Венера - Афродита

Венера - Афродита

 

Богиня любви, красоты и вечной молодости

Венера - Афродита - Богиня Любви и Красоты, и согласно Теогонии Гесиода, она родилась из пены в водах Пафоса, на острове Кипр. Предположительно она возникла из пены, когда Крон убил своего отца Урана и бросил его гениталии в море.

Однако, согласно Гомеру, в Илиаде, Венера - Афродита была дочерью Зевса и Дионы. Как и во многих греческих божествах, о рождение Венеры было много историй о происхождении.

Многие боги полагали, что ее красота такова, что их соперничество за неё вызвало бы войну среди богов. Из-за этого Зевс женил Афродиту на Гефесту несмотря на то, что этот бог был очень уродлив.

Несмотря на свой брак с Гефестом, у Афродиты было много любовников. Ее любовники включают в себя как богов, так и людей - в том числе бога войны Марса - Ареса и смертных Анхиз. Она также сыграла роль в истории Эроса и Психеи, в которой поклонники Психеи пренебрегли поклонению Венеры (Афродиты). Для этого Афродита вызвала своего сына Эроса (Амура), чтобы добиться мести, но бог любви вместо этого сам влюбился в девушку.

Позже Афродита стала любовницей Адониса и его суррогатной матери. Это привело к вражде с Персефоной. Спор был разрешен Юпитером-Зевсом постановил, что Адонис должен проводить половину года с Афродитой и половину года с Персефоной. Высокие отношения.

 

Этимология

Латинское имя Венера («любовь, очарование») происходит от прото-курсива * wenos- («желание»), в конечном счете от протоиндоевропейского (ПИЕ) * wenh₁-os («желание»; сравните с мессапическими Венами, стар. Индийская вана «желание»).

Оно родственно латинскому venia («благосклонность, разрешение») до общего корня PIE * wenh₁- («стремиться, желать, желать, любить»). Латинский глагол venerārī («почитать, поклоняться, отдавать дань уважения») является производным от Венеры.

 

Происхождение

Венера описывалась как, пожалуй, «самое оригинальное творение римского пантеона» и «плохо определенная и ассимилирующая» местная богиня в сочетании «со странной и экзотической Афродитой». Ее культы могут представлять собой религиозно законное очарование и соблазнение божественного смертными, в отличие от формальных договорных отношений между большинством членов официального пантеона Рима и государства, а также неофициального, незаконного манипулирования божественными силами с помощью магии. Амбивалентность ее функций убеждения была воспринята во взаимосвязи корня * wenos- с его латинским производным venenum («яд»; от * wenes-no «любовный напиток» или «зависимость»), в смысле «очарование». , волшебное зелье ".

В мифе Венера-Афродита родилась из морской пены (греч. Αφρός, афрос). Римская теология представляет Венеру как податливую, водянистую женскую сущность, необходимую для зарождения и баланса жизни. Ее коллеги-мужчины в римском пантеоне, Вулкан и Марс, активны и пылки. Венера поглощает и закаляет мужскую сущность, объединяя противоположности мужского и женского во взаимной привязанности. По сути, она ассимилирующая и доброкачественная, а также выполняет несколько совершенно разных функций. Она может подарить военную победу, сексуальный успех, удачу и благополучие. В одном контексте она - богиня проституток; в другом она обращает сердца мужчин и женщин от сексуального порока к добродетели.

Предполагаемые невесты сделали Венере подарок «перед свадьбой»; природа подарка и время его проведения неизвестны. Некоторые римские источники говорят, что девушки, достигшие совершеннолетия, предлагают свои игрушки Венере; неясно, где делается подношение, и другие говорят, что этот дар сделан ларам. В играх в кости, популярном времяпрепровождении среди римлян всех классов, самый удачный и лучший бросок был известен как «Венера».

 

Происхождение
Ближневосточная богиня любви
Культ Афродиты в Греции был заимствован или, по крайней мере, под влиянием культа Астарты в Финикии, который, в свою очередь, находился под влиянием культа месопотамской богини, известной как «Иштар» у восточно-семитских народов и как « Инанна »шумерам. Павсаний утверждает, что первыми, кто установил культ Афродиты, были ассирийцы, за ними последовали пафийцы Кипра, а затем финикийцы в Аскалоне. Финикийцы, в свою очередь, научили ее поклонению жителей Киферы.

Афродита взяла на себя ассоциации Инанны-Иштар с сексуальностью и деторождением. Кроме того, она была известна как Урания (Οὐρανία), что означает «небесная», титул, соответствующий роли Инанны как Королевы Небес. Ранние художественные и литературные изображения Афродиты чрезвычайно похожи на Инанну-Иштар. Подобно Инанне-Иштар, Афродита также была богиней-воительницей; греческий географ II века нашей эры Павсаний пишет, что в Спарте Афродите почитали как Афродиту Арею, что означает «воинственная». Он также упоминает, что самые древние культовые статуи Афродиты в Спарте и на Кифере изображали ее несущую руку. Современные ученые отмечают, что аспекты богини-воина Афродиты проявляются в древнейших слоях ее культа и считают это признаком ее ближневосточного происхождения.

У классиков девятнадцатого века было общее отвращение к идее, что древнегреческая религия вообще находилась под влиянием культур Ближнего Востока, но даже Фридрих Готлиб Велкер, который утверждал, что влияние Ближнего Востока на греческую культуру в значительной степени ограничивалось материальной культурой, признал, что Афродита явно имела финикийское происхождение. Значительное влияние ближневосточной культуры на раннюю греческую религию в целом, и на культ Афродиты в частности, в настоящее время широко признано как относящееся к периоду ориентализации в восьмом веке до нашей эры, когда архаическая Греция находилась на окраине Нового века. -Ассирийская империя.

Индоевропейская богиня рассвета
Некоторые ранние сравнительные мифологи, выступавшие против идеи ближневосточного происхождения, утверждали, что Афродита возникла как аспект греческой богини зари Эос и что, следовательно, она произошла от протоиндоевропейской богини зари *Гаеусос/ Haéusōs (собственно греч. Eos, лат. Аврора, санскрит ушас). Большинство современных ученых отвергли понятие чисто индоевропейской Афродиты, но вполне возможно, что Афродита, изначально семитское божество, могла находиться под влиянием индоевропейской богини зари. И Афродита, и Эос были известны своей эротической красотой и агрессивной сексуальностью, и у обеих были отношения со смертными любовниками. Обе богини ассоциировались с красным, белым и золотым цветами. Майкл Янда этимологизирует имя Афродиты как эпитет от слова Эос, означающего «та, которая поднимается из пены [океана]», и указывает на теогоническое повествование Гесиода о рождении Афродиты как архаический рефлекс индоевропейского мифа. Афродита, поднимающаяся из вод после того, как Кронос побеждает Уран, как миф, будет напрямую связана с ригведическим мифом о победе Индры над Вритрой и освобождении Ушаса. Еще одно ключевое сходство между Афродитой и индоевропейской богиней рассвета - ее близкое родство с греческим небесным божеством, поскольку оба основных претендента на ее отцовство (Зевс и Уран) являются небесными божествами.

