Пьяцца дель Дуомо (Piazza del Duomo)
Тел. 0577 28 30 48
Автобус: Pollicino.
Кафедральный собор Сиены и библиотека
Открыто: с 10:30 до 19:30 с понедельника по
субботу (с июня по август: до 8 часов вечера, с ноября по февраль:
до 18:30), с 13:30 до 17:30. Воскресенье (июнь - август: до 18:00).
Кафедральный собор Сиены (итальянский: Duomo di Siena) или Дуомо - средневековая церковь в Сиене, Италия, посвященная с древнейших времен Святой Мариане и теперь посвященная Успению Марии. Сам собор был первоначально спроектирован и выполнен между 1215 и 1263 годами на месте более раннего здания. Он имеет форму латинского креста с слегка проецируемым трансептом, куполом и колокольней. Купол поднимается от шестиугольной базы с опорными колоннами. Фонарь на вершине купола был добавлен Джиан Лоренцо Бернини. Внешний вид и интерьер выполнены из белого и зеленовато-черного мрамора в чередующихся полосах, с красным мрамором на фасаде. Черно-белые символические цвета Сиены, этиологически связанные с черно-белыми лошадьми основателей легендарного города, Сениуса и Ашиуса (или Сения и Аския).
Кафедральный собор Сиены является одним из величайших соборов Италии, впечатляющей смесью скульптуры, картин и романской-готической архитектуры под влиянием Писана. Если бы в 14-ом веке удалось создать новый неф, Собор Сиены стал бы самой большой церковью в христианском мире. Однако чума 1348 года фактически уменьшила вдвое население города. Достроит- величественный храм так и не получилось. Среди сокровищ Дуомо - скульптурные мастерские Никола Пизано, Донателло и Микеланджело, прекрасный инкрустированный тротуар и великолепный цикл фресок Пинтуриккио.
Информация до декабря 1226 г. скудна и
неопределенна, это месяц, когда Сиенская республика начинает
регистрацию в офисах Бикчерны (выездных офисах) расходов и
контрактов, связанных со строительством и украшением собора. Однако
новое строительство, похоже, началось в середине 12 века на уже
существовавшем здании, возможно, 9 века, которое, в свою очередь,
было построено на гипотетическом храме Минервы. На самом деле в
раннем средневековье здесь располагалось здание, которое до 913 года
было резиденцией епископа и вмещало в себя церковь, обращенную на
восток, то есть в сторону нынешнего баптистерия. Только в
тринадцатом веке Собор был преобразован в базилику с фасадом,
обращенным на запад, то есть в сторону больницы
Санта-Мария-делла-Скала, но работы были завершены только в конце
следующего века. По преданию, освящение нового собора состоялось 18
ноября 1179 года в присутствии папы римского Александра III
Сиенского: в память об этом событии папский штандарт до сих пор
вывешивается в пресвитерии 18 ноября каждого года. год. Однако
работы были далеки от завершения, и с 1196 года была создана
специальная депутация граждан, Опера ди Санта-Мария, которой с 1238
по 1285 год управляли монахи Сан-Гальгано.
В 1227 году
biccherna della Repubblica записывает серию платежей за белый и
черный мрамор. В 1259 году зарегистрированы платежи за обстановку
хора, в то время как в 1263 году был куплен свинец для покрытия
купола, а Россо Паделайо заплатил за медное яблоко, которое было
помещено на вершину купола. Его высота составляет 48 метров, включая
крест (нынешнее расположение вершины самого купола относится к 1667
году). Эти данные показывают, что к 1263 году хоры, центральный
шестиугольник и купол нынешней базилики уже были построены.
Современные копии документов из неуказанных источников указывают
даты завершения продольного корпуса (нефов) между 1280 и 1284
годами. Анонимная хроника четырнадцатого века указывает на 1284 год
как на год закладки первого камня фасада, в то время как другие
правительственные документы свидетельствуют, что примерно с 1284 по
1297 год Джованни Пизано работал мастером-строителем на
строительстве нижней части фасада. фасад, затем завершенный Камайно
ди Крешентино, отцом скульптора Тино ди Камайно, примерно между 1299
и 1317 годами.
В 1313 году была закончена колокольня высотой
около 77 метров. Три летописи XIV века, одна из которых существует
только в виде копии, свидетельствуют, что в мае 1317 года фасад был
закончен и в восточной части начались работы по расширению с
добавлением двух пролетов в хорах (что стало возможным благодаря
созданию баптистерий под крышей которого поддерживал новый хор),
третий неф в трансепте и отсек для каждого из двух рукавов
трансепта. Центральный неф также был поднят, чтобы приспособить его
к недавно завершенному фасаду. В нынешнем здании шестиугольник под
куполом уже не является центром симметрии церкви, как это было до
этого расширения.
Эти работы по расширению были внезапно
прерваны в 1339 году, когда в Сиене на пике своего великолепия
должно было показаться, что собор слишком мал для города: население
и богатство увеличились, расширяя общественную жизнь, а также
созревая желание подражайте Флоренции и ее гигантскому новому
собору. Поэтому было решено расширить его таким образом, чтобы
нынешний продольный корпус стал только трансептом и фасадом,
выходящим на юг, в гораздо более продвинутом положении, чем древнее
здание. Проект был поручен Ландо ди Пьетро (или «ди Пьеро») после
постановления Генерального совета Колокола от 23 августа 1339 года.
Работы уже проходили в 1340 году под руководством скульптора и
архитектора Джованни ди Агостино. Из-за чумы 1348 года и некоторых
структурных обрушений в июне 1357 года было решено прервать работы,
оставив следы разрушения на нынешней площади Пьяцца Якопо делла
Кверча: основания для колонн и их заделки в здании нынешнего Музея
делла. 'Опера Метрополитана дель Дуомо, в дополнение к
незавершенному фасаду (так называемый "ffatatone").
Когда
проект Дуомо Нуово провалился, жители Сиены смирились с завершением
старой постройки, и через несколько лет после 1357 года работы
возобновились под руководством Доменико ди Агостино, брата Джованни.
К 1370 году работы были закончены.
Сиенский епископ Энеа
Сильвио Пикколомини (1405-1464) взошел на папский престол с именем
Пия II, в 1459 году он возвел Сиенскую епархию в статус
архиепископской резиденции. С тех пор епископ принял титул
митрополита-архиепископа, поэтому собор также называют
«митрополитом».
В 1870 году пожар уничтожил внешний
деревянный купол и часть деревянной кровли нефа, которые были
восстановлены.
Церковь приподнята благодаря платформе из одиннадцати ступеней и имеет форму латинского креста с тремя нефами и шестигранным куполом (отмеченным, однако, восемью ребрами снаружи) на пересечении рукавов.
Фасад, полностью выполненный из белого мрамора с
некоторыми украшениями из красного Сиены и змеевика Прато, можно
разделить на две половины, нижнюю и верхнюю, относящиеся к двум
различным этапам строительства. Богатство декора, в основном
скульптурного, скрывает неровности и асимметрии, возникшие в результате
длительного этапа строительства, к которому приложили руку многие
дизайнеры.
