Тирнавос, Греция

Тирнавос

Описание Тирнавос

Тирнавос (греч. Τύρναβος) - муниципалитет в региональном округе Лариса, регион Фессалия, Греция. Это второй по величине город в регионе Ларисы после Ларисы. Город находится недалеко от гор и Фессалийской равнины. Через город протекает река Титарисиос, приток Пинея. Тырнавос обходит ГР-3 (Лариса - Козани - Ники) и имеет старую дорогу, соединяющую город с Элассоной. Он будет связан с автомагистралью с номером 3 (A3) с незапланированной датой открытия. Тирнавосрасположен к юго-юго-западу от Салоников и Катерини, к северо-западу от Ларисы, к востоку-северо-востоку от Трикалы и к юго-юго-востоку от Элассоны и Козани. Здесь живут важные сообщества ароманий (влахов).

Тирнавос был построен славянами как скотоводческое поселение с хижинами в 7 или 8 веке нашей эры. Его название - греческое написание славянского имени Трново, общее название места на Балканах, означающее «место шипов». В 1423 году турецкий генерал Турахан Бей завоевал Фессалию. Турахан основал Тирнавос, собрав местных жителей и поселив их в новом городе, который он украсил несколькими зданиями и которому он предоставил обширные привилегии. В 1770 году в городе было 16 церквей и 6 мечетей. После Константинопольского съезда в 1881 году Греция аннексировала Тирнавос вместе с остальной Фессалией. Турецкая баня - единственное сохранившееся здание Османской империи, а также некоторые другие охраняемые здания города.

 

Географическое положение

Геоморфология
Муниципалитет Тирнавос находится в административном подчинении префектуры Ларисса и был столицей бывшей одноименной провинции. В его состав входят муниципальные образования Ампелонос (со штаб-квартирой в Ампелонасе) и Тирнаву. По данным переписи 2021 года, его общая численность населения составляет 22 280 жителей.

Муниципалитет расположен в западной части префектуры Лариса. В частности, он граничит:
Север с муниципалитетом Элассонас
На западе с муниципалитетами Фаркадона и Элассона.
Юг с муниципалитетом Ларисайон.
Восток с муниципалитетом Темпо

Административный центр муниципалитета расположен на высоте 90 м у подножия горы Мелуна и на расстоянии 16 км к северо-западу от города Ларисса, на перекрестке дорожных артерий, соединяющих равнину Лариссы с Элассоной. Кроме того, другая дорога, идущая по предгорьям Нижнего Олимпа, соединяет муниципалитет с долиной Темпи.

Относительное положение муниципалитета в более широком регионе префектуры и непосредственная близость к крупному городскому центру Ларисы являются важным фактором его развития. Более широкая территория характеризуется как равнина и окружена холмами к северо-востоку и северо-западу от нее.

Территорию муниципалитета пересекает приток Пиниоса, Европоса или Титарисиоса (Ксерия), ранее называвшийся «Кара дерес». Город Тирнавос построен на левом берегу реки, которая достигает города, сделав полный круг, образуя долину Потамия, спускающуюся от своих истоков к Титаросу. Оттуда он продолжается к проливу Родия, бывшем Мусалару, и впадает в Пиниос.

 

Экологические данные

Титарисиос

Титариссиос (Ксериас) — один из важнейших притоков реки Пиниос в ее основном течении или низменной части. Река Титарисиос, как упоминалось выше, берет свое начало с западных склонов горы Олимп и, направляясь на запад, на юго-запад впадает в реку Пиниос. Он расположен на высоте 70 метров над уровнем моря. Общая длина реки составляет 70 километров, а на самом длинном участке она постоянно затоплена и считается непрерывным потоком.

Основными встречающимися физиогномическими единицами растительности являются тростниковые сообщества с доминантой вида phragmitis australis и прибрежная древесная растительность с доминантными видами растений платана, ивы и тополя. Согласно системе классификации типов водно-болотных угодий Рамсарской конвенции, принятой на 4-м Совещании Сторон в Монтрё в 1999 году, река Титар отнесена к внутренним водно-болотным угодьям и отнесена к рекам с постоянным течением, несмотря на то, что зачастую после На выходе из водосбора он не показывает непрерывного течения. Важнейшими современными ценностями реки являются ее ирригационное значение, которое велико, но со снижающейся эффективностью из-за сильного сокращения запасов ее воды в последние годы, и рекреационное значение, имеющее среднее значение. Водно-болотные угодья претерпели радикальные изменения по своим характеристикам (абиотическим и биотическим), главными причинами которых стали строительство объектов регулирования стока воды, а также чрезмерная откачка как реки, так и подземного водоносного горизонта, который обогащается почти исключительно за счет вода реки.

Водно-болотные угодья реки Титарисис испытывают среднюю нагрузку из-за сброса жидких и твердых отходов из прибрежных населенных пунктов. Типичным примером является существование до недавнего времени неконтролируемых свалок твердых отходов в муниципальных департаментах Родия, Вриотопу, Делерия, а также свалок в русле реки. Небольшую нагрузку он получает и от жидких отходов ремесленных и производственных предприятий, основным примером является производство томатной пасты прямо в районе поселка Родия. Кроме того, в 3 км от Аргиропули находится озеро Мати Тирнаву, которое вместе с Пиниосом является единственными водно-болотными угодьями в префектуре. Мати сегодня является единственным естественным озером в Фессалии и, несмотря на свою небольшую площадь (250 акров), является ядром экосистемы с богатой флорой и фауной.

Отдельными единицами экосистемы, которые встречаются на более широкой территории проекта, являются сельскохозяйственные угодья с однолетними растениями, а также сообщества диких животных и птиц. Пахотные сельскохозяйственные культуры с однолетними растениями как экосистемы подвергаются достаточно интенсивному вмешательству, поскольку помимо применения химических веществ мы имеем еще и нарушение структуры почвы при глубокой вспашке, что приводит к размыву и сносу почв в наклонных местах. Тот факт, что в основном выращиваются ксерические культуры (пшеница, ячмень), снижает тенденции к деградации почв. Ситуация в районах такого типа сельскохозяйственного вмешательства достаточно стабильна, но для поддержания их репродуктивной способности требуются значительные энергетические затраты.

Животный биом диких млекопитающих очень беден видами, поскольку их враги многочисленны, а места обитания постоянно фрагментируются дорогами и сокращаются из-за расширения городского пространства. Сезонно происходит увеличение численности одних видов или исчезновение других — события, которые нарушают пищевую цепочку. Фауна птиц и ихтиофауна также находятся в нестабильном состоянии и находятся в довольно упадочном состоянии, поскольку имеют те же проблемы, что и животное сообщество. Район исследования беден значимыми или редкими природными объектами, поэтому здесь нет охраняемых территорий или объектов.

