Амфиса (греч. Άμφισσα, также упоминаемая в классических
источниках как Амфисса) - это город в Фокиде, Греция, часть
муниципалитета Дельфы, из которых он является местом и муниципальной
единицей. Городская единица имеет площадь 315,174 км2. Он лежит на
северном краю оливкового леса Крисской равнины, между двумя горами,
Гиона на западе и Парнас на востоке, в 200 км (120 ми) к
северо-западу от Афин и 20 км (12 миль) от Дельфы, а также как 85 км
(53 мили) к северо-востоку от Наупактус и 72 км (45 миль) к югу от
Ламия.
Амфиса восходит к древности, ее история насчитывает
около 3000 лет и является традиционно крупнейшим и столицей города
Фокида. Это был самый важный город древнегреческого племени
озолийских лоцков и один из самых могущественных городов в
Центральной Греции. В средние века Амфиса стала известна как
Салона, она пережила несколько иностранных завоеваний и
разрушений, но стала важным городом в регионе и сыграла важную роль
во время греческой войны за независимость.
Считается, что название Άμφισσα (Амфисса) происходит от
древнегреческого глагола αμφιέννυμι (амфиенные), означающего «окружать»,
так как город окружен горами Гиона и Парнас. Согласно греческой
мифологии, Амфисса, дочь Макара, сына Эола и любовница бога Аполлона,
дала свое имя городу.
Во время франкской оккупации Греции в 13
веке Амфисса была захвачена королем Фессалоники Бонифаций Монферратским
и переименована в Ла Соле; с тех пор город стал называться по-гречески
Салона. В 1833 году, после образования независимого греческого
государства, городу было возвращено древнее название Амфисса.
Большая часть культуры города является результатом оставленного ему частного наследия; некоторыми из благотворителей были Маркидис, Гиагцис и Сталлос. Достопримечательности включают замок Салона, также известный как замок Ория, где стоял древний акрополь, Археологический музей Амфиссы, Благовещенский собор с фресками Спироса Папалукаса, несколько небольших музеев и район Чармена, где стоят традиционные колокола. произведено. Муниципальная библиотека Амфиссы, основанная в 1957 году, помимо большого количества книг содержит коллекцию традиционных картин Фокиды. Другими старыми достопримечательностями являются византийская церковь Спасителя, построенная в 11 веке, палеохристианский баптистерий 3 века рядом с собором, Ликотрипа, микенская гробница на восточной окраине города, и фольклорный музей Амфиссы. Есть также TEI (Технологический образовательный институт), входящий в состав TEI Ламия, IEK и лицей. Есть широкие возможности для пеших прогулок и кемпинга в горах. В Амфиссе есть несколько платей, одеон, хор, общественная филармония, но она также известна своим ежегодным карнавалом.
Древние времена
Амфисса была заселена с древних времен и была
главным городом озолийской Локриды, области, населенной древнегреческим
племенем локров; самый большой и самый известный город Локриды, красиво
построенный и расположенный в ста двадцати стадиях от Дельф. Павсаний в
своем труде «Описание Греции» упоминает о существовании гробниц Амфиссы
и Андреемона и храма Афины на акрополе города с стоящей бронзовой
статуей, которая, как говорят, была привезена из Трои Фоасом. . Амфисцы
совершали мистерии в честь «мальчиков-анактов», которыми могли быть
Диоскуры, Куреты или Кабейры (10.38). В Амфиссе были также гробница
Ущелья, жены Андреемона, и храм Асклепия. Недавние раскопки обнаружили
микенскую гробницу в Амфиссе. Предварительные находки показывают, что
гробница использовалась более двух столетий, с 13 по 11 век до н.э.
Результаты нескольких раскопок показали, что город развивал свою
торговлю с Коринфом и городами северо-западного Пелопоннеса в конце 8
века до нашей эры. Амфисса была организована как полис в 7 веке до нашей
эры и процветала в области искусства и торговли, которые длились три
века. Части стен древнего акрополя города датируются периодом между 7 и
6 веками до нашей эры. В 653 г. до н.э. люди из Амфиссы мигрировали в
Южную Италию и основали город Эпизефирийские Локры. Календарь Амфиссы
отличался от календаря других озолийских городов, в то время как
известны четыре названия месяцев: Аргестион, Панигирион, Амон и Покиос.