Нижний
Нижний фасад был создан Джованни Пизано и
может быть отнесен к переходному романско-готическому стилю. Он работал
там между 1284 и 1297 годами, прежде чем внезапно уехать из Сиены,
вероятно, из-за критики со стороны муниципалитета за расточительство и
неорганизованность. Три портала (с раковиной, люнетами и фронтонами) и
две боковые башни относятся к этой фазе. Центральный портал имеет
круглую арку, боковые слегка оживальные; раскосы украшены тонкими витыми
колоннами с резными лиственными капителями. Они поддерживают архивольты,
тоже скрученные, с головами сатиров в качестве замковых камней. Три
фронтона венчают арки. Они украшены пышными листьями и имеют бюсты в
центре, добавленные, однако, только в 17 веке. На вершине находятся
статуи, изображающие ангелов, и статуя Богородицы, для которой большое
окулус кажется ореолом. Внешние боковые башни приземистые и массивные,
облегченные только узкими окнами, открывающимися в ниши, и
остроконечными эдикулами со статуями, горгульями и готическим венчанием.
Джованни Пизано также позаботился о скульптурном убранстве и украсил
фасад удивительным циклом готических статуй. Всего с человеческой
фигурой четырнадцать, из них восемь на фасаде, три на левой стороне
фасада и три на правой. Их сюжетами являются пророки, патриархи,
языческие философы и пророчицы, и они представляют собой уникум в
итальянской готической скульптуре, поскольку имеют точную
иконографическую программу, в которой все фигуры, вольно или невольно,
возвещают о Пришествии Христа. На фасаде мы находим слева направо
философа Платона, пророка Абакку, сивиллу, царя Давида, царя Соломона,
Моисея и Иисуса из Сираха. С левой стороны мы находим неопознанную
фигуру, пророка Исаию и прорицателя (и невольного пророка) Валаама.
Наконец, с правой стороны мы находим Симеона, пророчицу Марию Моисееву и
философа Аристотеля. Ниже этих статуй мы находим фигуры животных, а
выше, между Мадонной и ангелами, опираясь на архитрав, мы находим
антропоморфные изображения четырех евангелистов. Все статуи являются
копиями оригиналов, хранящихся в Museo dell'Opera del Duomo. Статуи
боковых башен, вплоть до вершины, также выполнены Джованни Пизано или
его мастерской.
Исключением из этой скульптуры, возвещающей
пришествие Христа, является архитрав с «Историями Мадонны», который
расположен над центральным порталом и под люнетом и считается
оригинальной работой Тино ди Камайно первого или второго десятилетия 14
века. и бюсты блаженных Джованни Коломбини, Амброджо Санседони и Андреа
Галлерани из Сиены, вылепленные на фронтонах Гимберге Томмазо Реди
(1730-е гг.).
К этому же веку относится и бронзовая триграмма
имени Христа, которая находится на люнете центрального портала. Наконец,
бронзовая дверь центрального портала работы Энрико Манфрини (1958 г.)
изображает Прославление Марии.
Во дворе есть мраморные вставки,
подобные тем, что на полу внутри. Сегодня они являются копиями
оригиналов Настаджио ди Гаспаре 1450 года, изображающих церемонии
рукоположения. В церковном дворе стоит колонна со скульптурой,
изображающей Сиенскую волчицу наверху.
Верхняя часть фасада — работа Камайно ди Крешентино
(отца более известного Тино ди Камайно), работавшего над ним примерно
между 1299 и 1317 годами. Когда-то авторство проекта приписывалось
Джованни ди Чекко, который должен был работал над ним после 1376 года на
основании документа, в котором говорилось о работах «на фасаде на
площади Пьяцца дель Дуомо, логика епископа», которые, как считалось,
относились к фасаду собора, а вместо этого относились к фасаду собора.
Епископский дворец, также на той же площади, а также резиденция
епископа. Обнаружение документа 1310 года, в котором содержится призыв к
созданию мозаики для центрального выступа, и трех ранее игнорировавшихся
хроник четырнадцатого века, датирующих завершение фасада 1317 годом,
прояснили этот аспект.
Камайно ди Крешентино придал фасаду
современный трехстворчатый вид. В центре открывается красивый окулус,
обрамленный готическими нишами, в которых находятся бюсты апостолов и
пророков, отдающие дань уважения Мадонне с младенцем, которые можно
идентифицировать в верхней центральной нише (оригиналы находятся в Museo
dell'Opera del Duomo). По бокам эту конструкцию обрамляют две колонны,
которые заканчиваются вершинами, а затем очень тонкими шпилями,
подчеркивающими восходящий импульс здания. Сбоку есть два порядка
лоджий, а все увенчано тремя золотыми выступами. Три золотые мозаики,
изображающие слева направо Введение Марии во храм, Коронацию Богородицы
и Рождество Иисуса, были выполнены в Венеции в 1878 году по проекту
Алессандро Франки. Вместо этого в окулусе есть витраж работы Пасторино
деи Пасторини (середина 16 века), изображающий Тайную вечерю и видимый
изнутри.
В целом верхний фасад выполнен в ярком готическом стиле.
Примерно в первые годы четырнадцатого века сиенский архитектор Лоренцо
Майтани начал работу над фасадом собора Орвието, на который явно повлиял
сиенский верхний фасад. Однако, поскольку этот стиль применяется ко
всему фасаду, а не только к верхней части, фасад собора Орвието
представляет собой усовершенствованный вариант сиенского фасада. Не
совсем ясно, какой из двух послужил образцом для другого, но, поскольку
работы Камайно ди Кресентино на несколько лет предвосхитили работы
Лоренцо Майтани и поскольку город Сиена имеет большее влияние, чем город
Орвието, вероятно, именно Сиена послужила образцом для Орвието, а не
наоборот. В любом случае в Сиене очевиден архитектурный дефект: колонны
по сторонам окна-розетки, которые не совпадают с колоннами по сторонам
срединного портала в нижней половине.
Задний конец собора, ориентированный на северо-восток,
имеет собственный фасад, который также образует фасад баптистерия
Сан-Джованни.
Фасад разделен на два наложенных друг на друга
ордера украшенным карнизом, а стена облицована полосами белого и
зеленого мрамора. В нижнем ярусе, соответствующем баптистерию,
расположены три раскосых портала, каждый из которых увенчан круглым
люнетом, закрытым стеклянным окном. Верхний ордер, соответствующий хору
собора, имеет внизу ряд глухих висячих арок, каждая из которых увенчана
фронтоном; наверху, однако, три растопыренных многоствольных окна, тоже
с фронтоном; центральное окно было закрыто в 16 веке для строительства
апсиды.
Венчание фасада осталось незавершенным и характеризуется
типичной четырехскатной формой с облицовкой стен оранжевой штукатуркой.
В центре круглое окно-розетка.
Купол характеризуется двумя порядками лоджий, один из
которых состоит из парных тонких колонн и стрельчатых арок, а другой из
более коротких одиночных колонн и опущенных арок. Полусфера сделана из
кирпича и покрыта свинцовыми пластинами. Он был завершен в 1263 году,
когда Россо Паделайо поместил медное яблоко на вершину. Однако вершина
купола была перестроена Барна ди Турино в 1385 году, прежде чем в 1667
году был построен нынешний фонарь, его общая высота составила 48 метров.
Архиерейский дворец прислонен к левому борту, так что из нефа церкви
выступает только закрытое стрельчатое окно. С этой стороны находится
площадь Сатора.