 

Флора

На более широкой территории исследования флора, произрастающая в прибрежной зоне реки Титарисис, параллельной бордюру медленно текущей реки, формируется в следующие различные физиогномические единицы растительности:
Тростниковая растительность: состоит из водных макрофитов, которые образуют известные тростники с видами тростника (Arundo domax) и дикого тростника (Phragmites communis).
Галофитная/полугалофитная растительность: состоит из таких видов, как: лопух (Jungus maritimus), шалфей (Salicornia herbacea) и дикий шпинат (Chenopodium heinricus).
Растительность песчаных дюн и песчаных берегов: встречаются такие виды, как трибулус (Salsola kali), очиток (Amaranthus Retroflexuw) и портулак огородный (Portulaca oleracea).
Прибрежная древесная растительность и широколиственные вечнозеленые кустарники с видами тополя (Populus nigra), платана (Platanus orientalis), тополя (Populus alba), вяза (Ulmus Campestris) и ивы (Salix alba).
Растительность влажных лугов: основными представителями являются виды мяты колосовой (Mentha longifolia) и различные виды клевера (Trifolium spp.).
Фриганическая растительность: представлена ​​различными видами молочайных (Euphorbia spp.).

В некоторых частях периметральной зоны водно-болотного угодья встречаются древесные посевы миндаля, при этом значительную площадь территории занимают технические культуры винограда, томатов, сахарной свеклы (Beta vulgaris var. altissima), зерновых, арбузов (Citrulus lanatus), спаржу (Asparagus officinalis), а также с пастбищ, сенокосов и т. д.

 

Фауна

Специальных исследований фауны млекопитающих на более широком пространстве не ведется. После посещения объектов и обсуждений с местными жителями, а также в сочетании с общими отчетами и существующими каталогами, которые также касаются более широкой территории водно-болотного угодья (который примыкает к долине Темпе, всего в 23 км), обнаружено 22 вида млекопитающих. . Из них шесть защищены Президентским указом 67/80 (Правительственный вестник 23/A 30-1-1981), 11 – Бернской международной конвенцией и шесть – Директивой 93/43/ЕС (EEL206 от 22 июля 1992 г.).

Что касается фауны млекопитающих, важность района заключается в том, что долина Темпе, с которой расположена территория исследования, является естественным связующим звеном между Олимпом, Оссой и дельтой Пиниоса, особенно важными районами для млекопитающих.

Как уже отмечалось, популяции некоторых видов серьезно пострадали из-за работ по газопроводу в долине Темпе.

Специальных публикаций или исследований популяций амфибий и рептилий в этом районе нет. Из общих библиографических отчетов и отчетов жителей этого района, а также из программы CORINE-BIOTOPES Европейского Союза, которая относится к более широкой территории Като-Олимпос, Оссы, дельты Пиниоса и долины Темпо, следует следующее. : Всего зарегистрировано 30 видов амфибий и рептилий (вероятно, их гораздо больше). Из них 21 вид находится под охраной П.Д. 67/80, 17 из Бернской международной конвенции и 6 из Директивы 92/73 ЕЭС. Из 30 перечисленных видов 8 являются эндемиками нашей страны.

С экологической точки зрения долина Темпе является частью более широкой экосистемы, включающей эстетический лес Осса, лесной комплекс Като Олимпос и Дельта, а также водную среду обитания реки Пиниос. Общее количество видов птиц, зарегистрированных на всей территории, составляет 254. Из них 123 гнездятся на территории, а 131 посещают территорию в поисках пищи или проходят через нее в периоды миграций. Долина Темпи вместе с ее дельтой, предгорьями гор Като Олимпос и Осса (Киссавос) вошли в сеть важнейших для птиц территорий Греции. На водно-болотных угодьях Темпе зарегистрировано множество видов птиц, некоторые из которых гнездятся в этом районе, а другие виды посещают его во время своего путешествия за кормом или проходят через него во время периодов миграции.

Из вышеперечисленных видов 118 видов встречаются на водно-болотных угодьях Титарисиоса из-за его непосредственной близости к долине Темпе в течение всего года, 24 вида – только летом и 6 видов – только зимой.

Специальных исследований ихтиофауны реки Титарисис не проводилось. Тем не менее, из публикаций в EKBY и отчетов рыбаков района делается вывод, что: В пресных водах Титарисиоса установлено 37 видов рыб, при этом предполагается наличие еще 11 видов. Титариссиос с его отложениями и илом, который он переносит вместе с рекой Пиниос в море, создает очень богатую систему питания, которая поддерживает многие виды рыб. Так, помимо речных рыб, в большой коллекции пресноводных рыб этого района появился ретроградный вид Acipenser sturio (креветка), который нерестится и растет в реках, а затем спускается в прибрежные районы моря, где и обитает. и пелагический мигрирующий вид Alosa Fallax Nilotica (sardeloman), который также относится к категории ретроградных речных рыб. Также наблюдались виды Nemacheilus barbatulus (масленка) и Sabanejewia aurata balcanica (золотая игла), которые классифицируются как исчезающие виды.

 

Население

Население на протяжении веков

Тирнавос с древних времен был развитым и населенным районом. Есть свидетельства проживания людей на месте нынешнего города поздневизантийского периода. В течение 14 века это поселение, возможно, сильно уменьшилось или даже было заброшено на некоторое время из-за последовательных набегов сербов, албанцев, каталонцев и турок, которые прекратились в 1423 году с окончательным завоеванием Фессалии турецким генералом Тураханом. Турахан заново основал город и надолго поселился на территории, подаренной ему султаном.

За этим последовало большое процветание Тирнавоса, который примерно в 17 и 18 веках достиг 4000 домов, т.е. примерно 20 000 жителей. Большинство из них были греками. У Э. Брауна, посетившего город в 1666 г., сложилось впечатление, что он очень важен, увидев 18 церквей и 3 мечети.

С приходом 19 века Тирнавос пришел в окончательный упадок. Из дневника английского путешественника У. Лика мы узнаем, что в 1806 г. в Тирнавосе проживало 1500 семей, из которых 70 были турецкими. Причинами запустения являются: несколько лет подряд чумы, 1-я русская война, массово приведшая албанцев в Фессалию, и, наконец, правление Али-паши, заставившее турок бежать далеко. Шесть (6) мечетей, существовавших до этого в Тирнавосе, показывают размер, которого достигло, а затем уменьшилось турецкое население. Согласно дневнику Ф. Пуквиля, в 1815 г. в городе проживало всего 3000 греков и несколько турок. Два года спустя, в 1817 году, Иоаннис Ойконому из Ларисы сообщает, что в Тирнавосе было всего 1000 домов, 14–15 церквей, 2 монастыря и 5–6 мечетей.

