере 12 человек были убиты и многие ранены.

Во время Парижской Коммуны в 1871 году художник Гюстав Курбе, президент Федерации художников и избранный член Коммуны, который ранее выражал свое беспокойство по поводу того, что этот памятник войны находится на улице Рю-де-ла-Пэ, предложил построить колонну. разобран и сохранен в Доме инвалидов. Курбе утверждал, что:

Поскольку Вандомская колонна является памятником, лишенным всякой художественной ценности, стремящимся увековечить своим выражением идеи войны и завоеваний прошлой имперской династии, которые осуждаются настроениями республиканской нации, гражданин Курбе выражает желание, чтобы Правительство национальной обороны разрешит ему разобрать эту колонну.

Его проект в том виде, в котором он был предложен, не был принят, хотя 12 апреля 1871 года был принят закон, разрешающий демонтаж императорского символа. Когда колонна была снесена 16 мая, ее бронзовые пластины сохранились. После использования ряда канатов и рабочих карьера наблюдатели увидели, что статуя ...

... упал на подготовленную для этого кучу песка с мощным грохотом. Сотрясения на земле не было, колонна раскололась незадолго до своего ложа и легла на землю огромной массой развалин. Огромная пыль и дым от камней и смятой глины поднялись вверх, и через мгновение после того, как толпа мужчин, национальных гвардейцев, коммунаров и англичанина, смотревшего на достопримечательности, налетела на него и принялась собирать кусочки в качестве воспоминания, но волнение был настолько интенсивным, что люди двигались, как во сне.

Сразу после разрушения колонны и отказа от предполагаемого прославления национального шовинизма и воинственности, Вандомская площадь была переименована в Place Internationale в честь продвижения коммунаров международного братства.

После Парижской Коммуны
После подавления Парижской Коммуны Адольфом Тьером было принято решение восстановить колонну со статуей Наполеона, восстановленной на ее вершине. За свою роль в Коммуне Курбе был приговорен к оплате расходов на восстановление памятника, оцениваемых в 323 000 франков, ежегодными взносами в размере 10 000 франков. Не имея возможности заплатить, Курбе отправился в добровольное изгнание в Швейцарии, французское правительство конфисковало и продало картины художника за небольшую сумму, и Курбе умер в изгнании в декабре 1877 года. В 1874 году колонна была восстановлена ​​в центре города. Поместите Вандом с копией оригинальной статуи наверху. Внутренняя лестница, ведущая на вершину, больше не открыта для публики.

Функции
В центре длинных сторон площади коринфские пилястры Ардуэна-Мансара выступают вперед под фронтоном, создавая дворцовые фасады. Аркады формально рустованных первых этажей не обеспечивают аркадный проход, как на площади Вогезов. Архитектурная связь окон от одного этажа к другому и увеличивающаяся арка их оконных проемов обеспечивают восходящую пружину к горизонтальным линиям, образованным рядами окон. Первоначально на площадь можно было попасть только по одной улице, и она сохраняла аристократическую тишину, за исключением случаев, когда здесь проводилась ежегодная ярмарка. Затем Наполеон открыл улицу Рю-де-ла-Пэ, и в 19 веке Вандомская площадь была заполнена движением. Только после открытия в 1875 году Дворца Гарнье на другой стороне улицы Рю-де-ла-Пэ, центр модной жизни Парижа начал смещаться вокруг Рю-де-ла-Пэ и Вандомской площади.

 

В популярной культуре
Место Вандом славится своими фешенебельными отелями класса люкс, такими как Ritz. На площади располагались салоны многих известных дизайнеров одежды. Остались только два производителя рубашек Charvet под номером 28, магазин которого находится на Вандомской площади с 1877 года, и модельера Chéruit под номером 21, восстановленная в 2008 году. С 1718 года Министерство юстиции, также известное как " Chancellerie », расположен в отеле de Bourvallais, расположенном под номерами 11 и 13. Прямо на другой стороне площади Vendôme, под номером 14 находится парижский офис инвестиционного банка JP Morgan, а под номером 20 - офис Ardian (ранее AXA Private Equity).

После его смерти в 1990 году американский художник Кейт Харинг был кремирован, а его прах был рассыпан на склоне холма недалеко от Кутцтауна, за исключением одной горсти, которую Йоко Оно принесла в место Вандом, потому что она верила, что дух Харинга сказал ей.

В 1920-х годах американский архитектор Алонзо К. Уэбб работал над рекламой и дизайном на английском языке некоторых фешенебельных домов на Вандомской площади.

Вандомская площадь - фильм 1998 года Николь Гарсиа с Катрин Денев в главной роли.

Известные жители
Клод Дюпен (1686–1769), финансист и сборщик налогов по контракту (fermier-général), на Вандомской площади, 10.
Огюстен Блондель де Ганьи (1695–1776).
Абель-Франсуа Пуассон, маркиз де Мариньи (1727–1781), брат мадам де Помпадур, на Вандомской площади, 8.
Франц Месмер (1734–1815), немецкий врач и первооткрыватель животного магнетизма, на Вандомской площади, 16.
Энн Листер (1791-1840), английский помещик и писательница, останавливалась на Вандомской площади 24, гостевом доме, которым управляли месье и мадам де Бойв в 1824-25 годах. Здесь она познакомилась и завела роман с Марией Барлоу.
Фредерик Шопен (1810–1849), польский композитор, на Вандомской площади, 12, где он умер.
Вирджиния Олдоини, графиня ди Кастильоне (1837–1899), бывшая любовница Наполеона III, жила в уединении с 1870-х до 1890-х годов на Вандомской площади, 26, над Бушероном.
Сэмюэл Жан де Поцци (1846–1918), хирург и гинеколог, на Вандомской площади, 10.
Коко Шанель (1883–1971), модельер, на Вандомской площади, 15 (отель Ritz Paris).
Принц Джефри Болкиах, дом 3-5, Вандомская площадь.