Кампо-Санта-Мария-Формоза (Венеция), Италия

Кампо-Санта-Мария-Формоза (Венеция)

 

Описание Кампо-Санта-Мария-Формоза

Кампо-Санта-Мария-Формоза - это площадь в Венеции, расположенное в районе Кастелло. Это один из крупнейших площадей в городе: с нее начинаются (включая соседнюю область Кампиелло Керрини) в общей сложности девять улиц и одиннадцать мостов ведут к ней (некоторые из них просто связаны с входами в здания). Имя связано с соседней церковью Санта-Мария-Формоза. Площадь ограничена тремя риами (Санта-Мария-Формоза, дель-Пестрин, дель-Мондо-Ново); во внутреннем пространстве есть много зданий историко-архитектурного значения, перечисленных ниже, в соответствии с порядком по часовой стрелке, начиная с северо-западной стороны.

 

Здания вокруг площади
Кампо-Санта-Мария-Формоза
Палаццо Приули Радзини
Дворец Морозини дель Пестрин
Палацци Дона
Каса Вениер
Дворец Виттури
Палаццо Малипиеро Тревисан
Палаццо Куерини Стампалиа

 

История

Согласно преданию, он был возведен в 639 году Сан-Маньо-ди-Одерцо, которому явилась Богородица в неясном виде, указавшем ему это место для строительства посвященной ей церкви. Его строительство финансировалось патрицианской семьей Трибуно; принял имя Очищения Пресвятой Богородицы. Но уже тогда она получила бы свое нынешнее название, благодаря неясному облику Мадонны, явившейся святому; очевидно, все это сочетание истории и легенды, потому что самые старые письменные документы датируются только 1060 годом. Старинная церковь была отреставрирована в 864 году, а после пожара - в 1106 году.

Раз в год дож приходил молиться в эту церковь, в день Очищения Марии, чтобы отметить освобождение членами Школы деи Касселери двенадцати девушек, похищенных пиратами Нарентани. Благодаря этому событию также родился Festa delle Marie, популярный фестиваль, который до сих пор проводится в Венеции.

Поскольку здание находилось в состоянии ветхости, церковь была перестроена в 1492 году Мауро Кодусси, уже автором других церквей в Венеции, в стиле раннего Возрождения, частично сохранив древнегреческий крестовый узор. Кодусси умер в 1504 году, не закончив свою работу. Позже семья Капелло, в 1542 году, профинансировала строительство обоих фасадов: первый, обращенный к реке, выполнен в классическом стиле; второй, на поле, - барочный (1604 г.).

После ущерба, нанесенного землетрясением, вероятно, в Ардженте в 1624 году, пьемонтский купец Турин Тонон профинансировал восстановление церкви, построив два больших надгробных памятника по проекту Джованни Комина и выполненные тем же и будущим архитектором. Доменико Росси [2]. В дополнение к усилению фасадов программа включала устройство барабана купола и украшение потолков трансептов и нефа четырьмя полотнами, выполненными Грегорио Ладзарини, Антонио Дзанки, Марко Марангони и Антонио Молинари.

Церковь оставалась коллегиальной и матричной (по крайней мере, с 13 века) до 1807 года, когда из-за наполеоновского подавления она потеряла свои титулы, но были объединены подавленные приходы Сан-Лио и Санта-Марина.

В первой половине девятнадцатого века приходской священник Бартоломео Чеккини решил очистить главную часовню от памятников семьи Тононов (сегодня остались только бюсты, разбросанные по стенам трансептов) и просверлить восьмиугольный барабан купола с четыре других окна.

Во время Первой мировой войны в ночь на 9 августа 1916 года церковь подверглась австрийской бомбардировке. В огне были обнаружены пресвитерия, правый трансепт и неф, таким образом, орган и полотна на потолках были потеряны, за исключением Молинари. При последующей произвольной реставрации инженером Джованни Сколари в 1926 году барабан под куполом также был убран.

 

Описание

Мауро Кодусси построен на основе оригинального греческого креста, латинского плана с тремя нефами, с пресвитерием, окруженным двумя небольшими часовнями с каждой стороны, и большими часовнями по бокам малых проходов, сделанными более воздушными благодаря большим боковым окнам со стойками, с которыми они общаться друг с другом и с трансептом. Внутри была продолжена тема Брунеллески с серыми каменными архитектурными рамами, выделяющимися на белой штукатурке.

