Гора Афон, Греция

Гора Афон

 

Транспорт

 

Описание Горы Афон

Гора Афон

Гора АфонГора Афон (греч. Άθως) - полуостров в северо-восточной Греции и важный центр восточно-православного монашества. Он регулируется как автономное государство в пределах Греческой Республики. Гора Афон является домом для 20 монастырей под прямой юрисдикцией Константинопольского Патриархата. Гора Афон обычно упоминается на греческом языке как «Святая гора» (греч. Ἅγιον Ὄρος). В классическую эпоху, в то время как гора называлась Атос, полуостров был известен как Акте или Акте (Ἀκτή).

Гора Афон была заселена с древних времен и известна своим почти 1800-летним постоянным христианским присутствием и его долгими историческими монашескими традициями, которые относятся к по меньшей мере 800 годам жизни в византийском периоде. Сегодня здесь живет более 2000 монахов из Греции и многих других стран, в том числе восточно-православных стран, таких как Румыния, Молдова, Грузия, Болгария, Сербия и Россия. Монахи здесь живут аскетической жизнью, изолированном от остального мира. Афонские монастыри имеют богатую коллекцию хорошо сохранившихся артефактов, редких книг, старинных документов и произведений огромной исторической ценности, а сама Гора Афон была включена в список Всемирного наследия с 1988 года.

Хотя Гора Афон технически является частью Европейского Союза, как и остальная Греция, статус Монастырского государства Святой Горы и юрисдикция афонских учреждений были четко описаны и ратифицированы при приеме Греции в Европейское сообщество. Свободное передвижение людей и товаров на его территории запрещено, если официальные разрешения не предоставлены властями Монашеского государства, и только мужчинам разрешено въезжать. Женщины могут смотреть на Афон лишь с кораблей, которые плавают вокруг полуострова.

 

Монастыри и иные монашеские поселения

Каждый из 20 монастырей имеет статус патриаршей ставропигии. Со статусом монастыря на Афоне сопряжены исключительные имущественно-правовые привилегии. Создание новых монастырей запрещено.

«Правящие» монастыри в порядке официальной святогорской иерархии:
Великая Лавра (греч. Μεγίστη Λαύρα)
Ватопед (греч. Βατοπέδι или Βατοπαίδι)
Иверский (греч. Ιβήρων; ივერთა მონასტერი)
Хиландар (греч. Χιλανδαρίου), сербский
Дионисиат (Неа Петра) (греч. Διονυσίου)
Кутлумуш (греч. Κουτλουμούσιου)
Пантократор (греч. Παντοκράτορος)
Ксиропотам (греч. Ξηροποτάμου)
Зограф (греч. Ζωγράφου), болгарский
Дохиар (греч. Δοχειαρίου)
Каракал (греч. Καρακάλλου)
Филофей (греч. Φιλοθέου)
Симонопетра (греч. Σίμωνος Πέτρα, Σιμωνόπετρα)
Святого Павла (греч. Αγίου Παύλου)
Ставроникита (греч. Σταυρονικήτα)
Ксенофонт (греч. Ξενοφώντος)
Григориат (греч. Γρηγορίου)
Эсфигмен (греч. Εσφιγμένου)
Свято-Пантелеимонов (греч. Αγίου Παντελεήμονος или Ρώσικο)
Констамонит (греч. Κωνσταμονίτου)

Гора Афон

Гора Афон

Гора Афон

История Горы Афона

Древность и ранняя античность
История Афона, как и всего полуострова Халкидики, свидетельствует о том, что человек поселился там в глубокой древности. Красота афонской природы, мягкий климат полуострова Халкидики и удивительный рельеф его местности способствовали ведению здесь уединённой жизни. Первыми известными жителями полуострова были фракийцы. В V веке до н. э. к ним присоединились греки из Халкидики, благодаря которым произошла эллинизация местных жителей. Основным родом деятельности их являлось сельское хозяйство, животноводство и рыболовство.

