Дом Цветных Капителей (Помпеи)

Дом Цветных Капителий (Помпеи)

 

Адрес: Регио VII, Инсула 4

Площадь: 1618

Комнат: +40

 

Описание Дома Цветных Капителей

Дом Цветных Капителий (Помпеи)  Дом Цветных Капителий (Помпеи)

Дом Цветных Капителей, также известный как Дом Ариадны, пересекает остров 4 с входами как на Виа дельи Августали на юге, так и на Виа делла Фортуна на севере. Третий вход в дом был через боковую дверь на северной стороне связанного магазина (c).

Впервые здание Цветных Капителей было раскопано в 1822 году, а затем снова в 1832/33 и 1846 годах. Дом является одним из старейших в Помпеях и представляет собой смесь самнитской и римской архитектуры. Он также является одним из крупнейших в Помпеях, площадью более 1600 кв. м, с более чем 40 комнатами только на первом этаже.

 

Дом Цветных Капителий (Помпеи)  Дом Цветных Капителий (Помпеи)

Дом Цветных Капителей получил свое название от колонн центрального перистиля, капителе которых были окрашены в яркие цвета. Альтернативное название происходит из серии фресок, найденных в доме, изображающих историю Ариадны. Ариадна как известно жила на острове Крит во дворце своего отца, царя Миноя. По легенде она помогла Тезею или Тесею выбраться из лабиринта после того как он убил гудовище Минотавра. Она дала афинскому герою нить, благодаря которой Тезей смог выбраться из лабиринта вместе с другими афинскими юношами и девушками. Нить Ариадны стала своего рода символом. Тезей собирался жениться на Ариадне, но по пути назад боги приказали оставить Ариадну на острове. Юноша подчинился, но был расстроен, что забыл сменить паруса своих кораблей. Тезей обещал своему отцу Эгею, что если ему получиться убить Минотавра он их сменит с черных на белые. Эгей, увидев черные паруса, решил, что его единственный сын погиб. Он бросился со скалы. С тех пор море стало называться Эгейским.

 

Дом Цветных Капителий (Помпеи)  Дом Цветных Капителий (Помпеи)

Зев (а) открывается с северной стороны Виа дельи Августали в прямоугольный атриум (b) с центральным имплювием. Стены вестибюля и атриума находятся в разрушенном состоянии и практически лишились декоративной штукатурки. Остальные фрагменты штукатурки слишком сильно потускнели, чтобы определить их первоначальную отделку.

Комнаты возле атриума находятся в таком же неблагополучном состоянии, за исключением ала (d) на западной стороне атриума.

  Дом Цветных Капителий (Помпеи)  Дом Цветных Капителий (Помпеи)

Аля оформлена в третьем стиле; на желтых боковых панелях изображены перспективные виды, а на темно-красных центральных панелях изображена мифологическая сцена в архитектурном обрамлении. Две сцены были утеряны, а оставшаяся сцена на западной стене, изображающая Аполлона и Дафну, все еще находится в удовлетворительном состоянии. Довольно простой дадо, окрашенный под мрамор, помещен между узкими красными полосами. Верхняя зона состоит из человеческих фигур, расположенных среди фантастической архитектуры на белом фоне.

У задней (западной) стены алы находятся остатки ларариума в храмовом стиле, в котором до сих пор сохранились остатки штукатурки, особенно на передней части основания.

Ала имеет прекрасный белый мозаичный пол, обрамленный узкой двойной черной каймой. В центре пола - декоративное черно-белое панно. Вход на алу обозначен черным и белым декоративным порогом.

Напротив входа, на северной стороне атриума, находится tablinum (e). Таблинум был открыт в атриум на всю ширину. В северной стене таблинума было широкое окно, выходившее на внушительный перистиль (f) на севере.

 

Тезей покидает Ариадну (Внизу слева)

Дом Цветных Капителий (Помпеи)  Дом Цветных Капителий (Помпеи)

В таблинуме были найдены две плиты с инкрустациями из цветного мрамора с изображением менад и сатиров в дионисийских сценах, которые в настоящее время можно увидеть в Национальном археологическом музее в Неаполе.

Доступ в перистиль (f) осуществляется через андрон на восточной стороне таблинума. Перистиль имеет портики со всех четырех сторон и имеет шестнадцать ионических колонн, поддерживающих внутренние края крыши. Колонны из туфа с рифлеными вершинами над круглыми лепными основаниями. Основания были окрашены в желтый цвет, в то время как вышеупомянутые капители были ярко окрашены. В центре перистиля находится сад с большим прямоугольным бассейном, в центре которого была полая колонна, поддерживающая простой фонтан. В перистиле у оснований колонн обнаружены два мраморных путала. Стены портика теперь голые, лишены каких-либо декоративных деталей, которые они когда-то могли иметь.

Комнаты возле центрального перистиля сохранились в лучшем состоянии, чем комнаты вокруг атриума, в некоторых из них сохранились по крайней мере некоторые фрагменты фрескового убранства.

Экседра (g) в центре западной стороны перистиля оформлена в третьем стиле голубыми панелями над голубым нижним фризом. Центральная панель на каждой из трех стен содержала большую мифологическую сцену, заключенную в эффектную архитектурную раму.

Сцена на северной стене изображает Адониса на коленях Афродиты, деталь которого изображена ниже. Сцена с западной стены была удалена, а сцена на южной стене изображает «Магазин Эроса». Сцена показывает женщину, прислонившуюся к стене, в то время как пожилой мужчина склоняется над клеткой, заполненной амурами.