Правая сторона, с другой стороны, свободна, и в
ней преобладают черные и белые полосы облицовки, разделенные
контрфорсами колонн нефов. Каждую венчает статуя Пророка, копии
оригиналов четырнадцатого века, хранящиеся в музее. Между колоннами есть
четыре больших готических окна скинии, похожие на окна аббатства
Сан-Гальгано, с реставрацией, выполненной в 1898 году по проекту Агеноре
Сочини. На перекрестке, где есть пять многостворчатых окон, открывается
Порта-дель-Пердоно (или делла Риконосценца), в люнете которого находится
Мадонна Донателло (сегодня копия, оригинал в музее) и два бронзовых
ставня Вико Консорти, отлитых в Флоренция у литейного завода
Художественный Фердинандо Маринелли (1946 г.) с панелями, напоминающими
о посвящении города Мадонне.
Колокольня тоже в романском стиле, в полосах белого и зеленого мрамора и имеет шесть порядков окон, которые из одиночных стрельчатых окон (нижние) переходят в шестигранники (верхние). Он был завершен в 1313 году и достигает высоты 77 метров.
В 1339 году было принято решение расширить собор,
сделав так, чтобы нынешним стал только трансепт. Проект предусматривал
строительство трех новых нефов, причем центральный примыкал к
существующей церкви на высоте купола; кроме того, необходимо было
построить большую полукруглую апсиду с амбулаторной и радиальной
часовнями. Из-за различных непредвиденных обстоятельств и чумы 1348 года
работы были прерваны в 1357 году. То, что мы видим сегодня, является
плодом тех лет работы и называется «Новый собор». На самом деле удалось
поднять правый проход и фасад (известный в народе как «Фачатоне»).
Сегодня в правом проходе с пятью нишами частично находится Museo
dell'Opera del Duomo. Вместо этого с левой стороны, где видны три арки с
большими окнами, был построен Королевский дворец.
Фаччатоне
приписывается Джованни д'Агостино, которому мы также обязаны боковым
порталом 1345 года, который выходит на ступени площади Сан-Джованни. В
люнете благословляющий Искупитель теперь представляет собой слепок,
который заменяет оригинал в Museo dell'Opera.
В интерьере есть зал, разделенный на три нефа полистильными колоннами, с трансептом, разделенным на два нефа (четыре, если учитывать также часовни) и глубокий хор; его длина составляет 89,4 м, ширина в проходах - 24,37 м, а в поперечном своде - 54,48 м. Пересечение трансепта состоит из шестиугольника, увенчанного дерзким куполом с двенадцатиугольным основанием (одним из самых больших на момент постройки). План разделен на многочисленные бухты, разделенные (квадратные в боковых нефах и прямоугольные в центральном, как французские готические соборы) колоннами и перемежающиеся очень легкими круглыми арками. Своды крестовые во всех нефах, украшенные звездной синевой. Кларисторий очень высокий, украшен остроконечными арками и оснащен изысканными и перфорированными трехстворчатыми окнами (многостворчатые окна в трансепте), которые освещают весь интерьер. Два великолепных окна-розетки присутствуют на контрфасаде и хоре. Снаружи четыре больших контрфорса отклоняют нисходящий напор сводов хора. Во всей внутренней структуре преобладают двухцветные черно-белые цвета, отсылающие к цветам герба Сиены, создающие изысканный эффект светотени.
Центральный неф и хор увенчаны выступающим карнизом
над серией из 171 бюста пап, созданных неизвестными художниками между
1497 и 1502 годами. Список начинается со Святого Петра, первого папы
справа от бюста Христа в центре. задней стенки хора; он продолжается по
часовой стрелке хронологической последовательностью пап и заканчивается
171-м папой, или понтификом Луцием III с 1181 по 1185 год, видимым слева
от бюста Христа. Сериал фактически должен был закончиться Александром
III (1159-1181), сиенским папой, который, по преданию, освятил собор в
1179 году; однако необходимость удалить Папу Иоанна VIII, которого
путали с легендарной и вызывающей смущение фигурой Папы Иоанны, вынудила
отложить назначение всех последующих пап на одну единицу и добавить
нового понтифика. Хотя бюсты представляют собой посредственные
произведения, серия впечатляет своей протяженностью и тщательностью.
Под папами, в арках, через равные промежутки расположены тридцать
шесть бюстов императоров, вылепленных в XVI веке в два этапа, между 1503
и 1506 годами (центральный неф и купол) и между 1568 и 1571 годами
(хор). В отличие от пап, здесь отсутствуют подписи, что делает
невозможным опознание императоров. Причина, побудившая работу собора
включить бюсты этих нецерковных деятелей в религиозное здание, до сих
пор является предметом обсуждения, вероятно, как дань гибеллиновской
традиции города.
Большой интерес представляют многочисленные
исторические капители, расположенные по всей церкви на концах колонн.
Многие из них в центральном нефе теперь считаются работой Никола Пизано
или его школы (ок. 1263–1280), хотя другие имеют более сомнительную
атрибуцию и, вероятно, более старые или менее способные художники.
Считается, что капители хора в основном созданы Джованни ди Агостино
(около 1340–1357).
По преданию, две мачты прислонены к последним
двум столбам уже на сиенском карроччо в битве при Монтаперти в 1260
году. Учитывая их значительную длину, более 16 метров, они, по-видимому,
были, скорее, составляющими единого Мачта флагштока корабля 16 века.
Возможно, даже османской или христианской лодки, участвовавшей в
знаменитой битве при Лепанто 7 октября 1571 года.
На контрфасаде находится мраморный комплекс,
обрамляющий главный портал, который был создан в 17 веке во время
перестройки по заказу сиенского папы Александра VII. В комплексе
используются повторно использованные материалы пятнадцатого века, и
только корона относится к тому периоду. Боковые колонны, завершенные к
1483 г., происходят от алтаря разобранной часовни, посвященной Четырем
венценосным святым (расположенной в первом отсеке левого прохода), и
являются работой Антонио Федериги и Джованни ди Стефано,
мастеров-строителей, сменявших друг друга. другой в этой роли около 1480
г .; они имеют богатое рельефное украшение, на котором изображены
животные и херувимы, чередующиеся со спиралями аканта. Шесть
скульптурных панелей у основания колонн (одна является копией) и четыре
наверху, изображающие сцены из жизни Мадонны, являются девятью из
двадцати двух панелей, созданных Урбано. да Кортона примерно в 1450-1460
годах и повторно использован из разрушенной часовни Мадонны делле
Грацие. Наконец, четыре плиты, вырезанные над архитравом, изображающие
сцены из жизни святого Ансана, являются работой неизвестного художника
из круга Антонио Федериги (1477-1478); они тоже были повторно
использованы, именно из алтаря одноименного святого, находившегося в
одном из 4-х углов крестового свода собора, затем разобраны.
Вместо этого больше неопределенности вокруг шести фигур, найденных на
внутренних полках трех порталов, созданных таинственным французским
художником, вдохновленным готикой. Боковые порталы не совпадают с
боковыми нефами: это один из прекрасных приемов Джованни Пизано,
призванных сбалансировать внешний вид фасада.
Окно-роза закрыто
большим окном с изображением Тайной вечери работы Пасторино де
Пасторини, создавшего ее в 1549 году, возможно, по мотивам карикатуры
Перина дель Вага.
