Дом Сирикуса (Помпеи)

Дом Сирикуса (Помпеи)

 

Описание Дома Сирикуса

Дом Сирикуса (Помпеи)  Дом Сирикуса (Помпеи)

Адрес: Регио VII, Инсула 1

Площадь: 740

Комнат: 21

 

Дом Сирикуса или Дом Ведия Сирикуса и Ведиума Нумимауса находится на узкой извилистой улице Виколо-деи-Лупанаре, которая соединяет улицы Виа-дельи-Августали с улицей Виа-дель-Аббанданза. Дом Сирикуса был первоначально раскопан в середине 1850-х годов и снова в 1862 и 1872 годах. Здание представляет собой двухэтажный дом, состоящий из двух связанных зданий с отдельными входами в дверь № 47 на улицу Виколо-дей-Лупанаре и дверь № 25 ведущая на улицу Виа Стабиана. Судя по расположение комнат Дом Сирикуа был соединен из двух домов. Некоторые комнаты из соседних зданий тоже видимо было куплены у соседей. Сломав стены, новый хозяин сильно расширил свой особняк. Дом Сирикуса получил свое название от надписей, содержащих имя "Сирикус", расположенное рядом с этими двумя основными входами. Видимо это было имя хозяина.

 

Во время археологических раскопок в Доме Сирикуса было найдено тела пяти жертв, жителей Помпеи, и кости собаки. Видимо это были члены семьи хозяина. По какой то причине они решили не убегать. Интересно, что тела были найдены на несколько метров над землей. То есть они погибли в самые последние часы извержения Везувия под утро.

 

Одна из фресок. Большая часть фресок были увезены в Неапольский Музей

Дом Сирикуса (Помпеи)  Дом Сирикуса (Помпеи)

Зев (а), который открывается с восточной стороны Виколо-деи-Лупанаре, потерял большую часть своего декора, оставшаяся штукатурка слишком выветрилась, чтобы дать реалистичное описание. У фауса темно-серый тротуар, выложенный рядами маленьких кусочков белого мрамора. Рядом с порогом атриума вставлены слова SALVE LUCRUM, слава прибыли.

С южной стороны зева узкий дверной проем ведет в оек (b), оформленный в четвертом стиле с белой центральной зоной, разделенной на отдельные панели красными линиями и канделябрами. В центре каждой панели - виньетки с изображением грифонов и лебедей среди фантастической архитектуры. Комната освещена окном высоко в западной стене.

Зев открывается в квадратный атриум (c) с центральным имплювием. Имплювиум облицован прекрасным белым мрамором и украшен двумя мраморными столами и цоколем, на котором когда-то стояла небольшая статуя с фонтаном. Справа от имплювия находится путьал тибуртинского камня.

Напротив входа находится таблинум (d). Таблинум, который открывается в атриум на всю ширину, не был украшен и, похоже, использовался для деловых целей. В этой комнате были найдены кости собаки и многие другие предметы, в том числе бронзовая печать с рельефными буквами SIRICI и большое золотое кольцо с сердоликом, на котором выгравирована голова человека.

С северо-восточного угла атриума открывается триклиний (е), выходящий на сад на востоке. Триклиний оформлен в четвертом стиле с черными панелями, разделенными красными и желтыми зонами, с канделябрами и архитектурными элементами, смешанными с птицами, дельфинами, тритонами и масками, а в середине каждой панели - вакханка. В центре каждой стены - небольшая мифологическая сцена.

 

SALVE LUCRUM, Славь прибыль

Дом Сирикуса (Помпеи)

Помпеи. 1853. Рисунок под названием «Дом в Помпеях» был раскопан для посещения императорских русских князей. Отсюда и второе название "Дом Русских князей"

 

Дом Сирикуса (Помпеи)

Первый из них, который был удален и теперь находится в Национальном археологическом музее в Неаполе, показывает Энея в компании Мнестея, Ахата и юного Аскания, которого обслуживает хирург, ляпис. Эней поддерживает себя с копьем в правой руке и опирается другой на плечо своего сына, в то время как ляпис, стоя на коленях на одной ноге, намеревается вытащить острие стрелы своими щипцами.

Остальные две фотографии сильно повреждены, а их содержание неясно. Одна из сцен может быть с Турном, Лавинией и Аматой, а другая показывает Гермафродита в окружении шести нимф.

