Базилика Святого Николая (Бари), Италия

 

Описание

Адрес: Пьяцца Сан-Никола (Piazza San Nicola)
Открыт: 7:00-18:00 Понедельник-Суббота, 7:00-22:00 Воскресенье
http://www.basilicasannicola.it
0805 73 71 11

 

Базилика Сан-Никола (Базилика Святого Николая), расположенная в самом сердце старого города Бари, является важным религиозным сооружением католической церкви, одним из основных мест экуменизма с православными церквями. Это один из самых значительных примеров апулийской романской архитектуры.

Это папская базилика, то есть ее вверенность определенному религиозному ордену принадлежит непосредственно Святому Престолу. Этот новый юридический статус восходит к 1929 году (Латеранские пакты), когда итальянское государство, забрав все имущество базилики, отказалось от «палатинства» (прямого управления короля над жизнью духовенства) и поместило Святой Престол в этой юрисдикции.

В 1951 году, положив конец учреждению капитула каноников, служившего в церкви с первой половины XII века, базилика была передана Доминиканскому ордену, который до сих пор оказывает свое служение, уделяя особое внимание экуменическим аспектам.

 

История

Базилика была построена в романском стиле между 1087 и 1197 годом, датой дарения Руджеро Борса епископу Урсоне двора катапано, на котором стоит нынешняя базилика, и 1197 годом в три последовательных этапа. Строительство базилики связано с мощами святого Николая, похищенными, по крайней мере, в большей части, шестьюдесятью двумя моряками из Бари из города Миры в Ликии и прибывшими в Бари 9 мая 1087 года.

Мощи были временно помещены в монастырь Сан-Бенедетто, которым руководил аббат Элия, который немедленно способствовал строительству новой большой церкви для их размещения. Был выбран район, в котором еще несколько лет назад находился византийский дворец катапано (губернатора), разрушенный во время восстания за муниципальные свободы и который Роберто иль Гвискардо подарил годом ранее архиепископу Урсоне; работы были начаты в июле того же года. 1 октября 1089 года мощи были перенесены в склеп базилики папой Урбаном II, прибывшим специально в Бари.

Строительство базилики, результат как минимум трех последовательных этапов, было завершено в 1197 году, когда пергамент, в котором говорится о базилике, уже был «constructa». Табличка освящения 1197 года, которую некоторые интерпретируют как окончание работы, была религиозным актом императора Генриха VI, который в память о своем отце Федерико Барбароссе отправился в крестовый поход, прося благословения у святого Николая.

До Конкордата 1929 года базилика была Палатинской церковью (как, например, другое великое апулийское святилище Монте-Сант-Анджело), ​​т.е. находившейся под королевским покровительством и освобожденной от юрисдикции местных епископов и был щедро наделен до административных изменений, введенных новым итальянским государством, последний раз в 1915 году.

В 1968 году Павел VI возвысил храм до уровня папской базилики, обнародовав апостольскую конституцию Basilicae Nicolaitanae, мотивированную вкладом и «импульсом экуменического движения».

Базилика также подверглась реставрации между 1925 и 1930 годами, в ходе которой были удалены надстройки в стиле барокко, был восстановлен склеп, в котором хранятся мощи святого, и был восстановлен апулийский романский стиль.

 

Архитектура

Базилика, считающаяся одним из прототипов романско-апулийских церквей, стоит изолированно недалеко от моря.

Выдающийся фасад, простой и величественный, разделен пилястрами на три части, увенчан арками и открыт вверху окнами со стойками, а внизу тремя порталами, из которых средний с балдахином на колоннах богато вылеплен. Две отрубленные колокольни разной конструкции обрамляют фасад. Для боковых стен характерны глубокие глухие арки (над которыми проходят небольшие лоджии с шестигранниками) и богатые двери. Глухие арки внизу и многостворчатые окна вверху оживляют высокие главы трансепта и сплошную стену апсиды, украшенную в центре большим окном. Внутри базилика имеет планиметрическую застройку в виде латинского креста. Кажется, что он имеет продольное развитие, но это не так. Он разделен на три нефа двенадцатью голыми колоннами (по шесть с каждой стороны, причем первые четыре соединены, то есть расположены попарно рядом). Ритм центрального нефа с ферменной крышей перемежается тремя поперечными арками, добавленными в 15 веке после землетрясения, которое сделало все здание небезопасным. В то время как первые две установлены на первых четырех парах спаренных колонн, последняя арка поддерживается двумя массивными композитными колоннами, расположенными почти посередине самого нефа.

Над арками находится пол женской галереи с трехстолпными окнами. Потолок украшен резьбой и позолотой, а также расписными панелями XVII века. Три торжественные арки на изящных колоннах делят центральный неф пресвитерия. Главный алтарь увенчан киворием 12 века.