В 1836 году Тирнавос посетил Иоаннис Леонардос, который сообщает, что, несмотря на то, что город пострадал от кампаний против греков, он всегда остается процветающим с 3000 греческими жителями. Оставшихся турок было всего 100, а из 6 мечетей, существовавших 20 лет назад, уцелели только 2. В 1860 г., по данным тур. Магни, Тирнавос насчитывал 4500-5000 жителей, из которых только 100 были османами, а остальные греками. Двадцать лет спустя Ник. Георгиадис утверждает, что в городе проживало 1000 греческих семей и 100 османских семей.

1 сентября 1881 года Тирнавос был освобожден от турок. Муниципалитет Тирнавос был образован Н.Д. от 31 марта 1883 года. Он был отнесен ко второму классу с населением 8113 жителей и штаб-квартирой в Тирнавосе. С Н.Д. 27 сентября 1890 года муниципалитет Тирнавос был отнесен к первому классу с населением 11 485 жителей. Рост населения продолжался и в последующие годы.

 

Хронология

Название города

Слово Тирнавос впервые упоминается как Терновон в середине X века в мартирологе святителя Николая Вунаина. «Вот, после святых лилий с ним, чем занялся истинный христоборец Николаос Орос, который, по-местному называвшийся Тернаво, был обителью мужей-аскетов; спокойны, как уединённое существо, согреваются леса и леса и дышится их удерживаемый вдыхаемым воздухом, тому дается здоровье; когда выпита вода, она становится вином и слезами для пьющих ее, и пьющих ее заставляет пить, как вино, но белизна частей и прозрачная твердость Поверхность приобретена. Тернавон вроде бы существует и подвижники были украшены такой благодатью. Это гора, куда святой бежал после погони, которую редактор мартиролога, профессор Димитриос Софианос, отождествляет с горой Мелуна. Соседний город был назван в честь горы.

Слово этимологически происходит от славянского слова трнова (колючий), от трн (шип), восходящего к праславянскому *тьрнъ с тем же значением. Следовательно, правильное этимологическое написание — Тирнавос. «Таким образом, мнение, высказанное фессалийским учителем рода Константиноса Кумаса, которое было принято и более поздними учеными, что Тирнавос (так в оригинале) был основан тюрком Турахан-беем, во времена которого, около 1423 года, было завершено турецкое одно завоевание Фессалии и что она получила название Тирнавос (так в оригинале) от турецкого слова «щука», означающего речной окунь, из которого река Титарисиос находилась недалеко от города».

 

Площадь до основания города

Район Тирнавоса, благодаря своим преимуществам, привлекал людей с самого зарождения своей цивилизации. Недавние исследования выявили важное место эпохи раннего палеолита (200-400 тысяч лет до сегодняшнего дня) у западного входа в пролив Родия, вскоре после слияния Титариссиоса с рекой Пиниос. Нынешнее расположение города и его обширная территория впервые были выбраны местом постоянного поселения в эпоху неолита и бронзового века (7-4 и 3-1 тысячелетия до н.э.). Низкая круглая «магула», расположенная примерно в 300 м к юго-востоку от современного кладбища, между недавно построенными домами, была неолитическим поселением. Чуть севернее находится магула Карагатс или Балабани, примерно в 600 м. к северо-востоку от города, несколько крупнее и выше предыдущей и также относится к эпохе неолита – бронзы.

В локации Вриси или Агия Анна, в которой есть родник, называемый «Кря Вриси», 2,5 км. примерно к северо-востоку от Тирнавоса, начиная с эпохи неолита, поселение располагалось вокруг скалистого холма, на котором была построена часовня Святой Анны. В ходе раскопок в этом месте были обнаружены богатые находки и керамика эпохи неолита.

Источник Мати был доминирующим фактором при выборе места для постоянной установки. Выявлены два неолитических поселения, на расстоянии 300 м друг от друга. Первый расположен на невысоких склонах холма, в 300 м к северу от источника и был заселен также в архаическую и эллинистическую эпоху, а другой — примерно в 400 м к северо-востоку от источника.

Известная магула Цалма, расположенная примерно в 3,5 км к югу от города, является важным поселением с постоянным населением в периоды неолита, бронзы и классицизма. Его форма, по-видимому, соответствует характерному типу поселений эпохи бронзы.

Вакуфики магула, примерно в 800 м к востоку от винодельни, представляет собой поселение эпохи неолита и бронзы. Еще одно поселение относится к тому же периоду, примерно в 4 км к северо-востоку от Тирнавоса и рядом (южнее) с Титарисиосом.

Холм Кастри, расположенный примерно в 3 км к юго-востоку от Тирнавоса, был заселен на протяжении всего бронзового века, в классические, эллинистические, римские и византийские времена и был центром великого древнего города Фаланна. Холм Кастри не остался незамеченным для туристов. По словам Лика: Кастри, несомненно, является местом расположения какого-то эллинистического города, хотя сейчас ничего не осталось, кроме фундамента квадратной башни древних времен, на вершине холма, возле которой видно несколько раскопок для добычи обработанных камней, перевезен в Тирнавос. Холм и прилегающая территория усыпаны фрагментами видов.

Другие доисторические поселения на обширной территории Тирнавоса можно найти на стоянках Аргисса Магула, Одзаки магула, Айя София и Арапи магула, которые были раскопаны и связаны с изучением предыстории Фессалии.

 

Перрайвия-Фаланна

На месте Тирнавоса не обнаружено древнего поселения исторических времен. Однако нынешний город принадлежал «стране» Фаланна, расположенной на холме Кастри. Своим названием он обязан одноименной Нимфе, дочери Тира и Энипея, которая изображена на городских монетах. Некоторые из магул, упомянутых вокруг Тирнавоса, такие как магула Цалма или Агия Анна, были маленькими комами Фаланны.

Фаланна была городом на южной границе Перравии, которая располагалась между Фессалией и Македонией, примерно занимая территорию Като Олимпос. Перраивы были «соседями» Фессалии и долгое время находились под политическим и экономическим контролем пеласгийки Ларисы. Филипп II в 352 г. до н.э. присоединил Перавию к Македонскому государству, но с падением македонского правления в 196 г. до н.э. Перравия снова оказалась под контролем Фессалии.

Некоторыми из известных и соседних прибрежных городов Фаланны были Гиретия (Ксиретиай), сегодняшний Доменико Элассонас, Лимони, который аналогичен гомеровскому Илони в Кастри, Аргиропули, Кондая у западного входа в пролив Родия и Гонни на западной оконечности. долины Темпе. Тесные связи существовали также с фессалийскими городами, конечно с фессалийскими городами Лариссой, Аргисой и т. д.