 

Внешний

Западный фасад (главный)
Фасад (с 1542 г.) был построен по заказу семьи Капелло в честь адмирала Винченцо Каппелло, умершего в 1541 г. Он имеет классический вид и разделен на три части пучками зеркальных коринфских полуколонн, размещенных попарно на высоких основаниях и замкнутых над высоким антаблементом, из большого тимпана, увенчанного вазовидными акротерами. Ионические колонны портала поддерживают надгробный памятник адмиралу, представленный стоящим с посохом над сложной урной, подписанной скульптором Доменико ди Пьетро Грациоли. Оружие и доспехи изображены на двух медальонах в центре оснований, а герб Капелло изображен в центре тимпана.

Северный фасад
Северный фасад (с 1604 г.) также был заказан семьей Каппелло. Он разделен на два уровня, первый из которых пятичастный ионическими пилястрами малого ордера, замыкающими по бокам глухие арки. Второй уровень соединен с первым двумя коринфскими и зеркальными колоннами большого ордера, на которых установлен тимпан. Замыкают уровень два трапецевидных крыла, за которыми следуют два выпуклых криволинейных крыла. На короне находится статуя Богородицы и четырех добродетелей. В центральной перегородке есть большой портал, который подтверждает малый порядок на полуколоннах, над сломанным тимпаном большого и перед окном-розеткой бюст Шляпы. Два других семейных бюста помещены над зеркалами трапециевидных крыльев.

 

Колокольня

Первоначальная колокольня в стиле барокко (завершена в 1688 году) была начата и спроектирована священником Франческо Зуккони в 1611 году, отделена от церкви небольшими зданиями, которые когда-то принадлежали Скуола деи Фрутариоли и Скуола деи Касселлери. Установленный на двух полосах с несколькими рядами тесаного камня, первый конический и деревенский, второй гладкий, он продолжается декором с гипсовыми зазорами до циферблатов, украшающих четыре стороны под колокольней. В камере есть окна с балюстрадой с замковыми масками и увенчаны арочными тимпанами. Выше первый барабан сложной формы поддерживает балюстраду, окружающую следующий восьмиугольный барабан. Сложная восьмиугольная вершина завершается херувимами, поддерживающими крест. У замкового камня входной двери колокольни была помещена чудовищная гротескная голова, которая, как считалось, могла воспрепятствовать проникновению дьявола, чтобы весело звонить в колокола. Ироничный крой скульптуры свидетельствует о беззаботном венецианском отношении к этой традиции во времена интердикта, но именно поэтому маска подверглась жесткой цензуре Джона Раскина и считалась прообразом всех подобных фризов (даже более ранних).

 

Внутренний

Правый проход
В начале нефа мы находим баптистерий 16-го века, над которым была помещена картина Беллини «Обрезание Иисуса», приписываемая Винченцо Катена.
В первой часовне Триптих Бартоломео Виварини (подписанный и датированный 1473 г.), изображающий Богородицу Милосердия в центре, слева - встречу Иоахима и Анны, а справа - Рождение Богородицы. Вероятно, сделанный для главного алтаря старой церкви [9], он теперь установлен на алтаре в стиле барокко. На правой стене — Вечный Отец и ангелы работы Ладзаро Бастиани, а на противоположной небольшой барельеф с мертвым Христом.
Во второй часовне над алтарем в стиле барокко с искусно выполненным мраморным рельефом на фасаде находится Мадонна в Пьете и Сан-Франческо д'Ассизи работы Якопо Негретти, известная как Пальма-иль-Джоване.

Правый трансепт
На правой стене над окном со стойкой «Тайная вечеря» Леандро Бассано (начало 17 века).
На задней стене вокруг двери находится богатый надгробный памятник семье Хеллеманов (пост 1638 г.): в центре, поддерживаемая ионическими колоннами, урна Гульельмо, а над боковыми перегородками бюсты Гульельмо и его брата Антонио. Хеллеманы были семьей богатых купцов из Антверпена, поселившихся в Венеции.

Часовня школы бомбардировщиков
Большой алтарь в стиле барокко, заменяющий первоначальный, содержит большой полиптих Пальмы иль Веккьо, возможно, его самую известную работу (начало 16 века). На картинах в центре изображена фигура Санта-Барбары, внизу справа — Сант-Антонио-Абате, вверху — Сан-Винченцо Феррери, внизу слева — Сан-Себастьяно, а вверху — Сан-Джованни-Баттиста в чимаса Сострадание. Джузеппе Торретти сделал мраморный фасад с изображением Мученичества Санта-Барбары (18 век).

Правая апсидальная часовня (часовня Керини или Сан-Лоренцо Джустиниани)
Заметная структура апсиды, отмеченная коринфскими колоннами, которые чередуют ниши и окна, содержит три статуи Джироламо Кампанья: слева Сан-Себастьяно, Сан-Франческо и Сан-Лоренцо Джустиниани (конец 16 века, начало 17 века), идущие от алтарей, ранее принадлежавших frutarioli и из близлежащей часовни.
В витрине, внутри арки, которая сообщается с пресвитерием, выставлены многочисленные предметы церковной утвари, изысканные работы ювелиров семнадцатого и девятнадцатого веков.