По бокам, еще на контрфасаде, изображены папы
Марцелл II и Павел V; Первоначально созданные Доменико Кафагджи по
указанию ректора Джугурты Томмази для представления первых двух сиенских
пап Александра III (1591 г.) и Пия II (1592 г.), они впоследствии были
преобразованы в других пап, добавив бороды, семейная мастерская Маццуоли
(годы восьмидесятые годы XVII века). Предположительно, это было сделано
для того, чтобы не заслонять завершавшуюся в те годы программу
представления всех сиенских пап новыми памятными памятниками.
В начале центрального нефа, рядом с первой парой колонн, находятся два кувшина со святой водой из белого каррарского мрамора, ценная работа Антонио Федериги, которую можно датировать между 1458 и 1467 годами, когда скульптор был мастером-строителем. Оперного собора. Они являются одними из самых ценных произведений собора, а также всей Сиены пятнадцатого века, со сложным аллегорическим смыслом, понятным при анализе двух произведений в целом: чаша справа выражает падение человека, который с первородный грех, он пал от благодати Божией (выраженной верхней частью чаши с головами херувимов и дельфинов и гирляндами фруктов) до состояния заточения материального мира (представленного заключенными человеческими фигурами). Чаша слева показывает искупление человека, который может найти знаки благодати Божией даже на земле (гирлянды на уровне основания) и благодаря толчку дельфинов (символы Христа-Искупителя) вернуться наверх, где орлы с распростертыми крыльями (символами спасения и, кроме того, победы над дьяволом, символизируемым змеем, которого они хватают своими когтями) ведут обратно к райской отправной точке. Спасение дается Христом-Искупителем и опосредуется тем, что посетитель вытирается святой водой, предложенной именно двумя бассейнами.
Внутреннее убранство купола с кессонами на голубом
фоне и позолоченными медными звездами относится к 1481-1494 годам. Шесть
позолоченных лепных статуй под подвесками купола изображают шесть
сиенских святых Ансано, Савино, Крещенцио, Витторе, Катерину да Сиена и
Бернардино. Они не являются превосходной работой Джованни ди Стефано и
относятся к тому же периоду, как и два ангела, которые расположены за
пределами купола на триумфальной арке (позолота является дополнением
восемнадцатого века, поскольку статуи изначально были из белой лепнины)
. Монохромные картины патриархов и пророков, которые многочисленны среди
колонн, были сделаны около 1481 года различными художниками, в том числе
Гвидоччо Коццарелли, Бастиано ди Франческо, Бенвенуто ди Джованни и
Пеллегрино ди Мариано. Вместо этого фонарь датируется 1666 годом и был
разработан Джан Лоренцо Бернини; свод фонаря изображает голубя Святого
Духа и был вырезан фламандцем Корнелиусом Талбумом, а большая золотая
рамка вокруг окуляра фонаря - это работа лангобардов Андреа Феррари и
Пьетро Кремони. Реставрация фонаря относится к 1891 году: поставив его
точно под ним, можно заметить асимметрию цоколя. Над четырьмя малыми
арками, размещенными в основании купола, находится столько же
трехмиллионных окон с полихромными окнами с изображением апостолов,
выполненными в 1886 году Улиссом Де Маттеисом, которые выходят на
чердачные помещения.
На триумфальной арке, над позолоченными
ангелами и прислонившись к парным колоннам, установлены пять небольших
мраморных статуй, изображающих сиенских святых Ансано, Савино, Крещенцио
и Бартоломео и олицетворение Милосердия; это работа анонимных художников
первого десятилетия четырнадцатого века.
В древние времена боковые алтари собора содержали
исключительный цикл историй о Марии, которые завершили грандиозный
запрестольный образ с Маэстой Дуччо ди Буонинсенья. Это были шедевры
величайших сиенских художников четырнадцатого века (Пьетро и Амброджо
Лоренцетти, Симоне Мартини, Сассетта...), которые тем временем сменились
в семнадцатом веке, а в восемнадцатом разошлись.
На первом алтаре
находится запрестольный образ с четырьмя коронованными святыми работы
Франческо Тревиджани, который также написал запрестольный образ
следующего алтаря, Христос со святыми Иаковом и Филиппом (1688 г.).
Третий украшен «Поклонением волхвов» Пьетро Сорри (1588 г.).
Расположенный вдоль левого прохода, он был заказан
Андреа Бреньо кардиналом-архиепископом Сиены Франческо Тодескини
Пикколомини, впоследствии папой Пием III, менее чем на месяц в 1503
году. Цель состояла в том, чтобы посвятить грандиозное художественное
произведение его дяде Папе Пию II, одновременно отмечая политическое и
культурное присутствие семьи Пикколомини в Сиене.
Андреа Бреньо
создал алтарь из каррарского мрамора между 1481 и 1485 годами, однако
оставил работу без 16 статуй и центрального алтаря, согласно контракту,
после физического разрушения и художественного вдохновения около 1486
года. Однако в последующие годы его мастерская изготовила центральный
мраморный алтарь. Кардинал Франческо Тодескини Пикколомини долго искал
художников, которые могли бы завершить работу, наткнувшись на Пьетро
Торриджани; однако последний создал Сан-Франческо только в левом верхнем
углу до резкого прерывания работ, вероятно, из-за недовольства одной из
двух сторон. Поэтому в 1501 году кардинал поручил завершить работу
молодому Микеланджело, который между 1501 и 1504 годами создал четыре
статуи для нижних ниш: св. Петра и св. Пио слева, св. Павла и св.
Григория Великого справа. Но Микеланджело был на подъеме и стал получать
гораздо более важные запросы, такие как флорентийский Давид. Поэтому он
тоже отказался от проекта, навсегда оставив алтарь незавершенным.
В верхней нише находится Мадонна с младенцем, рассматриваемая
сегодня, после первоначальной атрибуции Джованни ди Чекко (около 1371
г.) молодому Якопо делла Кверча.
Расписной алтарь, изображающий
кормящую Мадонну, принадлежит Паоло ди Джованни Фей (ок. 1385 г.).
Сразу за алтарем Пикколомини находится библиотека
Пикколомини. Он был построен в 1492 году архиепископом Сиены кардиналом
Франческо Тодескини Пикколомини (впоследствии папой Пием III) для
размещения очень богатого библиотечного наследия, собранного его дядей
папой Пием II. Он расположен вдоль левого прохода, перед трансептом, и
был получен из некоторых комнат приходского дома. На нем никогда не
размещались книги, для которых он был создан.
Ему предшествует
мраморное возвышение Лоренцо ди Мариано, известное как Иль Маррина
(около 1497 г.), слева от которого находится памятный памятник,
увенчанный воскресшим Христом между двумя ангелами, заказанный Франческо
Бандини Пикколомини для его брата Бандино и его племянник Германико,
умерший соответственно в 1521 и 1569 (автор и дата неизвестны). Над
фасадом находится фреска «Коронация Пия III», написанная по заказу
наследников Папы, умершего в 1503 году всего через 26 дней после его
избрания Папой, и написанная в 1504 году Пинтуриккио.
Интерьер
был расписан фресками Пинтуриккьо, который работал над ним в два этапа:
первый этап, который длился с 1502 по 1503 год и был прерван смертью
клиента Пия III, произошедшей как раз в 1503 году, за которым последовал
другой этап, между 1505 и 1507 гг. Фрески описывают события из жизни
папы Пия II. Он содержит многочисленные ценные иллюминированные
антифонарии Либерале да Верона и Джироламо да Кремона (вторая половина
15 века), а также мраморную группу «Три грации», купленную в Риме
заказчиком и считающуюся римской копией эллинистического произведения.