 

Эпитеты

Как и другим крупным римским божествам, Венере было дано несколько эпитетов, которые относились к ее различным культовым аспектам, ролям и ее функциональному сходству с другими божествами. Ее «изначальные способности, по-видимому, были расширены в значительной степени за счет любви римлян к народной этимологии и преобладания религиозной идеи nomen-omen, которая санкционировала любые идентификации, сделанные таким образом».

Венера Acidalia в «Энеиде» Вергилия (1.715–722, as mater acidalia). Сервий предполагает, что это ссылка на «Фонтан Ацидалии» (fons acidalia), где, как говорят, купались Грации (дочери Венеры); но он также связывает это слово с греческим словом «стрела», откуда «стрелы любви» и «заботы и муки» любви. Овидий использует ацидилию только в последнем смысле. Скорее всего, это литературное самомнение, а не культовый эпитет.

Венера Целестис (Небесная или Небесная Венера), использовавшаяся со 2 века нашей эры для обозначения Венеры как аспекта синкретизированной верховной богини. Венера Целестис - самый ранний из известных римских получателей тауроболиума (формы жертвоприношения быка), совершенного в ее святилище в Поццуоли 5 октября 134 года. Эта форма богини и тауроболиум связаны с "сирийской богиней" как поздний эквивалент Astarte, или римской Magna Mater, последняя, ​​предположительно, еще одна троянская "Мать римлян".

Венера Кальва («Венера лысая»), легендарная форма Венеры, засвидетельствованная только постклассическими римскими писаниями, которые предлагают несколько традиций для объяснения этого внешнего вида и эпитета. В одном из них отмечается добродетельное предложение римских матрон из собственных волос сделать тетивы во время осады Рима. В другом случае жена царя Анкуса Марция и другие римские женщины потеряли волосы во время эпидемии; в надежде на его восстановление здоровые женщины принесли свои волосы в жертву Венере.

 

Венера Клоацина («Венера-Очистительница»); слияние Венеры с этрусской богиней воды Клоакиной, у которой было древнее святилище над устьем Клоаки Максима, первоначально ручей, позже перекрытый, чтобы функционировать как главный коллектор Рима. В святилище находилась статуя Венеры, чьи обряды, вероятно, предназначались для очищения загрязненных вод водопропускной трубы и вредного воздуха. Плиний Старший, отмечая Венеру как богиню союза и примирения, отождествляет святыню с легендарным эпизодом в самой ранней истории Рима, когда враждующие римляне и сабиняне, неся ветви мирта, встретились там, чтобы заключить мир.

 

Венера Эрицина («Эрициновая Венера»), пунический идол Астарты, захваченный с Сицилии и почитаемый в романизированной форме элитными и респектабельными матронами в храме на Капитолийском холме. Более поздний храм, за пределами ворот Порта-Коллина и священной границы Рима, возможно, сохранил некоторые черты Эрицина из ее культа. Он считался подходящим для «обычных девушек» и проституток ».

Венера Фрутис почитается всеми латинянами федеральным культом в храме Фрутинал в Лавиниуме. Надписи, найденные в Лавиниуме, свидетельствуют о наличии федеральных культов, но не содержат точных деталей.

Венера Феликс («Счастливая Венера»), вероятно, традиционный эпитет, позже принятый диктатором Суллой. Это был культовый титул Венеры в храме Адриана Венере Felix et Roma Aeterna на Via Sacra. Этот эпитет также используется для определенной скульптуры в музеях Ватикана.

Венера-Генетрикс («Венера-мать») как богиня материнства и домашнего уюта, с праздником 26 сентября, личная прародительница юлианского происхождения и, в более широком смысле, божественная прародительница римского народа. Юлий Цезарь посвятил храм Венеры Генетрикс в 46 г. до н.э. Это название закреплено за иконологическим типом статуи Афродиты / Венеры.

Венера Гелиополитана («Венера из Гелиополиса Сирияка»), которой поклонялись в Баальбеке. Форма Аштарт, составлявшая треть гелиополитанской триады, в которой она была супругой Юпитера (Бахала) и матерью Меркурия (Адон).

Венера Каллипигос («Венера с прекрасными ягодицами»), которой поклонялись в Сиракузах.

Венера Либертина («Венера-вольноотпущенница»), вероятно, возникающая из-за семантического сходства и культурных черт между libertina (как «свободная женщина») и lubentina (возможно, означает «доставляющая удовольствие» или «страстная»). Другие названия или варианты, приобретенные Венерой в результате того же процесса или из-за орфографической вариации, включают Libentia, Lubentina и Lubentini. Венера Либитина связывает Венеру с богиней-покровительницей похорон и похоронных бюро Либитиной; храм был посвящен Венере Либитиной в роще Либитины на Эсквилинском холме «чуть позже 300 г. до н.э.».

Венера Мурсия («Венера из мирта»), объединяющая Венеру с малоизвестным божеством Мурсией (или Муркусом, или Муртией). Мерсия была связана с римской Монс Мурсией (меньшая высота Авентина) и имела святыню в Большом цирке. Некоторые источники связывают ее с миртовым деревом. Христианские писатели описывали ее как богиню лени и лени.

Венера Обсекуенс («Снисходительная Венера»), первый засвидетельствованный римский эпитет Венеры. Он был использован при освящении ее первого римского храма 19 августа 295 г. до н.э. во время Третьей самнитской войны Квинтом Фабием Максимом Гургесом. Он был расположен где-то недалеко от Авентинского холма и Большого цирка и играл центральную роль в Виналии Рустика. Предположительно он финансировался за счет штрафов, наложенных на женщин, признанных виновными в супружеской неверности.

Венера Физикс: Венера как универсальная природная творческая сила, которая информирует физический мир. Лукреций назвал ее «Альма Венера» («Мать Венера») во вступительных строках своего яркого поэтического изложения эпикурейской физики и философии De Rerum Natura. Похоже, она была любимицей покровителя Лукреция, Мемия. Богиней-защитником Помпеи была Венера Физика Помпея, которая имела характерный местный облик как богиня моря и торговли. Когда Сулла захватил Помпеи у самнитов, он переселил его со своими ветеранами и переименовал его для своей собственной семьи и божественной покровительницы Венеры, как Колония Венерия Корнелия (о заявлениях Суллы о благосклонности Венеры см. Выше Венеру Феликса).

Венера Урания («Небесная Венера»), используется в качестве названия книги Базилиуса фон Рамдора, рельефа Помпео Маркези и картины Кристиана Грипенкерля. (ср. Афродита Урания.)

Венера Вертикордия («Венера, изменяющая сердца»).

Венера-Виктрикс («Венера-победительница»), романизированный аспект вооруженной Афродиты, унаследованный греками от Востока, где богиня Иштар «оставалась богиней войны, а Венера могла принести победу Сулле или Цезарю». Помпей, протеже Суллы, соперничал со своим покровителем и Цезарем за общественное признание ее протеже. В 55 г. до н.э. он посвятил ей храм на вершине своего театра на Марсовом поле. У нее был храм на Капитолийском холме и праздники 12 августа и 9 октября. В последний день ей ежегодно приносили жертвы. В неоклассическом искусстве ее эпитет «Победа» часто используется в смысле «Венера, победившая сердца людей» или в контексте Парижского суда (например, «Победа Венеры» Кановы, полуобнаженный портрет Полины Бонапарт).

