Базилика Санта-Мария-Ассунта, Генуя

Базилика Санта-Мария-Ассунта в Кариньяно — религиозное сооружение в Генуе.

Церковь, которая выделяется своей гармоничной массой на вершине холма Кариньяно, является одним из самых известных генуэзских произведений Галеаццо Алесси и одним из величайших образцов архитектуры эпохи Возрождения в городе. Содержащиеся в нем скульптуры Пьера Пюже и Филиппо Пароди относятся к числу высших шедевров генуэзского барокко.

Бывшая дворянская церковь семьи Саули, позже она стала аббатством, коллегиальной церковью и малой базиликой. Его приходская община является частью викариата Кариньяно-Фоче Генуэзской архиепископии.

Благодаря своему выдающемуся положению он хорошо виден из многих частей города, на которые он возвышается с четырех одинаковых фасадов, даже если сегодня он частично скрыт современными зданиями.

Начатое примерно в середине шестнадцатого века, его строительство продолжалось до начала следующего века, но работы продолжались и в последующие века, по этой причине выражение «A l'è comme a Fabrica de Caignan» вошло в народную поговорку. язык («это похоже на фабрику Кариньяно») для обозначения бесконечного предприятия.

 

История

Церковь была построена по воле генуэзского патриция Бандинелло Саули, который своим завещательным распоряжением от 17 октября 1481 г. создал специальный фонд при банке Сан Джорджио. Однако только почти семьдесят лет спустя, 7 сентября 1549 года, наследники Бандинелло Саули по соглашению доверили эту задачу перугийскому архитектору Галеаццо Алесси, который уже год находился в Генуе.

Первый камень был заложен 10 марта 1552 г. в присутствии генерального викария архиепископства монсиньора Эджидио Фальчетты, в 1555 г. стены по периметру были почти готовы, в 1560 г. здание было частично покрыто, а уже в 1564 г. церковь начала возводиться. служил, даже если первая торжественная месса была отслужена там только в 1588 году.

Алесси, переехавший в Милан в 1556 году, продолжал руководить проектом и работами, используя сотрудничество с известными местными архитекторами, включая Бернардино Кантоне, Анджело Доджо, Бернардо Спазио и Доменико Понцелло, с которыми он поддерживал тесную переписку. сегодня хранится в историческом архиве базилики.

«Фабрика» оставалась открытой более пятидесяти лет: купол был готов только в 1603 году, через тридцать лет после смерти дизайнера. Тем временем, 13 июня 1583 года, Папа Григорий XIII своим «motu proprio» издал указ о возведении его в коллегиальную церковь и аббатство. Прошло бы почти девяносто лет, прежде чем другой папа, Александр VIII, предоставил аббату привилегию совершать понтификалы (27 августа 1690 г.); в 1742 году буллой Бенедикта XIV церковь получила статус прихода, но без территориальной юрисдикции, будучи дворянским приходом членов семьи-основателя.

Чтобы создать живописный доступ к церкви между 1718 и 1724 годами, Доменико Саули приказал Жерару де Лангладу построить мост, который, пересекая долину Риво Торбидо, соединяет холмы Сарцано и Кариньяно. Сам Доменико Саули в 1737 году сделал концерт колоколов.

Фасад был впервые переработан в 1722 году Франческо Джованни Баратта, создавшим входной портал, на котором в барочном обрамлении была помещена статуя Успения, первоначально предназначенная для главного алтаря.

Работы продолжались до 19 века и были завершены местными мастерами с полной реконструкцией фасада по проекту архитектора Карло Барабино; в связи с этим были построены лестницы для доступа к трем дверям церкви, уже запланированные Алесси.

Мемориальная доска внутри церкви напоминает нам о том, что в 1815 году Папа Пий VII совершил торжественный понтифик.

Во второй половине XIX века, особенно плодотворном периоде для генуэзского католицизма, настоятель базилики по приглашению тогдашнего митрофорного аббата Томмазо Реджо, будущего архиепископа Генуэзского и блаженного : они помнят, в частности, Гаэтано Алимонду (будущего кардинала) и Фортунато Винелли, каноника базилики и будущего первого епископа Кьявари.

Только совсем недавно, 4 декабря 1939 г., архиепископским указом кардинала Пьетро Боэтто церковь Кариньяно была преобразована в территориальный приход; вместо 14 августа 1951 года - освящение в качестве малой базилики кардиналом Джузеппе Сири. Базилика до сих пор носит титул дворянского прихода маркизов Камбьязо Негротто Джустиниани (наследников Саули), которые сохраняли право покровительства до своего отказа в 20 веке.

Как приходская церковь в центре Генуи, базилика Кариньяно на протяжении многих лет была местом важных церковных событий. С недавно отреставрированного церковного двора, который выходит на большую площадь Кариньяно, генуэзцы часто приветствовали своих прославленных умерших, как это случилось в семидесятых годах с некоторыми жертвами терроризма в годы руководства и в январе 1999 года на похоронах Фабрицио Де Андре, когда перед базиликой собралась большая толпа, чтобы поприветствовать покойного художника.

