Амальфитанский собор, Италия

 

Собор Амальфи, также известный как собор Сант-Андреа, является главным местом католического богослужения в Амальфи, епископстве Амальфитанской архиепархии-Кава-де-Тиррени. Посвященный апостолу Андрею Первозванному, он расположен на площади Пьяцца Дуомо, в центре города.

Согласно легенде, святой Франциск Ассизский отправился в это здание в 1218 году, чтобы поклониться хранившимся там мощам апостола, и оставался в городе два года. По этому случаю он основал монастырь Санта-Мария-дельи-Анджели, позже посвященный Сант-Антонио.

 

История

Собор был построен герцогом Мэнсоном I, начиная с 987 года, следующего за 9 веком. В те времена два храма служили одновременно, как это было во всех раннехристианских церквях Кампании.

Вскоре две церкви, обе трехнефные, были объединены и таким образом образовали единую романскую церковь с шестью нефами (уже в 1176 г. самая старая постройка упоминается как простой неф собора). Начиная с 1266 года количество проходов было сокращено до пяти после сноса левого прохода самой старой церкви, чтобы можно было построить монастырь Рая.

В период после Контрреформации два первоначальных священных здания снова стали различаться, а самым старым из них стала базилика Распятия. Дальнейшие вмешательства имели место между шестнадцатым и восемнадцатым веками.

24 декабря 1861 г. под действием сильного ветра участок венчания фасада в плохой сохранности один или два раза провалился в нижележащий атриум. Это событие, благодаря положительному отзыву о стилистической реставрации Giunta delle Belle Arti, означало, что, несмотря на незначительные повреждения, наслоения на фасаде (от Ренессанса, барокко и т. д.) отменили, перестроив его в соответствии с стиль архитектора Лоренцо Касальборе, который разрушил портик, капители, карнизы, саму штукатурку, а также основания и пилястры восемнадцатого века, установленные Арканджело Гульельмелли, чтобы воспроизвести первоначальный стиль церкви. Удаление этого события из коллективной памяти жителей Амальфи помогло укрепить тезис, который мэр города Сальваторе Аматруда выдвинул для оправдания этого «обновления» фасада, то есть церковь почти полностью рухнула. Некоторые письменные источники, вероятно, принадлежащие реставраторам, назначенным Giunta delle Belle Arti, говорят: «Если бы этот замечательный памятник был освобожден и раздет от барочных наложений, которые в более близкое к нам время исказили и исказили его, он представлял бы собой исключительная новизна стиля, как во всей его структуре, так и в поистине изумительных украшениях. Между тем, это, безусловно, похвальная работа, чтобы быть в состоянии восстановить этот памятник, по крайней мере, древний аспект в той части, которая касается внешнего фасада. ".

 

Описание

Внешний
Нынешний фасад был построен в 19 веке Эррико Альвино при содействии элиты сдержанных архитекторов; восстановление произошло после предполагаемого обрушения первоначального. Проект Альвино имеет неомавританский фасад с элементами неоготики, которому предшествует атриум, соединяющий колокольню, монастырь Рая и церковь Распятия.

Колокольня собора Сант-Андреа должна была быть построена между 1108 и 1276 годами (в последней половине XII века башня была построена, а венчающая башня, использовавшаяся в качестве колокольни, была построена только из середине следующего века). Применяются стройные многоструйные окна (многоствольные окна в первом порядке и трехстворчатые окна во втором) и в сочлененном куполе, выполненном в те же годы, что и колокольня собора Гаэты, а также здесь в окружении четырех круглых башен; однако выделяется замечательная полихромия последнего с зелеными и желтыми эмалями, более выраженная, чем у Gaeta.

Интерьер
На главном портале есть люнет с фреской Доменико Морелли и Паоло Ветри и бронзовая дверь, отлитая в Константинополе.

Интерьер, перестроенный в стиле барокко, имеет план базилики с трансептом и апсидой; все покрыто совершенным мрамором и окружено древними колоннами. Нефы перекрыты кессонным потолком. На барочном главном алтаре находится большое полотно с изображением Распятия апостола Андрея Первозванного, копия из Маттиа Прети (базилика Сант-Андреа-делла-Валле), возможно, выполненная местным художником. На послесоборной же стоит современное расписное деревянное Распятие.

 

В часовнях хранятся произведения готического и ренессансного искусства. В одной часовне находится деревянная группа с изображением Явления св. Архангела Михаила св. Феделе и под могилой святой мученицы. На потолке, украшенном золотыми фризами, изображены «Истории Сант-Андреа». В левом проходе находится статуя-реликварий шестнадцатого века святого покровителя, а также мертвого Христа и Аддолораты. В конце того же нефа, в Часовне Примирения, находится реликвия главы святого Андрея.

В ризнице находится процессионная статуя святого покровителя восемнадцатого века, закрытая в шкафу, который жители Амальфи называют шкафом.

В соборе находится орган Mascioni opus 835; он разделен на два корпуса (один в контрфасаде, другой в старинном ящике напротив кресла), имеет электропривод и 40 упоров на трех мануалах и педали.

Склеп
Склеп, построенный на могиле святого покровителя, украшен ценными фресками, самая большая из которых изображает прибытие тела святого Андрея в собор Амальфи. На алтаре находятся бронзовая статуя Сант-Андреа работы Микеланджело Наккерино, мраморная статуя Сан-Лоренцо работы Пьетро Бернини, отца Джан Лоренцо, и статуя Святого Стефана работы местного скульптора.