 

Византийский период

В византийский период реорганизации произошли в городе Тирнавос и на его территории. Многие древние города были распущены, а с 9 века появились новые поселения. В 14 веке были вторжения сербов, албанцев, каталонцев и турок. В 1423 году генерал Турахан, считающийся основателем города Тирнавос, оккупировал Фессалию и получил территорию Тирнавоса в дар от султана с наследственной передачей соответствующим потомкам. Турахан позаботился о сборе разрозненных жителей города, строительстве мечети, христианского храма, учреждений и предоставлении привилегий. Около 1480 года сын Турахана передал село, бывшее до этого в его личную собственность, религиозным и благотворительным учреждениям на их содержание.

Религиозность жителей со времен турецкой оккупации отражается в существовании 16 церквей, начиная с 17 века. В то время Тирнавос процветал благодаря привилегиям, предоставленным турками, достигнув пика в 18 веке, когда население города составляло 35 000 жителей.

 

Упадок

Есть много элементов, которые классифицируют Тирнавос как духовный, религиозный и экономический центр в период турецкой оккупации. Уже с конца 17-го и на протяжении всего 18-го века город, который был резиденцией Кантона, а также его окрестностей, находился в период своего расцвета. Затем развернулась важная просветительская деятельность. Это знаменитая школа Тирнавоса, известная как «Греческий музей», основанная в 1702 году и преподававшаяся выдающимися тирнавцами и другими учителями этого рода.

Религиозные настроения были очень высоки, так как в 1770 году в городе было 16 церквей и 6 мечетей, поэтому митрополит перенес свою резиденцию из Ларисы в Тирнавос. В то время на соборе находилась церковь Святого Иоанна Предтечи, а рядом с ней - митрополичье здание и школа Тирнавоса.

 

Экономическое процветание

В то же время Тирнавос развивался экономически. Этому способствовали расцвет торговли, крашения искусства и производства шелковых и хлопчатобумажных изделий, таких как знаменитые красные «бучасия», «алацадес», длинные «полотенца», а также «шали» для головы и талия. Существовали три красильные фабрики, которые использовали хорошо известную красильную фабрику рубия или «рис» для красного красителя и лоулаки для синего, а во многих домах работали ткацкие фабрики. Сообщается, что хлопчатобумажные нити для крашения были привезены в Тирнавос из Смирны.

Ежегодное производство алазаде достигло 20 000-30 000 мест. Эти ткани (которые использовались для изготовления военно-морской одежды) в больших количествах отправлялись на Мальту, Ливорно, Триест и другие порты Средиземноморья. Благодаря всей вышеперечисленной деятельности многие тырнавитяне разбогатели, и до начала 19 века вся территория процветала. Об этом также свидетельствует тот факт, что султан Мухаммед IV (1648-1687) неоднократно принимался в Тирнавосе. Также город стал местом проживания представителей европейских держав России, Голландии, Швеции, Трансильвании и др. В то время рабочие дни составляли 200 в году, а остальные 165 были праздничными.

 

Упадок

В 1812 году управление Фессалией взял на себя Вели-паша, сын Али-паши, который установил жестокую тиранию над ее жителями. Он построил сарай в сегодняшней Тумбе, ранее известный как «Сарай», который был сожжен в 1822 году султанскими турками, когда были уничтожены Али-паша и его семейная династия. Кроме того, ударом по процветающей экономике Тирнавоса стал научный прогресс Европы, которая начала производить ткани более высокого качества, в результате чего ткани Тирнавоса не могли быть проданы, а их производство сократилось. Чума, поразившая город и его окрестности в 1813 году, стала серьезным ударом и, возможно, удачным выстрелом для Тирнавоса.

 

Чума 1813 года

Серьезным бедствием для Тирнавоса стала великая эпидемия чумы, поразившая Константинополь (1812-1813 гг.), Смирну (1812-1814 гг.) и откуда она распространилась на острова Эгейского моря и Фессалию (1813-1816 гг.). В результате многие города и села опустели. Из свидетельств путешественника того времени мы узнаем, что перенос болезни в регион совершил больной татарин, приехавший из Константинополя и умерший в Тирнавосе, где произошло величайшее зло. Число погибших в городе достигло 8600 человек.

Затем исчезли ткачи и кожевенники, опустели ремесла и красильщики. Некоторые жители искали убежища в других районах и таким образом население Тирнавоса сократилось до 4-5 тысяч. Французский путешественник Пуквиль, оказавшийся в то время в Тирнавосе, дает следующее описание: Тирнавос был обширным кладбищем... большинство деревень равнины выглядели заброшенными или оплакивали своих умерших, лишь немногие турецкие поклонники смерти имели остался в Ларисе с евреями, торговавшими вещами умерших. Писатели того времени обвиняют турецкие власти в, возможно, преднамеренном безразличии и отсутствии подходящих профилактических и дезинфицирующих средств.

 

Революция 1821 года

Когда в 1821 году была объявлена ​​греческая революция, привилегии, которые великие ворота предоставили Тирнавосу, были забыты, и город стал центром турецких войск, проходивших через Македонию для подавления различных революционных движений. Тогда сильно пострадали ларисеи и тырнавцы. Затем наступил упадок выращивания пшеницы, ремесел и т. д. В Тирнавосе в конце XIX века издавалась еженедельная политическая газета «Пелекис», редактором которой был «Западно-Македонский Теод». Бафали. Она принадлежала к первым фессалийским газетам и впервые вышла в свет в ноябре 1882 года (годом ранее, в 1881 году, город объединился с остальной Грецией).

 

Освобождение 1881 года.

Освобождение Тирнавоса произошло 1 сентября 1881 года, когда по решению Берлинской конференции, созванной в марте того же года великими державами, вся Фессалия и область Арта были присоединены к Греции. Во время аннексии Тирнавос выглядел как деревня. Его турецкие жители остались в восточной части города, тогда как христиане, которых было больше, остались в западной части, где находилась метрополия.

Затем, хотя турки имели исключительные привилегии и были освобождены от воинской повинности, они начали продавать свои владения и мигрировать в соседние Элассону и Магнесию в Малой Азии. На всей территории царил беспорядок, и грабежи были в самом разгаре. Чтобы навести порядок, премьер-министр Харилаос Трикупис назначил генерала Дима. Грива, сын Теодора Гривы, из знаменитого рода Гриваи, который за короткий промежуток времени установил закон государства, в результате чего весь регион был успокоен.

Таким образом, ситуация в Тирнавосе постепенно стала улучшаться, а партийная принадлежность сильно развилась. Вначале было 5 групп во главе с Афанасиосом Зафейриадисом, врачом Манолакисом Димитриадисом, торговцем тканями Стамулакисом Мулулисом, который позже стал мэром, Манолисом Музасом и Теодоросом Бафалисом. После смерти Стама. В Мулули эти пять фигур распались на две части, лидерами которых стали Зафириадис и Димитриадис. Из-за партийной розни в Тирнавосе в то время не было никакого культурного прогресса.

