Дворец Порт-Доре - выставочный зал, расположенный на окраине
Венсенского леса по адресу 293, авеню Домениль, 12-й округ Парижа,
Франция. Сейчас здесь находится Музей истории иммиграции, а в
подвале - тропический аквариум.
Здание было построено для
Парижской колониальной выставки 1931 года по проекту французского
архитектора Альбера Лапрада, Леона Жоссели и Леона Базена. Он
обеспечивает 16 000 м² выставочных и офисных площадей. Внешние
барельефы (1200 м²) скульптора Альфреда Жанниота изображают корабли,
океаны и диких животных, включая антилоп, слонов, зебр и змей.
Во Дворце Порт-Доре разместились несколько этнологических
музеев, начиная с колониальной выставки 1931 года, которая была
переименована в 1935 году в Musée de la France d'Outre-mer, затем в
1960 году в Musée des Arts africains et océaniens и наконец, в 1990
году - Национальный музей африканского и французского искусства. В
2003 году эти коллекции были объединены в Музей на набережной
Бранли, и на его месте теперь находится Национальный музей
иммиграции.
В подвале здания находится Тропический аквариум
Доре (французский: Aquarium du palais de la Porte Dorée), в котором
содержится около 5000 животных 350 видов в различных резервуарах
размером от 100 до 370 000 л (от 26 до 97 744 галлона США). .
Последовательные задания
Во-первых, «колониальный музей» с 1931 по
1935 год — с посвящением его открытия «Колонизации и цивилизации
Франции» — он несколько раз менял свое название: «музей колоний и
внешней Франции» в 1932 году, «музей заморской Франции» в 1935 г.,
«музей африканского и океанического искусства» в 1960 г. и «национальный
музей африканского и океанического искусства» с 1990 по 2003 г., когда
музей закрыл свои двери. Часть его коллекций присоединилась к коллекциям
музея на набережной Бранли, который был открыт президентом Жаком Шираком
в июне 2006 года, а в июле 2004 года премьер-министр Жан-Пьер Раффарен
решил переехать во дворец Пале-де-ла-Порт-Голден в «Национальном
городе». истории иммиграции» (CNHI), открытый в октябре 2007 года.
В январе 2012 года декретом было официально создано Государственное
учреждение Пале-де-ла-Порт-Доре (EPPPD). Он включает в себя исторический
памятник, Дворец Золотых ворот, музей, Национальный музей истории
иммиграции и тропический аквариум. Его миссия состоит в том, чтобы
выделить комплекс наследия Пале-де-ла-Порт-Доре и развивать научные и
культурные проекты музея и аквариума.
Строительство
Дворец
Порт-Доре был построен за 18 месяцев для Международной колониальной
выставки 1931 года французским архитектором Альбером Лапрадом в стиле
ар-деко, получившего распространение в 1920-х годах. . Монументальный
фасад и внушительный перистиль напоминают архитектуру греческих храмов,
а также французский классицизм, например, колоннаду Лувра. Четкие
геометрические линии здания типичны для движения ар-деко, как и большая
часть декора и мебели памятника. Таким образом, во дворце не преобладает
какой-то один архитектурный стиль, а скорее он представляет собой синтез
различных стилей. В этом отношении он выделялся среди других павильонов
Колониальной выставки.
Долговечность этого здания подтверждена
его конструкцией. Это должно продолжать передавать дискурс Колониальной
выставки. Задуманное как краткое изложение французской колониальной
империи, представленной в лучшем свете, здание призвано стать
инструментом для продвижения идеализированных отношений метрополии с ее
колониями. Показывая разнообразие ресурсов заморской Франции и
художественных произведений, которые очаровывают европейцев, он должен,
таким образом, заставить посетителей полюбить колонии и заставить их
инвестировать в эти продукты.
Здание площадью 17 000 м2
свидетельствует о двойном вдохновении его автора: его идеально
симметричный силуэт, строгий фасад очень классически вдохновлены, а
техника зенитного освещения вдохновлена архитектурой Марокко, где
тренировался Альбер Лапрад. Фасад украшен барельефом Альфреда Жанниота,
который хочет проиллюстрировать богатство колоний. Внутри, в ратуше
(сегодня форум), которая составляет сердце здания, можно обнаружить
большую фреску Пьера-Анри Дюко де Ла Хайля, иллюстрирующую влияние
Франции во всем мире и ее вклад в колонии. В здании много декоративных
элементов экзотического вдохновения.
В 1987 году некоторые части,
в частности фасад, были отнесены к историческим памятникам, а остальная
часть здания была зарегистрирована в том же году.
Архитектура и украшения
Главные архитекторы: Альбер Лапрад, Леон
Жоссели и Леон Базен.
Наружные украшения: барельефы Альфреда Жаннио.
Металлоконструкции Эдгара Брандта, Раймонда Субеса, Жильбера Пуйера и
Мезона Багеса для лестничных перил.
Внутреннее убранство: картины
Дюко де Ла Хайля в сотрудничестве с Этьеном Овилем для Форума; Луи Буке,
Андре, Иванна Леметр для исторических салонов.