Александр Македонский и его преемники
В период македоно-персидских войн Александр Македонский, воодушевлённый своими военными успехами, вынашивал идеи создания разного рода монументов для увековечивания подвигов своей победоносной армии. Зная об этом и желая завоевать благосклонность царя, молодой архитектор по имени Дейнократ, предложил высечь из горы Афон огромную статую. По сообщению Витрувия, Дейнократ так описал свою идею Александру:

«…Я составил проект сделать из горы Афон изваяние в виде мужа, в левой руке которого бы находился укреплённый город, а в правой — чаша, вбирающая воду всех находящихся на горе потоков, чтобы из неё она вытекала в море…»

Александру Македонскому понравился необычный замысел Дейнократа, но от реализации такого проекта он всё же отказался. Дейнократ же остался при царе и впоследствии составил проект планировки Александрии Египетской.

После смерти Александра Македонского правитель Македонии Кассандр основал где-то поблизости от горы Афон город Уранополь, что значит «Небесный», в честь Урана — греческого божества, считавшегося покровителем неба. Сейчас название Уранополь носит небольшое поселение, находящееся у самой границы «монашеской республики».

Становление монашеской общины Афона
Превращение Афона в исключительно монашеское обиталище произошло после Трулльского Собора (Константинополь, 691—692 гг.), постановившего в частности (Правила 18 и 42) в отношении скитающихся «пустынников»: «Аще восхотят, <…> то определяти их в монастырь, и причисляти к братиям. Аще же не пожелают сего, то совсем изгоняти их из градов, и жити им в пустынях, от коих и именование себе составили». Многие из таких скитальцев, которых было много по причине нашествия магометан особенно в Константинополе, устремились на Афон.

Византийский период
Расцвет монашества на Афоне произошёл во время царствования Василия Македонянина, который письменно утвердил в 883 году Афон как место исключительного проживания монахов. В ходе Крестовых походов Афон политически подпал под власть католиков, однако монахи отвергли идею унии. В 1308 году Афон испытал погром со стороны каталонских наёмников. Однако XIV век — это век расцвета Афона, где распространяются идеи исихазма.

Афон под владычеством Османской империи
После захвата Салоник турками в 1430 году монахи Афона немедленно принесли заверения повиновения султану Мураду II; после падения Константинополя в 1453 году Афон продолжал долгое время пользоваться прежними правами и привилегиями, но в 1566 году султан Селим II своим указом отобрал у афонских монастырей все имения.

В XVII—XVIII веках Афон стал местом греческого просвещения, учёности и книгоиздательства: при Ватопеде в середине XVIII века была основана Афонская академия (Афониа́да), при Лавре была устроена типография. Зародилось движение коливадов.

После восстания 1821 года последовала турецкая военная оккупация Афона и репрессии; уцелевшие монахи рассеялись по островам архипелага. Адрианопольский мирный договор между Россией и Турцией в сентябре 1829 года обеспечил прекращение турецкой оккупации и возвращение монастырских имений.

Афон в эпоху Балканских войн
2 (15) ноября 1912 года полуостров был с моря занят войсками Греческого Королевства. Русское правительство потребовало вывода греческих войск, которые и были выведены с территории Пантелеимонова монастыря; русские монахи в гражданском отношении продолжали подчиняться русскому посольству в Константинополе. На Лондонской конференции в декабре 1912 — январе 1913 года Россия предложила придать Афону статус «автономной монашеской республики» под протекторатом шести православных держав: России, Греции, Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории. Против такого проекта выступило греческое монашество Афона, требовавшее присоединения к Греческому Королевству. В 1913 году в Афоне произошли волнения, связанные с деятельностью сторонников имяславия. В январе 1917 года на Афон высадился франко-русский отряд численностью в 150 человек.

 

Афон в составе Греции
Принятая в мае 1924 года Священным Кинотом «Уставная Хартия Святой Горы Афонской» («Новый канонизм»), законодательно признанная Грецией в 1926 году, не была подписана представителем Пантелеимонова монастыря, хотя в 1940 году Пантелеимонов монастырь согласился исполнять её предписания как действующего государственного законоположения.

В годы Второй мировой войны Священный Кинот Святой Горы направил Адольфу Гитлеру письмо с просьбой сохранить монастыри от разрушения. В результате ни один из монастырей Афона во время оккупации не пострадал и не лишился своего самоуправления. В 1942 году Священный Кинот от имени 3200 афонских монахов выразил благодарность немецким властям за их религиозную политику.

Закон Греции 124/1969 (в 1969 году) отнимал у монастырей права самоуправления и давал полномочия губернатору, что вызвало сильные протесты как на Афоне, так и у руководства поместных Церквей.