Первый алтарь в правом проходе содержит запрестольный
образ с изображением Сан-Каэтана работы Доменико Мария Канути, за вторым
следует «Экстаз Сан-Джироламо» Аннибале Маццуоли (1671 г.), на третьем —
«Экстаз Сан-Франческо ди Салес» Рафаэлло Ванни (1654 г.). ), и четвертый
из «Мистического брака святой Екатерины Сиенской» Пьера Дандини.
Чуть дальше, теперь уже в конце нефа, находится маленькая дверь, ведущая
на колокольню. Над ним находятся повторно собранные фрагменты гробницы
епископа Пьенцы Томмазо дель Теста Пикколомини, работы Нероччо ди
Бартоломео де Ланди, созданной в 1485 году всего за шесть месяцев. По
бокам изображены 6 из 22 сцен из серии Урбано да Кортона (около
1450–1460 гг.), ранее находившихся в часовне Граций, и многие из которых
теперь размещены на фасаде или контрфасаде, как уже упоминалось. выше.
Рядом находится готическая чаша первой половины четырнадцатого века
работы неизвестного художника.
В левом трансепте, с двумя нефами, перед часовней
Крестителя, находится надгробный памятник в память фра Марка Антонио
Зондадари (1658-1722), Великого Магистра Суверенного Военного
Мальтийского Ордена, который был похоронен на острове, но чье сердце,
согласно его воле, было взято в Сиенский собор. Он был создан в
1723-1726 годах Джузеппе Маццуоли, а после его смерти закончен его
племянником Бартоломео. Статуя изображает рыцаря, преклонившего колени в
сторону баптистской часовни, которой были посвящены мальтийские рыцари,
но в то же время повернутого в противоположную сторону, чтобы обратиться
к сиенцам. Сердце заключено в мраморный корпус внизу, а вверху мы видим
геральдический рыцарский щит, военные трофеи и двух ангелов, держащих
символы Ордена.
Справа от входного портала часовни Сан-Джованни
Баттиста, прямо над входной дверью в комнаты, где хранится реликвия Руки
Предтечи, находится бюст, изображающий Пьетро Гамбаджини Галлетти,
ректора XIX века Метрополитен-опера века, который оставался на своем
посту добрых 30 лет и который после своей смерти в 1864 году оставил все
свое имущество Опере. Последующий ректор хотел увековечить фигуру,
заказав работу у Тито Саррокки и позаботившись указать, что бюст был
сделан на отдельные средства из завещания умершего, который, кроме того,
не оставил никаких средств в этом отношении. Бюст изготовлен в 1869
году, через пять лет после смерти ректора.
В трансепте также
находятся статуи двух сиенских пап, которые представляют собой подвески
с тем же номером в правом трансепте. Это Пий II (занимал должность с
1458 по 1464 год) и Пий III (занимал должность в 1503 году всего 26
дней). Они были заказаны Конгрегацией Сан-Пьетро и созданы
соответственно Джузеппе Маццуоли (1692–1695) и Пьетро Балестра
(1703–1706); последняя, безусловно, самая посредственная статуя цикла.
Первый алтарь представляет Мадонну со святыми Петром и Павлом,
холст, начатый венецианцем Сальваторе Фонтана и законченный Рафаэлло
Ванни. Перед ним в полу находится надгробие каноника Вива ди Виа ди сер
Гино (1468 г.) с граффити, похожее на надгробие Карло Бартали, хотя и
упрощенное.
Украшающий алтарь Конгрегации Сан-Пьетро, второй,
представляет собой полихромное деревянное Распятие, которое долгое время
ошибочно считалось тем, которое сиенцы несли в процессии накануне битвы
при Монтаперти и во время битвы при Монтаперти. carroccio в день той же
битвы (4 сентября 1260 г.) и что сиенцы всегда считали причиной этой
победы над флорентийцами. В действительности распятие представляет собой
непревзойденную работу неизвестного художника середины XIV века,
отличающуюся жесткими формами и чрезмерной фронтальностью. Белый лепной
рельеф, который его сопровождает, восходит к началу восемнадцатого века
и может быть небезошибочно отнесен к мастерской Джузеппе Маццуоли или
его преемников; на нем изображены две плакальщицы (Мадонна и святой
Иоанн Богослов), коленопреклоненная Мария Магдалина и облако ангелов и
херувимов.
В левом трансепте собора находится часовня Сан
Джованни Баттиста, в которой хранилась драгоценная реликвия Святого
Предтечи.
В стиле ренессанс он был спроектирован Джованни ди
Стефано. Начатый в 1482 году для размещения реликвии правой руки Святого
Иоанна Крестителя, подаренной городу Сиене Папой Пием II, он был
расписан фресками в 1504-1505 годах Пинтуриккио по заказу Альберто
Арингьери, ректора Оперного делла Метрополитана.
Часовня имеет
круглый план и перекрыта полусферическим куполом, без барабана и с
фонарем; шапка имеет богатый декоративный лепной декор, выполненный в
период с конца шестнадцатого до начала семнадцатого века. Окружение не
имеет алтаря и внутри него находится колодец для сохранения крещенской
воды работы Антонио Федериги (1465-1468).
Стены разделены на три
декоративных пояса. На нижнем, полностью из мрамора, изображены герб
Киджи и Опера делла Метрополитана. Две верхние полосы, с другой стороны,
украшены фресками, некоторые из которых работы Франческо Рустичи, другие
- Пинтуриккьо; среди последних - Сцены из жизни Крестителя, частично
переработанные, коленопреклоненный Клиент и коленопреклоненный Рыцарь,
вероятно, клиент в молодости. Три ниши содержат одинаковое количество
статуй: две боковые выполнены из мрамора и изображают Сант-Ансано
(справа) работы Джованни ди Стефано (1485-1487) и Санта-Катерина
д'Алессандрия работы Нероччо ди Бартоломео де'. Ланди (вкл. с 1487 г.).
В центральной нише находится знаменитая бронзовая статуя Сан-Джованни
Баттиста, созданная Донателло в 1455 году и помещенная сюда лишь
позднее.
Часовня, посвященная Сант-Ансано, находится в левом
трансепте, недалеко от входа в ризницу. Он был построен ректором
Метрополитен-оперы Джугуртой Томмази, начиная примерно с 1590 года. На
алтаре находится реликварий с остатками тела святого Ансана, мученика и
покровителя Сиены, день памяти которого приходится на 1 декабря.
Полотно на алтаре работы Франческо Ванни (1593-1596), на нем изображен
Сант-Ансано, крестящий сиенцев, и это одно из самых ценных полотен в
соборе. Для этого алтаря сегодня в Уффици было написано знаменитое
Благовещение между святыми Ансано и Маргаритой работы Симоне Мартини.