 

Во время войны 1897 г.

Греко-турецкая война (1897 г.) началась 5 апреля 1897 г. и оказалась неудачной для Греции. Район Тирнавоса пострадал с самого первого дня, так как первые боестолкновения произошли в Мелуне, у подножья которой находится Тирнавос. Командиром греческой бригады, занимавшей линию Бугази-Лусфаки-Гризовали-Мелуна, был бригадный генерал Мастрапас, а командующим турецкими войсками - Эдем-паша. Сражение началось в 6 часов утра в Вербное воскресенье 5 апреля 1897 года в Мелуне. После сильного сопротивления греческие войска, потерявшие тем временем своего бригадного генерала, отошли на линию Лусфаки — Делерия, где и произошло ужасное сражение. После героической однодневной обороны перед лицом большого численного превосходства противника греческая армия была вынуждена отступить к Ларисе, а оттуда к Фарсале.

Жители Тирнавоса и окрестных деревень, видя отступление греческих войск, бросили свои дома и любыми способами (сустами, повозками и т. д.) бежали в сторону Ларисы. Смешение гражданского населения с отступающими войсками вызвало большое замешательство.

Турецкая армия заняла Тирнавос 12 апреля 1897 года. Тирнавиты последовали за отступающими войсками и из Ларисы, Фарсалы, Домоко, Ламии достигли Халкиды, Ливадии и Афин, где пробыли около года в качестве беженцев.

Турки в наступлении осуществляли поджоги и грабежи. Тогда были сожжены исторический монастырь Святого Афанасия и кодекс муниципалитета, где хранились протоколы старой общины и многие документы (фирманы), имеющие историческую ценность, связанные с деятельностью монастыря. Позже, благодаря турецкому полководцу Колагану, который был человеком добрым и религиозным, турки проявили снисходительность. В мае 1897 года турки отступили к старой демаркационной линии Мелуны, и таким образом Тирнавос вновь обрел свободу. Затем, в течение короткого периода времени, город начал восстанавливаться после того плохого вида, который он имел в первые годы аннексии.

 

Балканские войны 1912-1913 гг.

Эти победоносные войны привели Тирнавос в процветающее состояние. Греко-турецкая граница проходила тогда по хребту Мелуна – Лусфаки – Трипмени. Руины пограничных станций существуют и сегодня. С объявлением войны основные силы греческой армии численностью 110 000 человек в 7 дивизиях были сосредоточены в Фессалии. Администрацию взял на себя тогдашний наследный принц Константинос. Начальником штаба армии был генерал-лейтенант П. Даглис и заместитель начальника Виктор Доусманис с помощниками Иоаннисом Метаксасом, Константиносом Паллисом и Ксенофонтом Стратигосом.

Турецкие силы под командованием Таксин-паши насчитывали 50 000 человек. Главнокомандующий наследный принц Константинос перед генеральным наступлением совещался со своим штабом и составлял штабные планы действий в доме М. Цолакиса, который впоследствии стал общественным магазином, на некоторое время почтовым отделением и в 1949 году городская больница. Совсем недавно здание использовалось для размещения музыкальной школы муниципалитета Тирнавос. Сегодня предпринимаются усилия по его восстановлению.

Перед нападением в церкви Агия Фанеромени прошла панегирик, на котором присутствовал весь персонал и все население Тирнавоса. Утром 5 октября 1912 года греческая армия перешла границу, не встретив серьёзного сопротивления. Застигнутые врасплох турки пытались задержать наступающую греческую армию, которая от Куцочеро, Бугази до Мелуны беспощадно обстреливала позиции противника из своих пушек. Таким образом, всего за один день греческие войска завоевали Элассону и продвинулись к проливу Сарантапорос, где произошла первая великая победоносная битва. Таким образом, освобождение остальной Греции началось с Тирнавоса.

 

Культура

Традиционное искусство

Период XVIII века по-прежнему характеризуется развитием многих областей, одной из которых является ремесло и, в частности, текстильное искусство. Изделия местных ткачей славились по всей Греции и за ее пределами. Тирнавос был известен со времен Юстиниана своими набивными шелками, своими «стампотами».

 

Текстильная промышленность

Жители обрабатывали шелк и ткали его. Наряду с шелковыми тканями он торговал также знаменитыми «бучасиями» — хлопчатобумажными тканями, окрашенными рисом, и голубыми, окрашенными розовым. Для изготовления штампов-форм, каждая из которых представляла собой уникальное произведение искусства, требовалось время, упорство и кропотливый труд. Обычно штамповщики-самоучки вырезали штампы, которые изготавливались из мягкого дерева (липа) или твердого (дикий адицин). Принт с базовой черной каймой назывался «мать» или «матка» и отличался тончайшей резьбой. Темы были взяты из животного мира, неоклассических, древнегреческих и новых мотивов. Знаменитыми резчиками в Тирнавосе были Леоны. Сайнис (конец XIX века) и Им. Иоаннидис, учился в художественной школе, его работы дважды были отмечены наградами на Международной выставке в Салониках (1931,1935). В период расцвета в мастерских работало много мастеров. С 19 века примерно до 1950 года также процветало кружево, украшавшее местную одежду (рубахи, коробочки, полотенца и т. д.). Разновидностью игольчатого кружева была бибилла, сделанная из белой, цветной или золотой нити. Самым характерным красочным нагрудником был «кукиа», который женщины носили на кепе (головном платке). Коров поставляли не только из сел Ларисской префектуры, но и за ее пределами. Шелковая промышленность Тирнавоса начала подвергаться испытаниям с открытием синтетических текстильных материалов, а виноградарство получило сильный удар из-за филлоксеры, посаженной около 60 лет назад.

Обширное виноградарство считается основным фактором экономического развития Тирнавоса, к которому следует добавить выращивание хлопка и прогресс сельского хозяйства в целом. Было время, когда тирнавиты выращивали большие площади тутовых деревьев для производства шелка, из которых ежегодно производилось большое количество коконов, которые также продвигались в Европе. Виноградарство, помимо знаменитого столового винограда, производило также изысканные вина, покорившие весь греческий рынок. В эпоху рабства тирнавитские виноградари также не избежали налога. Еще они платили этот винный налог, так называемый красомори. Именно такую ​​долю вина (сусла) получила турецкая администрация от виноградарей. Это десятина на лозах. Уплата налога на вино производилась деньгами до сбора урожая, т. е. еще до того, как виноградари собрали урожай.

