Осиос Лукас (греческий: Ὅσιος Λουκᾶς) - это исторический средневековый православный монастырь. Он расположен недалеко от города Дистомо, в Беотии, Греция. Это один из самых важных памятников средневековой византийской архитектуры и искусства и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также монастыри Неа Мони и Дафнион.
Монастырь Святого Луки расположен на горе Стейри, на месте, где
когда-то стоял храм Стейритиды Деметры, и окружен плато, покрытым
оливковыми рощами, в нетронутом временем ландшафте, не измененном ни
жилой, ни другой деятельностью. и сохраняет свою подлинность. Сведения
об истории монастыря почерпнуты из жития святого Луки, анонимного труда
962 года, который, по словам историка Г. Кремоса, впервые напечатавшего
его в «Фокике» в 962 году, «несет на себе печать Истории». 1874 г., во
всех подробностях написан после смерти святителя анонимным монахом.
Автор биографии был глубоким знатоком обстановки и событий того времени,
очень способным богословом и прекрасным учёным. Он дает неопровержимые
сведения о храме и монастыре и приводит исторические свидетельства о
великих набегах славян, арабов, сарацин, болгар и т. д. а также
«Последовательности сна» и «Коллекция его останков» - источники, которые
археологи считают надежными. Согласно этим данным, основателем
монашеской жизни в монастыре является сам Осий, проведший там
подвизанием последние семь лет своей жизни (946-953). Он родился в
Кастри Фокидском в 896 году в семье беженцев с Эгины. С ранних лет он
следовал монашеству и в конце 910 или 911 года оказался монахом в
Афинах, затем в различных скитах Фокиды и на противоположном коринфском
побережье в Корфосе Коринфском. Движения Осиоса были продиктованы
угрозой со стороны Симеоновых болгар. В 946/947 году он поселился на
месте нынешнего монастыря и умер в 953 году.
Осиос был фигурой,
любимой местным населением, а также чиновниками подданного Греции,
резиденцией которых были Фивы. Он занимался благотворительностью и
целительством, обладая даром предсказывать будущее. Он даже предсказал в
941 г. возвращение Крита полководцем Никифором Фокой при Романе II (961
г.) с приписываемыми ему словами: «Римский Крит движется». Эти
способности святого и его посмертная слава способствовали тому, что этот
район приобрел интерес для паломничества, и действительно, генерал
подданного Кринитис профинансировал строительство церкви Агиа Варвара
при жизни святого в 946 году, которое было завершено после смерти
святого. Осиос был похоронен на полу своей кельи, а в 955 году монахи
построили вокруг его могилы крестообразную постройку, а также первые
кельи монашеской общины.
Сведения о строительстве нового, более
величественного храма для хранения реликвии расходятся. Однако коллекция
отнесена к 1011 году, и считается, что строительство нового католикона
происходило в то время, когда игуменом был Филофей. В 1014 году
монастырь процветал и имел две доли в Эвии, Антикире и Агиос Николаосе в
Кампии Беотии. Согласно спорам о том, чтобы монастырь пользовался
императорским благосклонностью (будь то Роман II, Василий II или
Константин Мономах) благодаря своей монументальной архитектуре и
богатому убранству, преобладающей версией считается смешение
императорских мастерских при Константине IX (Мономахе). ), что совпадает
с более общим возрождением искусств в Византии. Археологи расходятся во
мнениях относительно датировки самых старых построек: Хацидакис
утверждает, что это 1011 год (правление Василия II), Стикас - 1042 год
(правление Константина IX).
После 1204 года и правления франков в
Греции в монастыре поселились латинские монахи, а с турецким
владычеством он вернулся в руки греков.
Во время турецкой оккупации, после периода Орловичей, в 1770 году,
монастырь был лагерем Андреаса Верусиса, который использовал его для
сбора припасов, лечения больных и раненых, содержания турецких
пленных и подготовки своих молодых людей к битве. . Это была
основная основа его сопротивления и его действий в регионе.