Слева находится висячий надгробный памятник сиенскому кардиналу
Риккардо Петрони (родился около 1250 г. и назначен кардиналом
Сант-Эвстахио 4 декабря 1298 г. Бонифаций VIII), созданный Тино ди
Камайно в годы, сразу после смерти кардинала, которая произошла. в Генуе
в 1314 году, когда тело прелата было торжественно перенесено сюда его
семьей. Памятник был расположен на этом месте, над алтарем, посвященным
святой Екатерине Александрийской под патронажем семьи Петрони, в то
время, когда настоятель Томмази с согласия той же семьи Петрони закрыл
ранее существовавший алтарь и начал строительство нынешней часовни в
конце шестнадцатого века, включая висячий надгробный памятник. Памятник,
который является одной из жемчужин скульптуры четырнадцатого века и
прототипом надгробного памятника скульптора, который должен был стать
очень популярным, расположен на его нынешнем месте после реконструкции
1951 года. На основе кронштейнов , четыре ангельские кариатиды
поддерживают саркофаг кардинала, украшенный рельефами; выше высечена
фигура усопшего, покоящегося на катафалке среди ангелов и увенчанного
скинией с Мадонной с младенцем между святыми Петром и Павлом.
Наконец, не менее ценным является бронзовое надгробие работы Донателло в
честь епископа Гроссето Джованни Печчи (1426 г.), первое и самое
известное из четырех глиняных надгробий, все XV века, найденных в Дуомо.
Это очень красивая работа с плоскими панелями, которая, хотя и изношена,
все же демонстрирует тонкости перспективы художника, чтобы адаптировать
изображение к привилегированной точке зрения зрителя. На полу также есть
выгравированное надгробие 1468 года.
Правый трансепт также имеет двойной неф. Здесь
находятся статуи двух других сиенских пап: Александра VII, созданного
Антонио Раджи по проекту Джан Лоренцо Бернини (1661–1663), и Александра
III работы Мельхиорре Кафа и Эрколе Феррата (1665–1674). Первый был
заказан ректором Оперы делла Метрополитана, а второй - нынешним папой
Александром VII, чтобы почтить память его древнего предшественника и
тезки. В статуе Бернини прекрасно изображено шаткое физическое сложение
папы, который ни в коем случае не отрекается от дарованной ему должности
и с благочестивой суровостью поднимает в приветствии правую руку, едва
шевеля почти исчезающей мантией.
Рядом со стеной колокольни
справа от часовни Мадонны дель Вото, под хорами, находится Распятие
Массимо Липпи, современная скульптура, созданная в 1990 году. За
пределами часовни есть много пожертвований, приносимых Мадонне. del
Voto, часть которого сейчас также находится в Museo dell'Opera del
Duomo. Первая группа предметов собирается внутри витрины слева от входа,
остальные вешаются на оставшуюся часть справа от входа. Также
заслуживает внимания памятный памятник, изображающий поэта Бернардино
Перфетти, который предлагает Мадонне, согласно своей воле, корону,
дарованную ему при жизни на Кампидольо в Риме, в знак признания его
поэтического искусства. Памятник, вылепленный из мрамора, за исключением
бронзовой короны, является работой Бартоломео Маццуоли и его племянника
Джузеппе Марии Маццуоли, которые работали над ним между 1747 (годом
смерти поэта) и 1750 годом.
На той же стене, на собственном
деревянном хоре, находится орган Agati-Tronci opus 1156, построенный в
1894 году путем повторного использования части материала предыдущего
инструмента 1672 года. Орган, отреставрированный в 1977 году фирмой
Anselmi-Tamburini. на нем также можно играть с пульта большого органа,
он имеет механическую трансмиссию и единственную клавиатуру на 56 нот с
расширенной первой хроматической октавой и педальную панель на 12 нот. В
футляре семнадцатого века представлена выставка, состоящая из 35
основных трубок в трех полях с серлиановым профилем. Корпус увенчан
навесом.
Перед Александром VII находится надгробие епископа Карло
Бартоли, умершего в 1444 году, граффито Антонио Федериги и Джулиано ди
Комо по проекту Пьетро ди Томмазо дель Минелла; в другом пролете,
однако, надгробие каноника Франческо Толомеи (годы 1430). Левый алтарь
украшен Сан-Крещенцио, написанным Луиджи Муссини (1867 г.), а правый -
Проповедью Сан-Бернардино Маттиа Прети.
Часовня Мадонны дель Вото, или Папская капелла
Киджана, расположена симметрично часовне Сан Джованни Баттиста. Он был
построен сиенским папой Александром VII между 1659 и 1662 годами для
размещения панели Мадонны дель Вото, приписываемой Диетисальви ди Спеме
(около 1267 г.), священного образа, самого дорогого сиенцам и
почитаемого под титулом Advocata Senensium. Часовня была построена в
стиле барокко немцем Джованом Паоло Шором по проекту Джан Лоренцо
Бернини. Это ротонда с барабаном и куполом, украшенная позолотой,
мрамором, бронзой и лепниной.
Ценными произведениями являются
статуи Санта-Мария-Маддалена и Сан-Джироламо, выполненные Бернини и
помещенные в две ниши по обе стороны от выхода. Две другие статуи по обе
стороны от алтаря изображают Сан-Бернардино и Санта-Катерина-да-Сиена,
соответственно, Антонио Раджи и Эрколе Феррата.
Четыре панели,
вырезанные на барельефе над статуями, принадлежат многим художникам
восемнадцатого века и изображают сцены из жизни Марии: над Магдалиной
выделяется « Представление в храме » Пьетро Браччи ; остальные —
«Рождество Марии» Карло Маркионни, «Посещение» Филиппо Валле и
«Прохождение Богородицы» Джованни Баттиста Майни. Над алтарным столом,
поддерживаемым ангелами из позолоченной бронзы работы Эрколе Феррата на
фоне из лазурита, находится панель тринадцатого века с изображением
Мадонны с младенцем, для которой была построена часовня. Это фрагмент
более крупной работы, выполненной Диетисальви ди Спеме в память об
обете, данном сиенцами накануне знаменитой битвы при Монтаперти (4
сентября 1260 г.). На левой стене — «Посещение» Карло Маратты, а на
противоположной — мозаика «Бегство в Египет» по карикатуре того же
автора.
Часовня оставалась собственностью и покровительством
потомков знатной сиенской семьи Киджи до конца двадцатого века, когда
она была передана митрополичьему капитулу.
Расположенная на углу между правым трансептом и
пресвитерием, в соответствующем месте по отношению к часовне
Сант-Ансано, часовня Святого Причастия занимает залив. Запрестольный
образ представляет собой полотно с изображением «Поклонения пастухов»
Алессандро Казолани (1594–1596).
С правой стороны часовни
обнесены стеной пять барельефных панелей из исчезнувшего
Пергамо-делле-Предиче (1423-1426 гг.), На которых изображены четыре
евангелиста, а в центре - святой Павел; первые две панели принадлежат
Джованни да Имола, а остальные три, более низкого качества, принадлежат
Джованни ди Турино, который сменил первого из-за его исчезновения.
До 1506 года в апсиде и хоре не было фресок и
деревянных киосков, а главный алтарь занимала Маэста работы Дуччо ди
Буонинсенья, которая сейчас частично выставлена в соседнем Музее Оперы
дель Дуомо. В 1506 году рабочий во главе Оперы дель Дуомо Пандольфо
Петруччи начал сложный процесс обновления терминальной части церкви,
процесс, который затем продолжил его преемник Франческо Толомеи.
Деревянный хор был перенесен из-под купола на его нынешнее место, а в
1532 году кафедра Никола Пизано была помещена на его нынешнее место. В
30-х годах того же века был перестроен и главный алтарь. В 1535-1544
годах была расписана апсида, а в следующем столетии, а именно в
1608-1611 годах, был расписан весь хор.