По сообщению историков, в Тирнавосе так же, как и в Ларисе, работали красные нити и что жители Ампелаки, работавшие в этих красильнях, когда поняли, что прибыль от этой работы значительна, поспешили создать в своих мастерских соответствующие мастерские. Родина. Упоминаются также сведения о том, что искусство обработки хлопка и крашения ниток было привезено в Тирнавос из Малой Азии тирнавскими ремесленниками и оттуда распространилось в Ампелакию и Рапсани. В то время Тирнавос был крупным торговым и ремесленным центром, при этом торговля и ремесленные предприятия тиранавитов процветали. В частности, упоминается, что в 1810 году мастерство было блестящим и из ремесел Тирнавоса, где производились шерстяные и шелковые ткани, вывозились хлопчатобумажные нити, скатерти и носовые платки, а также цветные ткани.

Французский консул в Арте писал, что Тирнавос отправлял пряжу во Францию ​​задолго до того, как Ампелаки начали производить пряжу и приобретать красильщиков. Он также упомянул, что французский купец купил в Тирнавосе значительное количество нелиняющих ниток красного цвета. Ремесла Тирнавоса постигла та же участь, что и обанкротившийся кооператив Амбелакиот, где в 1813 году от чумы было уничтожено около 15 000 жителей города.

 

Марки Тирнавоса

После освобождения 1881 года мы написали свидетельства о марках Тирнавоса. Однако устная традиция восходит к гораздо более ранним годам, по крайней мере, к началу XIX века. И совершенно очевидно, что отсутствие письменных свидетельств об этой эпохе связано с качеством вида - штампованные - это паники повседневного использования - и с местным потреблением продукции - они не экспортируются ни в Европу, ни в Европу. Восток.

Обращаясь к течению и развитию книгопечатания на территории вокруг Греции, мы приходим к выводу, что корни искусства книгопечатания уходят в древность и к народам Индии, Китая, Египта. Она даже упоминает в своей книге о раскопках, проходивших в Малой Азии и обнаруживших серию глиняных печатей 7000 г. до н.э. которые он считает возможными предшественниками сегодняшних деревянных. Из гипотетического прошлого мы попадаем в 16 век нашей эры. время, когда народная техника перерастает в искусство. В районе Малой Азии названы мастерские Полиса и берегов Босфора.

По дизайну, композиции, цветовому разнообразию между мастерскими Полиса и Босфора заметна разница. В обоих направлениях мастер испытывает влияние растительного мира, создавая ксилографии с повторяющимися на ткани узорами цветов и листьев. В городе ткани богаче, и с 17 века мастер свободно передвигается по ткани, так устанавливается ритм «тюркобарокко». В 18 веке на политическом шарфе появилась человеческая фигура. Учитывая, что исламская религия запрещает использование платков с человеческими фигурами, мы приходим к выводу, что их использование было ограничено только христианами. Примерно в конце XVIII – начале XIX веков искусство чеканки по островам перешло в руки мастеров Греции. С 1858 года в свободной Греции король Отонас учредил Олимпиаду, общие соревнования каждые четыре года, целью которых было продвинуть в промышленность архитектурные артефакты того времени. В Олимпии 1858 года, сразу после объединения Фессалии с Грецией, приняли участие и были награждены тирнавитские штамповщики.

Отпечатки, формы, как их называли мастера, были уникальными произведениями искусства, и их изготовление требовало времени, настойчивости и упорного труда. Резчиками обычно были сами штамповщики, но иногда специальные мастера, остававшиеся анонимными, легко или глубоко вырезали свои предметы на куске дерева. Из сведений мы знаем, что в мастерских Малой Азии мотивы вырезались из мягкой древесины, а в Тирнавосе - как из мягкой древесины (липа), так и из твердой (дикая адитина), чтобы формы не разрушались быстро от употребления. Чтобы резчик мог вырезать штамп, он проследил целый процесс. После несложной обработки поверхности дерева он рисовал на ней часть желаемой каймы или предмета и затем вырезал ее долотом. Каждую часть рисунка нужно было вырезать в двух-трех разных формах в зависимости от цветов, которые они будут использовать.

В элладских гравюрах сюжеты по-прежнему оставались растительными, цветы в букетах или в свободной композиции. Однако в них тематика также включает простые или сложные геометрические фигуры, животных, неоклассические мотивы или темы древней истории. Человеческая форма доминирует над всеми в Тирнавосе. Китсос и Старула, Тасос и Гольфо, Александр Македонский, помолвки украшают центр всего. Эти представления созданы по образцу литографий того времени, которые украшали народные брошюры и распространялись по всей Греции. Резчики были страстными людьми-самоучками. Краски, использованные при чеканке, были в основном растительными, и в каждой мастерской были свои секретные рецепты достижения желаемых оттенков и блеска цвета. Печать осуществляется в несколько этапов. Ткань сначала тщательно стирали и гладили (под камнями). Затем контур дизайна был напечатан с помощью черной формы. Далее последовала печать других цветов на второй и третьей формах. Использование кисти было обязательным. После каждого отпечатка штамп сушился и переделывался. Потом постирали, погладили и готово. Этот процесс печати выполнялся на скамейках с хорошо натянутой тканью, где мастер быстрыми резкими движениями наносил пропитанный краской штамп на ткань. Этот способ запечатления рисунка на ткани прекрасно сочетается с тем, который применялся также в мастерских Малой Азии.

В Тирнавосе особенно известны чеканные изделия: канапеликии, бернады, подушки, одеяла, скатерти, одеяла, носовые платки, а также целые пейзажи из чити для платьев. В период своего расцвета, со второй половины XIX века до 1930-х годов, в мастерских работало много мастеров, в основном женщин, каждая из которых специализировалась на определенном этапе работы. Марки продавались самими штамповщиками или были доступны прядильщикам и разносчикам. К 1960-м годам марки получили функциональное применение. В каждом доме обязательно имелась какая-то штампованная деталь.

В 1922 году вместе с другими греками, покинувшими Константинополь, здесь оказалась семья Георгоса Иоаннидиса. В своей спешке покинуть город так трагически, она не успела взять с собой ничего, кроме своих сбережений в деньгах и произведений искусства: она делала марки. Не имея другого убежища, семья отправилась в Тирнавос, где, как они знали, была филателистическая мастерская. Там он купил недалеко от центра дом с большим двором, предварительно оборудовал мастерскую и запустил производство.

Уникальный образец домашнего мастерства с давними традициями, марки Тирнавос семьи Иоаннидис имели большой успех на параллельной выставке с фотографиями Василиса Англопулоса в Страсбурге. Их яркие, насыщенные цвета придавали жизнерадостность трагическим древнегреческим фигурам, изображенным на фотографиях. История штамповочной мастерской Фемистокла Иоаннидиса начинается в 1822 году, когда семья его отца Гиоргоса Иоаннидиса, преследуемая турками вместе со многими греками, покинула Бурсу, Центральная Азия, и поселилась в Тирнавосе. Среди немногих вещей, которые семья смогла привезти с собой в Грецию, были несколько резных печатей из мастерской, которую семья Иоаннидис содержала в Бурсе. Фемистокл Иоаннидис поступил в Школу изящных искусств, где познакомился с искусством резьбы по дереву, и стал известным создателем штампов, печатающих рисунки резными по дереву штампами на хлопчатобумажной ткани. Скатерти, шторы, подушки, покрывала, фартуки, настоящие шедевры дизайна и неизгладимых красок, неоднократно награждались в Греции и за рубежом.