В июне 1963 года торжественно праздновалось 1000-летие монашества на Афоне; в торжествах принимали участие предстоятели ряда поместных Церквей.

Древнейший из 20 монастырей, расположенных на полуострове, Великая Лавра, был основан в 963, а позднейший, Ставроникита, — в 1542 году.

На Афоне на протяжении его истории подвизались монахи (святогорцы) различного происхождения. Монастыри знали периоды расцвета (конец XIX века) и упадка (сокращение численности братии на протяжении большей части XX века). Минимальное число насельников Святой Горы было зафиксировано в 1971 году (1145 человек), после чего наблюдается неуклонный рост.

С последней четверти XX века, после демократизации Греции и включения Афона в список всемирного наследия ЮНЕСКО, наблюдается новый подъём как чисто туристического, так и религиозного интереса к Афону.

Среди наиболее известных святогорцев 20 века можно назвать Силуана Афонского, Иосифа Исихаста и Паисия Святогорца.

Гора Афон

Транспорт

Как добраться

Достаточно предварительной подготовки и борьбы с бюрократией необходимо, чтобы посетить гору Афон, поскольку в день разрешено посещать только 100 православных и 10 неправославных посетителей.

Разрешение (diamonitirion) требуется как для отдельных лиц, так и для групп. Этот документ выдается Министерством иностранных дел, Управлением церквей (по адресу: улица Залокоста, № 2, в Афинах, тел. 210 3626 894) или Министерством по делам граждан Северной Греции на площади Диикитириу в Салониках, тел. 2310 270,092.
Женщины не допускаются на территорию.
Ночевка запрещена лицам, не достигшим 18 лет.

Diamonitiria (разрешение оставаться в качестве паломника) выдается офисами горы Афон в Урануполисе (на правой стороне порта). Для того, чтобы получить их диамонитирион, посетители должны показать свои удостоверения личности и оплатить сумму в 18 евро (для православных посетителей), 30 евро (для не православных) или 10 евро (для православных, но не для студентов). Иностранным посетителям также необходим паспорт; если вы православный, но не грек, вам нужно будет это доказать (письмо священника или свидетельство о крещении подойдет).

Сначала свяжитесь с Бюро Пилигримов (адрес ниже). Они могут нуждаться в большом количестве уведомления о вашем предполагаемом посещении - до шести месяцев, если вы планируете посетить в летние месяцы июнь, июль и август, когда монастыри переполнены греческими и православными паломниками, но всего лишь несколько дней вне пикового сезона.

Контактное лицо:
   Святой исполнитель Свято-Афинского бюро пилигримов
   109 EGNATIA STR.
   546 22, Салоники, Греция
   Телефон +30 2310 252578, факс +30 2310 222424

 

 The Holy Executive of the Holy Mount Athos Pilgrims' Bureau
109 EGNATIA STR.
546 22, Thessaloniki, Greece
Tel. +30 2310 252578, Fax +30 2310 222424

 

Как только вы получите разрешение от Бюро Пилигримов, вы должны связаться с каждым монастырем, где вы планируете остановиться. Без их согласия вас отвернут. Хороший сайт для получения дополнительной информации о монастырях и о том, как связаться с каждым по телефону или факсу, находится здесь.

«Общий диамонитрион», обычно предоставляемый посетителям, позволяет вам оставаться не более трех дней, посещая монастыри по желанию. Более редкий «специальный diamonitirion» позволяет неограниченное пребывание только в одном монастыре.

 

Транспорт по городу

До монастырей на Афоне можно добраться только на пароме из Урануполи (для монастырей на западном побережье) или из Иериссоса для тех, кто находится на восточном побережье. Многие посетители прибывают в порт Дафни (Дафни), откуда они продолжат на автобусе в «столицу» Кариес. Меньшие лодки, люди перевозчики и такси переправляют паломников из монастыря в монастырь. Для расписания лодок, проверьте здесь.

Есть также экскурсионные катера, которые совершают туры по полуострову без посадки; они не требуют никаких разрешений и являются единственным вариантом для женщин, которые хотят взглянуть на гору Афон.

Можно идти от монастыря к монастырю. Самая длинная прогулка от Агия Анны до Великой Лавры (шесть-семь часов). Многие древние тропинки до сих пор чисты, но время от времени будет необходимо ходить по дорогам.