На его монетах была голова Аполлона с одной стороны и надпись
«ΑΜΦΙΣΣΕΩΝ» (амфиссийцы), наконечник копья и челюсть калидонского
кабана, а с другой — звезда или виноград.
После поражения греков
от персов в битве при Фермопилах персидские войска вторглись в Фокиду,
Озолиан Локриду, Дориду и Беотию. Именно тогда Амфисса из-за своего
сильного акрополя приняла фокейцев, ищущих безопасности. Во время
Пелопоннесской войны Амфисса сражалась на стороне Спарты, оттеснив таким
образом другие города озолийского Локрида. Форма правления города была
олигархической, как и в Спарте, но в эпоху Перикла в Афинах
предпринимались неудачные попытки установить демократию. Десять архонтов
Амфиссы известны по надписям, найденным в Дельфах: Феаген из Менандра,
Вориада, Хариксен, Аристодам из Дамона, Дорофей, Еварх, Архедам,
Аристодам из Эпиника, Хариксен и Аристарх.
В 426 г. до н.э.
спартанский полководец Еврилох, направляясь в Наупакт, прибыл в Дельфы и
послал к Амфиссе вестника, чтобы оторвать их от Афин и заставить
амфисцев оставить его пройти через их земли. Последние первыми дали ему
заложников, а также убедили другие локрийские города сделать то же
самое, так как они были встревожены враждебностью соседних фокейцев.
После Пелопоннесской войны амфисцы были союзниками Фив. В 395 г. до н.э.
фиванцы призвали амфисцев собирать налоги с территорий, на которые
претендовали Локрида и Фокида; в ответ фокейцы вторглись в Локриду и
разграбили территорию Локры и ее столицу Амфиссу. В результате амфисцы и
остальные локры вместе с фиванцами напали на Фокиду, а фокейцы, в свою
очередь, обратились к своему союзнику — Спарте. Эти конфликты привели к
Коринфской войне с амфисцами на стороне Афин, Аргоса, Коринфа и Фив.
Во время Третьей Священной войны 356–346 гг. до н. э. амфисийцы,
бывшие союзниками фиванцев, обрабатывали часть Криссейской равнины,
принадлежавшей Дельфам, и основали гончарные мастерские в Кирре. В 339
г. до н.э. афиняне поднесли храму Аполлона в Дельфах золотые щиты с
надписями, оскорбляющими фиванцев, которые спровоцировали наместника
Амфиссы воспротивиться этому предложению. Тогда Эсхин, афинский
наместник, выступил против амфисцев, представив их незаконные действия
на священных землях Оракула Дельфийского перед Амфиктионическим союзом,
который призывал к вмешательству Филиппа II Македонского. В 338 г. до
н.э. Филипп напал и разрушил Амфиссу, изгнав большую часть ее населения
и отдав территорию Дельфам, что известно как Четвертая Священная война.
Позже в том же году по инициативе Демосфена против македонян была
организована конфедерация афинян и фиванцев, к которой присоединились
амфисцы и остальные озолийские локры.
Амфисцам удалось
восстановить свой город и вернуть ему былую мощь, но в 322 г. до н.э. он
был осажден Александром Этолийским. В 279 г. до н.э. четыреста амфисских
гоплитов присоединились к греческим войскам, защищавшим Дельфы от
галлов. Позднее амфиссиане и этолийцы скрепили свою старую
принадлежность, и в 250 г. до н. э. Амфисса присоединился к Этолийскому
союзу как друг и родственник этолийцев. В 245 году до н. другие города,
как независимый и освобожденный от налогов полис, столица Озолийского
Локрида, со своей Бульей, Экклесией и монетами. Но когда этолийцы
поняли, что Рим должен править греческими городами, и обратились за
помощью к Антиоху III Великому из Сирии, римский полководец Маний Ацилий
Глабрион захватил Ламию и двинулся к Амфиссе, где завоевал Криссейскую
равнину и осадил город в 190 г. до н.э. . Амфисцы, уверенные в силе
своего акрополя и своих стен, защищали город, но падение Амфиссы перед
превосходящими силами римлян, вероятно, произошло. Затем Мания Ацилия
сменил Луций Корнелий Сципион Азиатский, и жители Амфиссы бежали в
акрополь. Афинские депутаты вмешались и предотвратили осаду Амфиссы,
добившись перемирия между двумя сторонами.