Действительно, в 1780 году, после того как воевода Ливадии предложил
ему руководить возничими региона, 3000 турок окружили монастырь,
чтобы застать его врасплох и поймать. Верусис со своими возничими и
монахами, несмотря на угрозы турок, в течение 12 дней защищается от
их нападений, запершись в башне монастыря. Наконец, ему удается
ночью вывести их из монастыря с помощью монаха Симеона
Мастрогеоргиса, не потеряв при этом ни одного человека. Но это
вызвало гнев турок, которые восстали против монастыря и начали его
разрушать. Избив монахов, они украли все монастырские вещи,
расстреляли иконы, а даже их предводитель покончил жизнь
самоубийством от бабника храма. Но в конечном итоге монастырь был
обложен тяжелым налогом. В 1790 году Верусис покинул монастырь,
когда начал сотрудничество с Ламбросом Кацонисом.
Позже,
примерно до 1800 года, монастырь был базой воров и источником
конфликтов. На этот раз под предводительством одного из последних
людей Верусиса, Георгиоса Иоанну Сидериса, более известного как
Каркалеци.
Во время Революции ΄21 начало Борьбе в Румели было
дано из монастыря. Здесь в середине марта 1821 года был найден
деспот Салонов Исайас Десфиниотис вместе с Афанасием Диакосом,
Василисом Бусгосом и Филикосом Зарейфисом. Вместе с другими членами
Общества Друзей, игуменами и монахами они решили и спланировали
начало революции сразу после Мории и принесли клятву на Евангелии.
Рано утром 27 марта, после Ортроса, Исайя официально объявил о
начале Борьбы, в напряженной обстановке поднял знамя революции за
Румели, после того как будущие борцы один за другим поцеловали ему
руку. Тогда монахи смело и смело бросились в бой. Они захватили в
плен замбита и других турок, которых в знак покорности Бусгос
заставил пройти под свой меч при входе в монастырь, и завербовали
жителей деревни.
22 июня в нем собрались Элиас Мавромихалис и
Никитарас, выполняя приказание Одиссея Андруцу, чтобы вернуться в
Морию, так как они отправились защищать Ливадию. Здесь также
собрались греческие войска, чтобы перегруппироваться после боев в
Ливадии.
Монастырь под угрозой Драмалиса в 1822 году был
оставлен большинством монахов. Лишь трое остались охранять его и
совершать необходимые работы и религиозные церемонии. Летом турки
грабили его восемь дней подряд и в конце концов подожгли общежития.
Остальные монахи не смогли защитить его в одиночку. Через год турки
пришли снова и сожгли его дотла, поэтому сгорела и древняя церковь,
многие важные элементы для истории монастыря, его убранства и т. д.
После разграбления среди турок распространилась моровая язва,
которую приписывали наказанию и чуду Святого.
Вообще, из-за
своего положения монастырь часто становился центром нападений и
конфликтов, а также укрытием колесничих, воров и вообще борцов
революции. Его вклад не только ограничивался этим, но и
распространялся на щедрое снабжение воинов и жителей материалами,
особенно продовольствием, где это было необходимо.
23 августа
2023 года во время пожара сгорели здания монастыря, в опасности
оказалась и его католическая церковь.
Архитектура
На протяжении веков он переживал разрушения и
разграбления, однако сохранил редкие архитектурные и декоративные
богатства. Реставрационные работы начались в 1938 году
Археологической службой и Археологическим обществом и продолжаются
по сей день со значительным успехом.
Церковь Панагия,
старейшая в комплексе, является единственной, которая, как известно,
была построена на материковой Греции в десятом веке.
Он следует
архитектурному типу сложного четырехугольного крестообразного
надписного храма с куполом, отличающего архитектурную школу
Константинополя. К главному храму был пристроен просторный притвор –
лити. К западу от строгого идиосинкразического экзонартекса
находится открытое крыльцо с двумя закрытыми отсеками на двух
концах, выступающими за контур главного храма. Южное отделение
экзонартекса было включено в состав более поздней церкви -
кафоликона монастыря. В ходе реставрационных работ под ортомрамором
католикона была обнаружена прекрасная фреска, украшавшая когда-то
восточную стену южного отсека экзонартекса. Единственная
сохранившаяся фреска от первоначального убранства церкви Панагии
повествует о явлении Иисусу архангела Михаила перед падением
Иерихона. Фрески также сохранились на южной ножке креста и диаконии.
Всего представлены пять фигур иерархов, датированных концом XII
века.