Восемь бронзовых статуй
(по четыре с каждой стороны), украшающие колонны хора, являются
последней работой, а также единственной достоверной скульптурной работой
художника Доменико Беккафуми. Они были созданы между 1547 и 1551 годами,
годом его смерти, и изображают ангелов со свечами.
На стенах
предпоследнего пролета двух боковых нефов, по сторонам пресвитерия,
обращены друг к другу два хора: левый по проекту Риччо (1550 г.) и
правый по проекту Антонио ди Нери Барили. Они сделаны из дерева и стоят
на деревянных полках. Хоры справа имеют балюстраду с венчанием,
поддерживаемую группами из трех небольших колонн, чередующихся с
небольшими столбами. С другой стороны, хор слева имеет полный парапет,
украшенный барельефами внутри ящиков. Его венчает искусно вырезанная
решетка. Риччио также отвечает за дизайн архиепископского кресла (1567
г., однако выполненного в начале 20 века), кафедры за алтарем и
резиденции.
Два стрельчатых однострельчатых окна хоры
(расположенные друг напротив друга в последнем пролете боковых нефов)
целиком имеют глубокий прямоугольный проем, богато украшенный лепными
барельефами, созданными в 1609-1610 годах Сальваторе и Франческо Берни.
Кафедра (или амвон) Сиенского собора была создана
Никола Пизано в период между 1265 и 1268 годами. Это одна из жемчужин
собора, а также одно из самых важных скульптурных произведений
итальянского искусства тринадцатого века. . Он имеет восьмиугольный план
и подвижную и сочлененную архитектурную конструкцию с различными
рельефами и круговыми статуэтками вместо колонн наверху.
Четыре
из восьми колонн по углам опираются на львов, несущих колонны, а
центральная опирается на восьмиугольный постамент, украшенный фигурами,
представляющими гуманитарные науки и философию. Арки представляют собой
трехлопастные круглые арки, а над капителями находятся мраморные фигуры,
представляющие основные богословские добродетели и логику. На арках мы
находим пророков и евангелистов. Сцены, изображенные на основных
панелях:
Посещение и Рождество
Поклонение волхвов
Сретение
в храме и бегство в Египет
Резня невинных
Распятие
Страшный
суд, избранные
Страшный суд, проклятые
На углах есть фигуры,
которые выступают больше, чем фигуры на панелях. Обратите внимание,
например, на фигуру Христа-Судьи между двумя панелями Страшного суда или
на тетраморфа с символами четырех евангелистов.
Лестница и
подъездной мост были созданы Бернардино ди Джакомо в 1536–1539 годах,
вероятно, по проекту Бальдассарре Перуцци до года его смерти (1536).
Апсидальная впадина и часть под ней расписаны фресками
Доменико Беккафуми (1535-1544), работы реставрированы и часто
перекрашивались во время работ 1812 г. До землетрясения 1798 г. они
изображали Вознесение Христа посреди Славы Ангелов (апсида впадины ),
Мадонна между святыми Петром и Павлом (в центре) и пятью апостолами и
ангелом в боковых отсеках. После землетрясения «Вознесение» стало
«Поклонением Святому Причастию» Франческо Маццуоли, а центральная фреска
была заменена запрестольным образом с изображением Успения Богородицы,
который Бартоломео Чези нарисовал, начиная с 1593 года, для близлежащего
Чартерного дома Маджиано. В дополнение к нарушению стилистического
единства области апсиды, алтарь Чези удваивает фигуры апостолов
Беккафуми по бокам, а также тему Успения Дуччо ди Буонинсенья,
размещенную в круглом окне сверху. Фрески Беккафуми не были оценены
современниками из-за их низкой изобразительности и тусклых цветов;
однако современные критики ценят его выразительную силу, компактность
постановки и дифференциацию фигур.
Две большие фрески на задней
стене по бокам апсиды и две боковые фрески у той же стены принадлежат
Вентуре Салимбени (1608-1611).[69] Начиная слева изображают:
Амброджо
Санседони и другие блаженные жители Сиены представляют Сиену папе
Григорию.
Падение манны
Свадьба Есфири и Артаксеркса
Святая
Екатерина Сиенская среди сиенских святых и блаженных
Очевидно,
что этими фресками предполагалось прославить Блаженного Сиенского
(боковые фрески) и две сцены из Ветхого Завета, связанные с
евхаристическим чудом (также празднуемым на главном алтаре) и с наличием
Мадонны. по воле Божией (празднуется во всей церкви). Нужно также
сказать, что даже среди современных критиков мало тех, кто ценит эти
фрески, в которых прежде всего мы признаем некоторую образную скудость,
плохую артикуляцию собраний персонажей и чрезмерное разделение
повествовательных регистров.
Вместо этого прекрасен деревянный хор, состоящий из тридцати шести партеров, украшенных различными мастерами в 1363-1397 годах и перенесенных сюда после вышеупомянутого решения 1506 года, в результате которого также были принесены в жертву многие из более чем 90 первоначальных парт. Среди различных художников, работавших там, выделяются Франческо и Джакомо дель Тонгио. Спинки были вырезаны примерно в 1503 году Фра Джованни да Верона, а центральные киоски были сделаны по проекту Риччо Тезео ди Бартолино, Бенедетто ди Джованни и помощниками в 1567-1570 годах.
Главный алтарь из полихромного мрамора был
спроектирован и построен, начиная с 1530 года, Бальдассарре Перуцци, а
после его смерти в 1536 году продолжался до 1541 года мраморщиками и
каменщиками, которые все равно уважали проект. На центральной панели
имеется надпись «HIC EST PANIS VIVUS DE COELO DESCENDENS» (Иоанн, 6,
50), намекающая на содержимое евхаристической кивории выше. Высокий
бронзовый евхаристический киворий, расположенный в центре, является
ценным произведением Веккьетты (1467-1472). Бронзовые ангелы по бокам
принадлежат Джованни ди Стефано (1488-1490), а еще более боковые ангелы
высшего качества - Франческо ди Джорджио Мартини (1488-1492). Крест и
канделябры разработаны Риччио.
Как упоминалось выше, до 1506 года
главный алтарь занимала Маэста Дуччо ди Буонинсенья, которая сейчас
выставлена в близлежащем Museo dell'Opera del Duomo, и по бокам от нее
стояли четыре бронзовых ангела, которых мы находим на главном алтаре
сегодня. В 1530 году был одобрен проект Бальдассарре Перуцци по
размещению на спроектированном им мраморном алтаре бронзового
евхаристического кивория, изготовленного Веккьеттой в 1467-1472 годах
для больничной церкви Санта-Мария-делла-Скала, и четырех бронзовых
ангелов, которые были сделаны для обрамления Маэсты Дуччо. . Так родился
алтарь, который мы видим до сих пор, который поэтому кажется
оригинальным только в мраморных частях, а бронзовые работы были
восстановлены из других контекстов.
Замена старого алтаря с
Маэстой Дуччо на нынешний алтарь была результатом не только
изменившегося художественного вкуса в пользу нового ренессансного стиля
(средневековый запрестольный образ считался старомодным и устаревшим),
но и растущего внимания к культ Тела и Крови Христовых и чудо
пресуществления, представленное именно киворием Веккьетты.
