Адрес: Регио VI, Инсула 9
Площадь: 1281
Комнат: 24
Дом Мелеагры, расположенный на улице Виа ди Меркурио и был сначала раскопан в 1829 году, затем снова в 1836 и 1966 годах. За его простым фасадом скрывает интерьер, присущий Самнитским домам. Он богато украшен фресками первого, третьего и четвертого стилей. Дома Мелеагры назван в честь одной из этих фресок, изображающий Мелеагру и Атланта.
Коридор (а), который открывается с восточной
стороны улицы Виа ди Меркурио, украшен фресками в четвертом стиле с
красными панелями, разделенными архитектурными мотивами над нижним
черным фризом. Центральная панель с каждой стороны изображает
мифологическую сцену. С левой стороны (на севере) расположена очень
выцветшая картина Мелеагера и Аталанты, в честь которой был назван
весь дом Мелеагры, а на южной стороне - картина
Деметры и Гермеса. Коридор имеют мелкий
черно-белый мозаичный пол с геометрическим узором.
В
гостиной-атриуме (б) есть центральный мраморный бассейн для сбора
дождевой воды с прямоугольным мраморным столиком на восточном конце.
Из-за ограниченного пространства, дом Мелеагры имеет нерегулярную
планировку с перистилем-внутренним садиком на северной стороне от
атриума. В самом атриуме есть несколько комнат, расположенные вокруг
трех сторон. Эта часть дома находится в плохом состоянии. Лишь
фрагменты украшений сохранились сегодня. Когда дом был раскопан в
19-ом веке, лучшие фрески, украшающие атриум, были удалены и теперь
их можно увидеть в Национальном музее в
Неаполе. Мифологические сцены включали изображения «Дидоны» и
«Гефест» и «Тетис».
Лучше всего сохранившиеся из комнат,
расположенные вокруг атриума, представляют собой комнату-кубикулум
(c) в северо-западном углу. Комната оформлена фресками в четвертом
стиле с голубыми панелями с фантастической архитектурой над низким
темно-красным украшенным фризом. На центральных панелях изображены
мифологические сцены (давно удаленная), в то время как боковые
панели изображали простые фигуры героев и божеств. Верхняя зона
изображает человеческие фигуры, установленные среди фантастической
архитектуры с птицами и маленькими живописными картинами на белом
фоне. Из комнаты можно было попасть как в гостиную-атриум, так и во
внутренний дворик-перистиль.
В крупной комнате (d) в
юго-западном угла атриума расположен лестница, которая вела на
верхний этаж. Сегодня почти ничего не сохранилось от частных покоев
Дома Мелеагры. Эта комната вместе с комнатой-кубулой (e) и
триклинием-спалней (f) находится в полуразрушительном состоянии с
несколькими сохранившимися остатками гипса. Одна особенно
привлекательная фреска была удалена с самого западного кубикула,
прежде чем выветривание сказалось. На нем изображен Купидон, ведущий
орла Зевса на Ганимед. Сейчас его можно увидеть в Национальном музее
Неаполя.
На восточной стороне атриума находится tablinum (g). Эта комната
также находится в очень плохом состоянии, лишена фресковой отделки,
только голые стены и несколько остатков штукатурки как свидетельство
многолетнего забвения.
При первых раскопках стены комнаты
были украшены фресками. В центре северной стены была мифологическая
сцена Ио и Арго, а на южной стене было изображение Марса и Венеры -
обе фрески теперь можно увидеть в Национальном археологическом музее
Неаполя. Сразу к северу от таблинума находится коридор, который
ведет к служебной зоне и кухне (h).
Широкий портал на
северной стороне атриума выходит на большой перистиль (i). Стены
перистиля потеряли большую часть своей декоративной детали из-за
выветривания. Украшение включало в себя множество мифологических
сцен, большинство из которых было удалено при первых раскопках
собственности, что, возможно, было не так уж плохо с учетом
нынешнего состояния сохранности. Фрески включали картины Гименея,
Фетиды и Аполлона, а также сцены с изображением Адониса и Афродиты и
битвы между Паном и Эросом.
В центре перистиля находится сад (j) с большим центральным фонтаном
и бассейном. На западной и северной сторонах перистиля нет комнат,
но есть три внушительных помещения, расположенные вдоль его
восточной стороны.
Самым необычным из этих трех залов
является oecus (k), который имеет внутреннюю коринфскую колоннаду и
оформлен в третьем стиле с желтыми панелями на желтом фоне над
нижним темно-красным украшенным фризом.
Оек имеет прекрасный
белый мозаичный пол, окаймленный двумя узкими черными полосами.
Порог в комнату состоит из черно-белой геометрической мозаики.
Сразу к югу от этого оэкуса находится комната меньшего размера
(l), которая находится в плохом состоянии. Комната на северной
стороне центрального экаса выглядела намного лучше и сохранила
большую часть своего убранства в третьем стиле. Боковые панели на
каждой стене украшены окрашенным небесно-голубым ковром на красном
фоне, а на центральной панели изображена большая мифологическая
сцена. Под этой центральной зоной находится нижний черный фриз, на
котором изображены лежащие женские фигуры по обе стороны от мужчины,
поддерживающего верхнюю архитектуру.
Триклиний (n) в северо-восточном углу перистиля оформлен в третьем
стиле с чередующимися черными и красными панелями над нижним черным
декорированным фризом. Фриз содержит стоящие и лежащие фигуры,
натюрморты, а в центре настоящей стены - грифон.
Триклиний
имеет белый мозаичный пол с бордюром, состоящим из двух узких черных
полос. Порог триклиний состоит из черно-белой мозаики с
геометрическим рисунком.
К западу от триклиниума находится
комната (o) с лестницей в подвал, а к востоку - ряд служебных
помещений. В дальнем северо-восточном углу находится постикум (p),
который выходит на Вико-дель-Фауно в доме № 13.