 

Описание

Церковь имеет план греческого креста с центральным куполом, установленным на высоком цилиндрическом барабане, и четырьмя небольшими куполами по углам. Это сооружение, не имеющее аналогов в генуэзской традиции, вдохновлено проектом базилики Святого Петра, разработанным Джулиано да Сангалло. Для церкви характерны четыре одинаковых фасада с каждой стороны, каждый из которых увенчан тимпаном и имеет свой вход, кроме заднего. Из четырех колоколен, предусмотренных проектом Алесси, были построены только две, соответствующие главному фасаду.

Интерьер, очень светлый, характеризуется белыми стенами без фресок, украшенными только пилястрами с фитоморфными капителями, которые подхватывают мотив внешнего убранства. Своды, в том числе купольные, имеют кессонный потолок.

На пересечении рукавов, разделяющих церковь на четыре равные части, выделяются четыре большие статуи святых, размещенные в нишах у основания столпов центрального купола. Главный алтарь с бронзовым декором резко контрастирует с белыми стенами и потолками. В церкви есть несколько могил членов семьи Саули, в том числе дожа Лоренцо Саули, убитого в 1601 году.

 

Работа

Главный фасад:
Статуя Успения Клода Давида, законченная Бернардо Скьяффино;
Статуя Святых Петра и Павла работы Клода Давида.

Ниши в опорах купола:
Статуя святого Александра Саули (справа) работы Пьера Пюже;
Статуя Святого Себастьяна (1668 г.), справа, работы Пьера Пюже;
Статуя Святого Варфоломея (слева) работы Клода Давида (1695 г.);
Статуя Иоанна Крестителя (слева) работы Филиппо Пароди (1667 г.);
Статуи двенадцати апостолов и докторов церкви вдоль стен 1740 года работы Диего Карлоне по проекту Франческо Марии Скьяффино.

Пресвитерия и главный престол:
Главный алтарь из мрамора и бронзы работы флорентийского скульптора Массимилиано Солдани (1700 г.) с бронзовым распятием Пьетро Такка (сделанным вместо распятия, первоначально заказанного Пьером Пюже, которое так и не было выполнено);
Картина Джузеппе Пальмиери, изображающая Тайную вечерю и бегство в Египет по бокам пресвитерии.

Правый проход:
Картина Доменико Пиолы, изображающая Святого Петра, исцеляющего хромого в первом алтаре, датированная между 1694 и 1696 годами;
Картина Карло Маратты с изображением мученичества Сан-Бьяджо во втором алтаре, датированная 1680 годом;
Картины с изображением Воскресения Христова работы Аурелио Ломи и Благовещения Оттавио Семино в боковом портале второго алтаря;
Картина Паоло Джероламо Пиола с изображением Богородицы между святыми Домиником, Игнацио и Розой в третьем алтаре;
Картина Франческо Ванни с изображением Виатикума Магдалины в четвертом алтаре;

Левый проход:
Картина Доменико Фьязеллы, изображающая блаженного Алессандро Саули, положившего конец чуме, в пятом алтаре, датированная примерно 1630 годом;
Картина Луки Камбиазо с изображением Пьеты в шестом алтаре, датированная примерно 1571 годом;
Картина с изображением Страшного суда на боковом портале шестого алтаря работы Аурелио Ломи и «Видение Сан-Доменико» Доменико Фьязеллы;
Картина Джулио Чезаре Прокаччини с изображением Мадонны между святыми Карлом и Франциском Ассизским в седьмом алтаре, датированная примерно 1620 годом;
Картина Гверчино, изображающая святого Франциска Ассизского, получающего стигматы в восьмом алтаре.

 

Ризница:

Картина Луки Камбиазо с изображением Святого Семейства.

 

Монументальный орган

На контрфасаде, над хорами, находится монументальный орган, построенный между 1656 и 1660 годами голландским иезуитом Виллемом Хермансом. Инструмент, изначально характеризовавшийся сильным североевропейским стилем барокко, очень редкий в Лигурии, был сильно модифицирован Камилло Гульельмо Бьянки между 1852 и 1853 годами и компанией Lingiardi в 1905 году.

В настоящее время орган имеет романтическую акустическую обстановку 19 века.

 

Народные традиции

Согласно народной легенде, решение о строительстве церкви на высотах Кариньяно было принято в 1478 году, когда жена патриция Бандинелло Саули, попросив дворянку из рода Фиески дождаться ее, задержала служение мессы в близлежащей церкви Санта-Мария на виа Лата (любезно предоставленной Фиески), она бы услышала ответ: «Кто хочет комфорта, может получить его за свой счет».

Отказ, воспринятый саули как оскорбление, породил бы желание построить свою благородную церковь, превосходящую по красоте церковь Фиески, и поэтому Бендинелло Саули в 1481 году оставил наследство, установив, что умножение капитала регистрировалось в Compere di San Giorgio был предназначен для строительства церкви, что произошло только в 1549 году, когда к тому времени соперничающая семья после неудавшегося заговора Джанлуиджи Фиески против Андреа Дориа была лишена своих владений в Кариньяно.

Согласно другой популярной легенде, когда Доменико Саули заказал концерт колоколов в 1737 году, он сам бросил бы несколько мешков с серебряными монетами в тигель во время плавки, чтобы звук был более гармоничным.