Процесс творчества требует вдохновения, страсти и художественного чутья. Каждое изделие, в зависимости от его дизайна, требует использования разного количества резных печатей: панда М. Александра состоит, например, из из 48 печатей, гравюр на дереве. Квалифицированный рабочий должен был аккуратно и твердо разместить штампы на хлопчатобумажной ткани так, чтобы окончательный рисунок, то есть контур, был напечатан черным цветом, а остальная часть, например, была напечатана черным цветом. красный, синий, желтый или зеленый наносились кистью. Чтобы высушить каждый цвет, хлопчатобумажную набивную ткань подвергали воздействию солнца столько раз, сколько ее цветов. После этого следовала промывка, повторявшаяся два или три раза в больших цистернах или резервуарах, где растворялись различные жидкости для стабилизации цвета. После высыхания на солнце ткани гладили и готовили к продаже на рынке, где их в основном покупали люди с любовью и страстью к народному искусству. Хотя в мастерской Фемистокла Иоаннидиса когда-то работало более 40 квалифицированных рабочих, производство никогда не было крупным по той простой причине, что оно изготавливалось вручную. Мастерская штамповщиков Ф. Иоаннидиса, насчитывающая сегодня 2000 резных печатей на древесине липы, является единственной сохранившейся до наших дней не только в Греции, но и в Европе, Америке и Австралии.

В Мосуле, Галлия, есть фабрика по печати цветных рисунков на хлопчатобумажной ткани. Штампов, вырезанных из дерева, всего три, пять, шесть на макетах из пластика, куда для придания ощущения дерева нанесен коричневый цвет, при этом штампы и скорость печати во всех цветах достигают 60-70 метров в минуту. Попытка французов экспортировать эти металлические штампы для печати на текстиле в Индии, где стоимость рабочей силы невелика, французское правительство наложило вето, заявив, что этот вид искусства считается национальным достоянием и экспорт запрещен. В Музее текстильной печати, расположенном в Мосуле и расположенном в большом здании, помимо трех резных деревянных печатей, о которых мы упоминали ранее, находятся металлические печати, ящики, печатные машины, а также металлические цилиндры, на которых раньше можно было выгравировать рисунок на цилиндре. выставленная художником-специалистом, часто требовала целый год работы, тогда как сегодня, при современном искусстве фотосинтеза (офсет), требуются доли секунды, чтобы запечатлеть рисунок на цилиндре.

Все вышеперечисленное является еще одним доказательством уникальности мастерской Фемистокла Иоаннидиса. 2000 резных деревянных печатей или форм представляют собой уникальные произведения искусства, дизайн которых вдохновлен византийскими и народными традициями. Вполне оправданно, что они стали и востребованы не только греками, но и англичанами, французами, немцами, швейцарцами, австрийцами и американцами, которые снова и снова посещали фабрику штампов, чтобы закупить по разумным ценам некоторые из самых красивых произведений нашего искусства. народное искусство. В Европе прошли две выставки штампов: одна в Женеве, Швейцария, в 1990 году, и одна в Страсбурге, Франция, в марте 1992 года, где мэр Страсбурга г-жа Катерина Траутман Анна Иоаннидис, дочь Фемистокла Иоаннидиса, генерального секретаря Эллинизм за рубежом г-н Андреас Займис и вице-президент греческой общины Страсбурга г-жа Рица Мандила-Скривенер. Уже отштампованные мастерской Ф. Иоаннидиса, они выставлены в Фольклорном музее Ларисы, Образовательной ассоциации Тирнавоса, Фольклорном музее Университета Салоник, Фольклорном музее Нафплиона, в частных коллекциях в Кюми, Эвии, Музей Бенаки в Афинах и Фольклорный музей Базеля в Швейцарии.

Но к усилиям этой семьи пора добавить и интерес властей. Требуется некоторая забота и усиление, чтобы построить современную мастерскую со светом, солнцем и отоплением - та, что была построена «временно» в 1923 году и больше похожа на склад, все еще используется. Семья Иоаннидис будет преданно продолжать традицию штамповочного ремесла. Однако ему хорошо находить всю необходимую поддержку в таких вопросах, которые являются не только семейными, но и общенациональными. Сегодня их функциональное использование ограничено. Однако, поскольку это искусство теряется с каждым днем, есть много духовных людей, которые пытаются собирать и сохранять как формы, так и напечатанные ткани как произведения искусства. Собрав эти произведения, мы сможем проследить за развитием этой техники от прошлого к настоящему, а также за эволюцией этой техники от прошлого к настоящему и ее эволюцией в рамках Средиземноморья.

В Фольклорно-историческом музее Ларисы хранится большая часть оборудования и продукции двух мастерских. Инструменты, деревянные формы и штамповки сохранены и представлены в постоянной экспозиции музея. В то же время искусство гравюры оживает благодаря Музею, проводя разнообразную научную и просветительскую деятельность.

 

Кружево-вязание

Термин кружево характеризует конкретный вид декоративного искусства, композиции нитей, независимо от техники изготовления: швейная игла, волан, шпулька, крючок. Этот вид искусства развился много веков назад в Восточном Средиземноморье и особенно в Древней и Византийской Греции. В районе Фессалии не сохранилось кружев старше 19 века, а искусство вязания кружев появляется с 18 века, процветает в 19 веке и продолжается примерно до 1950 года и известно во всех городских центрах. Тирнавос также является важным городским центром, который пережил большое развитие – экономическое и духовное – уже во времена раннего турецкого правления. В традиционном обществе Тирнавоса, полной знати, искусство вязания кружев процветало с 19 века примерно до 1950 года. Девочки учатся в семье у своих матерей плетению простых и сложных кружев, которые используют для нужд дома и для получения приданого. Традиционное тырнавитское кружево украшало одежду - тонкие женские и мужские рубахи, боли и постельное белье, полотенца, нагрудники. Для его вязания используют тонкие белые льняные, шелковые или хлопчатобумажные нити и редко цветные.

С точки зрения техники мы сталкиваемся с разнообразием. И в первую очередь те композиции, которые мы называем композициями из узловатых ниток. Техника, которая представляет собой не что иное, как вязание кружева иглой. Начиная с петли, сделанной над большим пальцем левой руки, и последовательно увеличивая количество, плели сетку с квадратными петлями, аналогично тому, как это делается с челноком.