В центре северной стороны атриума находится большая экседра (f), украшенная оранжевыми панелями с широкими темно-красными рамками по бокам центральных панелей, содержащих большие мифологические сцены. Центральные панели от оранжевых боковых панелей отделяют сцены фантастической архитектуры на белом фоне. Сцена на западной стороне экседры показывает Нептун и Аполлон, управляющие зданием Трои. Нептун, вооруженный трезубцем, сидит, а Аполлон, увенчанный лавром, стоит и опирается правой рукой на лиру.

Дом Сирикуса (Помпеи)

..
Сцена на северной стене изображает пьяного Геракла, увенчанного плющом, лежащего на земле у подножия кипариса. Он одет в песчаную короткую прозрачную тунику и на ногах сандалии, одну из которых он скинул. Он опирается на левую руку, а правая приподнята в пьяном экстазе.

На восточной стене изображен Вулкан, который преподносит Фетиде герб Ахилла. Знаменитый щит поддерживается Вулканом на наковальне и демонстрируется сидящей Фетиде, в то время как стоящая рядом с ней крылатая женская фигура указывает ей жезлом на чудеса своего мастерства.

Верхняя зона, деталь которой изображена напротив, представляет собой перспективный вид, показывающий большой портал по обе стороны от центральной ниши, в которой находится статуя, установленная на пьедестале. Промежуточные пространства украшены лентами и висящими гирляндами.

Слева от фасада находится открытая комната с двумя дверями, одна из которых ведет на деревянную лестницу, ведущую на верхний этаж, а другая - на кубикулум (g), оформленный в четвертом стиле с чередующимися красными и желтыми панелями на белом фоне. Панели содержат символы главных божеств; орел и шар Юпитера, павлин Юноны, копье, шлем и щит Минервы, пантера Вакха, сфинкс, рядом с которым находится мистический сундук и систр Исиды и, наконец, кадуцей Меркурия. Также есть два небольших пейзажа. Комната освещена окном высоко на западной стене.

Между экседрой и триклинием есть проход, ведущий в небольшую пекарню (h) с духовкой. Рядом с печью были найдены фрагменты жернова и каталла. Узкий коридор на западной стороне пекарни ведет к второстепенному входу (i) на Vicolo dei Lupanare у двери № 46.

Из атриума андрон к северу от таблинума ведет к перистилю и саду (j), который с двух сторон обрамлен портиками. Три ступеньки (k) на северной стороне перистиля соединяют эту часть дома с другой частью, вход которой находится на Виа Стабиана.

Эта вторая часть собственности сначала рассматривалась как отдельный дом и была названа Домом русских князей из некоторых раскопок, проведенных в 1851 году в присутствии сыновей Императора России. Нестандартные особенности, наблюдаемые в этой части, заключаются в том, что атриум (m) и перистиль (n) шире, чем глубина, и разделены не таблинумом и другими комнатами, а просто стеной.

В центре атриума, в который можно попасть через зев (l) (на фото справа), находится имплювий, облицованный мрамором. На западной стороне имплювия находится квадратный столб, облицованный мрамором, из которого фонтан брызгает водой в квадратный бассейн, поддерживаемый основанием из белого мрамора.

Рядом с имплювиумом стоял мраморный стол на двух ножках, на которых были вырезаны изображения химеры и грифона. На столе была обнаружена небольшая бронзовая группа, состоящая из Геркулеса, вооруженного дубинкой, и молодого фригиеца, преклонившего колени перед ним.

На западной стороне атриума широкая дверь открывалась на перистиль (n). Перистиль составляет около четырнадцати метров в ширину и одиннадцать метров в глубину. Внутренние поля портика поддерживались десятью рифлеными колоннами, а стены портика были расписаны чередующимися красными и желтыми панелями. Панно украшено фигурами Латоны, Дианы и менад. Комнаты с западной стороны перистиля представляли собой триклиний (o), экус (p) с двумя колоннами, богато украшенными завитками и листвой, и кубикулум (q) в юго-западном углу.

Четыре скелета были обнаружены в доме на высоте пяти метров от первоначального уровня земли. На четыре метра ниже был пятый скелет. По всей видимости, эти люди погибли при поисках ценностей после катастрофы.