 


Поклонение

Классический период
Главный праздник Афродиты, Афродизия, отмечался по всей Греции, но особенно в Афинах и Коринфе. В Афинах Афродизия праздновалась в четвертый день месяца Гекатомбайон в честь роли Афродиты в объединении Аттики. Во время этого праздника жрецы Афродиты очищали храм Афродиты Пандемос на юго-западном склоне Акрополя кровью принесенного в жертву голубя. Затем будут помазаны алтари, а культовые статуи Афродиты Пандемос и Пейто будут сопровождать величественной процессией к месту, где они будут ритуально омыты. Афродиту также чествовали в Афинах в рамках фестиваля Аррефория. Четвертый день каждого месяца был священным для Афродиты.

Павсаний пишет, что в Спарте Афродите поклонялись как Афродите Ареи, что означает «воинственная». Этот эпитет подчеркивает связи Афродиты с Аресом, с которым у нее были внебрачные отношения. Павсаний также пишет, что в Спарте и на Кифере ряд чрезвычайно древних культовых статуй Афродиты изображали ее несущей оружие. Другие культовые статуи изображали ее связанной цепями.

Афродита была богиней-покровительницей проституток всех видов, от порнаи (дешевые уличные проститутки, обычно принадлежавшие в качестве рабов богатым сутенерам) до гетайраев (дорогие, хорошо образованные наемные компаньоны, которые обычно работали не по найму и иногда обеспечивали секс своим клиентам. ). Город Коринф был известен во всем древнем мире своими многочисленными гетайрами, которые имели широко распространенную репутацию среди самых опытных, но также и самых дорогих проституток в греческом мире. Коринф также имел главный храм Афродиты, расположенный на Акрокоринфе, и был одним из главных центров ее культа. Записи о многочисленных посвящениях Афродите успешных куртизанок сохранились в стихах и на керамических надписях. Ссылки на Афродиту в связи с проституцией встречаются в Коринфе, а также на островах Кипр, Кифера и Сицилия. Месопотамская предшественница Афродиты Инанна-Иштар также была тесно связана с проституцией.

Ученые девятнадцатого и двадцатого веков полагали, что культ Афродиты мог быть связан с ритуальной проституцией, предположение, основанное на двусмысленных отрывках в некоторых древних текстах, в частности, фрагменте сколиона беотийского поэта Пиндара, в котором проститутки в Коринфе упоминаются вместе с Афродита. Современные ученые отвергают понятие ритуальной проституции в Греции как «историографический миф», не имеющий фактических оснований.

Эллинистический и римский периоды
В эллинистический период греки отождествляли Афродиту с древнеегипетскими богинями Хатор и Исидой. Афродита была богиней-покровительницей королев Лагидов, а королева Арсиноя II была определена как ее смертное воплощение. Афродите поклонялись в Александрии, и у нее было множество храмов в городе и его окрестностях. Арсиноя II ввела культ Адониса в Александрию, и многие женщины там приняли участие в нем. На Тессараконтере, гигантской катамаранной галерее, спроектированной Архимедом для Птолемея IV Филопатора, был круглый храм Афродиты с мраморной статуей самой богини. Во втором веке до нашей эры Птолемей VIII Фискон и его жены Клеопатра II и Клеопатра III посвятили храм Афродите Хатор в Филах. Статуэтки Афродиты для личного поклонения стали обычным явлением в Египте, начиная с ранних времен Птолемеев и до тех пор, пока Египет не стал римской провинцией.

Древние римляне отождествляли Афродиту со своей богиней Венерой, которая изначально была богиней сельскохозяйственного плодородия, растительности и весны. Согласно римскому историку Ливию, Афродита и Венера были официально идентифицированы в третьем веке до нашей эры, когда культ Венеры Эрицины был занесен в Рим из греческого святилища Афродиты на горе Эрикс в Сицилии. После этого римляне переняли иконографию и мифы Афродиты и применили их к Венере. Поскольку Афродита была матерью троянского героя Энея в греческой мифологии, а римская традиция провозглашала Энея основателем Рима, Венера стала почитаться как Венера-Генетрикс, мать всей римской нации. Юлий Цезарь утверждал, что является прямым потомком сына Энея Юла, и стал ярым сторонником культа Венеры. Этому прецеденту позже последовали его племянник Август и более поздние императоры, потребовавшие от него преемственности.

 

Этот синкретизм сильно повлиял на греческое поклонение Афродите. В римскую эпоху культы Афродиты во многих греческих городах начали подчеркивать ее отношения с Троей и Энеем. Они также начали перенимать явно римские элементы, изображая Афродиту как более материнскую, более милитаристскую и более озабоченную административной бюрократией. Многие политические судьи провозгласили ее божественной хранительницей. Появления Афродиты в греческой литературе также значительно увеличились, обычно Афродита изображается в типично римской манере.

Мифология
Рождение
Обычно говорят, что Афродита родилась недалеко от своего главного центра поклонения, Пафоса, на острове Кипр, поэтому ее иногда называют «Киприанской», особенно в поэтических произведениях Сафо. Святилище Афродиты Пафии, знаменующее ее место рождения, на протяжении веков было местом паломничества в древнем мире. В других версиях ее мифа она родилась недалеко от острова Кифера, отсюда и другое ее имя - «Цитерия». Кифера была местом остановки торговли и культуры между Критом и Пелопонесом, поэтому в этих рассказах могут сохраняться следы миграции культа Афродиты с Ближнего Востока в материковую Грецию.

Согласно версии ее рождения, изложенной Гесиодом в его Теогонии, Кронос отрезал гениталии Урана и бросил их за собой в море. Пена из его гениталий дала начало Афродите (отсюда и ее имя, которое Гесиод интерпретирует как «возникшая из пены»), в то время как Гиганты, Эриньи (фурии) и Мелиа возникли из капель его крови. Гесиод утверждает, что гениталии «долгое время носились над морем, и белая пена поднялась из бессмертной плоти; вместе с ней выросла девочка». Рассказ Гесиода о рождении Афродиты после кастрации Урана, вероятно, происходит из Песни Кумарби, древнего хеттского эпического стихотворения, в котором бог Кумарби свергает своего отца Ану, бога неба, и откусывает его гениталии, в результате чего он забеременел и родят детей Ану, в том числе Иштар и ее брата Тешуба, хеттского бога бури.

В «Илиаде» Афродита описывается как дочь Зевса и Дионы. Имя Дионы, похоже, является родственным по женскому типу Диосу и Диону, которые являются косвенными формами имени Зевс. Зевс и Диона разделили культ в Додоне на северо-западе Греции. В «Теогонии» Гесиод описывает Диону как океаниду.

 

Брак Афродиты

Афродита постоянно изображается совершеннолетней, бесконечно желанной взрослой, у которой не было детства. Ее часто изображают обнаженной. В «Илиаде» Афродита - очевидно незамужняя супруга Ареса, бога войны, а жена Гефеста - другая богиня по имени Харис. Точно так же в Теогонии Гесиода Афродита не замужем, а женой Гефеста является Аглая, младшая из трех Харит.