Украшение верхней части стен в основном отсутствует, но, похоже, оно является продолжением синей темы средней зоны. Экседра, открытая в перистиль на всю ширину, имеет белый мозаичный пол с центральной декоративной панелью с изображением рыбы на темном фоне.

Самая северная комната на западной стороне перистиля - это оек (h). Лучшее, что можно сказать об этой большой комнате, это то, что она была оформлена в четвертом стиле на желтом фоне. Как и остальная часть дома, эта комната находится в очень ветхом состоянии, она была заброшена и оставлена ​​разрушительной силой времени и стихий с тех пор, как она была первоначально раскопана в 1822 году.

Центральные панели на каждой стене изображали мифологическую сцену. Сцена с западной стены, изображающая Диониса, обнаруживающего спящую Ариадну, была удалена, и теперь ее можно увидеть в Национальном археологическом музее в Неаполе. Однако сцены, оставленные на месте, почти исчезли. В комнате был белый мозаичный пол с двойной черной каймой.

Стены триклиниума (i) в северо-западном углу перистиля сохранили большую часть штукатурки, но фрески сильно выветрились. Ранние попытки сохранить детали фрески, такие как предоставление отдельных черепичных «крыш» для известных работ, были в высшей степени любительскими и оказались крайне неадекватными.

Соседняя комната (j) тоже повреждена. Он был оформлен в четвертом стиле большими центральными желтыми панелями с мифологическими сценами над нижним темно-красным фризом. Оставшаяся сцена на северной стене слишком блеклая, чтобы ее интерпретировать, но две другие были удалены вскоре после первоначальных раскопок и теперь находятся в Национальном археологическом музее в Неаполе. Сцена с западной стены показывает, как Полифем смотрит на Галатею, а сцена с восточной стены показывает, как Геракл спасает Прометея.

С северо-восточного угла перистиля ведет лестница на верхний этаж. Рядом с этой лестницей ряд ступенек ведет к небольшому сводчатому подвалу, на восточной стене которого сохранились остатки расписного ларария.

В середине восточной стороны перистиля находится экседра (k) с большой апсидой на восточной стороне. Экседра была оформлена в четвертом стиле с желтой центральной зоной над нижним красным фризом.

В центре апсиды, «прикрытой» защитным навесом, находится прямоугольная ниша для небольшой статуи. Среди сцен, украшавших стены экседры, все еще можно различить Леду и Лебедя, Жрицу, принимающую подношение, и Аполлона, играющего на лире.


Четвертый стиль украшения кубикулума (l) у юго-восточного угла перистиля сильно выцвел, но, похоже, он состоял из красных панелей над нижним черным фризом. В центральной панели каждой стены была мифологическая сцена. Две сцены теперь потеряны; Единственная сохранившаяся сцена, где Тесей бросает Ариадну (на фото слева), теперь можно увидеть в Национальном археологическом музее в Неаполе.

 

Смежный oecus (m), вход в который ведется со стороны андрона, - одна из наиболее хорошо сохранившихся комнат в доме. Оек оформлен в третьем стиле. На южной стене боковые панели показывают перспективные виды на белом фоне, а желтая центральная панель содержит мифологическую сцену. Украшение трех других стен - это вариация на эту тему с серией желтых панелей, разделенных архитектурными видами.

Мифологическая сцена на восточной стене, теперь едва различимая, изображает Ципарисса и Аполлона, а на южной стене изображена Венера на морском существе. Последнюю сцену Персея и Андромеды нет на месте, но ее можно посмотреть в Национальном археологическом музее в Неаполе.

Верхняя часть настенного убранства эка состоит из человеческих фигур, стоящих или сидящих среди фантастической архитектуры на белом фоне. У экуса есть большое окно на северной стене, выходящее на восточную сторону перистиля.

В центре северной стороны перистиля находится экседра (n), которая служила связующим звеном между центральным перистилем и вторым перистилем (o) на севере. В экседре сохранились большие участки штукатурки, но все декоративные детали утрачены. В экседре белый мозаичный пол с мраморными порогами.

Второй перистиль имеет портик со всех четырех сторон и имеет двадцать четыре тосканские колонны, поддерживающие внутренние края крыши. Колонны из туфа с тонкими вертикальными линиями, нанесенными на штукатурку.

В центре этого второго перистиля находился садовый участок (p), который, по-видимому, представлял собой цветочные клумбы, очерченные кирпичной кладкой в ​​виде концентрических кругов внутри квадратов. В восточном портике обнаружен мраморный каннелюрный путеал. Также были найдены точильный камень и часть пресса для масла, что позволяет предположить, что по крайней мере часть дома была переоборудована для коммерческих целей после землетрясения 62 года нашей эры.

Комнаты на западной стороне второго (северного) перистиля, как правило, небольшие и практически не имеют сохранившихся украшений. Однако с середины восточной стороны открывается большая экседра (q) с широким входом, разделенным на три колонны с двумя канавками. Хотя экседра сохраняет большие площади штукатурки, в комнате отсутствуют декоративные детали.

Сразу к югу от экседры находится служебная зона (r), в которой есть кухня и уборная. Стены кухни и уборной без отделки. Кухня имеет большой рабочий стол из каменной кладки и очаг в ее северо-восточном углу. Туалет находится в южной части комнаты.

В центре северной стороны северного перистиля находится второй зев (s), выходящий на южную сторону Виа делла Фортуна. На зевах почти не осталось штукатурки и нет декора.