В центральной апсиде обращает на себя внимание пол с мраморными инкрустациями и восточными мотивами первых десятилетий XII в. вместе с массивным мраморным епископским креслом 1105 г., а также памятником Боне Сфорца, королеве Польши, работы скульпторов позднего XII в. шестнадцатый век.

В алтаре правой апсиды находится триптих Андреа Ризо да Кандиа 15 века; на задней стене есть различные остатки фресок четырнадцатого века. Справа богатый алтарь Сан-Никола из тисненого серебряного листа 1684 года. В левой апсиде стоит запрестольный образ, изображающий Мадонну с младенцем на троне и святых Джакомо, Людовико, Никола ди Бари и Марко, над которым возвышается циматий с изображением Христа. в благочестии в окружении святых Григория и Франциска, казненных Бартоломео Виварини в 1476 году.

Киворий
Киворий над алтарем, построенный до 1150 года, является старейшим в Апулии. Четыре древние мраморные колонны, передняя из красной брекчии, задняя из пурпурной брекчии, поддерживают навес, состоящий из двух пирамидальных фонарей с перекрывающимся восьмиугольным основанием, поддерживаемых двумя рядами колонн с сочлененными капителями. Работа использует римский мотив, тем самым явно подтверждая отсылки к классицизму. Великолепны капители, завершающие колонны, датируемые третьим десятилетием XII века. Передние украшены угловатыми фигурами ангелов, задние украшены, один протомами барана и птиц, другой растительными мотивами.

 

Председатель аббата Элия
Внутри базилики находится один из главных скульптурных шедевров апулийского романского стиля: епископская кафедра, построенная в конце 11 века.

Стул расположен за киворием, в центре пресвитерия и мозаики, которая его покрывает. Характеризуется очень точным орнаментом, частично выполненным чернью, он имеет элегантно перфорированное сиденье в высоких подлокотниках, поддерживаемое выразительными горельефными фигурами и теламонами круглой формы. На обороте изображены две львицы, намеревающиеся растерзать двух мужчин.

Судя по надписи на спинке сиденья, которая связывает работу с фигурой аббата Элия, архиепископа Бари и Канозы, работа датируется периодом между 1098 и 1105 годами. Если эта дата была установлена, стул станет одним из первых произведений апулийского романского стиля. В действительности работа, скорее всего, относится к первой половине XII века из-за живучести и зрелости рельефов.

Склеп
Две лестницы в конце боковых проходов ведут в трехапсидный склеп, шириной с трансепт и поддерживаемый 26 различными колоннами, украшенными романскими капителями. Под центральным алтарем склепа покоится тело святителя Николая. Одна из боковых апсид предназначена для православного богослужения. Также имеется 36 пролетов с соответствующими крестовыми сводами. Алтарная часть, где покоятся мощи святого, покрыта напольной мозаикой из исключительного богатства материалов из разных географических областей.

 

Сокровища

В базилике находится одно из самых примечательных произведений романской скульптуры на юге Италии - кафедра (трон епископа), построенная в конце одиннадцатого века для Элиаса. В склепе и пресвитерии есть драгоценные мозаичные покрытия. Циборий, самый древний в регионе, также украшен мозаикой; в нем четыре колонны с листвой, животными и мифологическими фигурами. В склепе с 26 колоннами и капителями в византийском и романском стиле хранятся мощи Святого Николая.

В церкви находится гробница королевы Польши Боны Сфорца (XVI век) в стиле ренессанс из мрамора. В музее базилики хранятся ценные произведения искусства, в том числе коллекция канделябров XII века, подаренная королем Анжуйским Карлом I.

Церковь была восстановлена ​​в конце тринадцатого века, в 1456 году и в семнадцатом веке. Во время реставрации двадцатого века большая часть барочных дополнений была удалена, остался только позолоченный деревянный потолок, обрамляющий полотна Карло де Розы.

 

Праздничные дни

6 декабря - День Святого Николая, главный праздник Святого Николая. В этот день священнослужители базилики по традиции опускают фляжку в подземную гробницу Святого Николая, чтобы извлечь немного мирры, которая, как считается, исходит из мощей. Сосуды с этой миррой рассылаются по всему миру, и верующие сообщают о многочисленных чудесах в результате помазания им. Для тех Православных церквей, которые следуют традиционному юлианскому календарю, 6 декабря приходится на 19 декабря по григорианскому календарю, поэтому фактически будет два празднования одного и того же священного дня: одно по Новому календарю (6 декабря) и одно по Старый календарь (19 декабря). Оба праздника отмечаются в Бари с большой торжественностью.

9 мая (22 мая) ежегодно отмечается в Русской Православной Церкви как праздник «Переноса мощей святителя Николая из Миры в Бари».

После падения железного занавеса количество паломников в базилику из Восточной Европы резко возросло не только в праздничные дни, но и в течение всего года.