Однако в восьмой книге «Одиссеи» слепой певец Демодокус описывает Афродиту как жену Гефеста и рассказывает, как она совершила прелюбодеяние с Аресом во время Троянской войны. Бог солнца Гелиос увидел, как Афродита и Арес занимаются сексом в постели Гефеста, и предупредил Гефеста, который сделал золотую сеть. В следующий раз, когда Арес и Афродита занимались сексом вместе, сеть захватила их обоих. Гефест привел всех богов в спальню, чтобы посмеяться над захваченными в плен прелюбодеями, но Аполлон, Гермес и Посейдон сочувствовали Аресу, и Посейдон согласился заплатить Гефесту за освобождение Ареса. Униженная Афродита вернулась на Кипр, где ее посетили Хариты. Это повествование, вероятно, возникло как греческая народная сказка, изначально независимая от Одиссеи.

Более поздние истории были изобретены, чтобы объяснить брак Афродиты и Гефеста. В самой известной истории Зевс поспешно женил Афродиту и Гефеста, чтобы не дать другим богам ссориться из-за нее. В другой версии мифа Гефест подарил своей матери Гере золотой трон, но когда она села на него, она оказалась в ловушке, и он отказывался отпускать ее, пока она не согласилась отдать ему руку Афродиты в замужество. Гефест был вне себя от счастья, что женился на богине красоты, и выковал для нее прекрасные украшения, в том числе строфион (στρόφιον), известный как keston himanta (κεστὸν ἱμάντα), нижнее белье в форме салата (обычно переводимое как «пояс»), которое подчеркивало ее груди и сделали ее еще более неотразимой для мужчин. Такие строфии обычно использовались в изображениях ближневосточных богинь Иштар и Атаргатис.

Обслуживающий персонал

Афродиту почти всегда сопровождает Эрос, бог похоти и сексуального желания. В своей Теогонии Гесиод описывает Эроса как одну из четырех изначальных первобытных сил, рожденных в начале времен, но после рождения Афродиты из морской пены к нему присоединяется Гимерос, и вместе они становятся постоянными спутниками Афродиты. В раннем греческом искусстве Эрос и Гимерос изображаются как идеализированные красивые юноши с крыльями. Греческие лирические поэты считали могущество Эроса и Гимероса опасным, навязчивым и невозможным для кого-либо сопротивляться. В наше время Эроса часто считают сыном Афродиты, но на самом деле это сравнительно позднее нововведение. Один из исследователей Идиллий Феокрита отмечает, что поэт шестого века до нашей эры Сапфо описал Эроса как сына Афродиты и Урана, но первое сохранившееся упоминание об Эросе как сыне Афродиты происходит от Аполлония Родосского Аргонавтического, написанного в третьем веке до нашей эры, который делает его сыном Афродиты и Ареса. Позже римляне, считавшие Венеру богиней-матерью, ухватились за идею Эроса как сына Афродиты и популяризировали ее, сделав ее преобладающим изображением в мифологических работах до наших дней.

Основными спутниками Афродиты были три Хариты, которых Гесиод идентифицирует как дочерей Зевса и Эвриномы и называет их Аглаей («Великолепие»), Евфросиней («Веселье») и Талией («Изобилие»). Харитам поклонялись как богиням в Греции с начала греческой истории, задолго до того, как Афродита попала в пантеон. Другим спутником Афродиты были три Гора («Часы»), которых Гесиод называет дочерьми Зевса и Фемиды и называет Евномией («Добрый порядок»), Дике («Справедливость») и Эйрен («Мир»). ). Афродиту также иногда сопровождали Гармония, ее дочь от Ареса, и Геба, дочь Зевса и Геры.

Бог плодородия Приап обычно считался сыном Афродиты Дионисом, но иногда его также называли ее сыном Гермес, Адонис или даже Зевс. Шолион Аполлония Родосского «Аргонавтика» утверждает, что, хотя Афродита была беременна Приапом, Гера завидовала ей и применила злое зелье к ее животу, пока она спала, чтобы гарантировать, что ребенок будет отвратительным. Когда Афродита родила, она с ужасом увидела, что у ребенка был массивный, постоянно эрегированный пенис, живот и огромный язык. Афродита бросила младенца умирать в пустыне, но пастух нашел его и вырастил, позже обнаружив, что Приап может использовать свой массивный пенис для роста растений.

Анхисы
Первый гомеровский гимн Афродите (Гимн 5), который, вероятно, был написан где-то в середине седьмого века до нашей эры, описывает, как Зевс однажды рассердился на Афродиту за то, что она заставила божества влюбиться в смертных, поэтому он заставил ее влюбиться. с Анхисом, красивым смертным пастухом, который жил в предгорьях под горой Ида, недалеко от города Троя. Афродита является Анхису в образе высокой красивой смертной девы, когда он один в своем доме. Анхис видит ее, одетую в яркую одежду и блестящие украшения, а ее груди сияют божественным сиянием. Он спрашивает ее, Афродита ли она, и обещает построить ей жертвенник на вершине горы, если она благословит его и его семью.

Афродита лжет и говорит ему, что она не богиня, а дочь одного из знатных семейств Фригии. Она утверждает, что может понимать троянский язык, потому что в детстве у нее была троянская медсестра, и говорит, что она оказалась на склоне горы после того, как ее схватил Гермес во время танца на праздновании в честь Артемиды, богини девственности. Афродита говорит Анхису, что она все еще девственница, и умоляет его отвести ее к своим родителям. Анхис немедленно охвачен безумной похотью к Афродите и клянется, что займется с ней сексом. Анхис берет Афродиту, опустив глаза, к себе в постель, покрытую мехами львов и медведей. Затем он раздевает ее догола и занимается с ней любовью.

После завершения занятий любовью Афродита раскрывает свою истинную божественную форму. Анхис в ужасе, но Афродита утешает его и обещает, что родит ему сына. Она пророчит, что их сыном будет полубог Эней, который будет воспитан нимфами пустыни в течение пяти лет, прежде чем отправиться в Трою, чтобы стать дворянином, подобным своему отцу. История зачатия Энея также упоминается в «Теогонии» Гесиода и во второй книге «Илиады» Гомера.

 

Адонис

Миф об Афродите и Адонисе, вероятно, произошел от древней шумерской легенды об Инанне и Думузиде. Греческое имя Ἄδωνις (Адонис) происходит от ханаанского слова adōn, означающего «господин». Самое раннее известное греческое упоминание Адониса происходит от фрагмента поэмы лесбиянки Сапфо (ок. 630 - ок. 570 до н. Э.), В котором хор молодых девушек спрашивает Афродиту, что они могут сделать, чтобы оплакивать смерть Адониса. Афродита отвечает, что они должны бить себя в грудь и рвать туники. Более поздние ссылки дополняют историю более подробными деталями. Согласно пересказу истории римского поэта Овидия (43 г. до н. Кипр после того, как мать Мирры хвасталась, что ее дочь красивее богини. Изгнанная после беременности, Мирра превратилась в мирровое дерево, но все же дала жизнь Адонису.