Над хором собора находится выполненная художником
Франческо Мори копия знаменитого витража Сиенского собора работы Дуччо
ди Буонинсенья, полихромное стекло, выполненное художником в 1287-1288
годах, в настоящее время находится в Museo dell' Opera della
Metropolitana: это самый известный старинный витраж итальянского
производства. Большой круглый глаз имеет диаметр 5,6 метра. Он разделен
на девять отсеков греческим крестом и имеет следующие изображения:
в центре Богородица в мандорле в окружении четырех ангелов;
вверху - Коронация Богородицы;
внизу Смерть Богородицы;
по бокам
изображены четыре покровителя Сиены;
в остальных четырех сегментах
изображены четыре евангелиста.
Ризница расположена слева от хора, если смотреть из
нефа, и имеет в плане почти трапециевидную форму. После входного портала
слева находится водосток, очень тонкая работа ювелира пятнадцатого века
Джованни ди Турино, выполненная из бронзы, белого мрамора и эмали.
Хорошо известен вид внутренней части церкви с портала, через кафедру
работы Никола Пизано.
Внутри находятся различные картины,
скульптуры и антикварная мебель.
Внутри собора находится множество современных работ.
Внутри Капеллы дель Вото находится бронзовая статуя, которая босиком
и на цыпочках подносит лампаду к образу Мадонны. Он представляет
Благодарность. Покровитель, граф Гвидо Киджи Сарачини, владелец и
покровитель самой Капеллы, записался добровольцем на войну 1915-18 годов
и там зимой 1917 года заболел воспалением легких, от которого чудом
удалось спастись. Узнав о многочисленных сиенских гражданах, которые во
время его болезни каждый день ходили в собор, чтобы помолиться о его
спасении, граф хотел поблагодарить Мадонну за его спасение и поручил
скульптору Артуро Вилиджарди летом того же года статуя, изображающая его
благодарность. Статуя была завершена в 1926 году и установлена на
месте в следующем году.
Рядом с Капеллой дель Вото находится
большой бронзовый подсвечник высотой 202 см, который был изготовлен в
1932-1933 годах скульпторами Этторе Броги и Эцио Трапасси для сбора
свечи, которую муниципалитет ежегодно дарит церкви 14 августа. канун
праздника Мадонны Ассунты, на который собор имеет право, во время
наводящего на размышления шествия Чери и Чензи.
В часовне
Сант-Ансано находится еще один бронзовый пьедестал для пасхальной свечи,
заказанный архиепископом Сиены Антонио Буонкристиани, подписанный и
датированный Пьерлуиджи Олла (2004 г.) и размещенный здесь с 2005 г. На
нем с двух сторон изображены благочестивые женщины, встречающие ангела у
открытого гроба и апостолов Петра и Иоанна у гроба.
Пол сделан из мрамора, уникального произведения
итальянского искусства по богатству изобретательности, обширности и
важности имен, которые сотрудничали с ним. Разделенный на 56 панелей, он
показывает изображения, лежащие в основе однородного тематического
дизайна, Откровения через Писание, измененные лишь в незначительной
степени из-за длительных превратностей исполнительной власти или для
прославления истории города. Самые старые панно созданы со второй
половины четырнадцатого века до последнего девятнадцатого века более чем
сорока художниками, почти все из Сиены. Выделяются имена Франческо ди
Джорджио, Пинтуриккьо, Сассетты, Нероччо ди Бартоломео де Ланди, Антонио
Федериги, Урбано да Кортона и, прежде всего, Доменико Беккафуми,
создавшего 35 сцен, глубоко обновивших жанр. На последнем исполнительном
этапе, в девятнадцатом веке, над ним работал лидер пуризма Алессандро
Франки. Практически все сцены были восстановлены на протяжении веков,
чтобы устранить износ, некоторые из них полностью переделаны с нуля,
сохраняя при этом древний аспект.
Пол полностью открыт с конца
июня до конца июля и с конца августа до конца октября, тогда как в
остальное время года видно лишь несколько квадратов.
Орган Tamburini opus 520, построенный в 1966 году
путем повторного использования значительной части звукового материала
предыдущих инструментов, находится в Сиенском соборе.
Инструмент
имеет электрическую трансмиссию и 72 регистра; его консоль является
независимой мобильной и имеет четыре клавиатуры по 61 ноте каждая и
вогнуто-радиальную педаль на 32 ноты. Регистры, соединения, муфты и
компенсаторы приводятся в действие поворотными плитами, расположенными в
несколько рядов по бокам руководств. Звуковой материал органа находится
внутри собора в нескольких корпусах:
за главным алтарем находится
Позитив (первая клавиатура) без дисплея;
на левом хоре, внутри
старого футляра, находятся Grand'Organo (вторая клавиатура) и Pedale с
выставкой, состоящей из 37 основных труб в пяти полях и двух мертвых
шарманок;
Espressivo (третья клавишная) находится на хорах справа, в
старинном футляре, с выставкой, состоящей из 33 основных труб в пяти
полях;
четвертая клавиатура, Соло, соединена с органом капеллы
Мадонны дель Вото с соответствующей секцией педали.
Сиенский собор непременно имеет склеп, который должен
находиться под куполом, в соответствии с древним пресвитерием. Помещения
на нижнем уровне веками были закрыты и завалены мусором, после того как
у «Дуомо Нуово» возникли статические проблемы, потребовавшие сноса части
того, что было построено рядом с недостроенным «Фаччатоне».
В
1999 году во время ремонтных работ обнаружилась одна из таких подземных
комнат, комната, покрытая 180 м² фресок тринадцатого века, заполненная
мусором и запечатанная в четырнадцатом веке. Такие условия обеспечили
удивительно сохранность фресок в их необычайно ярких цветах. Ведутся
исследования по их датировке и атрибуции. Наиболее хорошо сохранившиеся
картины изображают сцены из страстей Иисуса, в том числе Распятие и
Снятие с креста; другие, вместо этого, Посещение Марии, Рождество Иисуса
и святых. В комнату, которую теперь можно посетить, можно попасть через
дверь, в которую можно попасть по ступеням на площади Сан-Джованни,
увенчанным люнетом с готическими мотивами.
Амброджо Лоренцетти, Представление в храме, ныне в
Уффици
Пьетро Лоренцетти, Рождество Богородицы, сейчас находится в
Museo dell'Opera del Duomo в Сиене.
Симоне Мартини и Липпо Мемми,
Благовещение между святыми Ансано и Маргаритой, сейчас в Уффици
Дуччо
ди Буонинсенья, Maestà del Duomo di Siena, сейчас находится в Museo
dell'Opera del Duomo di Siena и в других музеях.
Донателло, Мадонна
Прощения, сейчас в Museo dell'Opera del Duomo в Сиене.
Сассетта,
Алтарь Мадонны делла Неве, сейчас находится в коллекции
Контини-Бонакосси во Флоренции.
Собор Санта-Мария-Ассунта тесно связан с Палио-ди-Сиена. На самом деле, согласно Регламенту Палио: «Драппеллоне торжественно перевозится [...] для Палио 16 августа в соборе [...] до третьего испытания и остается там до тех пор, пока его не придется поднять на carroccio, для исторической процессии»; традиционное шествие людей контрады до собора называется «шествием свечей и переписей». После окончания Августовского Палио победившие контрадайоли отправляются прямо в Дуомо с Драппеллоне, чтобы спеть Te Deum благодарности Марии Ассунте.