Католическая церковь, построенная для хранения останков
святого, является самой большой церковью комплекса и расположена к
югу от церкви Панагии. Он относится к крестообразному
восьмиугольному храмовому архитектурному типу, в котором купол
(диаметром около 9 м) опирается на восемь столбов вместо четырех,
как у обычного вписанного крестообразного храма. Эти пессы размещены
ближе к стенам, увеличивая центральное пространство главного храма.
Этот конкретный тип более конкретно известен как составной
восьмиугольный или континентальный, поскольку в сводах крыши
сохраняется крестообразное расположение, а между ними вставляются
полуконусы. Характерной чертой типа является образование ограды
вокруг центральной части главной церкви.
Из часовен,
окружающих квадратное ядро, особенно важна северо-восточная,
поскольку там, в месте соприкосновения с северным усиком креста,
помещен мраморный реликварий святого. Это часть католикона,
соединенная с церковью Панагия, облегчающая проход паломников перед
реликвией и их вход в церковь Панагия. Одновременно с собором была
построена крипта, имеющая в плане вид крестообразной квадратной
церкви. В склепе находится оригинальная гробница святого Луки,
расположенная на северной стене, чуть ниже католикона, где находился
реликварий святого. Еще две могилы в склепе принадлежат видным
настоятелям монастыря.
Другие здания, которые были
отреставрированы, - это бордонарео (конюшня) с фресками 18 века. из
церкви Агиос Спиридонос Меточи Святого Луки в районе Стейри,
освещение с характерным дымоходом и банк, который с 1993 года
работает как музей и включает в себя архитектурные элементы
различных этапов строительства и находки из окрестностей.
Пророчество Осия о возвращении Крита увековечено изображением Иисуса
на внешней стене церкви Панагии (обнаружено при реставрации в 1964
г.). Иисус считался «борцом веры», помощь которого была эффективной
в войны против арабов. Католический содержит наиболее хорошо
сохранившиеся наборы мозаик периода македонского Возрождения. Но
целое не завершено: оригинальное изображение Христа Вседержителя в
куполе отсутствует, как и фигуры архангелов, обычно помещаемые между
верхними окнами.
Есть сведения, что монастырь славился на всю
Византию своим роскошным убранством, разбросанным по всем
поверхностям. Помимо стен, скульптуры, золотых и серебряных бляшек,
фресок и мозаик (чрезвычайно впечатляющих на полых поверхностях),
интерьер был украшен изображениями, люстрами, шелковыми занавесями и
алтарными покрывалами (антименсиями). Лишь часть из них сохранилась
до наших дней в место его, особенно цветные мраморные вставки и
оконные решетки. Несмотря на потери, Католикос «дает лучшее
впечатление, которое можно получить где-либо сегодня, о форме
интерьера церкви в первые века после окончания иконоборчества». .
В частности, богатое внутреннее убранство католика включает:
Композиции из цветного мрамора, [которые] покрывают пол храма, а
также вертикальные поверхности стен. Блестящие мозаики, украшающие
верхние поверхности собора, представляют собой один из важнейших
мозаичных ансамблей средневизантийского искусства. Они датируются
примерно вторым и третьим десятилетиями XI века, то есть они
появились раньше, чем два других крупных мозаичных ансамбля
греческой территории, Неа Мони Хиос и Дафни. В нише святилища
изображена Богородица на престоле с Младенцем, а в низком куполе над
святилищем изображена Пятидесятница. В большой арке над входом в
святилище изображены два архангела Михаил и Гавриил.
Христологический цикл представлен четырьмя сценами в полукамерах
(Благовещение несохранённое, Рождество, Сретение и Крещение) и
четырьмя сценами из цикла Страстей (Купальня, Распятие,
Воскресение). и Страсти Фомы). В доме приходского священника
сохранились две сцены из Ветхого Завета: Даниил во рву со львами и
Трое детей в печи. Мозаичный декор дополняется изображениями очень
большого количества святых, главным образом монахов, иерархов,
воинских святых и святых-врачей. Две часовни, северо-западная и
юго-западная, небольшая часть северо-восточной квартиры и склеп
украшены фресками третьей четверти XI века.
На вершине холма монастыря Святого Луки находится замок, построенный на месте более древнего укрепления. Сохранились четыре стороны стены, кладка которой выполнена из штукатурки и кирпича.