Афродита нашла ребенка и забрала его в подземный мир, чтобы его взяла на воспитание Персефона. Она вернулась за ним, когда он вырос и обнаружил, что он поразительно красив. Персефона хотела сохранить Адониса, что привело к битве за опеку между двумя богинями, за которых Адонис должен был по праву владеть. Зевс уладил спор, указав, что Адонис будет проводить одну треть года с Афродитой, одну треть с Персефоной и одну треть с тем, кого он выберет. Адонис решил провести это время с Афродитой. Однажды, когда Адонис был на охоте, он был ранен кабаном и истек кровью на руках Афродиты.

В разных версиях истории кабан был отправлен либо Аресом, который завидовал Афродите, проводившему так много времени с Адонисом, либо Артемидой, которая хотела отомстить Афродите за убийство ее преданного последователя Ипполита. Эта история также объясняет этиологию ассоциаций Афродиты с определенными цветами. Сообщается, что, оплакивая смерть Адониса, она вызвала рост анемонов везде, где падала его кровь, и провозгласила праздник в годовщину его смерти. В одной из версий истории Афродита поранилась о шип на кусте розы, и роза, которая раньше была белой, была окрашена ее кровью в красный цвет. Согласно произведению Лукиана «О сирийской богине», каждый год во время праздника Адонис река Адонис в Ливане (ныне известная как река Авраам) становилась красной от крови.

Миф об Адонисе связан с праздником Адония, который греческие женщины отмечали ежегодно в середине лета. Фестиваль, который, очевидно, уже отмечался на Лесбосе во времена Сафо, кажется, впервые стал популярным в Афинах в середине пятого века до нашей эры. В начале фестиваля женщины высаживали «сад Адониса», небольшой сад, засаженный в маленькой корзинке, или неглубокий кусок разбитой глиняной посуды, содержащий множество быстрорастущих растений, таких как салат и фенхель, или даже быстро прорастающие зерна, такие как пшеница и ячмень. Затем женщины поднимались по лестницам на крыши своих домов, где помещали сады под жаркое летнее солнце. На солнце растения прорастут, но от жары быстро увянут. Затем женщины громко оплакивали смерть Адониса, рвали свою одежду и били себя в грудь в публичном проявлении горя.

Божественный фаворитизм
В «Работах и ​​днях» Гесиода Зевс приказывает Афродите сделать Пандору, первую женщину, физически красивой и сексуально привлекательной, чтобы она могла стать «злым мужчиной, которого захотят обнимать». Афродита «проливает благодать» на голову Пандоры и снабжает ее «болезненным желанием и мукой, ослабляющей колени», тем самым делая ее идеальным сосудом для зла, чтобы войти в мир. Служители Афродиты, Пейто, Хариты и Хора, украшают Пандору золотом и драгоценностями.

Согласно одному из мифов, Афродита помогла Гиппомену, благородному юноше, который хотел жениться на Аталанте, девушке, которая была известна на всю страну своей красотой, но которая отказывалась выходить замуж за любого мужчину, если он не сможет обогнать ее в беге по бегу. Аталанта была чрезвычайно быстрой бегуной и обезглавила всех проигравших ей мужчин. Афродита дала Гиппомену три золотых яблока из Сада Гесперид и приказала ему бросить их перед Аталантой, когда он мчался с ней. Гиппомен повиновался приказу Афродиты, и Аталанта, увидев прекрасные золотые плоды, наклонилась, чтобы поднять каждый, позволив Гиппомену обогнать ее. В версии истории из «Метаморфоз» Овидия Гиппомен забывает отплатить Афродите за ее помощь, поэтому она заставляет пару воспаляться похотью, пока они остаются в храме Кибелы. Пара оскверняет храм, занимаясь в нем сексом, заставляя Кибелу превратить их в львов в качестве наказания.

 

Миф о Пигмалионе впервые упоминается греческим писателем III века до н.э. Филостефаном из Кирены, но впервые подробно описан в «Метаморфозах» Овидия. По словам Овидия, Пигмалион был необычайно красивым скульптором с острова Кипр, которого так тошнило от безнравственности женщин, что он отказался жениться. Он безумно и страстно влюбился в культовую статую Афродиты из слоновой кости, которую он вырезал, и очень хотел жениться на ней. Поскольку Пигмалион был чрезвычайно набожным и преданным Афродите, богиня оживила статую. Пигмалион женился на девушке, которой стала статуя, и у них родился сын по имени Пафос, в честь которого и была названа столица Кипра. Псевдо-Аполлодор позже упоминает «Метарме, дочь Пигмалиона, царя Кипра».

Мифы о гневе
Афродита щедро награждала тех, кто ее почитал, но также наказывала тех, кто ее не уважал, часто довольно жестоко. Миф, описанный в «Аргонавтике» Аполлония Родосского, а затем обобщенный в «Библиотеке Псевдо-Аполлодора», рассказывает, как, когда женщины острова Лемнос отказались приносить жертву Афродите, богиня прокляла их ужасно вонять, чтобы их мужья никогда не занимались сексом. с ними. Вместо этого их мужья начали заниматься сексом со своими фракийскими рабынями. В гневе женщины Лемноса убили все мужское население острова, а также всех фракийских рабов. Когда Джейсон и его команда аргонавтов прибыли на Лемнос, они спарились с изголодавшимися по половому признаку женщинами с одобрения Афродиты и заново заселили остров. С тех пор женщины Лемноса никогда больше не проявляли неуважения к Афродите.

В трагедии Еврипида «Ипполит», которая впервые была исполнена в городе Дионисия в 428 г. до н.э., сын Тесея Ипполит поклоняется только Артемиде, богине девственности, и отказывается вступать в какие-либо сексуальные контакты. Афродита взбешена его гордым поведением и в прологе к пьесе заявляет, что, почитая только Артемиду и отказываясь уважать ее, Ипполит прямо бросил вызов ее авторитету. Поэтому Афродита заставляет мачеху Ипполита, Федру, влюбиться в него, зная, что Ипполит отвергнет ее. Получив отказ, Федра совершает самоубийство и оставляет предсмертную записку Тесею, говоря ему, что она покончила с собой, потому что Ипполит пытался ее изнасиловать. Тесей молится Посейдону убить Ипполита за его проступок. Посейдон посылает дикого быка, чтобы напугать лошадей Ипполита, когда он едет по морю в своей колеснице, заставляя лошадей броситься вперед и разбить колесницу о скалы, волоча Ипполита на кровавую смерть через каменистую береговую линию. Пьеса завершается тем, что Артемида клянется убить смертную возлюбленную Афродиты (предположительно Адониса) в отместку.

Главк Коринфский разозлил Афродиту, отказавшись позволить своим лошадям участвовать в гонках на колесницах, так как это снизило бы их скорость. Во время гонки на колесницах на похоронах царя Пелия Афродита свела его лошадей с ума, и они разорвали его на части. Полифонт была молодой женщиной, которая выбрала девственную жизнь с Артемидой вместо брака и детей, как любила Афродита. Афродита прокляла ее, в результате чего у нее родились дети от медведя. Получившееся потомство, Агриус и Орей, были дикими каннибалами, навлекшими на себя ненависть Зевса. В конце концов, он превратил всех членов семьи в птиц дурного предзнаменования.