Мебель Жака-Эмиля
Рульмана и Эжена Принца для овальных салонов.
Полы от Gentil &
Bourdet, Alphonse Gentil и François Bourdet.
Входные ворота: Жан
Пруве.
Другие художники: Жан Дюнан, Эдуард Шенк
Барельеф
Барельеф на фасаде дворца был выполнен Альфредом Жаннио, уже известным
украшением лайнера «Иль-де-Франс» в 1927 году. Выполненный из камней из
Пуату, он простирается на 1128 м2. Имеются представительства крупнейших
французских морских портов и аэропортов, через которые поступают товары,
ввозимые из Африки, Мадагаскара, Вест-Индии, Азии и Океании. Он выражал
экономическое и человеческое богатство французских колоний. В 1987 году
фасад был признан историческим памятником.
центральный зал
Центральный зал, нынешний «Форум», был спроектирован Альбертом Лапрадом
и украшен фреской площадью 600 м2, написанной Пьером-Анри Дюко де Ла Хай
и студентами Школы изящных искусств. Он призван проиллюстрировать вклад
Франции в колонии, тем самым отвечая на барельеф за пределами дворца.
Овальные гостиные
По обе стороны от входа в здание расположены
два овальных зала. В первом, африканском стиле, установлена мебель
Жака-Эмиля Рульмана. Второй, в азиатском стиле, обставлен Эженом
Принцем. Они символизируют интеллектуальный и художественный вклад
колоний Африки и Азии в европейскую цивилизацию.
Комната Азии
украшена росписью Андре и Иванны Леметр. Маршал Лиоте устраивал здесь
приемы во время колониальной выставки.
Салон Африки украшен фресками
Луи Буке на тему художественного и интеллектуального вклада африканских
колоний во Францию. Министр по делам колоний Поль Рейно использовал его
для организации приемов.
Выставочные залы сгруппированы вокруг многоэтажного центрального зала. В нем доминируют 600 м² фресок, созданных Дюко де ла Хай и его учениками из Школы изящных искусств. Они представляют собой обмены между «родиной» и ее колониями, как торговлю, так и французскую «цивилизацию». На первом этаже расположены две овальные приемные. Салон Лиоте использовался генеральным секретарем Колониальной выставки маршалом Юбером Лиоте для приемов во время Колониальной выставки. Стены салона были украшены фресками Андре и Иванны Леметр. Они показывают свободно оформленные сцены с мотивами индуизма, буддизма и конфуцианства. Эжен Принц (1889–1948) создал мебель из пальмового дерева. Салон Рейно назван в честь Поля Рейно, тогдашнего министра по делам колоний. Этот салон был украшен фресками Луи Буке, посвященными теме «Африка». Этот салон был обставлен Жаком-Эмилем Рульманном.
С 1 января 2012 года Национальный город истории иммиграции получил
название Музея истории иммиграции. Это единственный национальный музей,
посвященный истории и культуре иммиграции во Франции. Открытый для
публики с 2007 года, он был официально открыт 15 декабря 2014 года
президентом Франсуа Олландом.
На момент открытия в музее не было
собранных ранее коллекций. Поэтому коллекции должны были быть созданы ex
nihilo, чтобы иметь возможность показать двухсотлетнюю историю
иммиграции во Франции. Сегодня Национальный музей истории иммиграции
является одновременно историческим музеем, общественным музеем и музеем
современного искусства, в котором освещается вклад иммиграции в историю
и французскую культуру.
Кроме того, в музее много размышлений на
актуальные темы: миграция, глобализация, вопросы идентичности, эскалация
национализма, атмосфера напряженности. Его пересекают проблемы
современного мира, и его цель - «открыть глаза за пределы
представлений».
В музее также организован ряд временных выставок,
сопровождаемых определенной культурно-художественной программой («Чао
Италия!», «Персона грата», «Общие святые места», «Париж-Лондон.
Музыкальные миграции» (1962–1989) и др.). Они расширяют размышления
постоянной экспозиции, а также издаваемого музеем журнала социальных
наук Hommes & Migrations, который в настоящее время зарекомендовал себя
в вопросах, связанных с миграционными явлениями.
Тропический аквариум Пале-де-ла-Порт-Доре был установлен во дворце
сразу после его постройки. Он был призван показать посетителям дикую
природу, присутствующую в поселениях. Расположенный на нижнем этаже
памятника, он долгое время оставался единственным парижским аквариумом.
Под руководством Антуана Грювеля, который в то время был профессором
Музея естествознания, аквариум был быстро дополнен террариумом, в
котором изначально жили нильские крокодилы.
Сегодня в тропическом
аквариуме Пале-де-ла-Порт-Доре представлен ряд видов, которых трудно
увидеть в дикой природе. Он подчеркивает разнообразие, сложность и
хрупкость живого мира и подчеркивает важность сохранения водной среды. В
нем представлена большая коллекция пресноводных и морских рыб со всего
мира и со всех океанов, а также книдарии, ракообразные, моллюски,
кораллы, скаты, черепахи и аллигаторы. В океанариуме часто проходят
временные выставки («Балейнополис», «АКВА. Вода сверху донизу» и др.).