В период между 174 и
160 г. до н.э. Амфисса несколько раз страдала во время военных действий,
которые происходили между проримскими этолийцами и националистами
города. Когда Октавиан основал город Никополь, в память о своей победе
над Антонием и Клеопатрой в битве при Акциуме он заставил этолийцев
заселить его, но часть их переселилась в Амфиссу. Вот почему Павсаний
говорит, что амфисийцы стыдились называть себя озолийцами, поэтому они
утверждали, что этолийское происхождение, факт, который был неправильным
представлением Павсания, потому что некоторые люди Амфиссы в его времена
действительно были потомками этолийских беженцев. В этот период Плутарх
упоминает в произведении «Параллельные жизни» врача из Амфиссы по имени
Филота (Марк Антоний 28). Во 2-м веке Амфисса была процветающим городом,
который расширился за его стены, с населением 70 000 человек в 180 году
нашей эры, согласно Павсанию, а во время правления Диоклетиана в
Амфиссе, как говорят, был великолепный акведук.
Средние века
В
раннем средневековье Амфисса была опустошена несколькими иностранными
народами, вторгшимися в Грецию, такими как вестготы при Аларихе I и
гунны. В 451 году в городе, вероятно, была епископская резиденция, а в
530 году Юстиниан I укрепил города вокруг Криссеанской равнины и
закрепил крепость Амфисса. Гиерокл в своем Синекдеме упоминает Амфиссу
как один из городов епархии Эллады в составе Византийской империи,
находившейся под властью вице-консула Афин.
С середины 9 века
новые захватчики, булгары, несколько раз совершали набеги на область
Фокиды и осаждали Амфиссу, но самый разрушительный из них был в 996
году, когда Самуил Болгарский разрушил город и вырезал его жителей. в
1059 г. печенеги еще раз осадили Амфиссу и вынудили амфисцев укрыться в
пещерах этого региона, чтобы избежать резни. В 1147 году норманны
прибыли на Криссейскую равнину, но оставили Амфиссу нетронутой,
возможно, из-за упадка города.
В 1205 году, после Четвертого крестового похода и основания Латинской
империи, Бонифаций Монферратский, король Фессалоники, завоевал регион
Центральной Греции. Амфисса стала резиденцией светлости при Томасе I
д'Отреманкуре. Именно тогда новые губернаторы построили мощный замок
Салона на холме, где существовал древний акрополь Амфиссы, а древнее
название города было заменено новым названием Салона, или La Sole
по-французски и La Sola по-итальянски. В 1311 году каталонцы завоевали
Среднюю Грецию и правили ею более восьмидесяти лет.
Османская
эпоха и греческая война за независимость
Регион Салона был завоеван
османами в 1394 году. В 1580 году сильное землетрясение разрушило
несколько городов Фокиды, в том числе Салону. После периода
венецианского правления с 1687 по 1697 год Салона снова перешла к
османам; несколько иностранных путешественников посетили город, в
котором в то время проживало около 6000 жителей. Салона утратила былое
великолепие, и не осталось ничего, что напоминало бы о славном прошлом
древней Амфиссы, так как некоторые посетители ошибочно поверили, что это
город древних Дельф или Кирра. В 18 веке Салона стала центром подготовки
к войне против турок-османов в Центральной Греции из-за своего
стратегического положения и близости к клефтам Гионы и гор Парнас.
Во время греческой войны за независимость Салона была первым городом
в Центральной Греции, поднявшим восстание под предводительством
Панургиаса, Янниса Диовуниотиса, Иоанниса Гураса и его епископа Исайи,
которые сотрудничали с Афанасиосом Диакосом, Яннисом Макрияннисом и
другими выходцами из Фокиды. 27 марта 1821 года Панургиас вторгся в
город, а 10 апреля греки захватили замок Салона, первую крепость,
попавшую в руки греков, и истребили в нем шестьсот человек османского
гарнизона. 15–20 ноября 1821 г. в Салоне состоялся совет, в котором
участвовали главные местные знати и военачальники. Под руководством
Теодора Негриса они установили протоконституцию для региона, «Правовой
порядок Восточной континентальной Греции» (Νομική Διάταξις της
Ανατολικής Χέρσου Ελλάδος), и учредили управляющий совет, Ареопаг
Восточного континента. из 71 знатного человека из Восточной Греции,
Фессалии и Македонии. Салона стала столицей Восточной континентальной
Греции, и режим существовал до повторного захвата Османской империи
Восточной Греции в 1825 году.