 

Согласно Псевдо-Аполлодору, ревнивой Афродите, которая прокляла богиню рассвета, чтобы она была вечно влюблена и имела ненасытное сексуальное желание, потому что однажды Эос лежал с возлюбленным Афродиты Аресом, богом войны. Согласно Овидию в его «Метаморфозах» (книга 10.238 и сл.), Пропоэтиды, дочери Пропоэта из города Аматуса на острове Кипр, отрицали божественность Афродиты и не поклонялись ей должным образом. Поэтому Афродита превратила их в первых в мире проституток. По словам Диодора, шесть сыновей родосской морской нимфы Галии от Посейдона высокомерно отказались позволить Афродите высадиться на их берег, богиня прокляла их безумием. В своем безумии они изнасиловали Халию. В наказание Посейдон похоронил их в морских пещерах острова. У потомка Беллерофонта Ксантия было двое детей. Левкипп и безымянная дочь. Из-за гнева Афродиты (причины неизвестны) Левкипп влюбился в свою сестру. У них завязались тайные отношения, но девушка уже была обручена с другим мужчиной, и он сообщил об этом ее отцу Ксантиусу, не назвав ему имени соблазнителя. Ксанфий направился прямо в комнату своей дочери, где она была вместе с Левкиппом прямо сейчас. Услышав, как он вошел, она попыталась убежать, но Ксантиус ударил ее кинжалом, думая, что он убивает соблазнителя, и убил ее. Левкипп, сначала не узнав своего отца, убил его. Когда правда открылась, ему пришлось покинуть страну и принять участие в колонизации Крита и земель в Малой Азии. Царица Кипра Кенхрейда и жена царя Киниры хвастались своей дочерью Миррой более красивой, чем Афродита. Поэтому Афродита прокляла Мирру из-за ненасытной похоти к ее собственному отцу, королю Кипра Киниру, и он бессознательно спал с ней в темноте. в конце концов она превратилась в мирровое дерево и родила Адониса в этой форме. У Чиниры также есть еще три дочери, которых зовут Брезия, Лаогора, Орседиче. Эти девушки из-за гнева Афродиты (причины неизвестны) сожительствовали с иностранцами и закончили свою жизнь в Египте. Муса Клио высмеивал любовь богини к Адонису. Поэтому Клион влюбился в Пьера, сына Магнуса, и родил Гиацинта. Эгиалея была дочерью Адраста и Амфитеи и была замужем за Диомедом. Из-за гнева Афродиты, которую Диомед ранил в войне против Трои, у нее было несколько любовников, в том числе некий Ипполит, когда Эгиал зашел так далеко, что стал угрожать его жизни, он бежал в Италию. В одной из версий легенды Пасифа не делала подношений богине Венере [Афродите]. Из-за этого Венера [Афродита] внушила ей неестественную любовь к быку или прокляла ее, потому что она была дочерью Гелиоса, которая открыла свое прелюбодеяние Гефесту. Лисиппа, мать Танаиса от Берососа. Ее сын только почитал Ареса и был полностью предан войне, пренебрегая любовью и браком. Афродита прокляла его за то, что он влюбился в собственную мать. Предпочитая умереть, а не отказаться от целомудрия, он бросился в реку Амазоний, которая впоследствии была переименована в Танаис.

Суд Париса и Троянская война
Миф о парижском суде кратко упоминается в «Илиаде», но подробно описывается в кратком изложении Киприи, утраченной поэмы эпического цикла, в которой говорится, что все боги и богини, а также различные смертные были приглашены в брак Пелея и Фетиды (возможных родителей Ахилла). Не пригласили только Эрис, богиню раздора. Ее это рассердило, поэтому она прибыла с золотым яблоком, на котором было написано слово καλλίστῃ (каллистей, «для прекраснейшей»), которое она бросила среди богинь. Афродита, Гера и Афина утверждали, что они самые справедливые и, следовательно, полноправные владелицы яблока.

Богини предпочли довести дело до Зевса, который, не желая отдавать предпочтение одной из богинь, передал выбор в руки троянского принца Париса. После купания весной на горе Ида, где находилась Троя, богини предстали перед Парисом для его решения. В сохранившихся древних изображениях Парижского суда Афродита лишь изредка изображается обнаженной, а Афина и Гера всегда полностью одеты. Однако со времен Возрождения на западных картинах все три богини обычно изображались полностью обнаженными.

Все три богини были идеально красивы, и Парис не мог сделать выбор между ними, поэтому они прибегли к взяткам. Гера пыталась подкупить Парис властью над всей Азией и Европой, а Афина предлагала мудрость, славу и славу в битве, но Афродита пообещала Парису, что, если он выберет ее как самую красивую, она позволит ему жениться на самой красивой женщине на земной шар. Этой женщиной была Елена, которая уже была замужем за царем Спарты Менелаем. Парис выбрала Афродиту и подарила ей яблоко. Две другие богини пришли в ярость и, как следствие, присоединились к грекам в Троянской войне.

 

Афродита играет важную и активную роль на протяжении всей «Илиады» Гомера. В Книге III она спасает Париса от Менелая после того, как он по глупости вызывает его на дуэль один на один. Затем она появляется перед Хелен в образе старухи и пытается убедить ее заняться сексом с Парис, напоминая ей о его физической красоте и спортивном мастерстве. Хелен сразу узнает Афродиту по ее красивой шее, идеальной груди и сверкающим глазам и упрекает богиню, обращаясь к ней как к равной. Афродита резко упрекает Хелен, напоминая ей, что, если она рассердит ее, она накажет ее так же сильно, как она уже благоволила к ней. Хелен скромно подчиняется приказам Афродиты.

В Книге V Афродита бросается в бой, чтобы спасти своего сына Энея от греческого героя Диомеда. Диомед узнает Афродиту как «слабую» богиню и, проткнув копье, пронзает ее запястье через «амброзийное одеяние». Афродита берет колесницу Ареса, чтобы вернуться на гору Олимп. Зевс упрекает ее за то, что она подвергает себя опасности, напоминая ей, что «ее особенность - любовь, а не война». По словам Уолтера Буркерта, эта сцена прямо параллельна сцене из Таблицы VI эпоса о Гильгамеше, в которой Иштар, аккадский предшественник Афродиты, плачет своей матери Анту после того, как герой Гильгамеш отвергает ее сексуальные домогательства, но ее отец Ану мягко упрекает ее. В книге XIV «Илиады», во время эпизода с Диос-апатом, Афродита одалживает свой kestos himas Гере с целью соблазнить Зевса и отвлечь его от битвы, в то время как Посейдон помогает греческим войскам на берегу. В Теомахии в Книге XXI Афродита снова выходит на поле битвы, чтобы унести Ареса после того, как он был ранен.

 

Иконография

Символы
Самым известным птичьим символом Афродиты был голубь, который изначально был важным символом ее ближневосточного предшественника Инанны-Иштар. (Фактически, древнегреческое слово «голубь», peristerá, может быть образовано от семитской фразы peraḥ Ištar, означающей «птица Иштар».) Афродита часто встречается с голубями в древнегреческой керамике и храм Афродиты Пандемос на юго-западном склоне Афинского Акрополя был украшен рельефными скульптурами голубей с узловатыми связками в клювах. Подношения по обету маленьких белых мраморных голубей были также обнаружены в храме Афродиты в Дафни. В дополнение к ее ассоциациям с голубями, Афродита также была тесно связана с воробьями, и она описана в колеснице, запряженной воробьями, в «Оде Афродите».