Другой способ, который еще называют сетчатым, - это вязание, начиная с прочной нити - обычно нить, которую они держат для вязания, удваивают - и опираются на нее - завязывают узлы с иголкой на равных расстояниях. В следующем ряду каждый узел цепляют в свободном ряду, между предыдущими узлами. Постоянно перемещаясь вперед и назад, они создают наиболее распространенную ромбовидную сеть.

Рукоделие узлами создает разнообразные комбинации узоров, геометрических и цветочных. Хотя кажется, что в районе Тирнавоса берет свое начало вышивка, образующая крест с ромбами между каждой из его антенн. Женщины Тырнавици с особой элегантностью вяжут крючком композиции, представляющие собой самостоятельные кружева. При вязании крючком у нас также есть кружева, которые адаптируются к ткани и создают различные по использованию и функциям композиции с квадратными или круглыми мотивами, которые соединяются вместе из хлопчатобумажной, льняной или шелковой ткани и создают сундуки, салфетки, полотенца. Наконец, обрежьте шнурки, ширина которых обычно небольшая, но длина которых варьируется в зависимости от их использования, украсьте наволочки, скатерти, шторы.

Тюрнавитиссы также создают текстильные композиции из копанелли, что дает им возможность иметь свободные обе руки и, следовательно, работать с большим комфортом и стабильностью. Композиции с копанелли у нас имеются на протяжении всего XIX века, но с первых же лет нашего века эти композиции становятся всё более редкими, пока не прекращаются, то ли потому, что уже в период расцвета копанелли немногие тырнавитянки умели с ним работать и поэтому он не был так широко распространен, как другие методы, потому что фактор моды благоприятствовал этим методам.

Другой тип — бибилла. Его ткали по всей Греции, поэтому оно считается «самым настоящим греческим кружевом». Нагрудники вязали иглой, белой или цветной ниткой, а также золотой. Однако наиболее характерным красочным кружевом, главным образом в Фессалии, является кукаки.

Женщины в районах Ларисы, Ампелакии, Тырнаво, Царицани, Фарсалы и Агии носили их на своем скепе (платке) в последние десятилетия XIX века до середины XX века. Кукаки пережили замечательное развитие в районе Тирнавоса. Кукаки, ​​представлявшие собой высшую ступень эволюции бибиллы, изготавливались с помощью иглы и шелковой нити — брисими. Кукаки всегда носили в черном платке, даже на свадебных платьях. Свадебные платья невесты надевали в день свадьбы, остальные — в другие дни года, но не каждый день. Такими мы видели их в «скепе» с капюшонами по праздникам, воскресеньям и т. д.

Кукакис, как мы уже упоминали выше, начали изготавливать и носить в Тирнавосе в последние десятилетия XIX века до первой половины XX века. Упадок вигны завершился после войны 1940-х годов. Мы редко видим, чтобы Тырнавитиса носила, а тем более делала кукакис. Примечательно, что Тырнавос поставлял кокаки во многие деревни не только в префектуре Лариса, но и за ее пределами.

Кружева до сих пор производятся в ограниченных масштабах, конечно, в основном женщинами старшего возраста.

 

Кинотеатры

В 1928 году по всей Греции был 71 кинотеатр. Из них 13 были в Афинах, 6 в Пирее, 7 в Салониках, 5 в Кавале, 4 в Волосе, 3 в Ханье, 2 в Ираклионе, 2 в Коринфе, 2 в Каламате, 2 в Ламии, 2 в Митилини, 2 в Ксанти, 2 в Патрах и по одному в Агринионе, Аргостоли, Амалиаде, Аргосе, Эгио, Александруполисе, Гаргалиану, Драме, Эдессе, Янине, Самосе, Трикале, Тирнавосе и Хиосе.

Кинотеатр в Тирнавосе представлял собой большой сарай, забитый камышом и называвшийся «Мантра». Мантра располагалась на нынешнем месте заправочной станции Афон Самбри – напротив Тумбы. С тех пор арендованный участок принадлежал семье Самбри. Хозяевами, проходившими мимо этого места и воспользовавшимися им, согласно найденным доказательствам, были: валах по имени Лигурас, Ставрос Гумас и кто-то из Агии, но имени его никто не запомнил. Проекции делались на известных громоздких машинах того времени, а вместо холста использовалась белая стена дома напротив. Что касается кинопоказов, то подавляющее большинство программ в указанных кинотеатрах составляли зарубежные фильмы.

Среди греческих фильмов, вышедших из эпохи в тот период, были «Эрос и волны», драматический роман в 8 частях братьев Язиадис, «Порт слез» и знаменитый «Астеро».

Однако оказалось, что старики легче запоминают названия фильмов, чем их владельцы. После войны в Тирнавосе открылись и другие кинотеатры (Максим – Рекс – Анесис и др.).

 

Личности

Неоэллинское Просвещение коснулось и тирнавитской интеллигенции, находившейся под влиянием французского Просвещения (Вольтер) и греков того же интеллектуального направления (Моисиодакас, Катарцис и др.). Представителями неоэллинского Просвещения в этом районе были дем. Александритис (врач в Вене, перевод с английского истории Греции - книги Голдсмита и географии араба Абульфеда), Г. Захариадис, Лаз. Пашос, Стеф. Дугас (математик, философ, первый преподаватель философии Шеллинга), Кон/нос Кускурулис и др.

Также жители Тырнава внесли финансовый вклад в издание научных книг, в основном переводов европейских мыслителей и ученых. Было бы большим упущением, если бы мы не упомянули имена бойцов Турнавита в трудные годы восстания, такие как: Анастасиу Г., Пангалос Кир (унтер-офицер 2-го класса), Турнавит Дим. (солдат-лидер, подпоручик, лейтенант, кавалерийский майор).

В 17-18 веках в Тирнавосе также жили и работали врачи, изучавшие традиционные медицинские сочинения (Маркос Порфиропулос, Дионисий и Матфей - иеромонахи Олимпиотиссы). Мастера рода Александрос Тирнавитис и Иоаннис Димитриадис-Песарос также стартовали из Тирнавоса.

Известными тирнавитцами являются также художник Даниэль Даниэль, профессор Школы изящных искусств Панормоса Тиноса, писатель, педагог и доктор филологических наук Ахиллеас Царцанос, а также скульптор и профессор Школы архитектуры и инженерии Национального технического университета Афины Георгиос Калакаллас.

Наконец, Эфтимия Гунициотис также является благотворителем города. Она родилась в Тирнавосе в 1847 году. На ее средства были возведены здания третьей и пятой начальных школ, а также капители церквей Агиос Димитриос и Агиос Иоанну. Он также поддерживал большими суммами денег бедные семьи Тирнавоса. Умерла в 1979 году. Ее могила находится на городском кладбище. Улица в городе Тирнавос была названа в честь «улицы Эфтимии Гунициотис».