Пресвитерия
Амвон в устье пресвитерия представляет собой современную реконструкцию. На стенах, обращенных друг к другу, две ренессансные погребальные урны Дона. Главный алтарь с триумфальной аркой, отделенный от стены апсиды, является частичным результатом реставрации ХХ века. Скиния была заменена на нынешнюю мраморную в 18 веке. Две статуи (17 век) по бокам алтаря происходят из разрушенной церкви Санта-Марина. На задней стене большой запрестольный образ Богородицы и святых Марка и Великого - Аллегория церкви Джулии Ламы (1710 г.). На потолке «Вручение дожу невест, похищенных нарентскими пиратами» Антонио Молинари (конец 17 века, уже традиционно приписываемый Джованни Сегала).

 

Часовня левой апсиды (Часовня школы Касселлери или Мадонны дель Парто)
Став покровительством Гримани, он был перестроен в конце 16 века по распоряжению Антонио Гримани, тогдашнего епископа Торчелло. Кессонный бассейн украшен мозаикой по проекту Пальмы Младшего: в центре — Бракосочетание Марии и Иосифа, а вокруг — фигуры пророков и сивилл. Задняя стена, украшенная коринфскими колоннами из разноцветного мрамора, имеет по бокам две статуи безымянного человека XVII века: слева апостола Матфея и справа апостола Иакова. На алтаре Мадонна дель Парто, также анонимная работа шестнадцатого века.

Часовня Святого Причастия (бывшая часовня Виттури или Святой Троицы)
На алтаре богатый мраморный киворий. ранее в церкви Сант-Аньезе со статуей Христа-Искупителя работы Джулио дель Моро (конец 16 века) и обожающими ангелами. На стенах множество небольших картин: справа «Троица и Тобиас и анонимный ангел» XVII века, «Рождество Марии» Антонио де Феррари, известного как Фолер, и «Введение Иисуса во храм» анонимными обоими шестнадцатого века. век; слева Христос, низложенный и оплакиваемый Марией, Магдалиной и св. Иоанном из круга Пьетро Негри (конец 17 века), Мария Магдалина умащает ноги Христа в доме Симеона из круга Пьетро Либери (конец 17 века) , круг Сант-Антонио-дель-дель Эрманно Строффи (17 век), а также Скорбящая Богородица, Сан-Джироламо и Санта-Марина, все работы анонимных художников.

Левый трансепт
На задней стене над дверью и тремя арками часовни три бюста Бартоломео Тонони (анонимно из 17 века), Антонио Тонони (работа Джованни Комина, Доменико Росси) и Туррино Тонони (из одного Комина), единственные остатки два великих памятника в главной часовне.
Слева над многостворчатым окном Утверждение ордена Святой Троицы или Выкупа рабов Бальдассарре д'Анна (начало 17 века).
Слева от многостворчатого окна находится скиния Богородицы с младенцем (19 век), копия Латтанцио Керены работы Сассоферрато, хранящаяся в часовне.

Левый проход
В первой часовне, обращенной к трансепту Сан-Луиджи Гонзага, Сан-Симеоне показывает Иисуса, Сант-Антонио да Падова, триптих Антонио Эрмолао Паолетти (около 1890 г.).
Во второй часовне, бывшей школы Фрутароли, на алтаре полиптих Святого Сердца Марии и Сант-Альфонсо де Лигуори и Сан-Луиджи Гонзага работы Латтанцио Керена (около 1830 г.), а слева - пленение Христа в саду. и Сан-Марчеллино работа анонимных венецианцев шестнадцатого века.
На алтаре слева от двери находится Мадонна делла Консолационе или ди Лепанто, работа венето-критской школы, приписываемая Николаю Сафурису. Во время битвы при Лепанто (1571) икона находилась на камбузе Себастьяно Веньера, наследники подарили ее церкви.
Контрфасад
На контрфасаде над мраморным хором с полихромными комиссарами, поддерживаемыми четырьмя ионическими колоннами, находится орган, разрушенный бомбардировкой 1916 года и восстановленный в двадцатом веке. Слева находится надгробие Винченцо Капелло, украшенное львом Сан-Марко, фамильным гербом и сценой морского сражения.

Ораторское искусство
На первом этаже над ризницей в ораторском искусстве, которое нельзя посетить, хранятся различные работы, в том числе «Мадонны с младенцем» Джандоменико Тьеполо, Джамбеттино Чиньяроли, «Сассоферрато» и «Святой апостол Петр» Паоло Пагани.