Из-за своей связи с морем Афродита была связана с рядом различных видов водоплавающих птиц, включая лебедей, гусей и уток. Другие символы Афродиты включали море, ракушки и розы. И роза, и цветы мирта были священными для Афродиты. Ее самой важной фруктовой эмблемой было яблоко, но она также ассоциировалась с гранатом, возможно, потому, что красные семена предполагали сексуальность или потому, что греческие женщины иногда использовали гранаты как метод контроля над рождаемостью. В греческом искусстве Афродиту также часто сопровождают дельфины и нереиды.

В классическом искусстве
Сцена Афродиты, поднимающейся из моря, появляется на обратной стороне Трона Людовизи (ок. 460 г. до н.э.), который, вероятно, изначально был частью массивного алтаря, который был построен как часть ионического храма Афродиты в греческом полисе Локри Эпизефири. в Великой Греции на юге Италии. На троне изображена Афродита, поднимающаяся из моря, одетая в прозрачную одежду, пропитанную морской водой и прилипающую к ее телу, обнажая ее вздернутую грудь и очертания ее пупка. Ее волосы свисают с капель, когда она тянется к двум служителям, стоящим босиком на каменистом берегу по обе стороны от нее и вытаскивающим ее из воды. Сцены с Афродитой появляются в произведениях классической греческой керамики, в том числе в известном белом киликсе художника Пистоксена, датируемом между c. 470 и 460 гг. До н.э., изображающие ее верхом на лебеде или гуся.

В c. 364/361 г. до н.э. афинский скульптор Пракситель вырезал из мрамора статую Афродиты Книдской, которую Плиний Старший позже назвал величайшей скульптурой из когда-либо созданных. На статуе была изображена обнаженная Афродита, скромно прикрывающая лобок, опираясь на горшок с водой, накинув на него свою одежду для поддержки. Афродита Книдская была первой полноразмерной статуей, изображающей Афродиту полностью обнаженной, и одной из первых скульптур, на которую можно было смотреть со всех сторон. Статуя была куплена людьми Книдоса примерно в 350 году до нашей эры и оказала огромное влияние на более поздние изображения Афродиты. Оригинальная скульптура была утеряна, но ее письменные описания, а также несколько изображений на монетах все еще сохранились, и было идентифицировано более шестидесяти копий, небольших моделей и фрагментов.

Греческий художник Апеллес Кос, современник Праксителя, создал панно «Афродита Анадиомена» («Афродита, поднимающаяся из моря»). По словам Афинея, Апеллес был вдохновлен на создание картины после того, как увидел, как куртизанка Фрина сняла одежду, развязала волосы и купалась обнаженной в море в Элевсине. Картина выставлялась в Асклепионе на острове Кос. Афродита Анадиомена веками оставалась незамеченной, но Плиний Старший пишет, что в свое время она считалась самой известной работой Апеллеса.

В эллинистический и римский периоды число статуй Афродиты увеличивалось; многие из этих статуй были смоделированы, по крайней мере, в некоторой степени, по образцу Афродиты Книдской Праксителя. На некоторых статуях изображена Афродита, сидящая на корточках обнаженной; другие показывают, как она выжимает воду из волос, поднимаясь из моря. Другой распространенный тип статуи известен как Афродита Каллипигос, название которой по-гречески означает «Афродита с прекрасными ягодицами»; Этот тип скульптуры показывает Афродиту, поднимающую свой пеплос, чтобы показать свои ягодицы зрителю, глядя на них через плечо. Древние римляне создали огромное количество копий греческих скульптур Афродиты, и больше скульптур Афродиты сохранилось от древности, чем любого другого божества.

 

Постклассическая культура

Средние века

Ранние христиане часто адаптировали языческую иконографию для христианских целей. В раннем средневековье христиане адаптировали элементы иконографии Афродиты / Венеры и применили их к Еве и проституткам, но также и к святым женщинам и даже к Деве Марии. Христиане на востоке переосмыслили историю рождения Афродиты как метафору крещения; на коптской стеле шестого века нашей эры женщина-орант изображена в раковине Афродиты в знак того, что она недавно крестилась. В средние века в деревнях и общинах по всей Европе по-прежнему сохранялись народные сказки и традиции об Афродите / Венере, и путешественники рассказывали множество историй. Многочисленные римские мозаики Венеры сохранились в Британии, сохранив память о языческом прошлом. В Северной Африке в конце пятого века нашей эры Фульгентий из Руспа столкнулся с мозаиками Афродиты и переосмыслил ее как символ греха Похоти, утверждая, что она была показана обнаженной, потому что «грех похоти никогда не скрывается» и что она часто показано «плавание», потому что «всякая похоть терпит крушение из-за своего дела». Он также утверждал, что она ассоциировалась с голубями и раковинами, потому что это символы совокупления, и что она ассоциировалась с розами, потому что «как роза доставляет удовольствие, но уносится быстрым движением времен года, так вожделение приятно для момент, но унесен навсегда ".

В то время как Фульгентий присвоил Афродиту символу похоти, Исидор Севильский (ок. 560–636) интерпретировал ее как символ супружеского репродуктивного секса и заявил, что мораль истории о рождении Афродиты состоит в том, что секс может быть святым только в мире. наличие спермы, крови и тепла, которые он считал необходимым для деторождения. Между тем, Исидор очернил Афродиту / сына Венеры Эроса / Купидона как «демона блудодеяния» (daemon fornicationis). Афродита / Венера была наиболее известна западноевропейским ученым благодаря ее появлениям в «Энеиде» Вергилия и «Метаморфозах» Овидия. Венера упоминается в латинском стихотворении Pervigilium Veneris («Канун Святой Венеры»), написанном в третьем или четвертом веке нашей эры, и в «Genealogia Deorum Gentilium» Джованни Боккаччо.

Начиная с позднего средневековья. миф о Венусберге (нем., франц. Mont de Vénus, «Гора Венеры») - подземном царстве, управляемом Венерой, скрытом под христианской Европой, - стал мотивом европейского фольклора, переданным в различных легендах и эпосах. В немецком фольклоре XVI века повествование ассоциируется с миннезингером Тангейзером, и в этой форме миф был поднят в более поздней литературе и опере.

 

Изобразительное искусство

Афродита - центральная фигура в картине Сандро Боттичелли «Примавера», которая была описана как «одна из самых известных и противоречивых картин в мире» и «одна из самых популярных картин в западном искусстве». История рождения Афродиты из пены была популярной темой для художников во время итальянского Возрождения, которые пытались сознательно реконструировать утраченный шедевр Апеллеса Коса Афродита Анадиомена на основе литературного экфрасиса этого произведения, сохраненного Цицероном и Плинием Старшим. Художники также черпали вдохновение в описании Овидия рождения Венеры в его «Метаморфозах». Работа Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (ок. 1485 г.) также частично была вдохновлена ​​описанием Полициано рельефа на эту тему. Более поздние итальянские исполнения той же сцены включают картину Тициана Венера Анадиомена (ок. 1525 г.) и картину Рафаэля в Stufetta del cardinal Bibbiena (1516 г.). Биограф Тициана Джорджо Вазари идентифицировал все картины Тициана с обнаженными женщинами как картины «Венеры», в том числе эротические картины из ок. 1534, который он назвал Венерой Урбинской, хотя картина не содержит традиционной иконографии Афродиты / Венеры, а женщина на ней четко показана в современной обстановке, а не в классической.

 

Последней работой Жака-Луи Давида стал его величественный опус 1824 года «Марс, обезоруживаемый Венерой», в котором сочетаются элементы классики, эпохи Возрождения, традиционного французского искусства и современных художественных стилей. Пока он работал над картиной, Дэвид описал ее, сказав: «Это последняя картина, которую я хочу нарисовать, но я хочу превзойти себя в ней. Я поставлю на ней дату моих семидесяти пяти лет, а потом я больше никогда не возьму кисть. " Картина была выставлена ​​сначала в Брюсселе, а затем в Париже, где ее посетили более 10 000 человек. Картина Жан-Огюста-Доминика Энгра «Венера Анадиомена» была одной из его главных работ. Луи Джофруа описал это как «мечту молодости, осуществленную с силой зрелости, счастье, которое достигают немногие, художники или другие». Теофиль Готье заявил: «Ничего не осталось от чудесной живописи греков, но, конечно, если что-либо может дать представление об античной живописи, как она была задумана после статуй Фидия и стихов Гомера, это картина М. Энгра: Венера Найдена Анадиомена Апеллесская ". Другие критики отвергли его как образец лишенного воображения, сентиментального китча, но сам Энгр считал его одной из своих величайших работ и использовал ту же фигуру в качестве модели для своей более поздней картины 1856 года «Источник».

Картины Венеры были фаворитами академических художников Франции конца девятнадцатого века. В 1863 году Александр Кабанель получил широкое признание критиков в Парижском салоне за свою картину «Рождение Венеры», которую французский император Наполеон III немедленно приобрел для своей личной коллекции произведений искусства. Картина Эдуара Мане 1865 года «Олимпия» пародировала обнаженные Венеры академических художников, в частности «Рождение Венеры» Кабанеля. В 1867 году английский академический художник Фредерик Лейтон представил в Академии свою работу «Раздевание Венеры для ванны». Искусствовед Дж. Б. Аткинсон похвалил его, заявив, что «г-н Лейтон, вместо того, чтобы принять искаженные римские представления о Венере, такие как воплощение Рубенса, мудро вернулся к греческой идее Афродиты, богини, которой поклонялись и рисовали художники, как совершенство образа. женское изящество и красота ". Год спустя английский художник Данте Габриэль Россетти, член-основатель Братства прерафаэлитов, нарисовал Венеру Вертикордию (латинское слово «Афродита, Изменитель сердец»), изображая Афродиту в виде обнаженной рыжеволосой женщины в саду розы. Хотя его упрекали в его необычной тематике, Россетти отказался переделывать картину, и вскоре ее купил Дж. Митчелл из Брэдфорда. В 1879 году Уильям Адольф Бугро выставил в Парижском салоне свое собственное «Рождение Венеры», которое имитировало классическую традицию контрапоста и было встречено широкой критикой, конкурируя по популярности с версией Кабанеля почти два десятилетия назад.

 

Литература

Эротическая повествовательная поэма Уильяма Шекспира «Венера и Адонис» (1593), пересказывающая ухаживания Афродиты и Адониса из «Метаморфоз» Овидия, была самой популярной из всех его произведений, опубликованных при его жизни. До смерти Шекспира было опубликовано шесть выпусков его (больше, чем других его произведений), и оно пользовалось особой популярностью среди молодежи. В 1605 году Ричард Барнфилд похвалил его, заявив, что стихотворение поместило имя Шекспира «в бессмертную славу Букка». Несмотря на это, стихотворение получило неоднозначную оценку со стороны современных критиков; Сэмюэл Тейлор Кольридж защищал его, но Сэмюэл Батлер жаловался, что это ему скучно, а К. С. Льюис описал попытку прочтения его как «удушающий».

Афродита появляется в сборнике рассказов Ричарда Гарнетта «Сумерки богов и другие сказки» (1888 г.), в котором храмы богов были разрушены христианами. Истории, вращающиеся вокруг скульптур Афродиты, были обычным явлением в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Примеры таких литературных произведений включают роман «Окрашенная Венера: фарсовый роман» (1885) Томаса Ансти Гатри и рассказ Проспера Мериме «Венера из Иль» (1887), оба из которых посвящены ожившим статуям Афродиты. Другой заслуживающий внимания пример - Афродита в Авлиде англо-ирландского писателя Джорджа Мура, в которой рассказывается о древнегреческой семье, переехавшей в Авлиду. Французский писатель Пьер Луис назвал свой эротический исторический роман «Афродита: антиквариат» (1896) в честь греческой богини. Роман пользовался широким коммерческим успехом, но шокировал французскую публику своей чувственностью и декадентским изображением греческого общества.

 

В начале двадцатого века рассказы об Афродите использовались поэтами-феминистками, такими как Эми Лоуэлл и Алисия Острикер. Многие из этих стихов рассказывают о легендарном рождении Афродиты из морской пены. Другие писатели-феминистки, в том числе Клод Кахун, Тхит Дженсен и Анаис Нин, также использовали миф об Афродите в своих произведениях. С момента публикации книги Изабель Альенде «Афродита: воспоминания чувств» в 1998 году имя «Афродита» использовалось в качестве названия для десятков книг, посвященных всем темам, даже поверхностно связанным с ее областью. Часто в этих книгах Афродита даже не упоминается или упоминается лишь кратко, а ее имя используется как аргумент в пользу продажи.

Современное поклонение
В 1938 году Глеб Боткин, русский иммигрант в США, основал Церковь Афродиты, неоязыческую религию, в основе которой лежит поклонение богине-матери, которую ее последователи идентифицировали как Афродиту. Богословие церкви Афродиты было изложено в книге «В поисках реальности», опубликованной в 1969 году, за два года до смерти Боткина. В книге Афродита изображалась в совершенно ином свете, чем то, в котором ее представляли греки, вместо этого изображая ее как «единственную богиню неоплатонического языческого монотеизма». Он утверждал, что поклонение Афродите было принесено в Грецию мистическим учителем Орфеем, но что греки неправильно поняли учение Орфея и не осознали важность поклонения одной Афродите.

Афродита - главное божество Викки, современной синкретической неоязыческой религии, основанной на природе. Виккане считают Афродиту одним из аспектов Богини, и ее часто вызывают по имени во время чар, связанных с любовью и романтикой. Виккане считают Афродиту властительницей человеческих эмоций, эротической духовности, творчества и искусства. Как одна из двенадцати олимпийцев, Афродита - главное божество в эллинизме (эллинском политеистическом реконструкционизме), неоязыческой религии, которая стремится достоверно возродить и воссоздать религию Древней Греции в современном мире. В отличие от виккан, эллинисты обычно являются строго политеистами или пантеистами. Эллинисты почитают Афродиту прежде всего как богиню романтической любви, но также как богиню сексуальности, моря и войны. Среди ее многочисленных эпитетов - «Морское рождение», «Убийца людей», «Она на могилах», «Справедливое плавание» и «Союзник на войне».